Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния «дышит». Это объясняется тем, что изменяющееся давление и температура окружающей среды вызывают движение воздуха через выпускной и впускной коллек­ торы и сапун картера двигателя. Следовательно, если плотно не закрыть выпускную трубу, сапун, воздухоочи­ ститель, маслозаливную горловину, то вода, снег и влажный воздух проникнут внутрь двигателя и, конеч­ но, вызовут коррозию гильз, клапанов и других деталей.

Размораживание блоков цилиндров также связано с несоблюдением элементарных правил подготовки дви­ гателя. При подготовке двигателя к хранению необхо­ димо полностью слить воду из системы охлаждения. Од­ нако во многих хозяйствах при спуске воды коленчатый вал, как правило, не проворачивают, и вода из системы охлаждения сливается не полностью. Кроме того, часты случаи, когда на заливных горловинах отсутствуют пробки.

Рассмотрим основные операции по герметизации на примере дизельного двигателя.

Прежде всего спускают топливо из топливной си­ стемы и воду из системы охлаждения. Картер двигате­ ля заполняют свежим маслом. В каждый цилиндр через отверстия для форсунок заливают обезвоженное (нагре­ тое до 100°) дизельное масло в количестве 50—100 г (в зависимости от размера цилиндра). В цилиндр пускового двигателя масло заливают через отверстие из-под свечи. Все отверстия на двигателе, которые стали открытыми после снятия карбюратора, стартера, магнето, закры­ вают заглушками.

' Затем производят консервацию топливного насоса и форсунок. Для этого вместо топливопровода, подводя­ щего топливо, к подкачивающей помпе подсоединяют трубку от небольшого бачка, в который залито обезво­ женное масло, а выходное отверстие насоса ручной под­ качки (помпы) соединяют трубкой-перемычкой с голов­

47

кой топливного насоса. Вместо трубки-перемычки мож­ но использовать топливопровод от фильтра тонкой очистки. Далее вынимают форсунки из гнезд блока дви­ гателя и прокручивают кулачковый вал насоса за шкив пускового двигателя или же отверткой сообщают тол­ кателю плунжера насоса возвратно-поступательное дви­ жение.

В начале заполнения топливного насоса маслом надо открыть продувочную пробку на головке насоса и оста­ вить ее открытой до появления из нее масла. После это­ го продувочную пробку завертывают и продолжают за­ полнять маслом насос до тех пор, пока из распылителей форсунок не будет выпрыскиваться масло. Когда это до­ стигнуто, трубку-перемычку и бачок с маслом отсоеди­ няют и ставят на их место отсоединенные топливопро­ воды. Форсунки ставят на место. Топливные баки сни­ мают, промывают, ополаскивают обезвоженным дизель­ ным маслом и тоже ставят на место. Масло в поддон воздухоочистителя наливают до верхней кромки. Вых­ лопные трубы, сапуны и пробки радиатора закрывают.

Нанесение защитных покрытий и подкраска

Герметизировав машины, приступают к смазке и подкраске мест с поврежденным лакокрасочным покры­ тием.

Пожалуй, самым распространенным видом износа, которому подвергаются узлы и детали сельскохозяйст­ венных машин, когда они стоят на хранении, является коррозионный износ и конечный продукт этого износа — ржавчина, превращающая металл в рыхлую бурую плен­ ку. А наиболее распространенным видом коррозии— ат­ мосферная коррозия, которая носит электрохимический


характер, обусловленный присутствием на поверхности узлов и деталей машин пленки влаги.

Как уже говорилось, почти вся техника, занятая в седьском хозяйстве, и работает и хранится под откры­ тым небом, подвергаясь атмосферным воздействиям. В результате происходит прямое разрушение металла. Особенно сильно разрушается тонколистовая сталь, процент применения которой в конструкциях сельскохо­ зяйственных машин очень велик.

Коррозионное разрушение металла резко сказывает­ ся на прочности таких узлов и деталей сельскохозяйст­ венных машин, как корпусы, кожухи, бункера и др. От коррозии в сопряжениях увеличивается износ трущихся поверхностей и ухудшаются условия эксплуатации ма­ шин. В целом по стране, учитывая огромный парк ма­ шин, коррозия наносит значительный ущерб. Наиболее подвержены коррозии рабочие органы машин, резьбовые соединения, сварные швы, внутренние поверхности ем­ костей из-под ядохимикатов и удобрений, поверхности, образующие замкнутые корпусы (наклонная камера комбайнов), поверхности с поврежденной окраской. За­ щита этих поверхностей для предохранения их от корро­ зии в период хранения производится двумя основными способами: окраской и нанесением защитных смазок.

