Файл: Швец А.К. Выполнение полетов на самолетах морава Л-200А и Л-200Д.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед началом полета пилот должен определить по номограммам длину разбега и пробега самолета в зави­ симости от температуры наружного воздуха, атмосфер­ ного давления, взлетного и посадочного веса, силы вет­ ра и уклона летной полосы.

При эксплуатации самолетов в условиях температу­ ры наружного воздуха + 3 0 -----Ь35РС летные характери­ стики самолета снижаются по сравнению с характери­ стиками, полученными при стандартных условиях.

Максимальная скорость горизонтального полета уменьшится на 10— 15 км/час.

Вертикальные скорости набора высоты с двумя рабо­ тающими двигателями на номинальном режиме с вклю­ ченными и выключенными нагнетателями уменьшаются на 0,7—0,8 м/сек.

Практический потолок самолета снижается на 900— 1000 м.

Полет самолета на одном двигателе, работающем на номинальном режиме, происходит со снижением 0,4— 0,5 м/сек до границы высотности двигателя 1500 м.

Особенно это относится к самолету Л-200Д, у кото­ рого летные характеристики полета с одним работающим двигателем в жарких условиях хуже чем на самолете

Л-200А.

Командный и летный состав, эксплуатирующий само­ леты Л-200А и Л-200Д в условиях значительных плюсо­ вых температур, должен все время учитывать это обсто­ ятельство при организации и выполнении полетов, обра­ тив особое внимание на обеспечение максимальной взлетной дистанции.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

НА ГРУНТОВЫХ АЭ РО Д РО М АХ

Производство взлетов и посадок самолетов Л-200А и Л-200Д возможно как на аэродромах с искусственным покрытием, так и на грунтовых аэродромах, отвечающих следующим требованиям:

1. На основании последних испытаний самолета Л-200Д, проведенных ГосНИИ ГВФ, для обеспечения прерванного взлета самолета на скорости до ПО км/час длина рабочей части летной полосы должна быть не ме­ нее 900 м, включая концевые полосы безопасности.

S. 3 »к.. РИО 7S*.

65

2.Условная прочность грунта не менее 3 кг/см2,

3.Глубина колеи не более 4 см.

4.Высота травяного покрова не более 15 см.

Грунтовые аэродромы при производстве полетов на них должны находиться в хорошем состоянии.

Поверхность аэродромов не должна иметь неровно­ стей, глубоких .колей ('более 4 см), камней и т. п. При полетах на грунтовые аэродромы пилот должен всегда помнить о малом расстоянии концов лопастей воздушных винтов от земли.

Н е к о т о р ы е о с о б е н н о с т и э к с п л у а т а ц и и с а м о л е т а Л-200 на р а з м о к ш е м а э р о д р о м е

При любой степени размокшего грунта аэродрома руление должно быть особенно осторожным. Рулить только на малой скорости во избежание попадания гря­ зи на воздушные винты от вращающихся колес.

Руление на малой скорости по (размокшему грунту ис­ ключает забрасывание в мотогондолу грязи и попадание ее на концевые выключатели сигнализации шасси и на замки шасси. По этим причинам возможны выпадания шасси из-за загрязнения замков.

Рекомендуется после посадки на размокшем аэродроме, перед последующим взлетом с него, при выключен­ ных двигателях осмотреть и очистить от грязи переднюю амортизационную стойку и колесо. Осмотреть мотогон­ долы основных шасси и также очистить их. Особое вни­ мание при осмотре шасси уделять чистоте замков.

После взлета выпуск и уборку шасси произвести 2^- 3 раза во избежание невыпуска шасси из-за попадания грязи на замки.

Взлет самолета с размокших грунтовых аэродромов выполняется с отклонением закрылков на 15° и более ранним поднятием передней ноги.

При посадке закрылки отклоняются на 30°, и реко­ мендуется возможно дольше удерживать штурвал, взя­ тый полностью на себя, чтобы тем самым уменьшить на­ грузку на (переднюю ногу.

Следует помнить также о том, что если на аэродроме после сильного дождя имеются лужи воды и пробег бу­ дет происходить через них, то закрылки выпускать не следует, так как ввиду низкого расположения крыльев

66


q t земли струи воды и грязи, поднятые колесами, уда­ ряют .в закрылки и могут привести к их повреждению.

Длину пробега и разбега самолета определять по но­ мограммам, приведенным в руководстве по летной экс­ плуатации.

В соответствии с испытаниями ГосНИИ ГВФ макси­ мальная длина разбега самолета Л-200Д с полным по­ летным весом (1950 кг) в стандартных условиях и глу­ бине колеи 4 см равна 410 м.

