ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
меньшим износом трущихся деталей, чем в том случае, когда применяется масло с большей вязкостью. Однако в тяжелых условиях работы двигателя масло с большей вязкостью работает надежнее, а угар его меньше, чем у маловязкого масла. Поэтому для одного и того же дви гателя в различное время года используют масло с раз личной вязкостью. С учетом влияния вязкости на надеж ность и легкость пуска двигателя в холодное время года дизельное масло Дп-8, ДСп-8(М8Б) и ДСп-8(М8В) ре комендуется применять при температуре окружающего воздуха ниже +5°, масло же Дп-11 и ДСп-П(МЮБ) — в теплое время, когда температура окружающего возду ха выше +5°.
Наибольший износ цилиндров, поршней, поршневых колец, подшипников коленчатого вала и других деталей двигателя наблюдается при пуске в холодное время го да из-за недостаточной смазки. Установлено, например, что за один пуск двигателя зимой его детали изнаши ваются так же, как за 50—60 час. работы при нормаль ной температуре воды и масла. Если в картер двигателя залито маловязкое масло, то легче провернуть и колен чатый вал и меньше потребуется энергии на пуск двига теля, чем тогда, когда залито вязкое масло. И износ де талей двигателя зимой на маловязком масле также меньше. Вот почему для смазки тракторных дизельных двигателей зимой рекомендуется применять дизельное масло ДСп-8 (М8В), ДСп-8 (М8Б) и Дп-8. Эти масла позволяют без предварительного подогрева осуществлять пуск дизельного двигателя при температурах —12—15°.
Следует помнить, что дизельное масло с присадками заменять маслом без присадок категорически запрещает ся, так как работа двигателя на масле без присадки при водит к пригоранию поршневых колец.
Для заправки раздельно-агрегатных гидравлических систем тракторов, у которых гидронасос установлен на
66
двигателе, летом рекомендуется применять масло Дп-11 и ДСп-11 (М10Б), а зимой — Дп-8 и ДСп-8(М8Б).
Если нет дизельного масла ДСп-8 (М8Б), можно временно использовать летнее масло ДСп-11 (М10Б) с добавлением дизельного топлива. Смесь должна состоять из 3 весовых частей масла ДСп-11 (М10Б) и 1 части ди
зельного топлива.
Автотракторное масло (автол) применяют для смаз ки пускового двигателя тракторов Челябинского трак торного завода, а также для смазки двухтактных пуско вых двигателей тракторов. В последнем случае оно до
бавляется к бензину: на |
15 объемных частей |
бензина |
|
1 часть автотракторного |
масла. |
|
|
Существующими стандартами предусмотрены сле |
|||
дующие марки автотракторного масла |
(табл. 7): АСп-5, |
||
АКп-5, АСп-9,5, АКп-9,5, АКЗп-6, |
АСп-6, |
АКЗп-10, |
АКп-10, АСп-10, АК-15. Значения букв: А — автотрактор ное моторное масло, С — масло селективной очистки, К— масло кислотной (сернокислотной) очистки, п — масло содержит присадку, 3 — масло загущено.
Цифры в марках моторного масла — 5; 6; 9,5; 10; 15 показывают, какую кинематическую вязкость в сантистоксах эти масла имеют при 100°. Чем больше цифра, тем больше вязкость масла.
Загущенное масло значительно меньше повышает свою вязкость при понижении температуры, что позво ляет одновременно обеспечить легкий и быстрый пуск двигателя при низкой температуре и надежную смазку при его работе. У двигателя, заправленного маслом АКЗп-6, коленчатый вал легко проворачивается без предварительного подогрева при температуре до —40°.
Масло АКЗп-6 рекомендуется применять зимой для двигателей, работающих в северных районах страны.
В средней полосе СССР зимой используют масло АСп-5, АСп-6 и АКп-5.
