Файл: Крашенинников Е.М. Зимняя эксплуатация лесовозных тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 12. Водомаслогрейка системы Антонова А. А.:

1 — жаровая труба; 2 —обратный газоход; 3—резервуар для воды; 4 —маслоналивная горлонина;5—рычаг заслонки; 6—дымо­ вая труба; 7—люк для заполнения резервуара; 8—водораздаточный кран; 9—кран для масла; 10—санный ход; 11—сливной кран для воды; 12—огневая коробка; 13—масляный бак

в горячем состоянии зависит

от

степени заполнения

водомаслогрейки

водой, начальной

температуры воды

и температуры

окружающей

среды, а также от ухода

за водомаслогрейкой в период ее простоя.

Перед длительным хранением воды в водомаслогрей-

ке ее необходимо дополна залить водой,

довести

воду

до кипения, плотно закрыть

дверцы топки и поддувала

и заслонку в дымовой трубе.

водой,

для

Когда котел полностью залит холодной

нагревания ее до кипения

требуется примерно

1 час

20 минут при топке дровами средней влажности.

В качестве топлива для водомаслогрейки может быть использовано любое твердое топливо.

Техническая характеристика водомаслогрейки системы А. А. Антонова

Емкость водяного

резервуара (вл).......................................

480

Емкость масляного бака (вл)......................................................

60

Вес незаправленной

водомаслогрейки (в кг) ....

440

Габаритные размеры

мм)

 

длина..................................................................................

 

 

2000

ширина............................................

 

1020

высота с

опущенной трубой...........................................

1725

высота с

поднятой трубой ...........................................

2275

В леспромхозах собственными силами могут быть также изготовлены различные простейшие водогрейные установки. Одно из простейших водогрейных устройств,

состоящее из обычной металлической бочки емкостью

200—250 л, представлено на рис. 13. Эта водогрейка

может обеспечить примерно 200 л горячей воды в час.

Кроме перечисленных установок, применяется еще ряд Других.

ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ ПАРОМ И ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ

Предпусковой подогрев двигателей при помощи заливки горячей воды в систему охлаждения является самым простым и наиболее распространенным способом. Этот способ не требует какого-либо сложного оборудо-

63


вания и очень прост в осуществлении. Недостаток этого способа состоит в том, что прогрев происходит очень медленно и неравномерно. Головка двигателя и верхняя часть цилиндров прогреваются сравнительно быстро, а нижняя часть цилиндров и особенно коренные под­ шипники— очень медленно. Масло же в картере совер­ шенно не прогревается.

Для прогрева двигателей воду необходимо применять

с температурой не менее 90—95°. Употреблять воду

с более низкой температурой не рекомендуется, так как она быстро будет остывать и время, потребное на про­ грев двигателя, будет значительно большим.

Прогрев двигателя чаще всего производится посред­ ством заливки горячей воды через заливную горловину

радиатора. В данном случае вода, проходя через радиа­ тор, частично охлаждается и в-водяную рубашку блока

поступает

уже с

пониженной температурой, в связи

с чем цилиндры и

подшипники двигателя прогреваются

медленно и

сравнительно на небольшую величину.

64

Второй способ прогрева двигателей горячей водой — это заливка воды через головку двигателя или непосред­ ственно в водяную рубашку блока. Этот способ более эффективен, но при его использовании необходимо внести некоторые конструктивные изменения в систему охлаждения.

Например, для автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-151 или ЗИЛ-157 дополнительно устанавливают заливную во­ ронку с патрубком, через который горячая вода зали­

вается непосредственно в водяную рубашку блока дви­ гателя1, как показано на рис. 14.

Воронка 1 для заливки воды монтируется на уровне заливной горловины радиатора и соединяется посредст­ вом дюритового шланга 2 со штуцером 3, прикреплен­ ным к боковой крышке 4 водяной рубашки блока ци­

линдров двигателя. Таким образом, вода при заливке поступает непосредственно в водяную рубашку, минуя радиатор.

 

Количество воды, заливаемое для прогрева двига­

теля, зависит от температуры

окружающего воздуха.

Ориентировочно можно считать, что

при

температуре

до

—10° заливают полторы емкости;

при

температуре

от

—10 до

—20° — от полутора до двух емкостей и при

температуре ниже —20° — не менее двух емкостей.

