Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
двигателя. При этом щетки должны находить ся в щеткодержателях и быть плотно прижа- ^ тыми к коллектору.
После зачистки коллектора заземляющий кабель снимают со щеткодержателя, а затем отсоединяют от корпуса двигателя.
К |
дополнительным |
средствам относятся: |
а) |
электрические |
коврики размером не |
менее 0,5 X 0,6 м. Их кладут на полу высоко вольтной камеры, около вспомогательных ма шин, для изоляции обслуживающего персона ла при отключении разъединителей, осмотре или ремонте электрического оборудования;
б) диэлектрические перчатки, которые при меняют при отключении разъединителей изо лирующей штангой, при работах с электриче ским оборудованием, а также в случаях осво бождения человека, попавшего под напря жение.
Перчатки должны соответствовать требо ваниям ГОСТа. Размер их определяется с уче том надевания резиновых перчаток на шерстя ные или бумажные перчатки, предохраняющие руки от холода.
Кроме того, на электроподвижном составе имеется:
аптечка с необходимыми медикаментами; два противогаза марки Г для защиты от па ров ртути при пробое корпуса игнитрона; про тивопожарное оборудование; сигнальные при надлежности.
Защитные средства как на электроподвиж ном составе, так и в депо хранятся в спе циально выделенных местах или ящиках. Нельзя допускать нахождения защитных
66
средств вместе с инструментом, запасными ча стями и другими деталями, которые могут повредить их и привести в непригодное со стояние.
Локомотивная бригада должна бережно содержать защитные средства и не допускать проколов, надрывов и других повреждений, а также предохранять от разрушающего дей ствия масла, бензина и других веществ.
Периодически, а также при обнаружении дефектов или замене какой-либо части за щитные средства испытывают на электриче скую прочность.
Клеймо выбивается или наносится несмы ваемой краской у границы захвата выше упор ного кольца (у изолирующих штанг) или у края диэлектрических изделий (перчаток).
Если при испытаниях защитное средство признается непригодным, то клеймо о про хождении испытания на нем перечеркивается красной краской, а на резиновые изделия, кроме того, наносят клеймо «брак». Такие же знаки ставят на защитных средствах, признан ных негодными при внешних осмотрах между испытаниями.
В каждом электродепо ведется журнал учета защитных средств, в котором записы вают местонахождение их и отмечают дату прохождения испытания.
Перед каждым применением, а также пе риодически локомотивная бригада по клейму проверяет, не истек ли срок периодического испытания, и осматривает защитные средст ва, чтобы убедиться в отсутствии внешних по вреждений.
5* 67
Нормы и сроки периодических (контрольных) испытаний защитных средств, применяемых при работах на электроподвижном составе
Н а и м е н о в а н и е з а щ и т н ы х с р е д с т в
о.
