Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предъявляют дизельные двигатели. Объясняется это тем, что зазор между прецизионными деталями дизель­ ной топливной аппаратуры очень мал — в пределах 0,0015—0,0025 мм. Поэтому даже мельчайшие частицы механических примесей размером около 0,002 мм вызы­ вают износ прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры. Очистить дизельное топливо от таких час­ тиц нелегко. Применяемая при заправке топливных ба­ ков сетка-фильтр может задержать только частицы раз­ мером более 0,3 мм. Частицы же размером менее 0,3 мм свободно проходят через сетку-фильтр топливного бака, забивают топливные фильтры двигателя и значительно повышают износ деталей дизельной топливной аппара­ туры.

Дизельное топливо, отправляемое с нефтеперераба­ тывающих заводов, содержит не более 50 г механических примесей на тонну топлива. А наблюдение за качеством тошшва, заправляемого в баки тракторов, показывает, что в нем уже можно обнаружить до 200—300 г механи­ ческих примесей на тонну топлива. При таком количе­ стве примесей топливные фильтры, установленные на двигателе трактора, не могут обеспечить.требуемую чис­ тоту топлива в течение установленного срока их службы.

Твердые частицы механических примесей, попадая с топливом в зазоры деталей топливной аппаратуры (плунжерные пары и обратные клапаны топливного на­ соса, распылители форсунок), вызывают выкрашивание их кромок и делают глубокие царапины на их поверх­ ностях. Происходит износ деталей топливной аппарату­ ры, от состояния которых зависит работа двигателя. Это в свою очередь вызывает перерасход топлива, сни­ жение мощности двигателя и сокращение срока службы его основных деталей. Преждевременный износ деталей двигателя приводит к значительному перерасходу средств на ремонт.

7 3

Установлено, что при заправке топливного бака трак­ тора чистым дизельным топливом топливная аппарату­ ра двигателя работает без регулировки 2000—3000 час. и без замены плунжерных пар насосов и распылителей форсунок — до 6000 час. Необходимой чистоты дизель­ ного топлива добиваются или фильтрацией его, или от­ стаиванием перед заправкой. Поэтому, согласно прави­ лам технического ухода за тракторами, дозаправка топ­ ливного бака должна производиться только предвари­ тельно профильтрованным или отстоенным дизельным топливом.

Наличие механических примесей в заправляемом ди­ зельном топливе может определить сам механизатор. Для этого надо разбавить полстакана дизельного топли­ ва в стакане профильтрованного бензина. Смесь тща­ тельно размешивают и пропускают через белую промо­ кательную бумагу. Затем бумагу просушивают в течение 10—15 мин. и, развернув, осматривают на ней осадок. Чистое дизельное топливо оставляет на бумаге едва за­ метное желтое пятно. Чем темнее пятно, тем топливо имеет больше механических примесей (рис. 11).

Вызывает перебои в работе двигателя и попавшая в топливо вода. В холодное время года она может замерз­ нуть и нарушить подачу топлива. Она же вызывает кор­ розию деталей дизельной топливной аппаратуры. Поэ­ тому следует не допускать попадания воды в топливный бак трактора.

Количественные потери топлива при заправке проис­ ходят из-за утечек и разлива. Небольшая утечка топли­ ва, всего по одной капле в секунду, приводит к потере до 4 л топлива в сутки.

Заправку трактора топливом рекомендуется произво­ дить закрытым способом по рукаву с раздаточным кра­ ном. Категорически запрещается производить заправку топливных баков открытой струей, Следует внимательно

74


2

3

Рис. 11. Образцы бумаги после проверки чистоты дизельного топлива:

1 — после фильтрации чрезмерно загрязненного дизельного топ­ лива; 2 — после фильтрации дизельного топлива с засоренностью, допустимой нормами ГОСТа; 3 — после фильтрации отстоенного

топлива.

следить за заполнением топливного бака трак­ тора, не допуская пере­ лива топлива. Для этой цели рекомендует­ ся применять автома­ тический раздаточный кран 03-1576 (рис. 12).

Когда топливный бак заполнен до отказа, кран автоматически прекращает подачу то­ плива.

При заправке трак, торов пользуются топ­ ливораздаточными ко­ лонками или ручными топливозаправочн ы м и агрегатами.