 

Заливку

начинают при

открытом спускном кране

ипродолжают ее до тех пор, пока не потечет теплая вода. Как только потечет теплая вода, кран закрывают

изаполняют систему охлаждения горячей водой. Запол­ нив систему охлаждения горячей водой, дают двигателю прогреться в течение 10—20 минут, затем заливную гор­

ловину закрывают резьбовой пробкой и приступают к запуску двигателя. При этом масло в картере двига­

теля должно

быть специальное — зимнее, или подо­

гретое.

Д-40Т также целесообразнее прогревать

Двигатель

водой, заливая ее через патрубок, приваренный к трубе, соединяющей головку пускового двигателя с коробкой

термостата. При этом необходимо воспользоваться спе­ циальной воронкой.

 

1

Л о с а в и о Г„

Семенов Н. Новый метод прогрева двига­

телей

зимой. Журнал «Автомобильный транспорт», № 9, 1956.

5

6345

65


Рис. 14. Схема устройства для прогрева двигателя ЗИЛ-164 залив­ кой воды через водяную рубашку; а) распределительная пластина:

/—заливная воронка; 2—дюритовый шланг; 3—штуцер; 4—боковая крышка

Прогревать двигатель можно быстро и очень интен­ сивно, пропуская пар через водяную рубашку, а также можно прогревать масло в картере, изготовив для этого специальное приспособление.

Для прогрева

двигателя следует применять пар

с давлением не

более 0,30—0,35 кг/см2. Пар можно

использовать как для непосредственного прогрева дви­ гателя, пропуская его через водяную рубашку, так и через воду, залитую в систему охлаждения.

66

При прогреве двигателя паром без заполнения систе­ мы охлаждения водой пар может подводиться через различные точки, но при этом необходимо учитывать,

чтобы он мог циркулировать по всей системе охлажде­ ния.

Пропускать пар через воду, залитую в систему

охлаждения, следует так, чтобы можно было обеспечить циркуляцию воды.

Подвод пара, при прогреве без заполнения системы охлаждения водой, может осуществляться через залив­ ную горловину радиатора, через водоспускные краники

инепосредственно в водяную рубашку, через специально

приваренные патрубки. Лучше всего подводить пар, как

ипри прогреве двигателя заливкой горячей воды, непос­

редственно в водяную рубашку блока или головку дви­

гателя.

При прогреве двигателя трактора ТДТ-40 пар сле­ дует подводить через патрубок трубы, соединяющей головку пускового двигателя с коробкой термостата.

Для прогрева паром двигателей ЗИЛ-120 или ЗИЛ-164 можно использовать то же приспособление, что и для прогрева водой при заливке непосредственно в водяную рубашку, но для этого необходимо к шту­ церу присоединить кран с патрубком. Пар, проходя через отверстия распределительной пластины (рис. 14а), установленной между блоком и боковой’ крышкой водя­ ной рубашки, равномерно распределяется по всему объе­ му. Такой способ подвода пара обеспечивает равномер­ ный прогрев двигателя, не создавая местного перегрева стенок цилиндров.

При подводе пара через водяную рубашку темпера­ тура цилиндров уже на десятой минуте прогрева дости­ гает 75—90°, а при подводе пара через заливную горло­ вину радиатора за это же время —до 30—60° Прогрев подшипников при подводе пара через водяную рубашку

блока также происходит значительно интенсивнее, чем при подводе пара через заливную горловину радиатора.

Прогревать масло в картере двигателя паром можно при помощи устройства кожуха поддона или установки

змеевика в картере.

Одним из способов подогрева масла в картере дви­ гателя ЯАЗ-204А паром является устройство кожуха

поддона (рис. 15, 16), к которому через штуцер подво-

67


Рис. 15. Схема устройства для подогрева двигателя ЯАЗ-204А паром от ППУ-3:

/—штуцер подвода пара; 2—кожух поддона; 3—патрубок отбора пара в систему охлаждения двигателя; 4—шланг дюритовый; 5—фланец; б—вентиль; /—водоот­ водная труба

дится пар1. Кожух поддона 2 изготовляется из листовой

стали толщиной 1—2 мм. С переднего торца поддон имеет штуцер для ввода пара 1, а сзади, сбоку, прива­

рен патрубок 3, через который пар отводится в водяную рубашку двигателя с помощью дюритового шланга. Для герметичности между кожухом и поддоном устанавли­ вают прокладку. Кожух прикрепляется теми же болта­

ми, что и поддон.

