Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
поверхности насыщенного цвета м огут чрезмерно раздражать зрение, а темные поверхности, обладаю щ ие низким коэф фициентом отражения, будут снижать освещенность всего помещения.
При окраске малогабаритных изделий иногда можно при менять более насыщенные цвета, однако при условии, что работа на них носит периодический характер, они не нахо дятся постоянно в поле зрения работаю щ его и если маши нами и приборами такого типа не м ож ет быть насыщен интерьер и они м огут служить своего рода компенсаторными пунктами.
При окраске изделий, эксплуатируемых на открытом воз духе или под навесом, м ож ет быть принят и другой принцип, так как задачи, реш аемые окраской этих изделий, совер
шенно |
другие |
и |
светлота их окраски практически не влияет |
на освещ енность |
рабочего пространства, а интенсивность |
||
цвета |
делает |
их |
легко заметными на естественном ф оне и |
пом огает в работе.
Применяя яркие и контрастные сочетания в окраске на руж ны х поверхностей машины, совершенно недопустимо использовать те же цвета для окраски внутри кабины опера тора или водителя, где постоянно находится человек и где окраска должна целиком и полностью быть подчинена усло виям его труда.
Казалось бы, оперируя всеми этими данными, художникконструктор м ож ет решить все вопросы окраски промы ш ленного изделия. Однако на практике возникает еще ряд
трудностей, связанных с |
влиянием |
чисто эксплуатационных |
и производственных ф акторов. |
|
|
Кром е декоративного |
назначения |
окраска, как известно, |
выполняет еще и роль защ итного покрытия. Поэтому выбор цветового решения будет всегда ограничиваться гаммой цве
112
тов, сущ ествую щ ей среди марок эмалей, имеющих опреде ленные физико-химические эксплуатационные свойства и обеспечивающих определенные защитные свойства, требуе мые для дан-нопо изделия. Эти условия определяю тся эксплуатацией изделия и той средой, в которой оно будет работать. Сю да относятся требования к механической проч ности покрытия, а также требования к маслостойкости, атмо сф еростойкости, к тропикоустойчивости, устойчивости к агрес
сивным веществам, ж аро - или м орозоустойчивости |
и т. п. |
Несм отря на то что сущ ествует довольно большая |
номен |
клатура марок эмалей, отвечаю щ их всем этим требованиям, выбор их затрудняется еще и тем обстоятельством , что в ряде случаев не каждую эмаль можно применять ввиду отсутствия необходимого технологического оборудования или производственных площадей на предприятии, которое должно выпускать данное изделие.
Рассматривая вопрос о выборе марки защ итно-декоратив ного материала, в каждом конкретном случае художник-кон структор не м ож ет не учитывать этих чисто производственных условий. На первый взгляд незначительный вопрос о замене одной марки эмали другой, имеющей такие же физикохимические показатели, может перерасти при крупносерий ном производстве в целую проблему, потребует выделения
дополнительных |
площадей |
или |
переоборудования |
сущ ест |
|
вую щ его участка |
окраски. Далеко |
не всегда эти мероприятия |
|||
будут экономически оправданы и дадут нужный эф ф ект. |
|||||
М ожно рекомендовать |
примерную |
методику |
выбора |
||
защ итно-декоративного покрытия |
после |
принятия |
принци |
пиального решения о цветовой композиции для окраски кон кретного изделия в соответствии с требованиями, о которы х говорилось выше:
1) выбор марок эмалей с соответствую щ им и защитными51
15 С. А. Соломонов. В. Э. Вннтман |
11* |
и физико-механическими свойствами, обеспечивающими падеж ную и долговечную работу изделия в определенных эксплуатационных условиях;
2)выбор из числа этих эмалей тех марок, применение
.которых возможно и экономически оправдано в условиях конкретного производства;
3)в пределах отобранных таким образом эмалей выбор
.наиболее подходящ их для создания необходимой цветовой композиции;
4)анализ цветовых параметров покрытий на основе
выбранных эмалей; |
|
|
|
|
|||
5) |
окончательное |
решение |
окраски |
изделий |
с учетом |
||
всех |
ф акторов, |
влияющих на цвет. |
|
|
|||
Такая |
очередность |
работы |
оправдывает себя, |
позволяет |
|||
бы стрее |
найти |
оптимальное |
цветовое |
решение |
изделия, |
исходя из технических возможностей, находящихся в распо
ряжении |
худож ника-конструктора, работаю щ его |
всегда в ре |
||
альных и конкретных условиях. |
|
|||
Создавая новое |
изделие, |
художник-конструктор в первую |
||
■ очередь |
работает |
над его |
формой, которую |
невозможно |
представить без учета решения цвета и ф актуры поверхности.