75

Категорически запрещается производить заправку топливом из ведра, наполняемого из бочки накатом.

Предупреждение качественных и количественных по­ терь масла имеет свои некоторые особенности. Обычно масло доставляется в хозяйство в металлических боч­ ках. В них же они должны поступать в тракторные бригады. Это объясняется тем, что масло имеет боль­ шую вязкость и обеспечить его полный слив из бочек довольно затруднительно. Поэтому следует избегать не­ оправданных операций по переливу масла.

Дизельное масло значительно дороже автола. Его, как правило, надо использовать только для смазки ди­ зельных двигателей, корпусов топливных насосов с ре­ гуляторами, а также для заправки баков раздельно-аг­ регатной гидравлической системы тракторов, если ее

гидронасос установлен на двигателе. Применение ди­ зельного масла в других случаях экономически невы­ годно.

При заправке тракторов в зимнее время обычно ис­ пользуют подогретое масло. Подогрев производят в во­ дяной «бане», т. е. емкость с маслом помещают в воду, которая нагревается, либо в маслогрейках. Ни в коем случае нельзя .емкость с маслом (ведро или канистру) подогревать непосредственно на открытом огне. От со­ прикосновения с сильно нагретыми стенками масло те­ ряет свои свойства. По этой же причине не рекомендует­ ся разогревать масло открытым пламенем в картере двигателя или агрегата.

Особое внимание при заправке надо обращать на со­ хранение чистоты масла. Попавшие в масло механиче­ ские примеси резко ухудшают его свойства и вызывают повышенный износ деталей. Следует помнить, что вяз­ кость масла велика и удалить механические примеси размером менее 0,3 мм практически невозможно. Вода, попадающая в масло, вызывает образование осадка в

76


двигателях, особенно в зимнее время года. Чтобы предо­ хранить масло от засорения и обводнения, необходимо всегда держать его в герметически закрытой емкости.

При заправке применяют только чистую тару. Смазки поставляют сельскому хозяйству в деревян­

ных бочках или фанерных барабанах. Ухудшение каче­ ства смазок происходит из-за неправильного обращения с ними. Механизаторы должны об этом помнить. При пе­ ревозке очень важно не допускать повреждения бочки или барабана. Надо избегать лишних перекладываний смазки, а направлять ее непосредственно в бригаду в бочке или барабане без вскрытия. Вскрыв же бочку или барабан, необходимо принять меры, чтобы туда не по­ пала пыль, грязь и вода. Для этого смазку рекомендует­ ся хранить в специальном помещении, в плотно закры­ той бочке или барабане. При выдаче смазки пользуются лопаточками. Лопаточки тоже должны быть защищены от пыли и грязи и храниться в закрытых ящиках.

Нельзя забывать о том, что заправка подшипника смазкой, содержащей механические примеси, вызовет быстрый выход его из строя.

Одним из основных видов количественных потерь смазок является неполное опорожнивание бочки или тары. Нельзя никогда оставлять смазку на стенках та­ ры. Смазка тогда загустеет и останется неиспользован­ ной.

Организация заправки машин в бригаде

Заправка т-ратсгоров и других самоходных машин в зависимости от конкретных условий хозяйства произво­ дится на стационарных или передвижных заправочных постах. Такие посты организуют при пункте технического

7 7

Рис. 13. Топливоразда­ точная колонка ТК-40.

обслуживания машиннотракторного парка.

В бригадах, где тракторы и другие самоходные маши­ ны работают на расстоянии менее 2 км от стана, органи­ зуют стационарный пост за­ правки. Если же тракторы работают на расстоянии бо­ лее 2 км от стана бригады, экономически целесообраз­ ней производить их заправ­ ку непосредственно на месте работы, используя перед­ вижные заправочные посты. В качестве таких передвиж­ ных постов в колхозах и сов­ хозах используют механизи­ рованные заправочные агре­ гаты.

Стационарный заправоч­ ный пост представляет со­ бой типовой нефтесклад бригады колхоза или отделе­ ния совхоза с резервуарами для топлива, помещением

для хранения смазочных материалов и средствами за­ правки. На посту заправки экономически целесообразно применять средства, обеспечивающие механизированную заправку тракторов нефтепродуктами.

Для заправки тракторов дизельным топливом ис­ пользуют топливораздаточные колонки ТК-40 и 376М.

