Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные спектральные цвета м огут быть характеризо­ ваны следую щ ей длиной волн:

1)фиолетовый — 380— 450 нм,

2)синий — 450— 480 нм,

3)голубой — 480— 510 нм,

4)зеленый — 510— 550 нм,

5)желто-зеленый — 550— 575 нм,

6)желтый — 575— 580 нм,

7)оранжевый — 585— 620 нм,

8)красный — 620— 770 нм.

Световы е излучения м огут быть собственными излучения­ ми светящ ихся тел, могут возникнуть в результате прохож де­ ния света сквозь прозрачные тела, в этом случае они будут носить название пропущенных излучений, или это м огут быть излучения, отраженные от поверхности.

Дополнительными же цветами называются цвета, при см е­ шении которых получается ахроматический цвет, белый или серый.

Однако, говоря, что цвет предмета зависит от его способ­ ности пропускать или отражать падающий на него световой поток, не следует забывать, что в той же мере цвет пред­ мета будет зависеть и от цвета того светового потока, кото­ рый освещ ает этот предмет.

В том случае, если поверхность предмета отраж ает и по­ глощ ает падающий на нее белый свет не избирательно для всех волн, мы будем воспринимать цвет этого тела как ахро­ матический (белый, черный или серый) и различать его от­

тенки только

по

светлоте

в

зависимости

от количества

поглощ енного

и отраженного

телом света,

то есть от коэф ­

фициента отражения, которым

обладает

поверхность пред­

мета.

 

 

 

 

 

 

Коэфф ициент

отражения

выражается

в

процентах и яв-31

13 С. А. Соломонов, В. Э. Вннтман

97


ляется отношением отраженного светового потока к падаю ­ щему.

Если поверхность рассматриваемого нами предмета отра­ ж ает падающие на нее лучи избирательно, поглощ ая часть лучей определенной длины волны и пропуская или отражая лучи, обладаю щ ие другой длиной волны, то мы начинаем воспринимать цвет поверхности предмета как хроматический. Ц вет этой поверхности будет определяться спектральной ха­ рактеристикой отраженного ею светового потока.

Основные хроматические цвета (цвета спектра) распола­ гаю тся в цветовом круге по окружности, в естественной по­ следовательности. Круг замыкается отсутствую щ ими в спек­ тре пурпурными цветами, располагающимися между красны ­ ми и фиолетовым и и получающ имися их смешением.

Каж дом у хром атическом у цвету соответствует другой хроматический цвет, который при смешении с первым в опре­ деленном соотношении дает ахроматический. Такие два цвета называю тся взаимодополнительными. В цветовом круге они располагаю тся на противоположных концах диаметра.

Взаимодополнительные цвета: красный — голубовато-зеленый; оранжевый — голубой; желтый — синий;

ж елто-зелены й — фиолетовый; зеленый — пурпурный.

Все сущ ествую щ ие в природе цвета характеризую тся ф и ­ зическими шараметрами: длиной волны, доминирующей в цве­ те, чистотой цвета и яркостью ; с точки зрения восприятия человеком цвет характеризуется: цветовым тоном, насыщ ен­ ностью и светлотой.

Дом инирую щ ая длина волны — длина

волны спектрально­

го излучения, определяю щ ая цветовой

тон этого излучения.

98

Доминирую щ ая в цвете длина волны обозначается грече­ ской буквой X и выражается в нонометрах.

Чистота цвета — доля м онохром атического излучения в смеси с белым при воспроизведении данного цвета (обозна­ чается буквой Р и выражается в процентах).

Яркость поверхности определяется ее коэф ф ициентом от­ ражения и освещ енностью .

Цветовой тон — признак цвета, который отличает в цве­ товом ощ ущении данный цвет от серого той же светлоты.

Насыщ енность — степень выражения цветового тона. Светлота определяется коэф ф ициентом отражения от по­

верхности.

В 1931 году М еждународная осветительная комиссия пред­ ложила использовать для характеристики цвета координаты цветности ( X , Y, Z ).

В качестве основных первичных цветов М еждународная осветительная комиссия выбрала нереальные цвета X и У. Связь м еж ду основными цветами, принятыми в качестве стандартных, и тремя реальными монохроматическими излу­ чениями с длинами волн 700 нм, 546,1 нм, 435,8 нм выра­ жается сложными цветовыми уравнениями.

