ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
Рис. 10. Вверху — окрасочный агрегат 0-30, внизу — процесс нанесения защитной смазки.
Подкраской мест с поврежденной краской и нане сением защитной смазки на узлы и детали машин за канчивается технологический процесс подготовки маши ны к длительному хранению.
После этого на подготовленную к хранению машину составляется акт. В акте указывается техническое со стояние и комплектность машины, наличие и состояние инструментов, принадлежностей и запасных частей. Акт подписывается трактористом-машкнистом, сдающим ма шину, и принявшим ее заведующим машинным двором или другим лицом, ответственным еа хранение техники в колхозе или совхозе. Акт хранится в бухгалтерии сов хоза.
Обслуживание машин в период хранения
Поставленные на длительное хранение машины не обходимо проверять один раз в два месяца. Проверяет ся положение машины на подставках и подкладках, на дежность герметизации (состояние заглушек, крышек) и состояние предохранительных покрытий на узлах и де талях (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие ржавчины).
В самом начале таяния снег с машины надо удалить, не повреждая окраски (деревянными лопатами, мет лами).
Снятие машин с хранения
После длительного хранения машина должна быть подготовлена к работе. Ее снимают с подставок и под кладок, очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи. Зарем удаляют нацлейци и заглушки. Снятие с
56
машины узлы и детали, хранившиеся на складе, вновь ставят на машину. После этого механизмы машины ре гулируют. Излишки масла из поддона воздухоочистите ля двигателя сливают.
Консервационное масло из канатов и узлов топлив ного насоса удаляют, прокачивая через насос дизельное топливо.
Двигатель прокручивают на несколько оборотов стар тером или вручную при открытых отверстиях под фор сунки или свечи. Заправляют машину топливом и водой
ипроверяют уровень масла в картерах.
Утракторов и самоходных комбайнов на месте на
малых оборотах прокручивают рабочие органы и меха низмы и устраняют обнаруженные неисправности.
У навесных и прицепных машин неисправность ме ханизмов выявляют, прокручивая их на малых оборотах на месте от вала отбора мощности трактора или на ходу от ходовых колес. При необходимости машину останав ливают и устраняют неисправность.
* * *
Мы здесь рассказали об основных организационных и технологических операциях, которые необходимо про водить при хранении сельскохозяйственной техники в колхозе или совхозе, и не останавливались на том, как нужно готовить к хранению конкретный трактор, плуг, комбайн, сеялку, культиватор и т. д.
Механизаторам, желающим подробнее узнать о хра нении каждой определенной машины, советуем прочи тать «Правила хранения тракторов, автомобилей и сель скохозяйственных машин в колхозах и совхозах», ут вержденные Всесоюзным объединением Союзсельхозтехника, и «Технологические карты подготовки машин к хранению», разработанные в ГОСНИТИ.
ЗАПРАВКА НЕФТЕПРОДУКТАМИ
Машинно-тракторный парк колхозов и совхозов ежегод но потребляет миллионы тонн нефтепродуктов. Стои мость их составляет более 2 0 % всех затрат на механи зированные полевые работы. Следовательно, правильно и экономно используя топливо и смазочные материалы, можно значительно снизить стоимость сельскохозяйст венной продукции. Молодой механизатор всегда должен помнить об этом.
Для экономичной, надежной и долговечной работы трактора необходимо:
1 ) применять для заправки трактора только те нефте продукты, которые для него предназначены;
2 ) ликвидировать потери нефтепродуктов при за правке;
3) не допускать ухудшения качества нефтепродуктов при заправке;
4) применять заправочные средства, позволяющие снижать простои трактора на заправке.
Соблюсти эти требования вполне под силу любому механизатору, если он знает основные свойства нефте продуктов, применяемых при эксплуатации тракторов. Остановимся на них.
58
Основные свойства нефтепродуктов
Дизельное топливо. В сельском хозяйстве для дизель
ных двигателей тракторов применяется |
дизельное топ |
ливо следующих марок: ДЛ, ДЗ, З и Л |
(Д — дизельное, |
Л — летнее, 3 — зимнее). Характеристика их приведена в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Краткая характеристика дизельного топлива
Показатели качества
Вязкость при 20°, сантисток сов (сст) 1 ..........................
Содержание серы, °/о (не
более) ...............................