5* |
67 |
ЕГ
*5
О
га
Н
Краткая характеристика автотракторного масла
Sl-MV
Ol'UDV
OI-uMV
н
и oi-иенѵ
о
(—I
9-Ю Ѵ
9-ueMv
2‘6-иМѴ
5‘6-иэѵ
н
о
о S-UMV
S-UDV
к
о
С
©^
©
Ою
©CN
©
©~
©Й
©I
©Л |
§ |
|
© |
||
I |
||
|
||
ю |
|
|
©Г |
|
іо
©
©
ІО
©
іО
V f- • ST- о XV . га - • •
§ 8 •
Я —■^ _
5^ 554)-о*-
CL Я
|2: = S"
О
Оя З а
соЯ *
я о '—"
CQ
©<м
©
со
8
I
ая-
Ва ' « a
■S.U
>»°
н- Л
га о;
Он<и я
с га а
S га а
о
f—
■‘■68
Такие марки масла, как АСп-9,5, АКп-9,5, АКп-10, АСп-10, в средней полосе СССР применяют летом, а в
южных районах страны — круглый год. |
полосы |
|
Масло АКЗп-10 — всесезонное |
для средней |
|
СССР. |
|
трак |
• В качестве рабочей жидкости в моноблочных |
||
торных гидравлических системах |
(тракторы МТЗ-2 и |
КПД-35 ранних выпусков) и раздельно-агрегатных трак торных гидравлических системах, если гидронасос сис темы находится не на двигателе, применяют автотрак торное масло. Например, для заправки раздельно-агре гатной гидравлической системы трактора МТЗ-50ПЛ, у которого гидронасос установлен на коробке перемены передач, применяют автотракторное масдр АКп-10.
В тяжелонагруженных зубчатых передачах тракто ров трансмиссионное автотракторное масло (ГОСТ 542-50) работает неудовлетворительно. Поэтому в таких случаях берут более качественное автотракторное мас ло (автол). В холодное время года, например,, при тем пературе окружающего воздуха до —20° для смазки коробки передач, главной конической передачи и борто вых передач тракторов ЧТЗ-80 и ЧТЗ-100 следует при менять масло АК-15, а при температуре ниже—20° — масло АСп-5 или АСп-б.
Все механизмы силовой, передачи трактора МТЗ50ПЛ тоже смазывают моторным автотракторным мас лом: летом — АК-15, зимой — АКп-10.
Поддерживающие и опорные катки с жидкой смаз кой ходовой части гусеничных тракторов летом смазы вают моторным автотракторным маслом АК-15 и зи мой — АКп-10.
Трансмиссионное масло (нигрол) употребляют для смазки механизмов силовой передачи трактора. К ним относятся: коробка передач, главная передача, диффе ренциал, бортовая передача, редуктор пускового двига
69
теля и т. д. Трансмиссионное масло используют также для смазки рулевых механизмов. Обычно механизмы силовой передачи состоят из одной или нескольких пар зубчатых шестерен, при работе которых поверхность зу ба одной шестерни трется о поверхность зуба другой. Это трение вызывает износ и нагрев рабочей поверхно сти шестерен. Чтобы уменьшить трение в зубчатых пе редачах, применяют трансмиссионное масло, обычно за ливаемое до определенного уровня в корпус механизма. Трансмиссионное масло обладает хорошими смазываю щими свойствами при больших нагрузках и обеспечи вает сохранность масляной пленки между рабочими по верхностями зубьев, находящихся в зацеплении. Кроме того, оно охлаждает нагретые поверхности зубьев, за щищает их от коррозии (ржавчины) и смазывает под шипники механизма.
В зависимости от типа зубчатой передачи, нагрузки на нее и степени обработки рабочих поверхностей зубь ев необходимо применять соответствующие марки трансмиссионного масла. В настоящее время выпускает ся и летнее и зимнее трансмиссионное автотракторное масло (табл. 8).
