Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
Основные спектральные цвета м огут быть характеризо ваны следую щ ей длиной волн:
1)фиолетовый — 380— 450 нм,
2)синий — 450— 480 нм,
3)голубой — 480— 510 нм,
4)зеленый — 510— 550 нм,
5)желто-зеленый — 550— 575 нм,
6)желтый — 575— 580 нм,
7)оранжевый — 585— 620 нм,
8)красный — 620— 770 нм.
Световы е излучения м огут быть собственными излучения ми светящ ихся тел, могут возникнуть в результате прохож де ния света сквозь прозрачные тела, в этом случае они будут носить название пропущенных излучений, или это м огут быть излучения, отраженные от поверхности.
Дополнительными же цветами называются цвета, при см е шении которых получается ахроматический цвет, белый или серый.
Однако, говоря, что цвет предмета зависит от его способ ности пропускать или отражать падающий на него световой поток, не следует забывать, что в той же мере цвет пред мета будет зависеть и от цвета того светового потока, кото рый освещ ает этот предмет.
В том случае, если поверхность предмета отраж ает и по глощ ает падающий на нее белый свет не избирательно для всех волн, мы будем воспринимать цвет этого тела как ахро матический (белый, черный или серый) и различать его от
тенки только |
по |
светлоте |
в |
зависимости |
от количества |
|
поглощ енного |
и отраженного |
телом света, |
то есть от коэф |
|||
фициента отражения, которым |
обладает |
поверхность пред |
||||
мета. |
|
|
|
|
|
|
Коэфф ициент |
отражения |
выражается |
в |
процентах и яв-31 |
13 С. А. Соломонов, В. Э. Вннтман |
97 |
ляется отношением отраженного светового потока к падаю щему.
Если поверхность рассматриваемого нами предмета отра ж ает падающие на нее лучи избирательно, поглощ ая часть лучей определенной длины волны и пропуская или отражая лучи, обладаю щ ие другой длиной волны, то мы начинаем воспринимать цвет поверхности предмета как хроматический. Ц вет этой поверхности будет определяться спектральной ха рактеристикой отраженного ею светового потока.
Основные хроматические цвета (цвета спектра) распола гаю тся в цветовом круге по окружности, в естественной по следовательности. Круг замыкается отсутствую щ ими в спек тре пурпурными цветами, располагающимися между красны ми и фиолетовым и и получающ имися их смешением.
Каж дом у хром атическом у цвету соответствует другой хроматический цвет, который при смешении с первым в опре деленном соотношении дает ахроматический. Такие два цвета называю тся взаимодополнительными. В цветовом круге они располагаю тся на противоположных концах диаметра.
Взаимодополнительные цвета: красный — голубовато-зеленый; оранжевый — голубой; желтый — синий;
ж елто-зелены й — фиолетовый; зеленый — пурпурный.
Все сущ ествую щ ие в природе цвета характеризую тся ф и зическими шараметрами: длиной волны, доминирующей в цве те, чистотой цвета и яркостью ; с точки зрения восприятия человеком цвет характеризуется: цветовым тоном, насыщ ен ностью и светлотой.
Дом инирую щ ая длина волны — длина |
волны спектрально |
го излучения, определяю щ ая цветовой |
тон этого излучения. |
98
Доминирую щ ая в цвете длина волны обозначается грече ской буквой X и выражается в нонометрах.
Чистота цвета — доля м онохром атического излучения в смеси с белым при воспроизведении данного цвета (обозна чается буквой Р и выражается в процентах).
Яркость поверхности определяется ее коэф ф ициентом от ражения и освещ енностью .
Цветовой тон — признак цвета, который отличает в цве товом ощ ущении данный цвет от серого той же светлоты.
Насыщ енность — степень выражения цветового тона. Светлота определяется коэф ф ициентом отражения от по
верхности.
В 1931 году М еждународная осветительная комиссия пред ложила использовать для характеристики цвета координаты цветности ( X , Y, Z ).
В качестве основных первичных цветов М еждународная осветительная комиссия выбрала нереальные цвета X и У. Связь м еж ду основными цветами, принятыми в качестве стандартных, и тремя реальными монохроматическими излу чениями с длинами волн 700 нм, 546,1 нм, 435,8 нм выра жается сложными цветовыми уравнениями.
