Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

версивную рукоятку, машинист открывает дверь в высоковольтную камеру электровоза и убеждается в том, что заземляющий контак­ тор или разъединитель заземления надежно

заземляет

пантографы. При

осмотре

мотор­

вагонного

поезда машинист

должен

иметь

при себе

ключ от дверей и реверсивную ру­

коятку.

выполнив эти предупредительные

Только

меры, локомотивная бригада приступает к приемке электровоза или электропоезда.

Дверь в высоковольтную камеру остается открытой до конца приемки или служебного ремонта.

Проверку технического состояния важней­ ших частей машин, аппаратов и агрегатов про­ изводят для того, чтобы убедиться в их ис­ правности и обеспечить безаварийную работу электроподвижного состава на линии. Поэтому на качество приемки и осмотра их должно быть обращено серьезное внимание.

Работу механизма автосцепки проверяют нажатием рукояткой молотка на замок и на­ ружную лапу замкодержателя. При этом за­ мок не должен утапливаться в головку авто­

сцепки.

детали автосцепки рукой

Нажимать на

не разрешается.

сцепления автосцепок про­

Правильность

веряют по сигнальным отросткам замков, пра­ вильному положению расцепленного рычага, его рукоятки и соединительной цепочки.

Если при приемке нужно подтянуть ослаб­ шие болты или гайки, локомотивная бригада должна использовать для этого только исправ-

74

ные ключи соответствующих размеров. Поль­ зоваться ключами с разошедшимися челюстя­ ми, а также подкладывать пластинки между головкой болта или гайкой и ключом не раз­ решается.

Для увеличения усилия рекомендуется на односторонний ключ надевать специальный рычаг с захватом. Нельзя затягивать или от­ вертывать гайки и болты ударами молотка или с помощью зубила. Снимать, устанавливать и разводить шплинты гаек и валиков нужно плоскогубцами или с помощью бородка и молотка.

При осмотре и ремонте тормозной рычаж­ ной передачи, смене тормозных колодок убеж­ даются в том, что воздухораспределитель отключен и воздух из запасных резервуаров выпущен. Это делается для того, чтобы пре­ дупредить возможные травмы из-за случай­ ного включения тормозов. Смену тормозной колодки следует выполнять вдвоем. Один из работников ломиком прижимает башмак к бандажу, а другой в это время вынимает чеку. Затем ломиком отжимают тормозную колодку от башмака. При этом необходимо следить за тем, чтобы колодка не могла упасть на ноги работающих людей. При постановке колодку надо держать двумя руками и следить за тем, чтобы руки не находились между колодкой и бандажом.

При смене или перестановке валиков тор­ мозной рычажной передачи совпадение отвер­ стий в тягах, балансирах и рычагах проверяют с помощью ломика, подсвечивая переносной лампой или электрическим фонарем. Прове­

75


рять совпадение отверстий руками не разре­ шается.

Если при приемке обнаружится утечка воз­ духа в соединениях, аппаратах и резервуарах, находящихся под давлением, то вначале надо отключить их от питания и выпустить из них воздух и только после этого устранять неис­ правность. Открывать вентили и краны у та­ ких деталей надо плавно и осторожно (ни в коем случае не открывать их ударами молота ка или другими предметами).

Проверяя работу песочного оборудования, помощник машиниста должен принять такое положение, чтобы при включении песочницы песок не попал в глаза.

При осмотре электрического оборудования наибольшую опасность представляет пораже­ ние электрическим током. Поэтому локомотив­ ная бригада при приемке электрической аппа­ ратуры и вспомогательных машин должна строго выполнять требования электробезопас­ ности.

Приступать к приемке электрического обо­ рудования можно только после выполнения требований, указанных на стр. 73.

Подниматься на крышу электроподвижного состава для осмотра пантографов и другой ап­ паратуры надо по специальным лестницам и переходным мостикам, установленным на смо­ тровых канавах. При отсутствии их на крышу можно подняться по лестницам, расположен­ ным на лобовой стенке или в кузове через лазовый люк. Лестницы для подъема на крышу и переходные мостики у смотровых канав, над которыми подвешена контактная сеть, имеют

76

световую сигнализацию, аналогичную сигна­ лизации у ворот над канавой с внутренней стороны депо. Кроме того, лестница обору­ дуется специальными блокировками, не поз­ воляющими открывать дверь для входа на мо­

стик при наличии напряжения в контактной сети.

Перед осмотром крышу очищают от смаз­ ки, снега и льда, а при возможности посыпают песком, который после окончания работы уби­ рают. Все эти меры выполняют для предупре­ ждения падения. Ходить по крыше следует только по переходным мостикам. Не разрешаетея прыгать с одного вагона электропоез­ да на другой. Прежде чем приступить к рабо­ те на крыше, надо еще раз (по показанию све­ товой сигнализации) убедиться в том, что на­ пряжение с контактной сети снято, а крап пан­ тографа поставлен в положение «Ручное».

При выполнении работы машинист должен класть инструмент и материалы на середину крыши с тем, чтобы они не могли упасть и травмировать стоящих у электровоза или вагона людей. Нельзя сбрасывать вниз и ловить инструмент и другие детали стоя на крыше.

Для осмотра и ремонта электрического обо­ рудования пользуются отвертками, пассати­ жами с изолированными ручками, переносны­ ми и контрольными лампами с надежной изо­ ляцией проводов и защитными сетками.

Чтобы избежать падения дугогасительных камер, сначала нужно ослабить откидные бол­ ты, крепящие камеры, а затем поочередно от­ водить их от заплечиков и сразу же снимать

77


камеры. Постановку дугогасительных камер производят в обратном порядке.

