Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Работая над созданием промышленного изделия, худож ник-конструктор методически последовательно решает зада чи формообразования, причем его деятельность можно раз бить на несколько этапов. Эти этапы являются характерными и сущ ествую т вне зависимости от того, ведет ли художникконструктор работу над проблемно-перспективным проектом, сопровождающим научно-исследовательскую тему, или рабо тает над модернизацией изделия.
Методика работы художника-конструктора предопреде ляет необходимость деления на такие этапы, так как каждому этапу соответствует определенный круг задач, решаемых в процессе художественного конструирования.
Первым этапом в работе художника-конструктора является подготовительный этап, или этап исследования. На этом этапе художник-конструктор іпроводит аналитическую часть работы, изучает изделия-аналоги и прототип во всех аспектах, необ ходимых ему для дальнейшей работы.
Вторым этапом является разработка художественно-кон структорского предложения, которое соответствует в работе конструктора эскизному проекту. На этом этапе решается основная объемно-пространственная и конструктивная компо новка изделия, вернее, находятся ее наиболее целесообраз ные варианты.
Третий этап работы — разработка художественно-конст рукторского проекта. Он соответствует разработке техниче ского проекта изделия, и в итоге на данном этапе рождается окончательный вариант, который является основой для раз работки рабочих чертежей опытного образца. Третий этап работы, как правило, включает в себя разработку модели и изготовление эталона внешнего вида изделия, необходимые Для проверки правильности художественно-конструкторского решения. Более подробно на этом этапе, так же как и на
42
всех остальных, мы остановимся ниже, разбирая вопрос
оместе художника-конструктора в творческом коллективе. Четвертым этапом после художественно-конструкторского
проекта будет этап разработки рабочих чертежей опытного образца, затем авторский надзор за его выполнением, кор ректировка чертежей серийного образца и, наконец, автор ский надзор за постановкой изделия на серийное производ ство.
Говоря о работе художника-конструктора, нельзя, разу меется, понимать его роль как роль самостоятельного твор ца. Работая над изделием промышленности, в особенности над сложным изделием, художник-конструктор выступает как член больш ого творческого коллектива.
К сожалению , еще далеко не все инженеры, технологи, конструкторы , работающ ие на заводах, в научно-исследова тельских институтах и конструкторских бюро, понимают задачи технической эстетики, цели художественного кон струирования и роль художника-конструктора в разработке нового изделия. Без ознакомления со всеми этими вопросами
нельзя достичь правильного взаимопонимания и |
отношений |
в процессе работы художника-конструктора и инженера. |
|
Сегодня нельзя понимать задачу улучшения |
качества |
изделий промышленности только как улучшение их техниче ских показателей, без учета эстетических факторов, также определяю щ их его качество. Всякая попытка выразить новую
техническую |
мысль |
в старой ф орм е производит |
впечатление |
|||
отсталости и, естественно, снижает |
ее качество. |
|
||||
Точно |
так |
же невозможно при |
подсчете |
экономического |
||
эф ф екта |
от |
новой |
разработки сбрасывать |
со |
счета такие |
ф акторы , как снижение утомляемости рабочего, повышение производительности его труда, снижение травматизма, более бережное отношение к оборудованию , а тем самым увеличе-
44
ние его срока службы. Все эти факторы являются результа том правильного худож ественно-конструкторского решения формы и цвета изделия.
Худож ник-конструктор, работая над новым изделием, опирается на данные целого ряда наук. Он должен найти пути наиболее плодотворного сотрудничества с инженером, так же как и последний должен уметь привести конструкцию в соответствие с решениями, которые принимает художникконструктор. Вот почему необходимо, несмотря на всю труд ность этой задачи, определить границы в работе каждого члена творческого коллектива.
Определение этих границ необходимо еще и потому, что без этого невозможно не только правильно организовать работу в коллективе, но и установить тот объем знаний, кото рый необходим в подготовке художника-конструктора и инженера для обеспечения их плодотворной работы.
Не всегда представляется возможным точно провести границу между трудом художника-конструктора и лю бого другого члена творческого коллектива, создаю щ его новые изделия. Доля участия каждого из них будет меняться в зави симости от огром ного количества объективных и субъектив ных причин, которые могут расширять или сужать поле их деятельности.