Подкраска на машинах мест с поврежденным лако­ красочным покрытием в целях защиты от коррозии при­ меняется в совхозах и колхозах в период подготовки ма­ шин к хранению сравнительно редко. И не потому толь­ ко, что краски дороги и дефицитны. Объясняется это и тем,- что перед окраской требуется очень тщательная очистка поверхности от грязи, пыли, ржавчины и сма­ зок. При окраске, кроме того, необходимо соблюдать строгий температурный режим: окраску можно произ­ водить только при температуре выше + 10 ° и в сухую погоду.

4

С овету молодому м еханизатору

4 9

При большом количестве сельскохозяйственной тех­ ники, которую необходимо ставить на хранение, и от­ сутствии в колхозах и совхозах квалифицированных ма­ ляров и специального оборудования, окраска обычно вы­ полняется недостаточно тщательно и не дает нужной за­ щиты от коррозии. К тому же стоимость окраски срав­ нительно высока (окрасить 1 кв. м поверхности стоит больше 70 коп.).

Гораздо шире используют смазку для защиты метал­ лических поверхностей узлов и деталей сельскохозяй­ ственных машин. Объясняется это простотой нанесения и удаления смазки, недефицитностью и дешевизной ее по сравнению с окраской.

В качестве защитных смазок в настоящее время в сельском хозяйстве применяют два типа смазок: густые

консистентные и жидкие.

К густым консистентным смазкам относят техниче­ ский вазелин, солидол и смазку СХК.

Технический вазелин применяется в качестве защит­ ной смазки при кратковременном хранении. Использо­ вание его, однако, не гарантирует надежную защиту от коррозии, так как он не содержит антикоррозионных присадок и к тому же легко сползает с покрытой поверх­ ности.

Солидол не является защитной смазкой и применя­ ется в основном при эксплуатации машин для смазки узлов трения. Он сравнительно дорог. Поэтому в качест­ ве защитной смазки его употребляют только при отсут­ ствии смазок СХК или ЖКС.

Из консистентных смазок наилучшими защитными свойствами обладает смазка СХК. Она обеспечивает на­ дежную защиту металла от коррозии в течение года, но имеет и недостаток — ее трудно наносить на поверх­ ность и удалять из-за большой вязкости. Перед исполь­ зованием смазку обязательно надо разогреть до 80—



10 0 ° и наносить на поверхность в расплавленном виде. Общий недостаток, свойственный смазкам: они все требуют расконсервации, т. е. их необходимо удалять, применяя растворители, горячую воду, или соскабливать.

На смазанных поверхностях оседают пыль и грязь.

В качестве жидких защитных смазок в сельском хо­ зяйстве применяют в настоящее время смазки НГ-203,

НГ-204У, НГ-204 и ЖКС.

Смазки НГ-203, НГ-204У, НГ-204 применяют в том случае, когда исключено непосредственное попадание атмосферных осадков на смазанную поверхность. Они могут быть рекомендованы для консервации узлов и де­ талей машин при хранении под навесами или в закры­ тых помещениях. Их положительные качества: легкость нанесения (распылителем или вручную), экономичность (они наносятся тонким слоем), не требуют расконсер­ вации. Их главный недостаток: при длительном хране­ нии открытым способом смываются с металлических по­ верхностей машин.

Эти же качества присущи разработанной в послед­ нее время смазке ЖКС.

Смазка ЖКС состоит из отработанного, отстоянного дизельного масла, загущенного специальной присадкойзагустителем ОМ (13% от количества масла).

Присадка ОМ может поставляться отдельно. Смаз­ ка ЖКС в этом случае готовится на месте, в колхозах и совхозах, где всегда имеется достаточное количество отработанных масел. Благодаря этому смазка ЖКС об­ ходится во много раз дешевле, чем смазки НГ-203,

НГ-204У и НГ-204.

В практике защиты сельскохозяйственной техники от коррозии встречаются случаи, когда в качестве за­ щитных смазок применяют отработанные масла: дизель­ ное топливо, нигрол, автол. Использовать эти материа­ лы, конечно, очень выгодно для хозяйства, однако они

4

51

Me обеспечивает надежной защиты металлический fiöверхностей при открытом хранении. Их защитные качества во много раз ниже смазок, перечисленных выше.