Длина пробега при тех же условиях и с нормальным торможением составляет 320 м.

Длина разбега самолета по твердому грунту (без об­ разования колеи в стандартных условиях) равна 330 м.

Длина пробега в этих же условиях и при нормальном торможении составляет 410 м.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА ПО САНИТАРНЫ М ЗАДАНИЯМ

НА САМОЛЕТЕ Л-200

Выполнение полетов по санитарным заданиям с це­ лью перевозки носилочных больных связано с некото­ рым переоборудованием в кабине самолета Л-200.

Переоборудование заключается в следующем:

1.Снимается спинка заднего сиденья пассажиров.

2.На правом переднем сиденье спинка откладывает­ ся назад, опираясь на заднее сиденье (диван).

3.Носилки с больным устанавливаются по правому борту кабины.

Передняя часть носилок опирается на подушку пе­ реднего правого сиденья своими ножками.

Задняя часть носилок покоится на ремнях, которые

"закреплены на двух кольцах вверху багажника. Больного на носилках заносят в кабину по трапу ле­

вого крыла ногами вперед и далее в багажник. Сопровождающий больного располагается на заднем

сиденье с левой стороны носилок (по полету).

При применении носилок с № 847010 чехословацкого производства (носилки для самолета Супер Аэро), спин­ ка переднего сиденья не откладывается назад, а только подается вперед на 5—8 см.

Спинка заднего сиденья снимается, носилки вносят­ ся так же, как указано выше.

При применении носилок чехословацкого производст­ ва, на Л-200А и Л-200Д можно перевозить одного боль­

67

ного на носилках, врача на переднем правом сиденье и сопровождающего рядом с больным «а заднем сиденье.

При перевозке больных по санитарным заданиям вы­ полнять развороты с кренами более 20° запрещается.

Снижение

самолета с

вертикальной скоростью более

1,5 м/сек

запрещается.

При сильном рему

снижать скорость до 195 км/час,

принимая все меры к предупреждению бросков самолета. При указанных выше санитарных вариантах загрузки самолетов Л-200А и Л-200Д с использованием носилок для перевозки больных центровка самолета не выходит

за пределы допустимых эксплуатационных центровок.



ГЛАВА IV

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

К особым случаям в полете относятся частичный или полный отказ двигателей, агрегатов, рулей управления, вследствие которых возникает угроза безопасности по­ лета.

ПОЛЕТЫ С ОДН ИМ НЕРАБОТАЮ Щ ИМ ДВИГАТЕЛЕМ

Полет с одним неработающим двигателем является сложным элементом полета, требующим высокой выучки летного состава в одномоторном полете. От степени под­ готовки и тренировки каждого пилота в умении выпол­ нять полет с одним работающим двигателем зависит бла­ гополучное завершение полета при отказе одного из дви­ гателей на любом этапе полета.

Командный и летный состав, эксплуатирующий само­ леты Л-200А и Л-200Д, должен уделить особое внима­ ние личной тренировке в одномоторном полете.

Отказ одного из двигателей на взлете

Перед вылетом в рейс и на тренировку в аэродром­ ных и рейсовых условиях пилот должен ознакомиться и знать записанные в формуляре характеристики и осо­ бенности самолета при полете с одним работающим дви­ гателем, а также размеры и состояние ВПП, концевых полос безопасности, наличие и величину препятствий на аэродроме, знать рельеф местности и посадочные пло­ щадки в районе аэродрома на случай одномоторного по­ лета и вынужденной посадки при отказе одного из дви­ гателей.

69

Во время взлета самолета пилот должен быть готов в любой момент принять меры, обеспечивающие безопас­ ную посадку самолета на аэродроме, приземление или безопасное завершение взлета на случай отказа одного из двигателей.

Основным признаком отказа двигателя является стремление самолета к развороту и крену в сторону от­ казавшего двигателя.

Отказ двигателя на разбеге

1.В случае отказа одното из двигателей в процессе разбега до подъема переднего колеса (скорость не более 60—70 км/час) следует убрать газ и применить плавное торможение колес. При этом обеспечивается прекраще­ ние движения самолета до полной его остановки на дис­ танции, не превышающей 350 м от начала разбега.

2.При отказе одного из двигателей на разбеге до до­ стижения скорости отрыва самолета пилот должен не­ медленно убрать газ обоих двигателей и прекратить раз­ бег, использовав все средства для гашения скорости. Ди­ станция от начала разбега до остановки самолета сос­

тавляет 800—900 м для Л-200А и 1000— 1100 м для

Л-200Д в стандартных условиях атмосферы.