Температура застывания, °С (не выше) . , .
|
|
Нормы |
по маркам |
|
гост |
4749-49 |
ГОСТ |
305-62 |
|
ДЗ |
|
дл |
3 |
л |
|
I |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
3 ,5 - 6 ,0 |
СО |
О 00 1 |
2 ,2 - 3 ,2 |
3 ,0 - 6 ,0 |
|
|
ю |
|
|
0 ,2 |
|
0 ,2 |
0 ,6 |
1 ,0 |
- 4 5 |
|
- 1 0 |
- 3 5 |
- 1 0 |
1 С а н т и с т о к с — это единица измерения вязкойти жидкости. Со
кращенно обозначается «сст». Чтобы представить эту величину, ука жем, что вязкость дистиллированной воды при 20,2° равна 1 сст. Следовательно, если вязкость топлива равна 3 сст, то это значит, что вязкость топлива в три раза больше вязкости воды.
В отличие от других видов топлива (бензина, керо сина) у дизельного топлива большая зависимость вязко сти от температуры. С повышением температуры вяз кость дизельного топлива значительно уменьшается, а с понижением значительно увеличивается. Вязкость ди зельного топлива оказывает большое влияние на работу тракторного двигателя. Если вязкость большая, дизель-
59
ное топливо плохо прокачивается по трубопроводам топливной аппаратуры и через топливные фильтры, а также плохо распыливается форсункой. Это ухудшает условия образования рабочей смеси в цилиндре двига теля, вследствие чего двигатель трудно пускается при сильных морозах и работает с перерасходом топлива. Для того чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию трактора в любое время года, выпускают летние и зим ние сорта дизельного топлива.
Летние сорта дизельного топлива Л и ДЛ рекомен дуется применять в теплое время года, когда темпера тура окружающего воздуха выше +5°. Зимние сорта дизельного топлива 3 и ДЗ рекомендуется использовать в холодное время года, когда температура окружающего воздуха ниже +5°. Зимние сорта дизельного топлива отличаются от летних меньшей вязкостью и более низ кой температурой застывания.
Дизельное топливо 3 применяется в холодное время года при температуре окружающего воздуха до —2 0 °, а ДЗ — при температуре до —30°.
Если дизельное топливо 3 применяется при темпера туре окружающего воздуха ниже —2 0 °, для уменьшения вязкости его следует разбавить тракторным керосином в определенном соотношении (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Состав смеси дизельного топлива 3 и тракторного керосина в зависимости от температуры окружающего воздуха
Температура окружающего воздуха Состав смеси
<°С)
От —20 до —30 |
90%> |
дизельного |
топлива + |
От —30 до —35 |
-НО°/о тракторного керосина. |
||
75°/о |
дизельного |
топлива + |
|
|
+25°/о тракторного керосина. |
60'
Смешивают дизельное топливо с тракторным кероси ном в специально приспособленной таре до получения однородной смеси. Смесь заливают в топливный бак трактора.
Дизельное топливо З и Л иногда называют серни- сты-м, так как оно имеет большее содержание серы, чем дизельное топливо ДЗ и ДЛ. При работе дизельных дви гателей на сернистом топливе увеличивается количество отложений в поршневых канавках, что может вызвать пригорание поршневых колец. Поэтому, применяя ди зельное топливо З и Л , одновременно в картер двигателя заливают дизельное масло со специальной присадкой.
Автомобильный бензин. В соответствии с ГОСТом 2084-56 выпускается несколько марок автомобильного бензина. Однако в сельском хозяйстве при эксплуатации тракторов применяют только одну — А-6 6 (табл. 5). Бук ва «А» обозначает автомобильный бензин, а цифра по казывает наименьшую величину октанового числа дан ной марки бензина.
Т а б л и ц а 5
Краткая характеристика автомобильного бензина А-66
Показатели качества |
Норма |
||
Октановое |
число |
(не менее) . |
66 |
Содержание |
тетраэтилсвинца в 1 |
г |
|
на 1 кг бензина |
(не более) |
0,82 |
Октановое число бензина является основным показа телем, по которому происходит разделение бензина по маркам. Это число характеризует способность бензина сгорать в цилиндре двигателя без детонации. При дето нации нормальный процесс сгорания бензина нарушает ся и приобретает взрывной характер. Во время работы
6і
двигателя с детонацией появляются металлические зву ки, двигатель перегревается, мощность его падает, на блюдается перерасход топлива.
Чтобы получить бензин с необходимым октановым числом, в него добавляют этиловую жидкость, содержа щую тетраэтилсвинец. Бензин с добавлением этиловой жидкости называется этилированным, он обладает ядо витыми свойствами. Для того чтобы отличить его от неэтилированкого, бензин А-66 окрашивают в красно оранжевый цвет.
Дизельное масло. Предназначается для смазки ди зельных тракторных двигателей. Обычно дизельным маслом заправляют корпус топливного насоса и регуля тора.