Топливораздаточная колонка ТК-40 (рис. 13) учи­ тывает количество заправленного топлива в литрах. Ос­ новные узлы колонки: насос с электродвигателем, пря-

7 8


моточный счетчик жидкости, раздаточный рукав, разда­ точный кран. Привод осуществляется от электродвига­ теля. Производительность колонки 40 л/мин. Колонка имеет устройство и для ручной заправки — на случай кратковременного отключения электроэнергии. Произво­ дительность колонки при ручной заправке не менее

10 л/мин.

Топливораздаточная колонка 376М тоже учитывает количество заправленного топлива в литрах. Основные узлы: насос с электродвигателем, ручной поршневой на­ сос, мерные сосуды, раздаточный рукав, раздаточный кран. Оборудование колонки позволяет производить за­ правку как с помощью ручного насоса, так и с помощью электродвигателя без переключений. Производитель­ ность колонки при работе от электродвигателя 30 л'/мин., от ручного насоса — 20 л/мин.

При использовании для заправки тракторов коло­ нок ТК-40 и 376М дизельное топливо'должно быть пред­ варительно отстоено, так как колонки не имеют фильтра тонкой очистки.

Для отстаивания дизельного топлива на стационар­ ном заправочном посту устанавливают два резервуара одинаковой емкости. Емкость каждого резервуара дол­ жна обеспечивать работу всех тракторов бригады не ме­ нее чем четверо суток. Пока топливо расходуется на заправку из одного резервуара, в другом оно отстаива­ ется. Отстоенное топливо забирается из верхних, наибо­ лее чистых слоев. Для этого резервуар необходимо обо­ рудовать плавающим топливоприемником.

Значительно повысить чистоту позволяет двукратный отстой дизельного топлива, практикуемый в совхозе «Лопушна» Молдавской ССР. Там организовали заправоч­ ный пост, умело используя рельеф местности. Установи­ ли два ряда резервуаров (рис. 14),. Топливо, предназна­ ченное для бригады, сливают из автоцистерны в резер­

7 9

вуар верхнего ряда. После отстоя топливо с помощью плавающего топливоприемника отбирается из верхнего слоя резервуара и поступает в соответствующий резер­ вуар нижнего ряда. И только после отстоя в этом резер­ вуаре топливо опять же с помощью плавающего топли­ воприемника отбирается из верхнего слоя и поступает на заправку. Перетекание топлива из резервуара на за­ правку обеспечивается самотеком.

После введения заправки тракторов дважды отстоенным дизельным топливом (рис. 15), в совхозе резко со­ кратилось количество регулировок топливной аппарату­ ры, расход плунжерных пар и обратных клапанов топ­ ливных насосов и распылителей форсунок.

Плавающие топливоприемники, используемые в ре­ зервуарах, простейшего вида (рис. 16). К деревянному поплавку диаметром 400 мм и толщиной 50 мм крепится приемная труба с топливоприемными отверстиями. По­ плавок покрывают нитрокраской. Приемную трубу со­ единяют с раздаточной трубой резервуара спиральным напорновсасывающим рукавом. Опускание поплавка ог­ раничивается стальной проволокой, которую одним кон­ цом крепят к поплавку, а другим — к крышке горловины резервуара.

Для заправки тракторов маслом применяют маслораздаточные колонки 367М и 367М2.

Маслораздаточная колонка. 367М (рис. 17) учиты­ вает количество заправленного масла в литрах. Основ­ ные узлы колонки: насосная установка с электродвига­ телем, счетчик жидкости, раздаточный рукав, раздаточ­ ный кран. Колонку в холодное время надо устанавли­ вать в отапливаемом помещении. Производительность её не менее 8 л/мин.

Маслораздаточная колонка 367М2 представляет со­ бой настенный вариант колонки 367М. Для установки колонки не требуется специального фундамента.

80


Рис. 14. Стационарный заправочный пост с двукратным отстоем дизельного топлива в совхозе «Лопушна» Молдавской ССР.

И з а В т о ц и ст е р н ы

Рис. 15. Схема двукратного отстоя дизельного топлива:

1 — резервуар; 2 — ограничитель опускания поплавка; 3 — попла­ вок; 4 — вентиль; 5 — топливоприемные отверстия; 6 — рукав.

6 Советы молодому механизатору