Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бирают, как правило, в местах, обнесенных лесопосад­ ками или защищенных лесом со стороны господствую­ щих ветров.

Подготовка машин к хранению

Не нужно думать, что хранение техники в колхозе, совхозе или бригаде уже организовано, если машины доставлены на машинный двор или бригадную открытую площадку. Необходима весьма серьезная работа по под­ готовке машин к хранению.

Технологический процесс подготовки трактора, ком­ байна, сеялки и других сельскохозяйственных машин к длительному хранению включает следующие основные операции:

1 ) технический уход за машиной, включающий очи­ стку, мойку, смену масла и смазку подшипников;

2 ) установку машины на подкладки и подставки на закрепленном за ней месте хранения;

3) снятие с машины агрегатов и деталей электро­ оборудования, ремней, втулочно-роликовых цепей, рези­ новых семяпроводов и т. п., которые следует хранить

вспециально оборудованных складских помещениях;

4)защиту отверстий, оказавшихся открытыми после снятия агрегатов, а также узлов и деталей, и герметиза­ цию полостей корпусов машины от попадания внутри их пыли и влаги;

. 5) нанесение защитной смазки на незащищенные по­ верхности деталей машины и подкраску мест с повреж­ денным лакокрасочным покрытием.

Остановимся на основных, наиболее общих операци­ ях, проводимых последовательно при постановке сель­ скохозяйственной техники на длительное хранение, а также на их значении в сбережении техники.

з*

Зб

Технологический процесс подготовки машин к длительному хранению, применяемые материалы, оборудование и приспособления

Машины, устанавливаемые на хранение, прежде все­ го очищают от пыли, грязи и затем моют. Для этого около мест хранения машин оборудуют моечную пло­ щадку. К мойке следует подвести водопровод или же рядом с площадкой вырыть колодец. Наиболее рацио­ нально мойку производить на специально оборудован­ ной эстакаде, рассчитанной на мойку не только тракто­ ров и автомобилей, но и сельскохозяйственных машин. Навесные машины рекомендуется мыть, когда они на­ вешены на трактор.

Для мойки обычно применяют следующее оборудова­ ние: моечный агрегат П-3/20, установленный на автопе­ редвижной мастерской ГОСНИТИ-2; агрегаты для ком­ плексного технического обслуживания АТУ-П и МПТО; механизированные заправочные агрегаты M3-3904 и др; На Курганском опорном пункте ГОСНИТИ для мойки успешно применяется окрасочный агрегат 0-30.

Мыть машины нужно до установки их на места хра­ нения.

Все перечисленные средства, используемые для мой­ ки, обеспечивают распыление воды под различным дав­ лением— от 3 до 20 кг/см2, Воду с моечной площадки обязательно надо отводить, чтобы избежать заболачи­ вания и образования грязи возле площадки.

После мойки машины, чтобы предупредить корро* зию, обязательно надо удалить оставшуюся влагу на металлических поверхностях. Машины или обтирают или обдувают сжатым воздухом, используя компрессор­ ные установки.

Например, на агрегате АТУ-П (рис. 1) имеется ком-


Р и с. 1. А г р ега т тех н и ч еск о го у х о д а А Т У -П .

прессор М-155-1, очень удобный для этой цели. При экс­ плуатации его крепят на специальном кронштейне вме­ сто снятого механизма навески раздельно-агрегатной гидравлической системы трактора.

После мойки машину устанавливают на расположен­ ную возле моечной площадки площадку с твердым по­ крытием. Здесь производят смену масла в узлах и агре­

гатах машины и смазывают подшипники.

•Следующая операция в процессе подготовки маши­ ны к хранению — установка ее на подставки и под­ кладки.

Чтобы не возникало деформаций, перекосов и проги­ бов рам, длинногабаритных деталей, машина должна за­ нимать устойчивое горизонтальное положение. Если пло­ щадка для хранения машин имеет земляное покрытие,

37

Рис. 2. Подставка для вывешивания (разгрузки) передних колес комбайна при установке его на хранение.

под стальные колеса машин устанавливают подкладки и подставки. Навесные машины и машины с пневмати­ ческими шинами ставят на устойчивые подставки и коз­ лы. В отдельных случаях установка машины на подстав­ ки и козлы — довольно трудоемкая операция. Напри­ мер, установка переднего и заднего мостов комбайна на подставки для разгрузки пневматических шин комбай­ на. Приходится поднимать на домкратах передний мост комбайна, который весит около 4 т, и затем ставить коз­ лы или подставки под переднюю ось.