В самом названии профессии «художник-конструктор» уже переплелись тесно два различных определения его дея тельности. Это совершенно естественно, так как творческий поиск формы неразрывен для художника-конструктора с поиском конструкции изделия. Он немыслим без ее глубо
кого понимания, обеспечивающ его |
выбор наилучшего пла |
|
стического решения. Разграничение ж е функций |
художника- |
|
конструктора и остальных членов |
творческого |
коллектива |
хотя и не может быть произведено |
абсолютно точно, однако |
45
все же необходимо, так как любая подмена их друг другом неизбежно будет сталкивать их на позиции дилетантства. Это, безусловно, приведет к ухудш ению изделия и нанесет ущерб том у человеку, который будет с ним работать.
М ногообразие областей работы художника-конструктора затрудняет анализ всех возможных вариантов работы твор ческого коллектива и роль каждого его члена при реш е нии конкретной задачи, стоящ ей перед ними в процессе художественного конструирования. Но мы попытаемся опре делить те наиболее характерные случаи взаимосвязей основ ных участников создания нового изделия, которые чаще всего встречаю тся в практической работе и м огут лечь в основу решения отдельных задач, встречающ ихся повседневно.
Одновременно, рассматривая взаимозависимость работы каждого члена творческого коллектива, необходимо рассмат ривать и вопрос о форм е, в которой должна поступать информация от художника-конструктора к остальным соавто рам изделия и обратно, так как от правильности решения этого вопроса во многом будет зависеть качество разра ботки.
Каждый этап художественного конструирования решает определенные задачи в процессе создания нового изделия. В зависимости от этого будет меняться состав группы специа листов, меняться их роль по отношению друг к другу. По этому рассматривать их совместную деятельность необхо димо по этапам.
Первым этапом работы, как уже говорилось выше, являет ся этап исследования. На этом этапе художник-конструктор работает в составе группы специалистов, ядро которой, как правило, составляю т инженеры-исследователи. Иногда иссле дование проводится непосредственно конструкторами, в даль нейшем разрабатывающ ими данное изделие, но при этом
функции конструктора практически ничем не будут отли чаться от функций инженера-исследователя.
Наиболее же характерным является проведение исследо вательской работы специальной лабораторией. В ее состав входят специалисты различного профиля, без которых невоз можно провести полное исследование изделия данного типа.
Худож ник-конструктор в этом исследовании принимает участие как полноправный член коллектива.
В процессе исследования на аналогичных образцах изу чается опыт, накопленный в мировой и отечественной прак тике изготовления подобных машин или приборов. Изучаю тся технологические и конструктивные приемы, применяемые при изготовлении подобных изделий, их соответствие ф орм е изделия и соответствие ф орм ы изделия его функции. Безу словно, больш ое внимание уделяется эксплуатационным качествам изделия, соответствию форм ы наиболее вероятной
среде, в |
которой |
оно будет эксплуатироваться, и связям его |
с человеком. |
|
|
Весь |
комплекс |
этих ф акторов рассматривается еще и |
с точки зрения их экономических достоинств, подтверждаю щих рентабельность того или иного технического или худож е ственного решения.
О собое внимание при исследовании аналогов и прототипов уделяется анализу современных тенденций в ф орм ообразо вании изделий подобного типа. Этот анализ нельзя проводить только с точки зрения эстетических и конструктивных при емов. Он обязательно должен учитывать как общ ее направ ление развития искусства, так и ряд социальных факторов, оказывающих сильное влияние на ф орм ообразование изде лий промышленности.
Рассматривая аналогичные изделия, выпускаемые зару бежными фирмами, следует помнить, что в их ф орм ообразо -
4 Т
вании очень часто отражаю тся специфические черты, порож денные чуждыми нам причинами: конкуренцией, модой,
рекламой и, |
что самое |
опасное, иным |
отношением |
к труду |
и к человеку, |
работаю щ ем у с данным |
изделием. |
|
|
На этапе исследования изучаются конструкционные и |
||||
отделочные материалы, |
применяемые |
в мировой |
практике |
при изготовлении подобных изделий. Проводится изучение готовых элементов и узлов, выпускаемых промышленностью, которые возможно применить при конструировании. Конечно,
при этом изучаются и новейшие |
достижения |
науки и техники |
с целью их использования. |
|
|
Весь комплекс этих вопросов |
интересует |
в равной мере |
и инженеров-исследователей и художника-конструктора, но каждый рассматривает их в своем аспекте и не может сделать самостоятельно окончательных выводов, не учитывая выводы других.
