Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
щих при сочетании нескольких цветов. К таким явлениям можно отнести явление иррадиации, расчленяю щ ее и объединяющ ее действие цветов, явление выступания и отступа ния цветов и изменения оветлоты цвета под воздействием цветового контраста.
Кром е того, говоря о психологическом воздействии цвета, необходимо остановиться на ряде цветовых сочетаний и цветов, имеющих условное значение, на которые у человека выработались определенные реф лексы . Эту группу цветов и их сочетаний можно назвать сигнальнопредупреждающ ей. Яркие и броские цвета, выделяющ иеся на ф оне других и заметные издали, позволяю т информировать о необходимо сти повысить внимание, об опасности или путях ее ликви
дации. |
|
|
М ноголетняя практика |
использования цвета как символа, |
|
вы раж аю щ его требования |
внимания |
или опасности, опреде |
лила три основных цвета, которые |
м огут выполнять эту |
основную функцию . Красный цвет выражает опасность или дает сигнал «стоп», желтый выражает требование повышен ного внимания и зеленый символизирует безопасность. Нередко они использую тся в сочетании с наиболее контраст ными ахроматическими цветами — белым и черным. Употреб ление этих цветов в сочетании с ахроматическими позволяет не только повысить восприятие их на ф оне белого или чер ного цвета, но и позволяет довольно легко различать людям , страдаю щ им дальтонизмом.
Н аряду с фактами психологического воздействия мы встречаемся и обязаны учитывать факты ф изиологического воздействия цвета на человека. Ф изиологическое воздействие цвета на человеческий организм обусловлено строением человеческого глаза, который по-разном у реагирует на каж дый цвет.
103
При длительном воздействии одного цвета человеческий глаз теряет чувствительность к этому цвету, наступает так называемое цветовое утомление. Различные цвета различно влияют на человеческий глаз. Одни утом ляю т его быстрее, другие медленнее. Соответственно повышается или пони жается работоспособность человека, повышается или пони жается производительность его труда. К таким цветам, кото рые благоприятно воздействую т на глаз, физиологи относят группу цветов средней части спектра, лежащих в диапазоне волн от 500 до 580 нм при чистоте цвета не более 40% .
Говоря о средневолновой ж елто-зеленой части спектра и применяя эти цвета в окраске изделий промышленности, нельзя забывать, что практически мы не имеем дела с чи стыми спектральными цветами, а имеем дело с эмалями и красками, обладающими сложным цветом.
Гамма |
оптимальных цветов, характеризуемая длиной |
|
волны в |
пределах от |
500 до 580 нм, то есть в основном |
лежащ их |
в пределах |
желто-зеленой части спектра, будет |
содерж ать целый ряд цветов, которые не воспринимаются зрительно как желтые и зеленые.
Поэтом у необходимо для правильного выбора цвета про верять каждый раз соответствие его указанным выше требо ваниям, производя замеры выбранных цветов с помощью приборов.
При решении цветовой композиции машины или прибора, за которым будет постоянно работать человек, следует учи тывать и тот факт, что длительное восприятие даже этих оптимальных цветов также приводит к цветовому утомлению ; поэтом у необходимо дать работаю щ ему возможность пере ключения на группу цветов, при наблюдении которых проис ходит компенсация и зрительные способности глаза восста навливаются. При этом нужно учитывать и эмоциональное
104
воздействие, оказываемое данным изделием на человека. Подбирая оптимальные цветовые решения изделия или группы изделий, целесообразно строіить сочетания цветов в пределах гармоничных сочетаний, обеспечивающ их наи больш ую эстетическую выразительность изделия.
К числу таких основных гармоничных сочетаний цветов можно отнести ряд цветовых гармоний, применение которых апробировано многолетним человеческим опытом. Эти гар моничные сочетания бывают как нюансные, так и контраст ные. К их числу можно отнести следую щ ие:
1) гамму, построенную на сочетании цветов одного цвето вого тона, отличаю щ ихся по светлоте;
2) гамму, построенную на смешении нескольких цветов с одним, который является основным и объединяет все вновь получаемые цвета;
3)гамму, построенную из трех цветов, один из которы х объединяет два других и является результатом их смешения;
4)гамму, построенную из трех цветов, два из которых являются дополнительными, а третий получен в результате смешения их с ахроматическим;
5)гамму, построенную из двух или трех цветов, близко расположенных в спектре и близких по своей теплохолод ности;
6)гамму, построенную из двух дополнительных цветов.
