Файл: Осипов С.И. Техника безопасности при эксплуатации электроподвижного состава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
«Автомат», пневматические краны открыты и отсоединяют воздушную цепь с клапа нами пантографа.
На секциях Сз ножи разъединителя ста вят в положение, соответствующее подклю чению электрического оборудования моторно го вагона к рабочему пантографу, а ножи отключателей двигателей включены.
Кроме того, машинист и его помощник убеж даются в том, что в кабине управления мотор ного вагона разобщительные краны воздухо проводов закрыты, выключатель управления и все кнопки (кроме «Динамотор», «Мотор-ком прессор» и «Подвагонное освещение») вклю чены. Кабины управления закрыты. Затем в хвостовом вагоне включают задние сигналь ные фонари, затем закрывают разобщитель ные краны и отключают тормозной переклю чатель.
В головном вагоне открывают разобщи тельные краны и включают освещение измери тельных приборов, выключатели управления и тормозной переключатель. Затем машинист поднимает пантографы (на электропоезде ЭР1, ЭР2 предварительно убеждается в том, что вы соковольтные тамбурные шкафы закрыты) и после этого включает вспомогательные
машины.
Проверив действие автоматических, электропневматических и ручных тормозов, машинист убеждается в исправном действии песочниц, проверяет действие локомотивной сигнализа ции и автостопов.
10.МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
ИПРИ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ
Меры безопасности в пути следования. При следовании под поезд машинист и его помощ ник должны внимательно следить за положе нием стрелок, показаниями сигналов, пере движением подвижного состава, а также за хождением людей по деповским и станцион ным путям.
Подъезжать к составу надо осторожно, со скоростью не более 3 км/ч, чтобы при сцепле нии не было сильного удара. Затем, приведя локомотив в движение, машинист убеждает ся в надежности сцепления его с составом. По указанию машиниста помощник машиниста соединяет рукава тормозной магистрали локо мотива и первого вагона. Соединение рукавов производят только при остановленном и за торможенном электровозе. Перед этим следует дважды продуть воздушную магистраль. Во избежание травмы в момент открытия крана головку рукава следует крепко держать рукой. Соединив рукава локомотива и вагона, внача ле открывают концевой кран локомотива, а затем концевой кран вагона. Перед разъеди нением рукавов перекрывают вначале кран у локомотива, а затем у вагона. Рукава отсоеди няют только после снижения в них давления, осторожно придерживая головки. Приступать к этим работам можно только с разрешения машиниста.
Такие же требования необходимо выполнять при сцепке и расцепке электровозов или ва гонов электропоезда между собой, соединении
91
и разъединении воздушных кранов, включе нии и выключении межэлектровозных или междувагонных соединений. При этом необ ходимо помнить, что включать и выключать межэлектровозные и междувагонные соедине ния можно только при опущенных панто графах.
Машинист должен лично проверить правиль ность сцепления локомотива с составом и со единение тормозных рукавов, а также убедить ся в том, что концевые краны на локомотиве и в первом вагоне открыты.
Во время движения входные двери со стороны кабины, из которой производят управле ние электровозом или моторвагонным поездом закрывают, но не запирают. Остальные двери рабочих кабин и служебные кабины моторных и прицепных вагонов, а также шкафы с аппа ратурой электросекций запирают на замки. Коридоры и кабины управления, а также про ходы и выходы из вагонов не должны загро мождаться.
При ведении поезда локомотивная бригада должна быть бдительной и не допускать нару шений в работе электроподвижного состава.
Ведение поезда по перегонам следует осуще ствлять плавно, без рывков и оттяжек, строго сообразуясь с профилем пути, установленной графиком скоростью и максимальной эконо мией электрической энергии.
При следовании поезда или резервного элек тровоза по перегонам или раздельным пунктам локомотивная бригада внимательно наблюда ет за показаниями светофоров, семафоров, а также за сигнальными указателями, знаками
92
и сигналами, подаваемыми путевыми обходчи ками, станционными работниками и другими работниками железнодорожного транспорта, за состоянием пути, контактной сетью, исправ ностью подвижного состава и его ходом.
Подъезжая к станции или другому раз дельному пункту, машинист подает установ ленный сигнал и вместе с помощником вни мательно следит за показаниями входного и выходного светофоров, за положением стре лок, производством маневровой работы на станции, свободностыо станционных путей.