■Металликов С. М., Шестаков Б. А. Особенности зимней эксплуатации дизельных автомобилей. Журн. «Лесная про­ мышленность», № 1, 1957. Приложение к журналу «Лесная промыш­ ленность № 1, 1959.

68

Сечение по 66

Рззрез по АА

Рис. 16. Кожух поддона двигателя ЯАЗ-204А для подогрева масла в картере

Вторым способом прогрева масла в картере двигате­ ля с помощью пара можно рекомендовать установку (вваривание) змеевика в поддон1.

Прогрев масла в картере двигателя ЗИЛ-164 посред­ ством пропуска пара через змеевик, установленный

1 Комбинированный пароподогрев двигателя для облегчения его пуска зимой. Журн. «Автомобильный транспорт», № 8, 1957.

69


в поддон, осуществляется следующим способом. В поддон вваривается змеевик, изготовленный из трубки диамет­

ром 12—16 мм. Пар, пропущенный через змеевик, нагре­

вает масло в картере до температуры 60—70°.

Пар из пароподогревательной установки подается по шлангу к пароподводящему штуцеру, приваренному к змеевику, проходит через змеевик в масляном поддоне

и от змеевика подается в водяную рубашку блока или

вголовку двигателя.

Вводяной рубашке пар конденсируется и стекает

через водоспускной краник.

Такой способ подвода пара обеспечивает интенсив­ ный прогрев двигателя, а вместе с тем и легкий его пуск.

После прогрева двигателя паром заливают горячую воду в систему охлаждения и пускают двигатель.

Групповые подогревательные установки открывают большие возможности для лучшего использования машинной техники на лесозаготовительных предприя­ тиях. С помощью групповых подогревательных устано­ вок подготовка и пуск двигателей лесотранспортных машин производится с минимальной затратой времени и рабочей силы, независимо от температуры окружаю­ щей среды.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ

При эксплуатации тракторов и автомобилей на лесо­

заготовительных предприятиях применение групповых подогревательных установок нередко представляет зна­ чительные трудности, а иногда и совершенно невозмож­ но. Это объясняется тем, что тракторы и автомобили при большой своей подвижности могут работать на значи­ тельных расстояниях от места расположения групповых подогревательных установок.

В таких случаях индивидуальные подогревательные

установки могут оказаться более рациональными. Луч­ ше же всего, когда индивидуальные подогреватели составляют неотъемлемую часть трактора или автомо­ биля.

Практика применения индивидуальных подогревате­ лей для двигателей тракторов и автомобилей выдвинула

70

большое количество разнообразных типов этих средств,

обладающих различной степенью эффективности. Индивидуальные подогреватели, получившие наи­

большее распространение, подразделяются на следую­

щие основные группы, отличающиеся между собой прин­ ципом действия и характером используемого теплоно­ сителя.

1.Паровые подогреватели: а) с замкнутой системой,

б) с разомкнутой системой.

2.Жидкостные подогреватели:

а) с принудительной циркуляцией,

б) с термосифонной циркуляцией.

3.Воздушные и газовоздушные подогреватели.

4.Электрические подогреватели.

5.Комбинированные подогреватели.

Паровые подогреватели по своему устройству пред­ ставляют паровой котел той или иной конструкции,

вкотором может применяться твердое, жидкое или газообразное топливо.

Жидкостные подогреватели обычно работают по принципу термосифонной циркуляции жидкости в систе­ ме охлаждения. Для достижения циркуляции жидкости

всистеме охлаждения в систему охлаждения между

нижними патрубками радиатора и двигателя включает­

ся подогреватель жидкости. Подогреватели представ­ ляют собой небольшой котел с лампой подогрева или специальной форсункой и вентилятором для нагнетания воздуха.

Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуще­ ствляется за счет разности удельных весов горячей и хо­ лодной (охлаждающей) жидкости. Для обеспечения луч­ шей циркуляции в конструкцию термосифонных подогре­ вателей вводят паровые побудители, которые значитель­ но ускоряют циркуляцию охлаждающей жидкости.

Наличие парового побудителя обеспечивает возмож­ ность подогревать двигатели, заправленные низкозамер­ зающей жидкостью, которая при низкой температуре имеет большую вязкость, и термосифонная циркуляция не обеспечивается. Индивидуальный подогреватель трактора ТДТ-60 для ускорения нагрева и создания лучшей циркуляции имеет пародинамическую трубку

71