о
\о (
инв ев
Н а п р я ж е д о в а н и я
Э л е к р и ч е с к и е и с п ы т а н и я
Н а п р я |
и т е л ь мин |
|
о л ж ь в |
||
ж е н и е |
||
|
П р о д н о с т |
|
|
\ |
0> |
|
||
' |
а |
|
|
к |
м |
П е р и о д и ч |
|
|
|||
а |
|
н о с т ь |
|
V = |
|||
|
|||
II и с п ы т а |
|||
с |
К |
н и я |
* М
Оа>
ьа
Изолирующие штанги |
До |
Трех |
5 |
: 1 раз |
|||||
|
|
|
|
110000 |
кратное |
|
|
в год |
|
|
|
|
|
|
линей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное, но |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не ниже |
|
|
|
|
Резиновые диэлектри |
Выше |
4 0 |
кв |
|
15 |
1 раз |
|||
15 кв |
|
||||||||
ческие |
коврики |
и |
1000 |
|
|
|
в |
2 года |
|
дорожки |
|
|
|
5 кв |
|
|
То же |
||
То же |
|
|
|
До |
— |
5 |
|||
|
|
|
|
1000 |
6 кв |
1 |
6 |
1 раз |
|
Резиновые диэлектри |
Выше |
||||||||
ческие |
перчатки |
|
1000 |
|
|
|
в 6 мес. |
||
То же |
|
|
|
До |
2,5 кв |
1 |
2,5 |
То же |
|
Монтерский |
инстру |
1000 |
|
кв |
1 |
|
|
||
До |
3 |
|
» |
||||||
мент с изолирую 1000 |
|
|
|
|
|
||||
щими ручками |
|
|
|
|
|
|
|
||
П р и м е ч а н и е , |
Резиновые |
диэлектрические |
коврики |
||||||
и дорожки |
испытывают протягиванием |
со скоростью |
|||||||
2— 3 см/сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если |
электровоз |
или электропоезд |
направляется в |
очередной плановый ремонт, то защитные средства
можно |
испытывать ранее установленного срока. |
|||
Каждое защитное средство имеет |
порядковый номер |
|||
и клеймо о прохождении |
испытания следующей формы: |
|||
№ |
...................... |
|
|
|
пригодно |
в установках . |
. .кв до « |
» . . . 196. . . г. |
|
испытано |
лабораторией |
............................................................ |
|
|
» |
» ...................... |
196... |
г. |
|
68
Изолирующая часть штанги должна быть гладкой и не иметь трещин, отслоений, глубо ких царапин. Все отдельные детали штанги (рабочая и изолирующая части, упорное коль цо и захват-ручка) должны быть надежно за креплены. Перед употреблением штангу очи щают от пыли.
На наружной и внутренней поверхности перчаток не должно быть заусенцев, трещин, пузырей и других дефектов. Чтобы проверить, нет ли проколов, перчатку берут за края дву мя руками и слегка растягивают, а затем, сде лав два оборота, закручивают ее вокруг паль цев. Осторожно высвободив одну руку так, чтобы не выпустить воздух из перчатки, пальщами освободившейся руки нажимают на нее. Если нет проколов, перчатка при нажиме должна хорошо пружинить и не выпускать воздуха.
При истечении срока испытаний или обна ружении дефектов, из-за которых защитное средство применять нельзя, его немедленно заменяют.
Противогазы хранят в специальных чехлах или футлярах и подвергают ежемесячному осмотру, при котором убеждаются в отсутст вии внешних повреждений, исправности кла панов и др.
В сроки и способами, установленными спе циальными инструкциями в зависимости от
.рода применяемых фильтров, противогазы подвергают периодическим испытаниям и пе резарядкам.
После каждого испытания на противогаз ставят клеймо «испытан» с указанием даты
69
испытания, а |
результаты испытания заносят |
в протокол. |
испытаний всех защитных |
Протоколы |
средств составляют в двух экземплярах: один хранят в лаборатории, а другой вместе с за щитным средством отправляют в депо.
7.МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ИСЛУЖЕБНОМ РЕМОНТЕ
Меры безопасности при постановке электроподвижного состава на канаву. Подъезжая к депо, локомотивная бригада по зеленому ог ню наружной световой сигнализации убеж дается в том, что контактный провод над ка навой, на которую въезжает электровоз или
электропоезд, |
находится под напряжением, |
|
а дежурный по депо (или его помощник) |
раз |
|
решает въезд. |
электроподвижной состав |
на |
Установив |
канаву, машинист, опускает пантографы, за тормаживает электровоз или электропоезд ручным тормозом или подкладывает под ко леса тормозные башмаки. Дежурный по депо по заявке машиниста снимает напряжение с контактной сети, а в ряде депо навешивает на нее заземляющую штангу. На электрово зах серии К машинист дополнительно снима ет с переключателя пантографов съемный штурвал и при его помощи ставит заземляю щий разъединитель в положение «Заземлено».
На моторвагонном подвижном составе пос ле опускания пантографов и снятия напряже ния с контактного провода слесарь по электри-
70
ческому оборудованию или помощник маши ниста (под наблюдением бригадира комплекс ной бригады или машиниста) переключает главный или крышевой разъединитель мотор ных вагонов в заземляющее положение.
