Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двигателя. При этом щетки должны находить­ ся в щеткодержателях и быть плотно прижа- ^ тыми к коллектору.

После зачистки коллектора заземляющий кабель снимают со щеткодержателя, а затем отсоединяют от корпуса двигателя.

К

дополнительным

средствам относятся:

а)

электрические

коврики размером не

менее 0,5 X 0,6 м. Их кладут на полу высоко­ вольтной камеры, около вспомогательных ма­ шин, для изоляции обслуживающего персона­ ла при отключении разъединителей, осмотре или ремонте электрического оборудования;

б) диэлектрические перчатки, которые при­ меняют при отключении разъединителей изо­ лирующей штангой, при работах с электриче­ ским оборудованием, а также в случаях осво­ бождения человека, попавшего под напря­ жение.

Перчатки должны соответствовать требо­ ваниям ГОСТа. Размер их определяется с уче­ том надевания резиновых перчаток на шерстя­ ные или бумажные перчатки, предохраняющие руки от холода.

Кроме того, на электроподвижном составе имеется:

аптечка с необходимыми медикаментами; два противогаза марки Г для защиты от па­ ров ртути при пробое корпуса игнитрона; про­ тивопожарное оборудование; сигнальные при­ надлежности.

Защитные средства как на электроподвиж­ ном составе, так и в депо хранятся в спе­ циально выделенных местах или ящиках. Нельзя допускать нахождения защитных

66

средств вместе с инструментом, запасными ча­ стями и другими деталями, которые могут повредить их и привести в непригодное со­ стояние.

Локомотивная бригада должна бережно содержать защитные средства и не допускать проколов, надрывов и других повреждений, а также предохранять от разрушающего дей­ ствия масла, бензина и других веществ.

Периодически, а также при обнаружении дефектов или замене какой-либо части за­ щитные средства испытывают на электриче­ скую прочность.

Клеймо выбивается или наносится несмы­ ваемой краской у границы захвата выше упор­ ного кольца (у изолирующих штанг) или у края диэлектрических изделий (перчаток).

Если при испытаниях защитное средство признается непригодным, то клеймо о про­ хождении испытания на нем перечеркивается красной краской, а на резиновые изделия, кроме того, наносят клеймо «брак». Такие же знаки ставят на защитных средствах, признан­ ных негодными при внешних осмотрах между испытаниями.

В каждом электродепо ведется журнал учета защитных средств, в котором записы­ вают местонахождение их и отмечают дату прохождения испытания.

Перед каждым применением, а также пе­ риодически локомотивная бригада по клейму проверяет, не истек ли срок периодического испытания, и осматривает защитные средст­ ва, чтобы убедиться в отсутствии внешних по­ вреждений.

5* 67


Нормы и сроки периодических (контрольных) испытаний защитных средств, применяемых при работах на электроподвижном составе

Н а и м е н о в а н и е з а щ и т н ы х с р е д с т в

о.

о

\о (

инв ев

Н а п р я ж е д о в а н и я

Э л е к р и ч е с к и е и с п ы т а н и я

Н а п р я ­

и т е л ь ­ мин

о л ж ь в

ж е н и е

 

П р о д н о с т

 

\

0>

 

'

а

 

к

м

П е р и о д и ч ­

 

а

 

н о с т ь

V =

 

II и с п ы т а ­

с

К

н и я

* М

Оа>

ьа

Изолирующие штанги

До

Трех­

5

: 1 раз

 

 

 

 

110000

кратное

 

 

в год

 

 

 

 

 

линей­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное, но

 

 

 

 

 

 

 

 

не ниже

 

 

 

Резиновые диэлектри­

Выше

4 0

кв

 

15

1 раз

15 кв

 

ческие

коврики

и

1000

 

 

 

в

2 года

дорожки

 

 

 

5 кв

 

 

То же

То же

 

 

 

До

5

 

 

 

 

1000

6 кв

1

6

1 раз

Резиновые диэлектри­

Выше

ческие

перчатки

 

1000

 

 

 

в 6 мес.