В последнее время у нас и за рубежом в целях за­ щиты от коррозии металла начинают применять гак называемые «преобразователи ржавчины». Они пред­ ставляют собой растворы, содержащие фосфорную ки­ слоту и ряд других компонентов. При нанесении этих растворов на покрытую ржавчиной металлическую по­ верхность они превращают ржавчину в защитный слой. Преимущества нового метода защиты от коррозии оче­ видны. Здесь не требуется трудоемкая технологическая операция по очистке поверхности металла от продуктов коррозии. Наносить раствор распылителем просто и легко. Стоимость этого метода защиты ниже, чем при использовании краски и смазки. Получающаяся защит­ ная пленка сохраняет металл от ржавления около двух лет. Перспективный метод защиты металла сельскохо­ зяйственных машин от коррозии, безусловно, найдет в скором времени самое широкое применение.

Методы нанесения защитных покрытий

иприменяемые оборудование

иматериалы

Металлические поверхности машин с поврежденным лакокрасочным покрытием подкрашивают той же крас­ кой, какой окрашена вся машина. Наружные поверхно­ сти всех сельскохозяйственных машин окрашивают ал­ кидными эмалями ФСХ-26, ПФ-133 по грунту 138 или ГФ-020. Перед окраской металлическую поверхность на­ до тщательно подготовить. Без этого к окраске лучше не приступать. Подготовка состоит в очистке поверхно-

52


сТй мёталла от грязи, ржавчины, окалинЬі, масла, Жира и' старой краски (если последняя держится неплотно).

Для снятия ржавчины и старой краски применяют стальные скребки, шпатели, проволочные щетки и наж­ дачную шкурку. Жир и масло удаляют с поверхности чистой тряпкой или ветошью, смоченной в уайт-спирите или бензине. Краску наносят кистью или распылителем, используя окрасочные агрегаты 0-30 и 0-53. Окрасоч­ ный агрегат состоит из компрессора, пистолета-распыли­ теля, бачка для краски, масловодоотделителя и шлан­ гов.

Для окраски сельскохозяйственной техники подходят пистолеты-распылители четырех моделей: 0-45, 0-3ІА, 0-37 и С-512.

На рис. 9 показан пистолет-распылитель марки 0-45. При использовании его для нанесения защитных смазок бачок надо снять и вместо него поставить пробку-за­ глушку.

После нанесения краски окрашенную поверхность не­ обходимо сушить.

Такие детали сельскохозяйственных машин, как но­ жи режущих аппаратов, лапы культиваторов, штоки гидроцилиндров, цепочно-планчатые и прутковые тран­ спортеры, сошники, мерная проволока, резьбовые и шар­ нирные соединения и все детали, подвергающиеся в пе­ риод длительного хранения ржавлению, обязательно должны быть покрыты защитной смазкой. Густые кон­ систентные смазки СХК и жидкие защитные смазки на­ носят кистями, помазками или же с помощью пистоле­ тов-распылителей.

В 1962 г. в ГОСНИТИ была проверена возможность нанесения смазки НГ-204 с помощью агрегата для ок­ раски. Эти испытания показали, что смазки НГ-203 и НГ-204 можно успешно наносить пистолетом-распыли­ телем.

5 3

Рис. 9. Пистолет-распы­ литель 0-45:

1 — штуцер

подачи

за­

щитного

покрытия;

2

корпус;

3 — головка-рас­

пылитель; 4

бачок;

5

регулятор иглы распыли­

теля;

6 — регулятор по­

дачи

воздуха;

7 — шту­

цер

подачи

воздуха.

На рис. 10 пока­ зан агрегат О:30 и процесс нанесения защитной смазки НГ-204 при установ­ ке машины на хра­ нение.

В Куйбышевском отделении Сельхоз­ техники создана ус­ тановка по разогре­ ву и нанесению консервационных сма­ зок. Разогрев смаз­ ки производится при помощи форсунки. Емкость со смазкой (около 50 кг) омы­ вается горячей во­ дой, что предотвра­

щает перегрев смазки. Разогретую до жидкого состояния смазку распыливают с помощью пистолета, который вхо­ дит в оборудование установки.

54