Если электровоз вводят в депо понижен ным напряжением от вспомогательного кон тактного провода или кабеля, машинист, полу чив указание дежурного по депо (или его помощника), отключает вспомогательные ма шины и опускает пантографы.
Лично убедившись в том, что пантографы опустились, машинист, соблюдая меры предо сторожности, подготавливает схему электро воза для следования в депо на пониженном напряжении.
Прежде чем подать напряжение на элек тровоз, дежурный по депо (или его помощ ник) должен убедиться в том, что в высоко вольтной камере никого нет и закрыть ее дверь. При этом дверь высоковольтной каме ры не защищается блокировкой и ее можно легко открыть.
Для предупреждения обслуживающего персонала о том, что электровоз находится под напряжением и входить в высоковольтную ка меру нельзя, на ее двери вывешивают преду преждающую надпись.
Затем, убедившись в том, что разъедини тель, подающий напряжение на вспомогатель ный провод, отключен, дежурный по депо с по мощью изолированной ручки присоединяет питательный кабель пониженного напряжения к соединительным шинам электровоза и толь ко после этого включает разъединитель.
71
Машинист по сигналу дежурного по депо (или его помощника), набрав соответствую щую позицию на контроллере, въезжает в де по со скоростью не более 3 км/ч.
После установки электровоза на канаву де журный по депо (или его помощник) отклю чает сначала разъединитель, затем питающий кабель от соединительных шин электровоза и только после этого снимает предупредитель ную надпись с двери в высоковольтную каме ру. Если по каким-либо причинам надо войти в высоковольтную камеру в то время, когда к шинам электровоза подведено пониженное напряжение, то об этом нужно заявить де журному по депо (или его помощнику), кото рый отключает напряжение указанным выше порядком и только после этого можно входить в высоковольтную камеру. Включение напря жения производится тем же лицом, который производил отключение.
При вводе электровоза в депо с помощью специального кабеля, навитого на барабан, ка бель одним концом присоединяется к разъеди нителю, а другим, на котором имеется нако нечник с деревянной ручкой, — к соединитель ным шинам электровоза.
Подачу и снятие напряжения в этом слу чае производят тем же порядком, что и при наличии вспомогательного контактного про вода с пониженным напряжением.
Меры безопасности при приемке и слу жебном ремонте на канаве в депо. Получив от дежурного по депо маршрут, ключи от две рей, реверсивную рукоятку электровоза или электропоезда, ключ КУ или ВУ электровоза,
72
машинист и его помощник приступают к при емке электроподвижного состава. Если элек тровоз или электропоезд стоит на канаве, над которой подвешена контактная сеть, то ло комотивная бригада перед приемкой убеж дается в том, что напряжение с нее снято и пантографы на электроподвижном составе опущены.
При неисправности световой сигнализации, когда не горят ни красный, ни зеленый огни, машинист вместе с дежурным по депо убеж даются в том, что мачтовый разъединитель отключен, и надежно заземляют контактную сеть. В этом случае привод мачтового разъ единителя находится в нижнем положении и заперт на замок, а рога разъединителя ра зомкнуты.
Если электровоз вводят в депо понижен ным напряжением, то до начала приемки ло комотивная бригада убеждается в том, что разъединитель, подающий напряжение от де повского мотор-генератора на вспомогатель ный провод или в специальный кабель, отклю чен, а питательный кабель отсоединен от со единительных зажимов электровоза. После этого локомотивная бригада проверяет, не мо жет ли электровоз или электропоезд самопро извольно сдвинуться с места, и отключает ножи главного или крышевого разъединителя вспомогательных цепей на электровозе.
Затем для предотвращения несчастных слу чаев во время осмотра тормозной рычажной передачи при случайном снижении давления в тормозной магистрали отключают воздухо распределитель. Взяв с собой КУ или ВУ и ре
73