Дизельное масло используется также в качестве ра бочей жидкости в раздельно-агрегатных гидравлических системах тракторов, если гидронасос установлен на дви гателе трактора. При выходе сальника гидронасоса из строя масло из гидросистемы выливается в картер дви гателя. Если такая гидросистема будет заполнена не ди зельным маслом, а каким-нибудь другим, не исключено пригорание поршневых колец двигателя.
Для заправки картеров тракторных двигателей при меняются дизельное масло Дп-8 , Дп-11, ДСп-11 (М10Б), ДСп-8 (М8 Б) и ДСп-8 (М8 В). Буквы обозначают: Д — дизельное масло, С — масло селективной очистки, п — к маслу добавлена присадка, М — масло моторное, Б и В — условные группы моторных масел. Цифры показы вают, какую кинематическую вязкость в сантистоксах имеет масло при 100°. Чем больше эта цифра, тем боль ше вязкость масла.
Краткая характеристика дизельного масла приведена в табл. 6 .
Дизельное масло имеет специальные присадки, кото рые придают маслу моющие, противоокислительные и
6 2
противокоррозионные свойства. Моющие свойства за ключаются в следующем. При работе двигателя в масле образуются нерастворимые частицы, которые в момент образования имеют очень маленький размер. По мере слипания частиц друг с другом они становятся все круп нее, пока не достигнут большого размера и не осядут на деталях двигателя, образовав на их поверхности лако вую пленку. Образование такой пленки в поршневых канавках является основной причиной пригорания порш невых колец. Моющая присадка как бы обволакивает каждую частицу, не позволяет им слипаться. Она также размывает крупные скопления частиц на мелкие, кото рые не уюгут осаждаться на деталях. Присадка, помимо того, замедляет окисление масла, в результате которого образуются кислоты, вызывающие коррозию деталей двигателя, особенно коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
По своей эффективности различные марки присадок неодинаковы. Например, присадка АзНИИ-4 менее эф фективна, чем присадки ЦИАТИМ-339 и ВНИИ НП-360. Поэтому дизельное масло с присадкой АзНИИ-4 можно использовать только при работе двигателя на малосер нистом дизельном топливе ДЗ и ДЛ. Для двигателей СМД-14, Д-37М, Д-50М и ЯМЗ-238НБ необходимо при менять дизельное масло ДСп-8 (М8В) или дизельное масло ДСп-8(М8Б) и ДСп-11 (М10Б) с 6% присадки ВНИИ НП-360.
Вязкость дизельного масла является важнейшим по казателем его качества. От вязкости масла зависят износ трущихся деталей двигателя, легкость и быстрота его запуска. Масло с малой вязкостью обеспечивает более экономичную работу двигателя, так как потери мощно сти двигателя на трение его деталей уменьшаются с по нижением вязкости. Маловязкое масло в холодное вре мя позволяет надежно и быстро запустить двигатель с
6 3
Краткая характеристика
|
|
|
|
|
Нормы |
Показатели |
|
ГОСТ 5304-54 |
гост |
||
|
|
|
|
||
качества |
по маркам |
Дп-8 |
Дп-11 |
ДСп-8 (М8Б) |
|
|
|
|
|||
Вязкость |
кинема |
|
|
|
|
тическая |
при |
|
|
|
|
100°, сст (в пре |
8,0—9,0 |
10,5— 12,5 |
8±0,5 |
||
делах) . . . |
. |
||||
Наименование |
ос ЦИАТИМ-339 |
ЦИАТИМ-339 |
|
||
новной |
присад |
или |
или |
ЦИАТИМ-339 |
|
ки ..................... |
АзНИИ-4 |
АзНИИ-4 |
|||
Содержание при |
3 |
3 |
5 |
||
садки, |
% |
. • |
|||
Температура |
за |
|
|
|
|
стывания, |
°С |
- 2 5 |
—15 |
- 2 5 |
|
(не выше) |
. . |
Т а б л и ц а С
дизельного масла
по маркам |
|
|
|
8581-63 |
|
|
|
|
ДСп-8 |
■ |
|
ДСП-8 (М8В) |
ДСп-11 (М10Б) |
||
(М8В) |
8±0,5 |
8±0,5 |
И ±0,5 |
11 ±0,5 |
11 ±0,5 |
ВНИИ НП-360 |
ВНИИ |
ЦИАТИМ- |
ВНИИ |
МНИ |
НП-370 |
339 • |
НП-360 |
ИП-22К |
|
6 |
5 |
5 |
6 |
4,5 |
- 2 5 |
- 2 5 |
—15. |
- 1 5 |
- 1 5 |
5 |
Советы молодому механизатору |
65 |
64