Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 10. Вверху — окрасочный агрегат 0-30, внизу — процесс нанесения защитной смазки.

Подкраской мест с поврежденной краской и нане сением защитной смазки на узлы и детали машин за­ канчивается технологический процесс подготовки маши­ ны к длительному хранению.

После этого на подготовленную к хранению машину составляется акт. В акте указывается техническое со­ стояние и комплектность машины, наличие и состояние инструментов, принадлежностей и запасных частей. Акт подписывается трактористом-машкнистом, сдающим ма­ шину, и принявшим ее заведующим машинным двором или другим лицом, ответственным еа хранение техники в колхозе или совхозе. Акт хранится в бухгалтерии сов­ хоза.

Обслуживание машин в период хранения

Поставленные на длительное хранение машины не­ обходимо проверять один раз в два месяца. Проверяет­ ся положение машины на подставках и подкладках, на­ дежность герметизации (состояние заглушек, крышек) и состояние предохранительных покрытий на узлах и де­ талях (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие ржавчины).

В самом начале таяния снег с машины надо удалить, не повреждая окраски (деревянными лопатами, мет­ лами).

Снятие машин с хранения

После длительного хранения машина должна быть подготовлена к работе. Ее снимают с подставок и под­ кладок, очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи. Зарем удаляют нацлейци и заглушки. Снятие с

56

машины узлы и детали, хранившиеся на складе, вновь ставят на машину. После этого механизмы машины ре­ гулируют. Излишки масла из поддона воздухоочистите­ ля двигателя сливают.

Консервационное масло из канатов и узлов топлив­ ного насоса удаляют, прокачивая через насос дизельное топливо.

Двигатель прокручивают на несколько оборотов стар тером или вручную при открытых отверстиях под фор­ сунки или свечи. Заправляют машину топливом и водой

ипроверяют уровень масла в картерах.

Утракторов и самоходных комбайнов на месте на

малых оборотах прокручивают рабочие органы и меха­ низмы и устраняют обнаруженные неисправности.

У навесных и прицепных машин неисправность ме­ ханизмов выявляют, прокручивая их на малых оборотах на месте от вала отбора мощности трактора или на ходу от ходовых колес. При необходимости машину останав­ ливают и устраняют неисправность.

* * *

Мы здесь рассказали об основных организационных и технологических операциях, которые необходимо про­ водить при хранении сельскохозяйственной техники в колхозе или совхозе, и не останавливались на том, как нужно готовить к хранению конкретный трактор, плуг, комбайн, сеялку, культиватор и т. д.

Механизаторам, желающим подробнее узнать о хра­ нении каждой определенной машины, советуем прочи­ тать «Правила хранения тракторов, автомобилей и сель­ скохозяйственных машин в колхозах и совхозах», ут­ вержденные Всесоюзным объединением Союзсельхозтехника, и «Технологические карты подготовки машин к хранению», разработанные в ГОСНИТИ.


ЗАПРАВКА НЕФТЕПРОДУКТАМИ

Машинно-тракторный парк колхозов и совхозов ежегод­ но потребляет миллионы тонн нефтепродуктов. Стои­ мость их составляет более 2 0 % всех затрат на механи­ зированные полевые работы. Следовательно, правильно и экономно используя топливо и смазочные материалы, можно значительно снизить стоимость сельскохозяйст­ венной продукции. Молодой механизатор всегда должен помнить об этом.

Для экономичной, надежной и долговечной работы трактора необходимо:

1 ) применять для заправки трактора только те нефте­ продукты, которые для него предназначены;

2 ) ликвидировать потери нефтепродуктов при за­ правке;

3) не допускать ухудшения качества нефтепродуктов при заправке;

4) применять заправочные средства, позволяющие снижать простои трактора на заправке.

Соблюсти эти требования вполне под силу любому механизатору, если он знает основные свойства нефте­ продуктов, применяемых при эксплуатации тракторов. Остановимся на них.

58

Основные свойства нефтепродуктов

Дизельное топливо. В сельском хозяйстве для дизель­

ных двигателей тракторов применяется

дизельное топ­

ливо следующих марок: ДЛ, ДЗ, З и Л

(Д — дизельное,

Л — летнее, 3 — зимнее). Характеристика их приведена в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Краткая характеристика дизельного топлива

Показатели качества

Вязкость при 20°, сантисток­ сов (сст) 1 ..........................

Содержание серы, °/о (не

более) ...............................

Температура застывания, °С (не выше) . , .

