Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ниста. Также можно не опускать пантографы при проверке выхода штоков тормозных ци линдров (за исключением электровозов се рии ЧС, на которых эта работа выполняется на канаве), регулировке регулятора напряже ния и реле обратного тока (кроме электрово зов серий Ф и К) и замене низковольтных пре дохранителей.
При поднятом пантографе запрещается: подниматься на крышу электроподвижного
состава или входить в высоковольтную каме ру, а также снимать ограждающие аппараты высокого напряжения, защитные приспособ ления, щиты, кожуха, крышки коллекторных люков машин и прочие ограждения;
производить обтирку в коридоре на электро возах серий ЧС1, ЧС2, ЧСЗ;
регулировать предохранительные клапаны компрессоров на электропоездах и электрово зах серий ЧС и Ф;
открывать люки калориферного отопления и двери высоковольтных шкафов электропоез дов серии ЭР, протирать кузова электропоез дов и электровозов серий ЧС1, ЧС2 и ЧСЗ;
осматривать и ремонтировать электриче ское, механическое и пневматическое обору дование под кузовом вагона электропоезда, а также прикасаться к кожухам и ящикам подвагонного оборудования.
Осматривать и ремонтировать крышевое оборудование электроподвижного состава в депо или пунктах оборота можно только на путях, имеющих разъединители для отключе ния напряжения. Начинать работать можно
82
только после снятия напряжения и заземле ния контактного провода.
При |
возникновении |
неисправности элект |
ровоза |
в пути и |
невозможности даль |
нейшего |
следования |
разрешается отсоеди |
нять кабель или воздушные рукава от
поврежденного |
пантографа, |
регулировать |
|
тифоны |
(за |
исключением |
электровозов |
ВЛ8 |
и ВЛ23), менять |
прожекторные |
лампы, отключать поврежденный грозовой разрядник, заземлитель или разъединитель. Но выполнение каждой из этих работ разрешает ся только при опущенных пантографах, в чем машинист обязан убедиться лично.
Поврежденная секция электропоезда от ключается, воздушные краны пантографа мо торного вагона переводятся в положение «Ручное», высоковольтные крышевые пере мычки отсоединяются.
Производить другие работы на крыше электроподвижного состава под напряжением кон тактного провода, а также поднимать и рас качивать вручную подвижную раму пантогра фа при осмотре и ремонте крышевого обору дования, приближаться к контактному прово ду, фиксаторам и другим элементам контакт ной сети ближе чем на 1 м запрещается.
При осмотре и ремонте крышевого оборудо вания надо соблюдать осторожность, особен но зимой, когда мостики и крыши покрывают ся снегом и становятся скользкими. Помощник машиниста должен наблюдать с земли за ра ботой машиниста на крыше.
Подниматься на крышу электровоза или электропоезда или спускаться с нее машинист
6* 83
должен только с того конца, на котором про изводит работу. Машинист может при необ ходимости переходить от одного пантографа к другому.
Меры безопасности при чистке коллектора тяговых двигателей. Чистка коллекторов тя говых двигателей электровозов и моторных вагонов, находящихся под контактным прово дом, производится при опущенных пантогра фах, заблокированных щитках управления, включенном выключателе управления, разъ единенных ножах главного или крышевого разъединителя, вспомогательных цепей и но жей отключателей двигателей.
Ключ КУ (ВУ) и реверсивная рукоятка должны находиться у работника, производя щего чистку контроллера. Ремонтный персо нал должен быть удален из высоковольтной камеры и с крыши электровоза или моторва гонного поезда, а все работы по ремонту пре кращены.
Зачистку коллекторов производят только на деповских или станционных путях при пере мещении электровоза другим локомотивом со скоростью не более 5 км/ч под наблюдением второго работника. Если в депо имеется по ниженное напряжение, то чистку коллектора производят при перемещении электровоза сво им ходом на аварийном режиме. В этом слу чае выключают ножи отключателя двигате лей, на котором производят работу, а верхний щеткодержатель этого двигателя с установ ленными в нем щетками заземляют специаль ным кабелем (см. рис. 22).
Пониженное напряжение на шину электро
84
воза дежурный по депо (или его помощник) подает только после проверки правильности отключения двигателя и заземления щетко держателя.
Во время работы дежурный по депо (или его помощник) обязан наблюдать за работ ником, производящим чистку или шлифовку коллектора, и передавать его сигналы маши нисту.
Производить чистку коллекторов тяговых двигателей моторных вагонов электросекции можно при перемещении ее другой секцией и управлении движением из любой кабины ма шиниста. В этом случае на моторном вагоне (где производят чистку коллектора тягового двигателя) пантограф опускают, воздушный кран пантографа переводят из положения «Автомат» в положение «Ручное», выключа ют отключатели всех тяговых двигателей, крышевой или главный разъединитель переводят в заземляющее положение, отключают разъ единитель цепей управления и запирают ка бину.
Чистку и шлифовку коллекторов тяговых двигателей выполняют специальной деревян ной колодкой с изолированной ручкой.
9. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫЕЗДЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ИЗ ДЕПО
|
После |
приемки |
электроподвижного |
соста |
|||||
ва при выезде |
из |
депо |
на |
линию машинист |
|||||
должен |
лично |
убедиться |
в |
том, что лю |
|||||
ки |
вспомогательных |
машин |
закрыты, |
щи |
|||||
ты |
высоковольтной |
камеры |
и |
реостатных |
|||||
помещений установлены |
(на |
электровозе |
85
серии К устанавливают съемный |
штурвал |
на переключателе пантографа в |
положе |
ние «Включено»), в высоковольтной камере электровоза, на крыше и под электроподвижным составом никого нет, раскладные лестницы на крышу сложены. После этого он закрывает дверь в высоковольтную камеру электровоза, повертывает ручку деблокирую щего крана, включает воздухораспределитель и кнопки на выключателе параллельной ра боты электровозов, а на электропоездах вклю чает разъединитель цепи управления в мотор ных вагонах. Затем включает крышевой или главный разъединитель.
Убедившись в том, что на электровоз или электропоезд можно подать высокое напря жение, машинист делает заявку дежурному по депо (или его помощнику) на включение на пряжения в контактную сеть над канавой.
Дежурный по депо (или его помощник), получив заявку, берет ключ от замка мачто вого разъединителя, лично убеждается в от сутствии людей на крыше, в высоковольтной камере, под электровозом или электропоездом. Если же на этой канаве находятся и другие электровозы, то все работы наних прекра щаются. Ключи КУ или ВУ и реверсивные ру коятки от всех электровозов передаются де журному по депо.
Дежурный по депо дважды объявляет: «Контактный провод над такой-то канавой под напряжением», дает установленное количество звуковых сигналов (звонков), соответствую щее номеру канавы, открывает крышку при вода секционного разъединителя и подает на-
86
пряжение на контактный провод. В ряде элек тродепо о включении напряжения в контакт ный провод оповещают по радио.
Машинист, увидев красный сигнал внут ренней сигнализации депо, перед подъемом пантографа, ставит об этом в известность своего помощника и других лиц, находящихся на электровозе или обслуживающих электро поезд. Снова удостоверившись в том, что лю ки машин, калориферного отопления, двери шкафов, щиты высоковольтной камеры, рео статных помещений, крышки подвагонных ап паратных ящиков закрыты, в высоковольтной камере нет людей и посторонних предметов, машины, аппараты и приборы готовы к рабо те, люди находятся в безопасных местах и подъем пантографа не грозит им опасно стью, двери в высоковольтную камеру и крышевые люки закрыты и складные лестницы электровоза сложены, быстродействующий выключатель отключен и рукоятка контролле ра находится на нулевой позиции, крышевые или главные разъединители включены, громко объявляет: «Поднимаю пантограф», подает ус тановленный один сигнал и поднимает пантог рафы.
Убедившись, что пантографы поднялись, ма шинист включает вспомогательные машины, проверяет действие тормозов и песочниц, а также исправность действия сигнальных при боров (буферных фонарей, прожекторов), ос вещение кабины, измерительных приборов, звуковых сигналов, электрических печей и обо грева контроллера машиниста (зимой).
Затем, отпустив ручные тормоза и убедив
87
шись, что из-под колес вынуты тормозные башмаки, машинист заявляет дежурному по депо о готовности выезда из депо.
Перед выездом машинист обязан тщательно проверить действие автоматических и электропневматических тормозов. Но прежде чем опробовать их, он должен предупредить об этом своего помощника, а также убедиться в том, что под электроподвижным составом никого нет и осмотр тормозов рычажной пере дачи не производится.
Дежурный по депо (или его помощник) от крывает ворота, лично убеждается в том, что напряжение в контактную сеть над канавой подано, все вагоны моторвагонного поезда правильно сцеплены, а на рельсах нет пред метов, препятствующих движению электроподвижного состава. Только после этого он подает сигнал, разрешающий машинисту вы езд из депо.
Машинист, убедившись, что помощник нахо дится на своем месте, ставит реверсивную ру коятку в положение «Вперед», подает установ ленный сигнал свистком малой громкости, включает контроллер и выезжает из депо. При этом машинист должен соблюдать осо бую бдительность и быть готовым к немедлен ной остановке электровоза или электропоезда в случае неожиданного появления на путях людей. При выезде из ворот депо машинист и его помощник не должны высовываться из боковых окон.
Как только электровоз или электропоезд вы едет с канавы, дежурный по депо (или его
88
помощник) снимает напряжение с контактной сети и, убедившись, что оно снято, запирает на замок привод разъединителя.
Если на освободившуюся канаву сразу же въезжает другой электровоз или электропоезд, то дежурный по депо не отключает секцион ный разъединитель и дает разрешение на въезд электроподвижного состава.
При выводе электровоза из депо понижен ным напряжением машинист вначале подго тавливает схему электровоза, вывешивает на дверь высоковольтной камеры предупреди тельный плакат, а затем выполняет те же ме ры предосторожности. Порядок вывода элек тровоза из депо такой же, что и при вводе его на канаву.
Когда электровоз будет выведен на депов ские пути, над которыми подвешена контакт ная сеть, дежурный по депо (или его помощ ник) отсоединяет разъединитель, подающий напряжение во вспомогательный провод или специальный кабель, отключает питательный провод от соединительных шин электровоза и только после этого с двери высоковольтной камеры снимается предупредительный плакат и машинист переводит схему электровоза в прежнее положение. Затем закрывает дверь высоковольтной камеры, заблокирует ее и при необходимости поднимает пантограф, предва рительно выполнив указанные выше требо
вания.
До отправления моторвагонного подвижно го состава локомотивная бригада убеждается в том, что краны пантографов на всех сцеплен ных электросекциях поставлены в положение
89