Однако эта гамма обычно бывает очень контрастной, поэтому, подбирая дополнительные цвета, выгоднее для снижения контраста брать не сам дополнительный цвет, являющийся противоположным в цветовом круге, а цвет, лежащий рядом с ним;
7) гамму, построенную из трех цветов, два из которых являю тся смежными в спектре, а третий — дополнительный к их среднем у значению;41
14 С. А. Соломонов, В. Э. Виитмаи |
105 |
8)гамму, построенную из трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;
9)гамму, построенную на сочетании двух цветов, один из
которы х является |
ахроматическим, а другой — хром атиче |
||||||
ским; |
|
|
|
|
|
|
|
|
10) гамму, |
построенную |
на |
сочетании |
теплых |
тонов |
|
с |
холодными; |
|
|
|
|
|
|
|
11) гамму, |
построенную |
на |
сочетании |
теплых |
тонов |
|
с |
черными; |
|
|
|
|
|
|
|
12) гамму, |
построенную |
на |
сочетании |
холодных |
тонов |
|
с белыми. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечисленные |
гармоничные |
сочетания, |
безусловно, не |
являю тся исчерпывающими, однако их можно принять за основные и пользоваться ими в практической работе.
Говоря о гармоничном сочетании цветов, не следует забы вать, что важно не только правильно подобрать цвета, но и точно найти те наиболее подходящие соотношения по пло щ адям , занимаемым каждым цветом, диктуемые ф орм ой изделия, которые позволят применить это сочетание, обеспе чивая нужное эмоциональное воздействие. Поэтом у рассм ат ривать то или иное сочетание цветов, рекомендуемое для окраски промышленного изделия, невозможно в отрыве от сам ого изделия и его формы .
С другой стороны, для того чтобы найти действительно гармоничное сочетание, нельзя ограничиваться только под бором цветов и их соотнош ением по площадям, а необхо димо найти такж е правильное соотнош ение этих цветов по насыщенности и светлоте, сообразуясь при этом с другими ф акторам и, вытекающими из функции изделия и условий среды , в которой изделие будет сущ ествовать.
Таким образом художник-конструктор, работая над цве товым реш ением промышленного изделия, должен учитывать
106
ряд ф акторов, условно делящ ихся на две группы, очень тесно связанные меж ду собой.
К первой группе будут относиться ф акторы , связанные с требованиями к цвету с точки зрения психофизиологиче ского его воздействия и с основными законами цветоведения..
Ко второй группе следует отнести ф акторы , определяю щиеся функцией изделия, его эксплуатацией и средой, в кото рой оно будет сущ ествовать.
Исходя из этих условий, худож ник-конструктор может, пользуясь требованиями психофизиологии, найти необходи мое цветовое решение изделия, являю щ ееся наиболее при емлемым для конкретных условий и отвечаю щ ее всем тре бованиям.
Вторая группа ф акторов, характеризуя условия труд а человека, будет той основной группой, которая определит, на какие психофизиологические и цветоведческие законы необходимо опираться для получения нужного решения.
Одним из важнейших ф акторов, определяю щ их окраску, является функция изделия. Именно она диктует основную' гамму цветов и степень их контрастности. Ф ункция изделия
требует |
подчинения цвета определенному |
строю , раскры |
ваю щ ему |
ее, пом огаю щ ем у этому изделию |
правильно ф ун к |
ционировать и обеспечиваю щ ем у правильное взаим одействие этого изделия с человеком.
О рудия труда, которые находятся во время работы у рабочего перед глазами, так же как и элементы интерьера, не должны утомлять его, поэтому для их окраски ж елательно применение спокойных тонов и неконтрастных сочетаний.
Наоборот, машины, работаю щ ие на откры том воздухе, ме стонахождение которы х должно быть легко обнаружено, или представляю щ ие какую -либо опасность для человека, должны быть видны издали и поэтому м огут быть окрашены в яркие
107
цвета, взятые в контрастных сочетаниях. Точно так же и интерьеры ряда общ ественных зданий, где по условиям эксплуатации не требуется создания спокойной рабочей обстановки, таких, как кафе, клубы, выставки и т. п., могут бы ть решены в более контрастных и броских цветовых соче таниях, чем рабочие помещения.
Более тонкие нюансы окраски, цветовой тон, насыщен ность и светлота выбираются в зависимости от условий труда человека на этом изделии. В понятие условий труда в первую очередь будет входить характеристика трудового процесса.
Каждый раз при определении этой характеристики разра ботчик должен творчески учитывать множество ф акторов:
а) вызываю щ ие высокое напряжение физиологических функций организма: напряженная физическая работа, напря ж енная умственная работа, напряжение органов зрения,
напряжение органов |
слуха и т. д.; |
|
б) вызывающие |
угнетение физиологических |
функций |
организма (однообразная, монотонная работа и т. |
д.). |
Необходимо учитывать отличие при выборе окраски обо рудования для тех производственных операций, которы е вызываю т высокое напряжение, физическое или умственное, органов зрения и слуха и т. д. Например, работа кузнеца вызывает сильное физическое напряжение, а работа сбор щика на часовом заводе совершенно не трудна физически, но вызывает сильное умственное .и зрительное напряжение. Таким образом , оба вида при каж ущ емся различии попадают под определение тяжелой работы, но требую т разной окраски оборудования, при учете всех остальных условий труда.
Работа м ож ет быть утомительной и однообразно моно тонной, темп ее мож ет быть принудительным или зависеть от воли работника, что в одном случае требует больш ого напряжения, а в другом переносится легко. В каждом кон
108
кретном случае эти условия будут влиять на цветовое реш е ние изделия.