В некоторых хозяйствах для разгрузки шин ведущих колес самоходных комбайнов применяют подставки, ко­ торые крепят на шпильках колес комбайнов с внешней стороны. Эти подставки изготовляют из выбракованных гусеничных пальцев трактора и уголка размером

50x50 мм (рис. 2).

3 8

Рис. 4. Подкладка под метал­ лические колеса сельскохозяй­ ственных машин и гусеницы тракторов.
Рис. 3 Подкладка под рабо-
чие органы сеялок и сажалок,

Подставки й подклаД-. ки изготовляют из дерева, отходов металла. После использования их необхо­ димо очистить от грязи, высушить и сохранить. Они должны служить мно­ гие годы.

На рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8

даются некоторые виды подставок И примеры ус»

тановки на них ряда сель­ скохозяйственных машин.

С машин, установленных на подставках, обяза­ тельно надо снять узлы и детали, требующие закрытого хранения: аккумуляторные батареи, генераторы, старте­ ры, магнето, карбюраторы, фары, ремни, втулочно-роли­ ковые цепи, ножи режущих аппаратов и др. Их, как пра­ вило, хранят на складе. Если же их длительное время хранить под открытым небом, они могут сильно разру­ шиться.

Для хранения снятых узлов и деталей необходимо иметь в помещении склада три изолированных друг от друга отделения:

для хранения аккумуляторных батарей; для резиновых и резинотекстильных деталей; общую кладовую для

остальных деталей и уз­ лов.

Рассмотрим некоторые примеры подготовки к хранению отдельных кон­ кретных деталей и узлов машин.

39


Ряс. 5. Культиватор, установленный на подкладки.


Рис. 6. Установка жатки комбайна СК-3 на подставки в период хранения.

Рис. 7. Деревянные подкладки под гусеницы трактора ДТ-54 и металлические подставки для разгрузки колес тракторов «Бела­ русь» в период хранения.

Рис. 8. Разгруженные (задние) колеса комбайна СК-3 на под­ ставке из выбракованных далрцев гусениц трактора ДТ-54.

- Подготовка к хранению приводных цепей и ремней

Втулочно-роликовые цепи снимают с машины, очища­ ют, промывают в дизельном топливе и скатывают в мот­ ки. Мотки нанизывают на проволоку, опускают в ванну с разогретым до температуры 80—90° автолом или ди­ зельным маслом и выдерживают там в течение 20 мин. После этого, дав стечь маслу, их сдают прямо в мотках

на склад.

Крючковые цепи при соответствующей подготовке можно хранить прямо на машине. Для этого ‘их снима­ ют, очищают, промывают в дизельном топливе, покры­ вают защитной смазкой и вновь без натяжения уста­ навливают на машину.

Приводные ремни снимают с машины, промывают в теплой мыльной воде, просушивают, припудривают тальком и сдают на склад. Клиновидные ремни хранят на вешалках, а плоские — на стеллажах в мотках.

Подготовка к хранению ножей режущих аппаратов, катушек с мерной проволокой, металлических тукопроводов и семяпроводов

•Все эти узлы и детали снимают с машин, очищают от пыли и грязи, покрывают защитной смазкой и сдают на склад. Хранят их в общей кладовой. Ножи режу­ щих аппаратов держат в деревянных чехлах в горизон­ тальном положении, так, чтобы они не прогибались. Остальные снятые металлические детали размещают на полках и стеллажах.

4 3

Подготовка и хранение аккумуляторных батарей

На длительное хранение можно ставить только тех­ нически исправные аккумуляторы. Неисправные аккуму­ ляторы должны быть отправлены в ремонт. Бывшие

в эксплуатации батареи рекомендуется хранить с элек­ тролитом, так как при хранении в сухом виде они при

последующей эксплуатации

быстро выходят

из

строя.

В сухом виде хранят только

новые батареи.

хранить на

Аккумуляторные

батареи

необходимо

складе, в специально

оборудованном помещении.