В течение всего процесса исследования каждый член
коллектива информирует |
других о |
полученных |
результатах |
и производит корректировку своих |
выводов в |
зависимости |
|
от решений других членов коллектива. |
|
||
Этот процесс обмена информацией, которая поступает от |
|||
одного члена творческого |
коллектива к другому, влияя на |
ход исследования и на его выводы, совершенно необходим, ибо в результате проводимой работы должно быть принято единое решение.
■ Такой путь проведения работы необходим еще и потому, что невозможно рассматривать ф орм у изделия без учета ее конструкции и форм ообразование в отрыве от тенденций развития конструкций аналогичных изделий и последних
достижений науки, техники и искусства. |
|
||
В первую |
очередь ф орм у |
изделия определяю т его |
ф унк |
ция и среда, |
в которой оно |
эксплуатируется. Однако |
мате- |
48
риал и технология изготовления играю т немаловажную роль в формообразовании. Мы всегда мож ем легко отличить деталь, отлитую из металла, от детали, изготовленной из пластмассы, так ж е как кованую деталь от детали, штам пованной из листовой стали. Целый ряд характерных при знаков, порожденных свойствами материалов и методами их обработки, будет отличать их друг от друга. Таким образом , форма изделия характеризует материал, из которого оно изготовляется, и технологию его обработки.
Исходя из функции изделия и условий его эксплуатации, художники-конструкторы и инженеры применяют определен ные конструкционные материалы, обладающие характерными декоративными качествами; физико-механические и химиче ские свойства декоративных материалов позволяю т пользо ваться сравнительно небольшим их ассортиментом при изго товлении изделий, близких по назначению.
Таким образом , конструктивная схема изделия, конструк ционный и отделочный материалы, из которых оно изготов лено, технология изготовления будут оказывать определенное влияние на его ф орм у и цвет и от них во многом будут зави сеть надежность и долговечность изделия, эксплуатационные качества и стоимость, оправдывающая их применение.
Все эти факторы характерны для целого ряда изделий и входят непременными элементами в создание его собира тельного образа. Изучая аналоги и прототипы в процессе исследования, инженер и худож ник-конструктор безусловно будут сталкиваться с ними и подвергать их анализу. Однако оценка их должна производиться каждым участником иссле дования в аспекте своей специальности. Инженера интересует в первую очередь возможность применения в конструкции
определенных, оправдавших |
себя 'конструктивных решений |
и технологических приемов, |
материалов и отдельных кон- |
7 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
4 9 |
|
структивных элементов, обеспечивающих безотказную работу механизма, позволяю щ их значительно улучшить технико-эко
номические и эксплуатационные данные нового |
изделия |
в сравнении с сущ ествую щ ими аналогичными. |
|
Худож ник-конструктор рассматривает свойства |
исследуе |
мых изделий в первую очередь с точки зрения тех возм ож
ностей, |
которые они дают для формообразования. Его |
будет |
интересовать взаимосвязь, сущ ествую щ ая между |
избранным конструктивным приемом и форм ой изделия, влияние технологических приемов и применяемых материа лов на ф орм у, ф актуру и цвет.
Одним из основных вопросов, стоящ их перед художником -конструктором , является вопрос соответствия избран ного конструктивного решения, технологии и материала функции предмета и рациональности их применения по
отношению к |
человеку. |
|
Анализируя |
сущ ествую щ ие |
изделия-аналоги и прототипы, |
художник-конструктор обязан |
определить сущ ествую щ ие |
тенденции в формообразовании изделия данного типа и их зависимость от тех тенденций в развитии конструкций подоб ных изделий, над изучением которых работаю т инженеры.
Проводя такого рода исследовательскую работу, худож ник-конструктор должен учитывать не только прямую зави симость форм ы изделия от его конструкции, но и косвенные изменения, происходящие иногда в результате замены одного материала другим или перехода от одной конструкции к дру гой. Если это не будет учтено художником , то он явно в своей последую щ ей работе станет на чисто формальные позиции.
Под косвенными изменениями необходимо понимать те конструктивные новшества, которые, влияя на чисто техниче ские параметры изделия, позволяю т придать ему новые эксплуатационные свойства и тем самым заставляют пере-
50