Т а б л и ц а 8
Краткая характеристика автотракторного трансмиссионного масла
Нормы |
по маркам |
ГОСТ 542-50 |
|
Показатели качества |
|
летнее |
зимнее |
Вязкость |
кинематическая |
2 8 ,4 - |
3 2 ,4 |
1 7 ,8 -2 |
2 ,0 |
|
при 100°, сст (в пределах) |
||||||
Температура |
застывания, |
- 5 |
' |
- 2 0 |
|
|
°С (не |
ниже) . . . . |
|
70
Зимнее трансмиссионное масло отличается от летне го Меньшей вязкостью и более низкой температурой за стывания, что позволяет в холодное время снизить уси лие, необходимое для трогания трактора, и уменьшить п.отери мощности в трансмиссии во время движения трактора.
Если нет зимнего сорта трансмиссионного масла, можно использовать летний, разбавленный зимним ди зельным топливом. При температуре воздуха не ниже —20° смесь должна состоять из 75%> летнего транс миссионного масла и 25% зимнего дизельного топлива.
Универсальная среднеплавкая смазка (солидол) наи более практична в тех узлах машин, которые имеют от крытые подшипники и из которых жидкое масло быст рее вытекает.
При эксплуатации тракторов используют следующие
марки универсальной среднеплавкой |
смазки |
(табл. 9): |
|||||
УСс-1 и УСс-2, УС-1 и УС-2 |
|
(У — смазка универсаль |
|||||
ная, С — среднеплавкая, |
с — синтетическая). Эти смаз |
||||||
ки являются наиболее распространенными. |
|
положи- |
|||||
Солидолы обладают |
одним |
|
характерным |
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
||
Краткая характеристика универсальных среднеплавких смазок |
|||||||
|
|
|
Нормы по маркам |
|
|||
Показатели качества |
ГОСТ |
|
4366-56 |
ГОСТ |
1033-51 |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
УСс-1 |
|
УСс-2 |
УС-1 |
|
УС-2 |
|
Внешний вид и свойства . |
Однородная |
мазь, без комков, от |
|||||
|
светло-желтого до темно-коричневого |
||||||
Температура каплепадения, |
|
|
|
цвета |
|
|
|
70 |
I |
75 |
75 |
I |
75 |
||
°С (не ниже) . . . . |
гельнЫм свойством — они не растворяются в йоде и не смываются водой.
Применяют солидолы в узлах машин с относительно невысокой температурой (не выше 60°) и особенно там, где не исключен доступ воды в узел.
Солидолы марок УСс-1 й УСс-2 получают на основе синтетических жиров, поэтому их и называют синтетиче скими, в отличие от жировых солидолов марок УС-1 и УС-2, основа которых — естественные жиры.
Солидолы УСс-1 и УС-1 менее вязкие, и поэтому их рекомендуют применять зимой.
В сельском хозяйстве наибольшее распространение получил солидол УСс-2, являющийся основной консис
тентной смазкой при эксплуатации тракторов, |
комбай |
||||
нов и других сельскохозяйственных машин и орудий. |
|||||
Основы правильного обращения |
|
|
|
||
с нефтепродуктами |
|
|
|
|
|
Нефтепродукты, |
прежде |
чем |
попасть |
в топливные |
|
баки или картеры |
тракторов, проходят большой путь, |
||||
на котором их не один раз |
перекачивают в резервуары, |
||||
баржи, цистерны, бочки и бидоны. |
При |
этом |
каждая |
||
перекачка сопровождается |
количественными |
потерями |
|||
и ухудшением качества топлива и смазочных |
материа |
лов.
При хранении, перевозке и заправке в топливо неред ко попадают механические примеси. Это песчинки, час тицы грунта, ржавчина или окалина. Попав в бензин, примеси засоряют топливные фильтры, жиклеры, каналы карбюратора и другие детали системы питания двига теля. В результате возникают перебои в работе двига теля и он может остановиться.
Особенно высокие требования к качеству топлива
72