Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меньшим износом трущихся деталей, чем в том случае, когда применяется масло с большей вязкостью. Однако в тяжелых условиях работы двигателя масло с большей вязкостью работает надежнее, а угар его меньше, чем у маловязкого масла. Поэтому для одного и того же дви­ гателя в различное время года используют масло с раз­ личной вязкостью. С учетом влияния вязкости на надеж­ ность и легкость пуска двигателя в холодное время года дизельное масло Дп-8, ДСп-8(М8Б) и ДСп-8(М8В) ре­ комендуется применять при температуре окружающего воздуха ниже +5°, масло же Дп-11 и ДСп-П(МЮБ) — в теплое время, когда температура окружающего возду­ ха выше +5°.

Наибольший износ цилиндров, поршней, поршневых колец, подшипников коленчатого вала и других деталей двигателя наблюдается при пуске в холодное время го­ да из-за недостаточной смазки. Установлено, например, что за один пуск двигателя зимой его детали изнаши­ ваются так же, как за 50—60 час. работы при нормаль­ ной температуре воды и масла. Если в картер двигателя залито маловязкое масло, то легче провернуть и колен­ чатый вал и меньше потребуется энергии на пуск двига­ теля, чем тогда, когда залито вязкое масло. И износ де­ талей двигателя зимой на маловязком масле также меньше. Вот почему для смазки тракторных дизельных двигателей зимой рекомендуется применять дизельное масло ДСп-8 (М8В), ДСп-8 (М8Б) и Дп-8. Эти масла позволяют без предварительного подогрева осуществлять пуск дизельного двигателя при температурах —12—15°.

Следует помнить, что дизельное масло с присадками заменять маслом без присадок категорически запрещает­ ся, так как работа двигателя на масле без присадки при­ водит к пригоранию поршневых колец.

Для заправки раздельно-агрегатных гидравлических систем тракторов, у которых гидронасос установлен на

66

двигателе, летом рекомендуется применять масло Дп-11 и ДСп-11 (М10Б), а зимой — Дп-8 и ДСп-8(М8Б).

Если нет дизельного масла ДСп-8 (М8Б), можно временно использовать летнее масло ДСп-11 (М10Б) с добавлением дизельного топлива. Смесь должна состоять из 3 весовых частей масла ДСп-11 (М10Б) и 1 части ди­

зельного топлива.

Автотракторное масло (автол) применяют для смаз­ ки пускового двигателя тракторов Челябинского трак­ торного завода, а также для смазки двухтактных пуско­ вых двигателей тракторов. В последнем случае оно до­

бавляется к бензину: на

15 объемных частей

бензина

1 часть автотракторного

масла.

 

 

Существующими стандартами предусмотрены сле­

дующие марки автотракторного масла

(табл. 7): АСп-5,

АКп-5, АСп-9,5, АКп-9,5, АКЗп-6,

АСп-6,

АКЗп-10,

АКп-10, АСп-10, АК-15. Значения букв: А — автотрактор­ ное моторное масло, С — масло селективной очистки, К— масло кислотной (сернокислотной) очистки, п — масло содержит присадку, 3 — масло загущено.

Цифры в марках моторного масла — 5; 6; 9,5; 10; 15 показывают, какую кинематическую вязкость в сантистоксах эти масла имеют при 100°. Чем больше цифра, тем больше вязкость масла.

Загущенное масло значительно меньше повышает свою вязкость при понижении температуры, что позво­ ляет одновременно обеспечить легкий и быстрый пуск двигателя при низкой температуре и надежную смазку при его работе. У двигателя, заправленного маслом АКЗп-6, коленчатый вал легко проворачивается без предварительного подогрева при температуре до —40°.

Масло АКЗп-6 рекомендуется применять зимой для двигателей, работающих в северных районах страны.

В средней полосе СССР зимой используют масло АСп-5, АСп-6 и АКп-5.

5*

67


ЕГ

*5

О

га

Н

Краткая характеристика автотракторного масла

Sl-MV

Ol'UDV

OI-uMV

н

и oi-иенѵ

о

(—I

9-Ю Ѵ

9-ueMv

2‘6-иМѴ

56-иэѵ

н

о

о S-UMV

S-UDV

к

о

С

©^

©

Ою

©CN

©

©~

©Й

©I

©Л

§

©

I

 

ю

 

©Г

 

іо

©

©

ІО

©

іО

V f- • ST- о XV . га - • •

§ 8

Я —■^ _

5^ 554)-о*-

CL Я

|2: = S"

О

Оя З а

соЯ *

я о '—"

CQ

©

©

со

8

I

ая-

Ва ' « a

■S.U

>»°

н- Л

га о;

Оня

с га а

S га а

о

f—

■‘■68

Такие марки масла, как АСп-9,5, АКп-9,5, АКп-10, АСп-10, в средней полосе СССР применяют летом, а в

южных районах страны — круглый год.

полосы

Масло АКЗп-10 — всесезонное

для средней

СССР.

 

трак­

• В качестве рабочей жидкости в моноблочных

торных гидравлических системах

(тракторы МТЗ-2 и

КПД-35 ранних выпусков) и раздельно-агрегатных трак­ торных гидравлических системах, если гидронасос сис­ темы находится не на двигателе, применяют автотрак­ торное масло. Например, для заправки раздельно-агре­ гатной гидравлической системы трактора МТЗ-50ПЛ, у которого гидронасос установлен на коробке перемены передач, применяют автотракторное масдр АКп-10.