Неразрывно связанными с условиями труда будут условия среды, где эксплуатируется данное изделие. Немаловажную роль при этом играю т габариты сам ого изделия и его кон
структивные |
элементы, требую щ ие определенного подхода |
к цветовом у |
их решению. |
Таким образом , одним из важнейших ф акторов, опреде ляю щ их условия труда, является характер работы на данном изделии, выражающий степень ф изического или умственного напряжения рабочего.
Как правило, художник-конструктор, работая над новым изделием промышленности, не знает, в каком конкретном помещении будет стоять тот или иной прибор, та или иная машина. Исключение составляю т только уникальные уста новки, предназначенные для определенного места и обычно проектируемые совместно с помещением, где они должны работать.
Однако многие условия среды все же м огут быть учтены худож ником -конструктором при разработке как типовые и наиболее вероятные для того или иного вида производства, в котором будет эксплуатироваться изделие. Такими усло виями являю тся тем пература, чистота или загрязненность
воздуха, |
цвет |
проходящ его |
материала. В ряде случаев |
известен |
и цвет |
окруж аю щ ей |
среды, но, как правило, мы |
можем ориентироваться на него как на наиболее вероятный. Учитывая эти данные, худож ник-конструктор м ож ет опре делить все необходимые требования к цвету проектируем ого им изделия, вытекающие из условий труда. Характер работы влияет на выбор цвета изделия в зависимости от того, 'какого психофизиологического эф ф е кта нужно достигнуть для
облегчения работы на нем.
109
Тем пература окруж аю щ его воздуха и сам ого изделия определяет теплохолодность избираемой гаммы; запылен ность воздуха и освещенность влияют как на выбор цвета изделия, так и на его интенсивность и светлоту. Цветность проходящ его (или обрабаты ваем ого) материала будет влиять на выбор цвета с точки зрения обеспечения оптимальных контрастов между обрабатываемым материалом и фоном , необходимых для снижения утомляемости работаю щ его.
Таким образом , сопоставляя те или иные психофизиологи ческие особенности влияния того или другого цвета с усло виями, предъявляемыми эксплуатацией данного изделия и средой, возможно, оперируя этими цветами в пределах гар моничных сочетаний, найти нужное цветовое решение.
При этом необходимо соблю дать также ряд принципиаль ных положений, обеспечивающ их наиболее правильный под ход к окраске изделий и диктуемых габаритами и формой изделия, особенно важных при окраске машин и приборов, эксплуатируем ых в помещении.
М ожно рекомендовать там, где это необходимо, члене ние наружной поверхности изделия на зоны (до четырех), окраска которы х будет отличаться друг от друга, и подход к вы бору цвета будет различным:
первая зона — это основная масса изделия, занимающая дом инирую щ ее по площади положение, однако в большин стве случаев выпадающая из поля зрения работаю щ его на данном изделии, но часто попадающая в поле зрения рабо
чих или операторов, |
занятых на других |
машинах и приборах |
в том ж е помещении; |
|
|
вторая зона — это |
дополнительные |
массы изделия, зани |
мающие меньшее по площади место, обычно выделяемые другим цветом. К ней можно отнести как участки, находя щиеся непосредственно в поле зрения работаю щ его и являю
110
щиеся фоном обрабатываемой детали, так и отдельные подвижные элементы конструкции, не представляю щ ие опас ности, но требую щ ие определенного внимания от рабочего. Эти участки выгоднее окрашивать несколько светлее, чем основная масса, но с небольшим контрастом к ее цвету;
третья зона — это зона повыш енного внимания, требую щая, как правило, выделения цветом. К ней относятся пульты управления машинами іи приборами, а также места, в которы х сконцентрированы шкалы и приборы контроля за результа тами работы. Решая окраску изделия в целом, художникконструктор должен этим местам уделять особое внимание, учитывая специф ику работы конкретного прибора или машины и обеспечивая наибольшую производительность труда опера тора с минимальной возмож ностью ошибок, и простоту вос
приятия |
информации; |
|
четвертая зона — это |
зона, представляю щ ая опасность |
|
в работе |
и в силу этого |
требую щ ая особого выделения цве |
том. Если эта зона невелика по своим разм ерам , то она вся может быть окрашена в предупреждаю щ ий цвет. Если же площадь ее большая, то рациональнее всего выделять цветом ее границы. Применяя предупредительную окраску, н еобхо димо учитывать также, что за данным прибором или маши ной мож ет работать человек, страдающий дальтонизмом . Поэтом у в некоторых случаях можно рекомендовать созда вать цветом определенный рисунок (пунктир, полосы и т. д.), которы й в сочетании с контрастными цветами легко разли чался бы дальтоником.
|
Решая ту |
или иную цветовую композицию , следует учи |
||||
тывать, |
что |
крупногабаритные изделия, обладая большой |
||||
массой, |
будут доминировать в производственном интерьере |
|||||
и |
поэтому их |
необходимо |
окрашивать в |
наиболее |
светлые |
|
и |
ненасыщенные цвета. Это |
очень важно, |
так как |
большие |
111