Таким образом , любой цвет можно характеризовать системой цветовых координат, а такж е цветовым тоном и насыщенностью .
Переход от системы координат к системе характеристики цвета с пом ощ ью цветового тона, насыщенности и светлоты осущ ествляется с помощ ью цветового графика (рис. 15).
Каждая точка внешнего контура диаграммы соответствует определенной длине волны. Внутри диаграммы располагается
точка, соответствую щ ая белом у |
цвету, в зависимости от |
источника света, она обозначается |
буквами А, В, С или Е. |
На прямых, соединяющих каждую |
точку внешнего контура |
13* |
99 |
Рис. 15. График для перехода от системы координат к системе харак теристики цвета с помощью цветового тона, насыщенности и светлоты.
с «белой точкой», располагаю тся цвета, обладаю щ ие одина
ковой длиной волны, |
но отличаю щиеся по чистоте цвета от О |
|||
(чистота белого цвета) до |
100% |
(чистота |
спектральных |
|
цветов). |
|
|
|
|
Количественное |
значение |
чистоты |
цвета |
определяется |
спомощ ью нанесенных на граф ик кривых равной чистоты. Цветовая диаграмма дает также возмож ность определить
взаимодополнительные цвета: если провести прям ую через точку на контуре, соответствую щ ую «аком у-либо цвету, и «белую точку» и продлить ее до пересечения с противо положной стороной контура, то полученная точка будет дли ной волны дополнительного цвета. Пурпурные цвета, отсут ствую щ ие в спектре, характеризую тся длиной волны допол нительного цвета к данному пурпурном у со знаком штрих
(520' — 560' нм).
Определение цветовых характеристик производится на специальных приборах, это дает возмож ность совершенно точно характеризовать цвет.
Теории цвета и методике его измерения посвящена довольно обширная литература, поэтому мы не ставим перед собой задачу более подробно освещать этот вопрос, а огра ничимся только этими данными, так как они необходимы для понимания всех остальных вопросов, связанных с правильным применением цвета в изделиях промышленности.
Говоря о цветах, все их бесконечное разнообразие можно, таким образом , разделить на две основные группы, о которых уже было сказано выше — это цвета хроматические и ахром а тические.
Хром атические цвета очень условно можно также разде лить на две группы — цвета теплые и холодные.
Ктеплым цветам относятся цвета, которые ассоциирую тся
степловыми излучениями, с цветом огня, раскаленного
101
металла и т. п. К этим цветам относятся: красные, оранжевые, желтые.
Холодные цвета ассоциирую тся у нас, наоборот, с про хладой, с цветом льда, воды, снега; к ним относятся: синие, голубые, фиолетовы е и зеленые.
Однако, оценивая цвет таким образом , мы сталкиваемся здесь с явлениями чисто психологического порядка, поэтому необходимо учитывать, что понятие теплохолодности является понятием условным и относительным. Мы можем говорить о том, что один синий цвет теплее другого, и сравнивая крас ные или желтые цвета, различать их между собой по тепло
холодности. |
|
|
|
|
||
|
Воздействие этих цветов на психику человека также раз |
|||||
лично. |
Теплые цвета, возбуждая, поднимают |
настроение, |
||||
в |
какой-то |
мере |
понижают |
восприимчивость |
организма |
|
к |
ш ум у, |
зато |
они |
затрудняю т |
перенесение высоких тем пера |
тур. Холодные цвета, наоборот, помогаю т перенесению вы со ких тем ператур, успокаивают, более благотворно влияют на умственную работу и облегчаю т работу в помещении с повы шенной запыленностью и при отсутствии естественного днев ного овета.
Кром е деления цветов на теплые и холодные по своему психологическом у воздействию цвета могут быть разделены на легкие и тяжелые.
Темные, глухие тона ассоциируются с тяж естью , как пра вило, подавляю щ е действую т на психику человека, а легкие, прозрачные и светлые тона повышают его настроение.
Таким образом , «температурные» и «весовые» качества цвета должны играть немалую роль в оценке целесообраз ности его применения в каждом конкретном случае.
К чисто психологическим ф акторам воздействия цвета на человека необходимо отнести также ряд явлений, возникаю
102