Осмотр аккумуляторной батареи локомо­ тивная бригада производит с особой осторож­ ностью. Нельзя подходить к аккумуляторной батарее с горящей свечой, лампой, зажигать спички или курить, так как выделяемый бата­ реей водород может вспыхнуть, вызвать взрыв батареи и пожар. Доливать в батареи элек­ тролит, в состав которого входит серная кис­ лота, надо так, чтобы он не попадал на руки. В случае попадания на кожу это место надо немедленно промыть водой, а затем наложить повязку, смоченную в содовом растворе. Если же на руку попал щелочной электролит, то это место необходимо промыть водой или сла­ бым раствором борной кислоты.

При осмотре аккумуляторов тщательно про­ веряют крепление перемычек батареи. Чтобы избежать короткого замыкания между элемен­ тами батареи, крепление перемычек произво­ дят торцовым ключом с изолированной руч­ кой.

При приемке локомотивная бригада про­ веряет исправность подножек, поручней, перил на площадках, наличие полного комплекта ис­ правного противопожарного инвентаря, сиг-' нальных принадлежностей и защитных средств, а также наличие смазочных, обтироч­ ных материалов и инструмента.

Инструмент на электроподвижном составе должен находиться всегда в исправном со­ стоянии, гарантирующем безопасность работы. Молоток и кувалда должны иметь слегка вы­ пуклые бойки. Ручки их изготовляют из добро-

78

качественного вязкого дерева, без трещин и заусенцев и надежно закрепляют металличе­ скими клиньями.

Затылки зубил, крейцмесселей, бородков должны быть слегка выпуклыми. Рабочие ча­ сти закалены и хорошо заточены.

Гаечные ключи должны быть изготовлены из соответствующих марок сталей и иметь ус­ тановленные ГОСТом размеры.

Окончив приемку механического и электри­ ческого оборудования и убедившись в его ис­ правности, локомотивная бригада убирает из высоковольтной камеры инструмент, материа­ лы и другие посторонние предметы, снимает временные электрические соединения, которые могли применяться при ремонте аппаратов и машин, а также проверяет, закрыты ли лю­ ки вспомогательных машин и кожуха аппа­ ратов.

8. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМКЕ И СДАЧЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

НА ДЕПОВСКИХ ИЛИ СТАНЦИОННЫХ ПУТЯХ

При приемке электровоза или электропоез­ да на станционных или деповских путях, обо­ рудованных устройствами для снятия напря­ жения с контактной сети, локомотивная бригада соблюдает те же меры предосторож­ ности, что при приемке и сдаче электроподвижного состава в депо. После снятия напря­ жения контактная сеть заземляется штан­ гой, которая постоянно соединена с землей.

79



Если же приемку и сдачу электроподвижного состава производят на станционных путях под контактной сетью, находящейся под напряжением, то локомотивная бригада долж­ на быть очень внимательна, при этом:

до начала приемки электровоза машинист отключает все вспомогательные машины и электрические печи, опускает пантографы и лично убеждается в их опускании независимо от показания вольтметра;

вынимает ключ КУ или ВУ и вместе с ре­ версивной рукояткой берет с собой;

если электровоз стоит без состава, затор­ маживает его ручным тормозом;

у электровозов ЧС снимает рукоятку бара­ бана отключения групп тяговых двигателей (КМЭ), отключает оба крышевых разъедини­ теля и убеждается в том, что ножи их нахо­ дятся в положении «Отключено», а нож за­ являющего разъединителя в положении «За­ землено»;

трехходовой кран пантографов переводит в положение, соединяющее воздушную маги­ страль пантографов с атмосферой;

выключает пневматические блокировки две­ рей и складных лестниц поворотом рукоятки деблокирующего крана (на электровозе

ВЛ22);

входит в высоковольтную камеру и остав­ ляет дверь открытой в течение всего времени приемки и осмотра;

проверяет надежность включения заземляю­ щего контактора или разъединителя зазем­

ления; отключает с помощью изолирующей штанги

80

ножи главного разъединителя и разъединителя вспомогательных цепей. При отключении но­ жей машинист надевает диэлектрические пер­ чатки и встает на диэлектрический коврик;

на электровозах переменного тока специ­ альной изолирующей штангой разряжает кон­ денсаторы и заземляет обмотки силового трансформатора.

До начала приемки моторвагонного подвиж­ ного состава машинист выключает вспомога­ тельные машины и электрические печи, опус­ кает пантографы и лично убеждается в их опускании; переключает главный или крышевой разъединитель моторного вагона в за­ земляющее положение; переводит воздушный кран пантографа в кабине моторного вагона, который подлежит осмотру или ремонту, из положения «Автомат» в положение «Ручное».

Если на электропоезде имеются крышевые высоковольтные перемычки между вагонами, соединяющие пантографы моторных вагонов, то в этом случае машинист переводит воздуш­ ные краны из положения «Автомат» в положе­ ние «Ручное» на всех моторных вагонах. Затем устанавливает главный разъединитель и заземлитель трансформатора в положение «За­ землено». После этого запирает двери кабин машиниста и шкафы, а ключи от них, а также от электропневматического клапана и ревер­ сивную рукоятку берет с собой.

При поднятом пантографе разрешается: ре­ гулировать регулятор давления, заливать смаз­ ку в буксовые подшипники, заменять перегорев­ шие лампы в кузове и под кузовом электро­ воза, в вагонах, в прожекторе из кабины маши-

6 Зак. 117

81