Таким образом , любой цвет можно характеризовать системой цветовых координат, а такж е цветовым тоном и насыщенностью .

Переход от системы координат к системе характеристики цвета с пом ощ ью цветового тона, насыщенности и светлоты осущ ествляется с помощ ью цветового графика (рис. 15).

Каждая точка внешнего контура диаграммы соответствует определенной длине волны. Внутри диаграммы располагается

точка, соответствую щ ая белом у

цвету, в зависимости от

источника света, она обозначается

буквами А, В, С или Е.

На прямых, соединяющих каждую

точку внешнего контура

13*

99



Рис. 15. График для перехода от системы координат к системе харак­ теристики цвета с помощью цветового тона, насыщенности и светлоты.

с «белой точкой», располагаю тся цвета, обладаю щ ие одина­

ковой длиной волны,

но отличаю щиеся по чистоте цвета от О

(чистота белого цвета) до

100%

(чистота

спектральных

цветов).

 

 

 

 

Количественное

значение

чистоты

цвета

определяется

спомощ ью нанесенных на граф ик кривых равной чистоты. Цветовая диаграмма дает также возмож ность определить

взаимодополнительные цвета: если провести прям ую через точку на контуре, соответствую щ ую «аком у-либо цвету, и «белую точку» и продлить ее до пересечения с противо­ положной стороной контура, то полученная точка будет дли­ ной волны дополнительного цвета. Пурпурные цвета, отсут­ ствую щ ие в спектре, характеризую тся длиной волны допол­ нительного цвета к данному пурпурном у со знаком штрих

(520' — 560' нм).

Определение цветовых характеристик производится на специальных приборах, это дает возмож ность совершенно точно характеризовать цвет.

Теории цвета и методике его измерения посвящена довольно обширная литература, поэтому мы не ставим перед собой задачу более подробно освещать этот вопрос, а огра­ ничимся только этими данными, так как они необходимы для понимания всех остальных вопросов, связанных с правильным применением цвета в изделиях промышленности.

Говоря о цветах, все их бесконечное разнообразие можно, таким образом , разделить на две основные группы, о которых уже было сказано выше — это цвета хроматические и ахром а­ тические.

Хром атические цвета очень условно можно также разде­ лить на две группы — цвета теплые и холодные.

Ктеплым цветам относятся цвета, которые ассоциирую тся

степловыми излучениями, с цветом огня, раскаленного

101


металла и т. п. К этим цветам относятся: красные, оранжевые, желтые.

Холодные цвета ассоциирую тся у нас, наоборот, с про­ хладой, с цветом льда, воды, снега; к ним относятся: синие, голубые, фиолетовы е и зеленые.

Однако, оценивая цвет таким образом , мы сталкиваемся здесь с явлениями чисто психологического порядка, поэтому необходимо учитывать, что понятие теплохолодности является понятием условным и относительным. Мы можем говорить о том, что один синий цвет теплее другого, и сравнивая крас­ ные или желтые цвета, различать их между собой по тепло­

холодности.

 

 

 

 

 

Воздействие этих цветов на психику человека также раз­

лично.

Теплые цвета, возбуждая, поднимают

настроение,

в

какой-то

мере

понижают

восприимчивость

организма

к

ш ум у,

зато

они

затрудняю т

перенесение высоких тем пера­

тур. Холодные цвета, наоборот, помогаю т перенесению вы со­ ких тем ператур, успокаивают, более благотворно влияют на умственную работу и облегчаю т работу в помещении с повы­ шенной запыленностью и при отсутствии естественного днев­ ного овета.

Кром е деления цветов на теплые и холодные по своему психологическом у воздействию цвета могут быть разделены на легкие и тяжелые.

Темные, глухие тона ассоциируются с тяж естью , как пра­ вило, подавляю щ е действую т на психику человека, а легкие, прозрачные и светлые тона повышают его настроение.

Таким образом , «температурные» и «весовые» качества цвета должны играть немалую роль в оценке целесообраз­ ности его применения в каждом конкретном случае.

К чисто психологическим ф акторам воздействия цвета на человека необходимо отнести также ряд явлений, возникаю ­

102