То же

 

 

 

До

2,5 кв

1

2,5

То же

Монтерский

инстру­

1000

 

кв

1

 

 

До

3

 

»

мент с изолирую­ 1000

 

 

 

 

 

щими ручками

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е ,

Резиновые

диэлектрические

коврики

и дорожки

испытывают протягиванием

со скоростью

23 см/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

электровоз

или электропоезд

направляется в

очередной плановый ремонт, то защитные средства

можно

испытывать ранее установленного срока.

Каждое защитное средство имеет

порядковый номер

и клеймо о прохождении

испытания следующей формы:

......................

 

 

 

пригодно

в установках .

. .кв до «

» . . . 196. . . г.

испытано

лабораторией

............................................................

 

»

» ......................

196...

г.

 

68


Изолирующая часть штанги должна быть гладкой и не иметь трещин, отслоений, глубо­ ких царапин. Все отдельные детали штанги (рабочая и изолирующая части, упорное коль­ цо и захват-ручка) должны быть надежно за­ креплены. Перед употреблением штангу очи­ щают от пыли.

На наружной и внутренней поверхности перчаток не должно быть заусенцев, трещин, пузырей и других дефектов. Чтобы проверить, нет ли проколов, перчатку берут за края дву­ мя руками и слегка растягивают, а затем, сде­ лав два оборота, закручивают ее вокруг паль­ цев. Осторожно высвободив одну руку так, чтобы не выпустить воздух из перчатки, пальщами освободившейся руки нажимают на нее. Если нет проколов, перчатка при нажиме должна хорошо пружинить и не выпускать воздуха.

При истечении срока испытаний или обна­ ружении дефектов, из-за которых защитное средство применять нельзя, его немедленно заменяют.

Противогазы хранят в специальных чехлах или футлярах и подвергают ежемесячному осмотру, при котором убеждаются в отсутст­ вии внешних повреждений, исправности кла­ панов и др.

В сроки и способами, установленными спе­ циальными инструкциями в зависимости от

.рода применяемых фильтров, противогазы подвергают периодическим испытаниям и пе­ резарядкам.

После каждого испытания на противогаз ставят клеймо «испытан» с указанием даты

69


испытания, а

результаты испытания заносят

в протокол.

испытаний всех защитных

Протоколы

средств составляют в двух экземплярах: один хранят в лаборатории, а другой вместе с за­ щитным средством отправляют в депо.

7.МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ИСЛУЖЕБНОМ РЕМОНТЕ

Меры безопасности при постановке электроподвижного состава на канаву. Подъезжая к депо, локомотивная бригада по зеленому ог­ ню наружной световой сигнализации убеж­ дается в том, что контактный провод над ка­ навой, на которую въезжает электровоз или

электропоезд,

находится под напряжением,

а дежурный по депо (или его помощник)

раз­

решает въезд.

электроподвижной состав

на

Установив

канаву, машинист, опускает пантографы, за­ тормаживает электровоз или электропоезд ручным тормозом или подкладывает под ко­ леса тормозные башмаки. Дежурный по депо по заявке машиниста снимает напряжение с контактной сети, а в ряде депо навешивает на нее заземляющую штангу. На электрово­ зах серии К машинист дополнительно снима­ ет с переключателя пантографов съемный штурвал и при его помощи ставит заземляю­ щий разъединитель в положение «Заземлено».

На моторвагонном подвижном составе пос­ ле опускания пантографов и снятия напряже­ ния с контактного провода слесарь по электри-

70

ческому оборудованию или помощник маши­ ниста (под наблюдением бригадира комплекс­ ной бригады или машиниста) переключает главный или крышевой разъединитель мотор­ ных вагонов в заземляющее положение.

Если электровоз вводят в депо понижен­ ным напряжением от вспомогательного кон­ тактного провода или кабеля, машинист, полу­ чив указание дежурного по депо (или его помощника), отключает вспомогательные ма­ шины и опускает пантографы.