В тяжелонагруженных зубчатых передачах тракто­ ров трансмиссионное автотракторное масло (ГОСТ 542-50) работает неудовлетворительно. Поэтому в таких случаях берут более качественное автотракторное мас­ ло (автол). В холодное время года, например,, при тем­ пературе окружающего воздуха до —20° для смазки коробки передач, главной конической передачи и борто­ вых передач тракторов ЧТЗ-80 и ЧТЗ-100 следует при­ менять масло АК-15, а при температуре ниже—20° — масло АСп-5 или АСп-б.

Все механизмы силовой, передачи трактора МТЗ50ПЛ тоже смазывают моторным автотракторным мас­ лом: летом — АК-15, зимой — АКп-10.

Поддерживающие и опорные катки с жидкой смаз­ кой ходовой части гусеничных тракторов летом смазы­ вают моторным автотракторным маслом АК-15 и зи­ мой — АКп-10.

Трансмиссионное масло (нигрол) употребляют для смазки механизмов силовой передачи трактора. К ним относятся: коробка передач, главная передача, диффе­ ренциал, бортовая передача, редуктор пускового двига­

69


теля и т. д. Трансмиссионное масло используют также для смазки рулевых механизмов. Обычно механизмы силовой передачи состоят из одной или нескольких пар зубчатых шестерен, при работе которых поверхность зу­ ба одной шестерни трется о поверхность зуба другой. Это трение вызывает износ и нагрев рабочей поверхно­ сти шестерен. Чтобы уменьшить трение в зубчатых пе­ редачах, применяют трансмиссионное масло, обычно за­ ливаемое до определенного уровня в корпус механизма. Трансмиссионное масло обладает хорошими смазываю­ щими свойствами при больших нагрузках и обеспечи­ вает сохранность масляной пленки между рабочими по­ верхностями зубьев, находящихся в зацеплении. Кроме того, оно охлаждает нагретые поверхности зубьев, за­ щищает их от коррозии (ржавчины) и смазывает под­ шипники механизма.

В зависимости от типа зубчатой передачи, нагрузки на нее и степени обработки рабочих поверхностей зубь­ ев необходимо применять соответствующие марки трансмиссионного масла. В настоящее время выпускает­ ся и летнее и зимнее трансмиссионное автотракторное масло (табл. 8).

Т а б л и ц а 8

Краткая характеристика автотракторного трансмиссионного масла

Нормы

по маркам

ГОСТ 542-50

Показатели качества

 

летнее

зимнее

Вязкость

кинематическая

2 8 ,4 -

3 2 ,4

1 7 ,8 -2

2 ,0

при 100°, сст (в пределах)

Температура

застывания,

- 5

'

- 2 0

 

°С (не

ниже) . . . .

 

70

Зимнее трансмиссионное масло отличается от летне­ го Меньшей вязкостью и более низкой температурой за­ стывания, что позволяет в холодное время снизить уси­ лие, необходимое для трогания трактора, и уменьшить п.отери мощности в трансмиссии во время движения трактора.

Если нет зимнего сорта трансмиссионного масла, можно использовать летний, разбавленный зимним ди­ зельным топливом. При температуре воздуха не ниже —20° смесь должна состоять из 75%> летнего транс­ миссионного масла и 25% зимнего дизельного топлива.

Универсальная среднеплавкая смазка (солидол) наи­ более практична в тех узлах машин, которые имеют от­ крытые подшипники и из которых жидкое масло быст­ рее вытекает.

При эксплуатации тракторов используют следующие

марки универсальной среднеплавкой

смазки

(табл. 9):

УСс-1 и УСс-2, УС-1 и УС-2

 

(У — смазка универсаль­

ная, С — среднеплавкая,

с — синтетическая). Эти смаз­

ки являются наиболее распространенными.

 

положи-

Солидолы обладают

одним

 

характерным

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Краткая характеристика универсальных среднеплавких смазок

 

 

 

Нормы по маркам

 

Показатели качества

ГОСТ

 

4366-56

ГОСТ

1033-51

 

 

 

 

 

 

 

УСс-1

 

УСс-2

УС-1

 

УС-2

Внешний вид и свойства .

Однородная

мазь, без комков, от

 

светло-желтого до темно-коричневого

Температура каплепадения,

 

 

 

цвета

 

 

70

I

75

75

I

75

°С (не ниже) . . . .



гельнЫм свойством — они не растворяются в йоде и не смываются водой.

Применяют солидолы в узлах машин с относительно невысокой температурой (не выше 60°) и особенно там, где не исключен доступ воды в узел.

Солидолы марок УСс-1 й УСс-2 получают на основе синтетических жиров, поэтому их и называют синтетиче­ скими, в отличие от жировых солидолов марок УС-1 и УС-2, основа которых — естественные жиры.

Солидолы УСс-1 и УС-1 менее вязкие, и поэтому их рекомендуют применять зимой.

В сельском хозяйстве наибольшее распространение получил солидол УСс-2, являющийся основной консис­

тентной смазкой при эксплуатации тракторов,

комбай­

нов и других сельскохозяйственных машин и орудий.

Основы правильного обращения

 

 

 

с нефтепродуктами

 

 

 

 

 

Нефтепродукты,

прежде

чем

попасть

в топливные

баки или картеры

тракторов, проходят большой путь,

на котором их не один раз

перекачивают в резервуары,

баржи, цистерны, бочки и бидоны.

При

этом

каждая

перекачка сопровождается

количественными

потерями

и ухудшением качества топлива и смазочных

материа­

лов.

При хранении, перевозке и заправке в топливо неред­ ко попадают механические примеси. Это песчинки, час­ тицы грунта, ржавчина или окалина. Попав в бензин, примеси засоряют топливные фильтры, жиклеры, каналы карбюратора и другие детали системы питания двига­ теля. В результате возникают перебои в работе двига­ теля и он может остановиться.

Особенно высокие требования к качеству топлива

72