Во время обгона поезда, стоящего на стан ции, раздельном пункте, или при встрече с по ездом локомотивная бригада подает оповести тельные сигналы, предупреждающие людей, идущих по путям или работающих на них, о приближении поезда. При этом следует так же убедиться в том, что выходной светофор открыт для своего поезда, а не для обгоняе мого. При необходимости машинист останав ливает поезд так, чтобы ни в коем случае не проехать предельный столбик сигнала. При встрече с поездом локомотивная бригада оста новившегося поезда выключает прожектор, а идущего поезда включает его на «яркий свет».
Во время движения нельзя высовываться из окон и дверей кабины за пределы габа рита, принимать жезл бе’з специального жезлоподавателя, осматривать и смазывать дви жущиеся части локомотива или электропоез да, а также исправлять какие-либо поврежде ния, если при этом не обеспечивается безопас ность работы.
93
Приближаясь к дрезинам и вагончикам, выемкам и кривым участкам пути, к мостам и тоннелям, где видимость впереди лежащего пути значительно ухудшается, машинист по дает оповестительные сигналы.
Особую бдительность локомотивная брига да должна проявлять при приближении поез
да или |
одиночного электровоза |
к переездам |
и пассажирским платформам. |
локомотивная |
|
Если |
при следовании поезда |
бригада увидит идущих или работающих на путях людей, машинист до тормозного рас
стояния |
должен |
подавать |
оповестительные |
сигналы |
до тех |
пор, пока |
люди не сойдут |
с пути. |
|
|
|
Если поезд следует по неправильному пути, а также во время дождя, тумана или метели, снижающих видимость, машинист не реже двух раз на километр подает оповестительные сигналы.
При встрече с поездом машинист подает сигналы как до приближения к нему, так и при проследовании последнего вагона. В тем ное время суток, приближаясь к встречному поезду, машинист переключает прожектор на «Тусклый свет» или выключает его. После про следования головной части поезда машинист включает прожектор на «Яркий свет». В конце встречного поезда сигнал подается для пре дупреждения людей," которые могут после его прохода переходить пути.
Подъезжая к тоннелю, машинист развива ет наибольшую скорость, допустимую по со стоянию пути и конструкции электровоза или электропоезда, с тем чтобы быстрее просле-
94
лопать тоннель. В дневное время при подходе
ктоннелю и проследовании через него он включает прожектор, буферные фонари, элек троосвещение в кабине машиниста и в ваго нах электропоездов, а также в пассажирских вагонах, если они освещаются от электровоза.
Следуя по тоннелю, машинист принимает все меры к предупреждению боксования локо мотива и возможной остановке поезда в тонне ле. Если поезд все же остановится в тоннеле, то локомотивная бригада принимает все меры
ктому, чтобы быстрее выехать из него.
При следовании с поездом, груженным бревнами или досками, электровозная брига да должна усилить наблюдение за составом. Выходящие за габариты бревна или доски мо гут не только повредить электровоз и вагоны встречного поезда, но и привести к несчастно му случаю с электровозной бригадой и пасса жирами. Поэтому при ведении поезда электро возная бригада должна постоянно и особен но в кривых, где хорошо виден состав, наблю дать за креплением груза.
Обнаружив неисправность вагона, угро жающую дальнейшему следованию поезда, или развалившийся груз, машинист должен немедленно остановить поезд, совместно с кон дуктором оградить его и только после этого приступать к устранению неисправностей.
Приближаясь к встречному поезду, маши нист и его помощник должны наблюдать за состоянием его вагонов и платформ, особен но груженных лесом и досками, при этом по мощник машиниста отходит в сторону ма шиниста.
95
Заметив вышедшие за пределы габарита бревна или доски, угрожающие безопасности движения и личной безопасности бригады, машинист, подавая тревожные сигналы, при нимает меры к своевременной остановке как своего, так и встречного поезда.
Если локомотивная бригада обнаружила на встречном поезде какую-либо неисправ ность в составе, развитие которой в дальней шем угрожает безопасности движения или может привести к несчастному случаю, то она обязана предупредить об этом по радио ма шиниста встречного поезда, а при отсутствии радио при первой возможности предупре дить работников железнодорожного тран спорта (путевых обходчиков дежурного по станции, блокпосту и т. д.) о задержке указанного поезда для устранения неисправ ностей.