Перед

постановкой на хранение их очищают от грязи, прове­ ряют состояние банок, мастики, пробок, перемычек и клемм. После этого аккумуляторы ставят на зарядку. Зарядив, проверяют уровень и плотность электролита (норма 1,26— 1,27 г/см3). Если плотность выше нормы, электролит следует отлить и добавить дистиллированную воду. Если же плотность электролита в батарее низка, добавляют в нее электролит плотностью 1,4 г/см3.

Добавлять в батарею неразведенную серную кислоту категорически запрещается, так как это приводит к бы­ строму разрушению сепараторов.

Зарядив аккумуляторы, смазывают техническим ва­ зелином или солидолом выводные клеммы и межэле­ ментные перемычки и устанавливают батареи на стел­ лажи в один ряд в помещении для хранения.

Помещение для хранения аккумуляторов должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, без отопления. Хранение при минусовых температурах уменьшает саморазряд аккумуляторных батарей и пре­ дупреждает выход их из строя из-за коррозии плюсо­ вых положительно заряженных пластин. Ежемесячно у. поставленных на хранение аккумуляторных батарей про­ веряют уровень и плотность электролита. Подзарядка

44


батарей производится только в тех случаях, когда уста­ новлено падение плотности электролита ниже 1,23 г/см3.

' Во многих районах Омской области хранение акку­ муляторных батарей производят на центральных усадь­ бах отделений Сельхозтехники. Здесь оборудованы спе­ циальные кладовые, куда колхозы и совхозы, не имею­ щие специальных помещений и зарядных установок, мо­ гут сдавать свои аккумуляторные батареи на осень и зи­ му. Плата за хранение аккумуляторов зависит от того, сколько раз их подзаряжали.

Подготовка к хранению резиновых деталей

Пневматические шины тракторов и комбайнов, рези­ новые шланги гидросистемы при длительном хранении под действием солнца становятся жесткими, растрески­ ваются и быстро разрушаются при эксплуатации. При открытом хранении шины демонтируют, покрышки, ка­ меры и ободные ленты очищают, просушивают на воз­ духе, припудривают тальком и сдают на склад. Следует помнить, что в помещении, где хранят резиновые изде­ лия, не должно быть ни химикатов, ни нефтепродуктов.

Помещение для хранения резинотехнических изделий должно быть темное, иметь вентиляцию. Если нет таких помещений, детали из резины можно оставить на откры­ тое хранение, но для этого их надо подготовить.

В том случае, например, если пневматические колеса на период хранения оставляют на машинах, давление в шинах снижают до 70—80% от нормального. Колеса должны быть разгружены и иметь просвет 10—15 см от земли. Для защиты от солнечных лучей шины, шланги гидросистем, резиновые семяпроводы покрывают алю­ миниевой краской АЛ-177 или мелкоказеиновым соста­

45

вом (75°/o неочищенного мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извести, 0,25% фенола и 0,25% кальцини­ рованной соды). Наносить краску удобнее всего краско­ распылителем. Мелкоказеиновый состав наносят, как правило, вручную, кистью. Когда нет ни краски, ни со­ става, резиновые изделия защищают чехлами, оберты­ вают бумагой и обвязывают шпагатом.

Герметизация

После того как агрегаты, узлы и детали, требующие хранения на складе, сняты с машины, проводят герме­ тизацию внутренних полостей машины. Это одна из са­ мых важных операций при подготовке машин к хране­ нию. Она заключается в следующем: все отверстия, ос­ тавшиеся после снятия агрегатов и узлов открытыми, а также внутренние полости блоков, корпусов, узлов и баки машин должны быть изолированы от проникно­ вения внутрь их дождя, пыли, снега и влажного воз­ духа.

Для этого отверстия, щели, пазы между узлами и де­ талями необходимо плотно закрыть заглушками, крыш­ ками и др., завернуть до отказа свечи, краники, вентили, пробки, масленки. Особенно важно предохранить внут­ ренние полости двигателей тракторов и комбайнов от проникновения влаги через выхлопную трубу, сапуны, воздухоочиститель, отверстия для форсунок и свечей за­ жигания, маслозаливную горловину, крышку бака ра­ диатора.

Чтобы яснее представить себе значение консервации двигателя, рассмотрим, как попадает влага к гильзам блока цилиндров и в водяную рубашку блока и к каким последствиям это приводит. Возьмем для примера ком­ байновый двигатель. Он, как известно, во время хране­

46