Ф орм а |
изделия воспринимается нами как геометрический |
■ объем с |
поверхностью , обладающей определенным цветом |
и ф актурой . О краска позволяет подчеркнуть динамичный или |
■ статичный характер ф орм ы , выявить или сгладить отношение одних объемов к другим , увеличить или уменьшить величину углублений и выступов.
Ф актура играет немаловажную роль в нашем восприятии объема. Блестящ ая глянцевая поверхность всегда богата бли
ками, |
подчеркиваю щ ими четкость |
форм ы и выявляющими |
||||
л ю б о е |
ее |
изменение, |
создавая |
как |
бы ее |
дополнительный |
■ световой |
скелет. Но |
глянцевая |
поверхность |
также безж а |
114
лостно выявляет и те изменения форм ы , которые совершенно нежелательно подчеркивать, а, наоборот, необходимо скрыть. Она создает блики на всех неровностях поверхности, имею щих случайный характер, появившихся в процессе изготов ления изделия и являющ ихся технологически неизбежнымидефектами. При этом чем темнее поверхность окрашенногопредмета, тем сильнее контраст меж ду бликом и цветом основной поверхности изделия, тем заметнее все эти дефекты формы . Поэтому, выбирая для окраски изделия эмаль, обла даю щ ую глянцевой поверхностью покрытия, художник-кон структор обязан учитывать, что для качественного выполне ния окраски этого изделия потребуется значительный объем, работы по подготовке поверхности.
М атовые и глубоко-матовые поверхности позволяю т скрыть ряд дефектов, но не м огут контрастно подчеркнуть места излома ф орм ы . Такая ф актура обладает тем недостат ком, что в процессе эксплуатации легко загрязняется и теряет свои декоративные качества.
Поэтом у желательно, чтобы самое ш ирокое применение получили полуматовые эмали, обладаю щ ие относительно гладкой поверхностью , создаю щ ей красивую игру светотеней, и бликов, но в какой-то мере скрывающие чисто технологиче ские дефекты форм ы и относительно хорош о противостоя
щие |
загрязнению . |
|
О гром ное значение при выборе |
цвета для окраски изде |
|
лия |
имеет свет. О т источника света |
и его расположения во- |
многом зависит, каким мы будем воспринимать тот или иной
цвет, расположение бликов и теней |
на поверхности изделия. |
Д ругим не менее важным ф актором |
является цвет окруж аю |
щей данное изделие среды, в сочетании с которым оно всегдабудет восприниматься. Однако учитывать эти два важнейших ф актора худож ник-конструктор может только условно, бази
15* |
115 |
руясь на изучении условий эксплуатации аналогичных изделий или учитывая наиболее вероятные условия в той отрасли про мышленности, для которой проектируется данное изделие.
При серийном выпуске машин или приборов, над созда нием которы х работает художник-конструктор, он не может точно определить места их эксплуатации. Поэтом у более
точный |
учет этих ф акторов может быть произведен только |
в том |
случае, если ведется работа над целым комплек |
сом изделий или над уникальным изделием и место его уста новки проектируется одновременно с ним или известно заранее.
Таким образом , все основные факторы , влияющие на цве товое решение изделия, практически являются факторам и, оказываю щ им и влияние на ф ор м у изделия. Это совершенно законом ерно, так как цвет в изделии не может сущ ествовать вне зависимости от его формы , так же как и ф орм а будет всегда восприниматься в комплексе с ее цветовым решением.
Все эти ф акторы будут также находиться в очень тесной взаимозависимости и влиять друг на друга, заставляя худож ника-конструктора вести постоянный поиск оптимального решения, учиты ваю щ его их во взаимосвязи.