 

 

Нормы

по маркам

 

гост

4749-49

ГОСТ

305-62

ДЗ

 

дл

3

л

 

I

 

 

 

 

1

 

 

 

3 ,5 - 6 ,0

СО

О 00 1

2 ,2 - 3 ,2

3 ,0 - 6 ,0

 

 

ю

 

 

0 ,2

 

0 ,2

0 ,6

1 ,0

- 4 5

 

- 1 0

- 3 5

- 1 0

1 С а н т и с т о к с — это единица измерения вязкойти жидкости. Со­

кращенно обозначается «сст». Чтобы представить эту величину, ука­ жем, что вязкость дистиллированной воды при 20,2° равна 1 сст. Следовательно, если вязкость топлива равна 3 сст, то это значит, что вязкость топлива в три раза больше вязкости воды.

В отличие от других видов топлива (бензина, керо­ сина) у дизельного топлива большая зависимость вязко­ сти от температуры. С повышением температуры вяз­ кость дизельного топлива значительно уменьшается, а с понижением значительно увеличивается. Вязкость ди­ зельного топлива оказывает большое влияние на работу тракторного двигателя. Если вязкость большая, дизель-

59


ное топливо плохо прокачивается по трубопроводам топливной аппаратуры и через топливные фильтры, а также плохо распыливается форсункой. Это ухудшает условия образования рабочей смеси в цилиндре двига­ теля, вследствие чего двигатель трудно пускается при сильных морозах и работает с перерасходом топлива. Для того чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию трактора в любое время года, выпускают летние и зим­ ние сорта дизельного топлива.

Летние сорта дизельного топлива Л и ДЛ рекомен­ дуется применять в теплое время года, когда темпера­ тура окружающего воздуха выше +5°. Зимние сорта дизельного топлива 3 и ДЗ рекомендуется использовать в холодное время года, когда температура окружающего воздуха ниже +5°. Зимние сорта дизельного топлива отличаются от летних меньшей вязкостью и более низ­ кой температурой застывания.

Дизельное топливо 3 применяется в холодное время года при температуре окружающего воздуха до —2 0 °, а ДЗ — при температуре до —30°.

Если дизельное топливо 3 применяется при темпера­ туре окружающего воздуха ниже —2 0 °, для уменьшения вязкости его следует разбавить тракторным керосином в определенном соотношении (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Состав смеси дизельного топлива 3 и тракторного керосина в зависимости от температуры окружающего воздуха

Температура окружающего воздуха Состав смеси

<°С)

От —20 до —30

90%>

дизельного

топлива +

От —30 до —35

-НО°/о тракторного керосина.

75°/о

дизельного

топлива +

 

+25°/о тракторного керосина.

60'


Смешивают дизельное топливо с тракторным кероси­ ном в специально приспособленной таре до получения однородной смеси. Смесь заливают в топливный бак трактора.

Дизельное топливо З и Л иногда называют серни- сты-м, так как оно имеет большее содержание серы, чем дизельное топливо ДЗ и ДЛ. При работе дизельных дви­ гателей на сернистом топливе увеличивается количество отложений в поршневых канавках, что может вызвать пригорание поршневых колец. Поэтому, применяя ди­ зельное топливо З и Л , одновременно в картер двигателя заливают дизельное масло со специальной присадкой.

Автомобильный бензин. В соответствии с ГОСТом 2084-56 выпускается несколько марок автомобильного бензина. Однако в сельском хозяйстве при эксплуатации тракторов применяют только одну — А-6 6 (табл. 5). Бук­ ва «А» обозначает автомобильный бензин, а цифра по­ казывает наименьшую величину октанового числа дан­ ной марки бензина.

Т а б л и ц а 5

Краткая характеристика автомобильного бензина А-66

Показатели качества

Норма

Октановое

число

(не менее) .

66

Содержание

тетраэтилсвинца в 1

г

на 1 кг бензина

(не более)

0,82

Октановое число бензина является основным показа­ телем, по которому происходит разделение бензина по маркам. Это число характеризует способность бензина сгорать в цилиндре двигателя без детонации. При дето­ нации нормальный процесс сгорания бензина нарушает­ ся и приобретает взрывной характер. Во время работы

двигателя с детонацией появляются металлические зву­ ки, двигатель перегревается, мощность его падает, на­ блюдается перерасход топлива.

Чтобы получить бензин с необходимым октановым числом, в него добавляют этиловую жидкость, содержа­ щую тетраэтилсвинец. Бензин с добавлением этиловой жидкости называется этилированным, он обладает ядо­ витыми свойствами. Для того чтобы отличить его от неэтилированкого, бензин А-66 окрашивают в красно­ оранжевый цвет.