Сходить с электровоза или.электросекций машинист или его помощник может лишь' пос ле полной остановки поезда, внимательно ос мотрев место остановки. В темное время суток рекомендуется осветить то место, на которое нужно сойти. Нельзя сходить с локомотива со стороны прибывающего поезда. Если останов ка произошла на высокой насыпи или мосту, то при сходе с электровоза или электропоезда нужно соблюдать особую осторожность.
Приступать к осмотру или ремонту меха нической части электровоза следует только через некоторое время после остановки, так как при остановке поезда может произойти набегание вагонов, а затем оттяжка состава.
При остановке поезда на спуске или подъ-
96
еме необходимо, прежде чем приступить к осмотру или ремонту электровоза или мотор вагонного поезда, убедиться в том, что поезд заторможен. В случае остановки поезда с электровозом на перегоне или на станции из-за неисправности электрического оборудо вания машинист, прежде чем приступить к ос мотру и ремонту, должен выполнить требова ния, указанные на стр. 80, 81.
После устранения неисправностей маши нист и его помощник включают ножи главно го разъединителя и разъединителя вспомога тельных цепей, закрывают двери в высоко вольтную камеру и включают пневматические блокировки поворотом деблокирующего кра на. Воздушные краны в кабинах моторного вагона переводят из положения «Ручное» в положение «Автомат». После этого машинист лично убеждается в том, что на крыше никого нет, подает один короткий звуковой сигнал и, разблокировав кнопочный выключатель, под нимает ' пантограф. При порче пантографа электровоза машинист должен немедленно пе ревести контроллер в нулевое положение, вы ключить вспомогательные машины и электро печи, опустить неисправный пантограф, оста новить поезд или сократить скорость его до 20 км/ч и поднять исправный пантограф на жатием соответствующей кнопки на щитке управления.
В случае порчи пантографа на одном из моторных вагонов электропоезда машинист обязан после снятия нагрузки немедленно опу стить все пантографы, остановить и затормо зить поезд, перевести главный или крышевой
7 Зак. 117 |
97 |
разъединитель в положение, обеспечивающее питание электрической цепи данной секции от другого пантографа, а в кабине данного мо торного вагона переключить кран воздухопро вода пантографов.
В случае пробоя изолятора пантографа электровоза постоянного тока или перекрытия по поверхности резинового рукава, подводя щего воздух к цилиндру пантографа, маши нист после остановки поезда и опускания пан тографа с полным соблюдением правил безо пасности, указанных на стр. 83, поднимается на крышу электровоза и, принимая меры стро жайшей предосторожности, отсоединяет соот ветствующие кабели от пантографа. Отсоеди ненные кабели закрепляет таким образом, чтобы они не могли коснуться заземленных ча стей электровоза.
Не разрешается подниматься на крышу электроподвижного состава и производить ка кие-либо работы в местах снижения контакт ного провода (под искусственными сооруже ниями — мостами, виадуками, путепроводами, в тоннелях и т. п.), под фиксаторами, разветв лениями контактной сети, в неосвещенных ме стах (ночью), а также с длинными и громозд кими предметами (ломами, трубами и др.).
При невозможности опустить неисправный пантограф, а также в случае остановки поезда на участке переменного тока и в местах сни жения контактного провода на участках по стоянного тока для ремонта пантографа или другого крышевого оборудования машинист 4) делает заявку энергодиспетчеру о снятии на пряжения и вызывает работников дистанции
для заземления контактной сети. Только пос ле этого машинист может вручную опустить пантограф и закрепить его в опущенном со стоянии или произвести необходимый ремонт.
Для проверки последовательности включе ния контакторов на линии при неисправной ра боте электрической схемы электровозы обору дуют специальным кнопочным выключателем,
Рис.г23. Схема включения кнопочного выклю чателя, установленного в высоковольтной камере
блокируемым ключом КУ. Этот кнопочный выключатель устанавливают в высоковольт ной камере. Он дает возможность подать напряжение на удерживающую катушку бы стродействующего выключателя по схеме рис. 23.
Машинист для проверки последовательно сти включения контакторов должен опустить пантограф, снять ключ КУ с кнопочного вы ключателя, установленного в кабине машини ста. Войдя в высоковольтную камеру, разбло кировать ключом КУ кнопочный щиток, вклю чить кнопку «Быстродействующий выключа тель», возбудить удерживающую катушку быстродействующего выключателя нажатием на грибок вентиля «Возврат БВ». После включе ния быстродействующего выключателя про-
| |
7* |
99 |