Лично убедившись в том, что пантографы опустились, машинист, соблюдая меры предо­ сторожности, подготавливает схему электро­ воза для следования в депо на пониженном напряжении.

Прежде чем подать напряжение на элек­ тровоз, дежурный по депо (или его помощ­ ник) должен убедиться в том, что в высоко­ вольтной камере никого нет и закрыть ее дверь. При этом дверь высоковольтной каме­ ры не защищается блокировкой и ее можно легко открыть.

Для предупреждения обслуживающего персонала о том, что электровоз находится под напряжением и входить в высоковольтную ка­ меру нельзя, на ее двери вывешивают преду­ преждающую надпись.

Затем, убедившись в том, что разъедини­ тель, подающий напряжение на вспомогатель­ ный провод, отключен, дежурный по депо с по­ мощью изолированной ручки присоединяет питательный кабель пониженного напряжения к соединительным шинам электровоза и толь­ ко после этого включает разъединитель.

71


Машинист по сигналу дежурного по депо (или его помощника), набрав соответствую­ щую позицию на контроллере, въезжает в де­ по со скоростью не более 3 км/ч.

После установки электровоза на канаву де­ журный по депо (или его помощник) отклю­ чает сначала разъединитель, затем питающий кабель от соединительных шин электровоза и только после этого снимает предупредитель­ ную надпись с двери в высоковольтную каме­ ру. Если по каким-либо причинам надо войти в высоковольтную камеру в то время, когда к шинам электровоза подведено пониженное напряжение, то об этом нужно заявить де­ журному по депо (или его помощнику), кото­ рый отключает напряжение указанным выше порядком и только после этого можно входить в высоковольтную камеру. Включение напря­ жения производится тем же лицом, который производил отключение.

При вводе электровоза в депо с помощью специального кабеля, навитого на барабан, ка­ бель одним концом присоединяется к разъеди­ нителю, а другим, на котором имеется нако­ нечник с деревянной ручкой, — к соединитель­ ным шинам электровоза.

Подачу и снятие напряжения в этом слу­ чае производят тем же порядком, что и при наличии вспомогательного контактного про­ вода с пониженным напряжением.

Меры безопасности при приемке и слу­ жебном ремонте на канаве в депо. Получив от дежурного по депо маршрут, ключи от две­ рей, реверсивную рукоятку электровоза или электропоезда, ключ КУ или ВУ электровоза,

72

машинист и его помощник приступают к при­ емке электроподвижного состава. Если элек­ тровоз или электропоезд стоит на канаве, над которой подвешена контактная сеть, то ло­ комотивная бригада перед приемкой убеж­ дается в том, что напряжение с нее снято и пантографы на электроподвижном составе опущены.

При неисправности световой сигнализации, когда не горят ни красный, ни зеленый огни, машинист вместе с дежурным по депо убеж­ даются в том, что мачтовый разъединитель отключен, и надежно заземляют контактную сеть. В этом случае привод мачтового разъ­ единителя находится в нижнем положении и заперт на замок, а рога разъединителя ра­ зомкнуты.

Если электровоз вводят в депо понижен­ ным напряжением, то до начала приемки ло­ комотивная бригада убеждается в том, что разъединитель, подающий напряжение от де­ повского мотор-генератора на вспомогатель­ ный провод или в специальный кабель, отклю­ чен, а питательный кабель отсоединен от со­ единительных зажимов электровоза. После этого локомотивная бригада проверяет, не мо­ жет ли электровоз или электропоезд самопро­ извольно сдвинуться с места, и отключает ножи главного или крышевого разъединителя вспомогательных цепей на электровозе.

Затем для предотвращения несчастных слу­ чаев во время осмотра тормозной рычажной передачи при случайном снижении давления в тормозной магистрали отключают воздухо­ распределитель. Взяв с собой КУ или ВУ и ре­

73