Дизельное масло. Предназначается для смазки ди­ зельных тракторных двигателей. Обычно дизельным маслом заправляют корпус топливного насоса и регуля­ тора.

Дизельное масло используется также в качестве ра­ бочей жидкости в раздельно-агрегатных гидравлических системах тракторов, если гидронасос установлен на дви­ гателе трактора. При выходе сальника гидронасоса из строя масло из гидросистемы выливается в картер дви­ гателя. Если такая гидросистема будет заполнена не ди­ зельным маслом, а каким-нибудь другим, не исключено пригорание поршневых колец двигателя.

Для заправки картеров тракторных двигателей при­ меняются дизельное масло Дп-8 , Дп-11, ДСп-11 (М10Б), ДСп-8 8 Б) и ДСп-8 8 В). Буквы обозначают: Д — дизельное масло, С — масло селективной очистки, п — к маслу добавлена присадка, М — масло моторное, Б и В — условные группы моторных масел. Цифры показы­ вают, какую кинематическую вязкость в сантистоксах имеет масло при 100°. Чем больше эта цифра, тем боль­ ше вязкость масла.

Краткая характеристика дизельного масла приведена в табл. 6 .

Дизельное масло имеет специальные присадки, кото­ рые придают маслу моющие, противоокислительные и

6 2


противокоррозионные свойства. Моющие свойства за­ ключаются в следующем. При работе двигателя в масле образуются нерастворимые частицы, которые в момент образования имеют очень маленький размер. По мере слипания частиц друг с другом они становятся все круп­ нее, пока не достигнут большого размера и не осядут на деталях двигателя, образовав на их поверхности лако­ вую пленку. Образование такой пленки в поршневых канавках является основной причиной пригорания порш­ невых колец. Моющая присадка как бы обволакивает каждую частицу, не позволяет им слипаться. Она также размывает крупные скопления частиц на мелкие, кото­ рые не уюгут осаждаться на деталях. Присадка, помимо того, замедляет окисление масла, в результате которого образуются кислоты, вызывающие коррозию деталей двигателя, особенно коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

По своей эффективности различные марки присадок неодинаковы. Например, присадка АзНИИ-4 менее эф­ фективна, чем присадки ЦИАТИМ-339 и ВНИИ НП-360. Поэтому дизельное масло с присадкой АзНИИ-4 можно использовать только при работе двигателя на малосер­ нистом дизельном топливе ДЗ и ДЛ. Для двигателей СМД-14, Д-37М, Д-50М и ЯМЗ-238НБ необходимо при­ менять дизельное масло ДСп-8 (М8В) или дизельное масло ДСп-8(М8Б) и ДСп-11 (М10Б) с 6% присадки ВНИИ НП-360.

Вязкость дизельного масла является важнейшим по­ казателем его качества. От вязкости масла зависят износ трущихся деталей двигателя, легкость и быстрота его запуска. Масло с малой вязкостью обеспечивает более экономичную работу двигателя, так как потери мощно­ сти двигателя на трение его деталей уменьшаются с по­ нижением вязкости. Маловязкое масло в холодное вре­ мя позволяет надежно и быстро запустить двигатель с

6 3

Краткая характеристика

 

 

 

 

 

Нормы

Показатели

 

ГОСТ 5304-54

гост

 

 

 

 

качества

по маркам

Дп-8

Дп-11

ДСп-8 (М8Б)

 

 

 

Вязкость

кинема­

 

 

 

тическая

при

 

 

 

100°, сст (в пре­

8,0—9,0

10,5— 12,5

8±0,5

делах) . . .

.

Наименование

ос­ ЦИАТИМ-339

ЦИАТИМ-339

 

новной

присад­

или

или

ЦИАТИМ-339

ки .....................

АзНИИ-4

АзНИИ-4

Содержание при­

3

3

5

садки,

%

. •

Температура

за­

 

 

 

стывания,

°С

- 2 5

—15

- 2 5

(не выше)

. .

Т а б л и ц а С

дизельного масла

по маркам

 

 

8581-63

 

 

 

ДСп-8

ДСП-8 (М8В)

ДСп-11 (М10Б)

(М8В)

8±0,5

8±0,5

И ±0,5

11 ±0,5

11 ±0,5

ВНИИ НП-360

ВНИИ

ЦИАТИМ-

ВНИИ

МНИ

НП-370

339 •

НП-360

ИП-22К

6

5

5

6

4,5

- 2 5

- 2 5

—15.

- 1 5

- 1 5

5

Советы молодому механизатору

65

64