Вслучае, когда не удается избежать встречи с пре­ пятствиями, следует торможением одного из колес шас­ си развернуть самолет так, чтобы избежать лобового

удара. Если и отворот, не обеспечивает безопасность, избежания удара, убрать шасси, выключить зажигание, бортсеть и перекрыть доступ бензина к двигателям.

3. При отказе одного из двигателей после отрыва и достижения скорости на самолете Л-200А 140 км/час и 150 км/час для Л-200Д и более пилоту предоставляется право либо продолжать полет для посадки на аэродроме вылета или на другую пригодную площадку, либо пре­ кратить взлет, если он считает прекращение полета в -данных условиях наиболее безопасным.

. В случае принятия решения о продолжении полета пилот обязан, удерживая самолет от разворота и крена, не терять времени на выяснение причин отказа двига­ теля и, определив отказавший двигатель по направлению начала разворота самолета, немедленно ввести воздуш­ ный винт отказавшего двигателя во флюгерное положе­ ние, выключить зажигание, а затем:

79


1)рукоятку управления шасси установить в положе­ ние «Убрано»;

2)работающий двигатель оставить на взлетном ре­

жиме.

По достижении скорости 150 км/час на самолете Л-200А и 160 км/час на самолете Л-200Д винт работаю­ щего двигателя установить в положение «Набор»;

3) производить набор высоты до 50 м на скорости 150 км/час на самолете Л-200А и 160 км/час на самолете Л-200Д, убрать закрылки;

4)после уборки закрылков продолжать набор высо­ ты до 100 м на скорости 160— 170 км/час.

Полет производить с креном 2— 3° в сторону работа­ ющего двигателя;

5)в полете следить за температурным режимом ра­ ботающего двигателя; в зависимости от температурного режима открыть на работающем двигателе створку маслорадиатора и жалюзи охлаждения двигателя;

6)закрыть топливный кран отказавшего двигателя. Закрыть створки маслорадиатора и капота охлаждения двигателя;

7)после преодоления препятствий и ^набора 100 м высоты уменьшить режим работающего двигателя до номинального (я = 2600 об/мин., Рк = 740 мм рт. ст.) и произвести заход на посадку;

8)пилоту в любой момент продолжения полета после отказа двигателя на взлете предоставляется право со­ вершить посадку с убранным шасси; посадка на аэро­ дром разрешается как с убранным, так и с выпущенным шасси в любом безопасном «направлении, по выбору пи­

лота; 9) в случае крайней необходимости для обхода пре*

пятствий допускаются пологие отвороты как в сторону работающего (с креном до 10°), так и в сторону нерабо­ тающего двигателя (с креном до 5°) на скорости не ме­ нее 160 км/час.

При выполнении отворота и разворота пилот обязан следить за скоростью по прибору, ни в коем случае не допуская ее уменьшения. Особенно недопустимо умень­ шение скорости при выполнении отворота или разворота в сторону неработающего двигателя.

71

Пилот должен помнить, что потеря скорости может вызвать резкое скольжение и срыв самолета.

Отказ двигателя в режиме набора высоты

При отказе двигателя в режиме набора высоты пило­ ту запрещается выполнять полет по маршруту (зада­ нию), а необходимо произвести 'посадку самолета на аэ­ родроме вылета.

Посадку самолета необходимо производить, как пра­ вило, против ветра, и, если это невозможно, то с любого направления как с выпущенным, так и с убранным шас­ си — по усмотрению пилота. Разрешается производить посадку также на местности, обеспечивающей безопас­ ную посадку. В этом случае шасси должно быть убрано.

Развороты самолета производить желательно в сто­ рону работающего двигателя.

Отказ двигателя в установившемся режиме набора высоты особых трудностей в пилотировании самолета не вызывает. В этом случае, выдерживая скорость полета 160— 165 км/час, необходимо выполнить последовательно следующее:

1)дать полный газ работающему двигателю;

2)зафлюгировать винт отказавшего двигателя;

3)выключить зажигание и топливный кран неработа­ ющего двигателя. Закрыть створку маслорадиатора и створку охлаждения двигателя;

4) отрегулировать число оборотов -двигателя на 2600 об/мин и давление наддува, обеспечивающее сохра­ нение .скорости полета не менее 160— 165 км/час;

5)при необходимости уменьшить нагрузку на педали триммерами руля направления;

6)набирать высоту для преодоления препятствий сле­ дует с креном 2—3° в сторону работающего двигателя, так как крен больше 4° значительно уменьшает скоро­ подъемность самолета;

7)в тех случаях, когда нет возможности зафлюгиро­ вать винт отказавшего двигателя, следует перевести ло­ пасти винта на предельно большой шаг и установить ми­

нимальные обороты, какие только возможно будет до­ стигнуть в полете.

При посадке с убранным шасси следует выключить

72