Аналогична система оценки качества цветового решения. Мы не м ож ем дать положительную оценку цветовом у реш е нию изделия, если оно ухудш ает его эксплуатационные свой ства или, обладая великолепными декоративными качествами, не м ож ет быть выполнено на сущ ествую щ ей производствен ной базе, требуя неоправданных экономических затрат; точно так же как цветовом у решению, легко выполнимому и обес
печиваю щ ем у все |
технические требования, но не |
соответ |
ствую щ ем у образу |
изделия или не отвечаю щ ем у |
психофи |
зиологическим требованиям, предъявляемым к нему. |
||
Итак, рассматривая промышленное изделие как |
произве |
116
дение искусства, мы можем рассматривать его цветовое решение только как ответ на большой комплекс вопросов, зависящий от всех ф орм ообразую щ их ф акторов. Поэтому, оценивая цветовое решение, нельзя вырывать какие-либо факторы из всей системы, отбрасывая остальные, ибо такой путь обязательно приведет к недооценке декоративных, или функциональных, или производственных условий, учитывае мых при окраске изделия.
Мы мож ем признать правильным только то цветовое решение, которое, достигая эстетической цельности восприя тия ф орм ы изделия, не нарушает оптимальных соотношений между функциональными и декоративными его качествами и учитывает все ф орм ообразую щ ие ф акторы , влияющие на выбор цвета.
Разбирая в этой главе условия, влияющие на цветовое решение промышленного изделия, мы не стремились дать готовое решение на все случаи жизни. Однако нам хотелось наметить тот основной круг вопросов, которые необходимо держать в поле зрения худож нику-конструктору, работаю щ ему над цветовым решением изделия, и сф орм улировать основные методические положения, дающие возможность, на наш взгляд, наиболее правильно решать вопросы, связанные с применением цвета в промышленных изделиях.
ГЛАВА V
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ
ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА
-конструкторов, мы ставим перед собой задачу рассмотреть вопросы, свя занные с наиболее рациональной организацией его в обла сти конструирования машин, приборов и изделий культурнобы тового назначения и хозяйственного обихода. Мы не будем затрагивать вопросов, связанных с организацией труда худож - ников-конструкторов в таких областях, как стекло, текстиль, обувь, так как они специфичны и труд художника в них стал традиционным. Зато машиностроение и приборостроение совсем недавно начали применять методы художественного конструирования. Число художников, занятых в этих областях, ежедневно увеличивается, и поэтому необходимо найти орга низационные ф орм ы работы, позволяющие с наибольшим эф ф е кто м использовать их труд.
Анализируя организационные формы деятельности худож
118
ников-конструкторов в настоящ ее время, можно подраз делить их на четыре группы. К первой группе относятся художники, работаю щ ие в системе Сою за художников и худо жественного фонда. Ко второй группе относятся художники,
работаю щ ие в одиночку или по 2— 3 |
человека на предприя |
тиях. К третьей группе — художники, |
объединенные в специ |
альные группы, лаборатории, небольшие отделы при пред приятиях или конструкторских бю ро, и, наконец, к четвертой группе можно отнести крупные творческие коллективы типа специальных художественно-іконструкторских бю ро.
Прежде чем приступить к анализу положительных и отри цательных сторон каждой из этих организационных ф орм , необходимо установить те основные задачи, которые надо реш ать при участии худож ников-конструкторов в условиях современного производства.
Первой и основной задачей является работа по созданию новых изделий промышленности методом художественного конструирования, включая работу не только над конкретными изделиями, но и над перспективными разработками.
Вторая не менее |
важная |
задача, стоящ ая перед художни |
кам и-конструкторам и ,— это |
изучение декоративных качеств |
|
конструкционных и |
отделочных материалов, применяемых |
при конструировании изделий, и разработка предложений, направленных на улучшение этих качеств, исходя из опыта их применения, а также разработка требований к декоративным свойствам вновь разрабатываемых материалов.
Третья задача — это задача постоянного наблюдения за номенклатурой выпускающихся изделий, подготовка предло жений о снятии с производства продукции, не отвечаю щ ей современным эстетическим требованиям, и подготовка пред ложений о расширении и изменении ассортимента некоторых изделий на базе изучения спроса изменяющихся производ
119