Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вдруг неожиданно зарявкал телеграф левой машины. Ручка несколько раз дернулась и стала на «стоп».

Звоню в машину. В телефоне слышен шум мотора, заглушающий все остальные звуки. Подходит вахтен­ ный механик.

В чем дело? — спрашиваю я.

Кажется, погнули левый винт. Сейчас проверим. Вскоре на мостике появляется огорченный старший

механик.

— Погнули левый винт. Работать можно на полных оборотах. Какая-то шальная льдина попала.

Винты на «Кулибине» бронзовые. Они никак не подходят для ледового плавания. Но надо идти дальше.

Снова судно наполняют грохот и скрежет. Вахты очень напряженные. Вот уже скоро сутки, как мы идем с ледоколом. Временами лед становится реже, появля­ ются разводья, тогда становится легче, но это не надол­ го. Пройдешь немного и опять попадаешь в ледяную кашу.

У острова Андрея «Капитан Белоусов» останавли­ вается. Стопорим машины и мы. Ледокол совсем рядом. Застыл на зеркальной, без единой рябинки поверхности большого разводья. «Сестрорецк» разворачивается и уходит к острову Андрея. Там тоже надо высадить пас­ сажиров. Радист сообщает, что навстречу нам идет ка­ раван из речных танкеров. Суда уже видно на гори­ зонте.

Караваном командует наш капитан А. С. Гидулянов. Он ведет шесть речных танкеров из Качуга в Салехард. Тоже нелегкая задача — вести эти маленькие и слабые танкеры в такой длинный и тяжелый путь. Наянов дает радиограмму Гидулянову: «Мы находимся совсем близ­ ко от вас, но лед мешает мне пожать вам руку и лично

127

пожелать дальнейшего счастливого плавания всем вам...»

Возвращается «Сестрорецк». Ледокол «Капитан Бе­ лоусов» передает нас «Ермаку», сам берет караван Гидулянова, и, дав прощальные гудки, ледоколы расхо­ дятся.

«Капитан Белоусов» идет в пролив Вилькицкого, а мы следуем за «Ермаком» на восток. От острова Ан­ дрея лед становится легче, и ход наш увеличивается.

Через двенадцать часов «Ермак» стопорит машины. Впереди чистая вода. Капитан «Ермака» Чукчин по ра­ дио сообщает Наянову о возможности следовать само­ стоятельно, желает счастливого рейса, и вот мы снова качаемся на волнах моря Лаптевых. «Бегичев» с лихте­ ром остался далеко позади. «Сестрорецк» ушел вперед. Опять появился на мостике озабоченный синоптик с кар­ тами под мышкой, и снова мы опасливо поглядываем на синюю стрелку барометра. Не испортилась бы толь­ ко погода! Укрываться скоро будет негде.

В море, недалеко от дельты Лены, нам встретилась гидрографическая шхуна «Полярник», занимающаяся промерами. Мы запросили ее координаты и по ним про­ корректировали свои. «Кулибин» двое суток уже шел без определений. Уверенности в счислении не было, так как компасы продолжали пошаливать. К удовольствию штурманов, наша точка почти совпадала с точкой «По­ лярника». Это означало, что компасы с уменьшением широты начали приходить в нормальное состояние.

Наконец мы открыли долгожданный маяк Мостах. От него до бухты Тикси несколько часов хода.

— Ну, теперь дома, — облегченно сказал Афанасье-

128


Теплоход „Механик Кулибин“ пришел на родную Лену.

вич, когда мы повернули на траверзе Мостаха и легли курсом на входной буй в Тикси. Капитан был очень до­ волен. Море, льды, штормы остались позади, и через не­ сколько дней он поведет «Кулибина» по своей родной Лене, с которой был в разлуке шесть месяцев.

Тикси сиял электрическими огнями домов и кораб­ лей, стоящих в порту на рейде.

На следующий день я подписал акт о сдаче судна и передал командование Николаю Афанасьевичу. Он сра­ зу же окунулся в сотню дел, связанных с приемкой пас­ сажиров, их обслуживанием, комплектацией штатной команды, а спустя еще сутки «Кулибин», приняв на борт 275 человек пассажиров, вышел в свой первый эксплуа-

9 Ю. Д. Клименченко

129

тационный рейс на Якутск. Предстояло пройти почти 1000 миль вверх по Лене. Часть моей команды, Федор Васильевич и я оказались в числе пассажиров, доби­ рающихся до Якутска.

Низовья реки мрачные и величественные. Теплоход теряется на фоне высоких остроконечных гор. На них нет никакой растительности. Попадаются острова. Чув­ ство такое, что ты идешь не по реке, а в шхерах.

Чем выше поднимается теплоход, тем природа ста­ новится богаче. Река суживается. На берегах появля­ ются карликовые сосны и березы. Становится значи­ тельно теплее.

Мы с Федором Васильевичем прогуливаемся по па­ лубе. Мимо нас проплывают буксиры с караваном, идут

самоходные баржи, лихтеры.

на

этой пустынной

— Быстро

развивается флот

реке, — говорит

Наянов, указывая

на

красавицу само­

ходку, промелькнувшую по борту. — Помнишь, как мы здесь проходили в пятьдесят втором году? Суда почти не встречались. До самого Якутска попалось два-три старых буксира.

Все красивее и красивее становятся берега Лены. Сибирская тайга в осеннем наряде из оранжевых, крас­ ных, зеленых листьев тянется по обоим берегам. Какая-

то

особая прелесть есть в плавании

по

реке

теплой

и

солнечной осенью. Легко дышится

в

прозрачном

и

чистом воздухе. Удивительные

краски

радуют

глаз. Нет ни изнурительной качки, ни свирепого свиста

ветра.

Подходим к Якутску. Надвигаются сумерки. По бе­ регу зажигаются огни. Начинают мигать белые и крас­ ные бакены. Уверенно ведет теплоход Николай Афа­ насьевич. Все ему тут родное. Он сегодня особенно тор­ жествен в парадном костюме, крахмальном белом во-

130



ротничке, надушенный и особенно чисто выбритый. Как мне знакомо это ни с чем не сравнимое чувство ожида­ ния своего порта после долгого плавания.

— Вот он, Жатай! — показывает на гирлянду огней Афанасьевич. — Тут я и живу. Жаль', сейчас дома не видно. Восемнадцать километров осталось до Якутска.

Проходит час, и Николай Афанасьевич красиво швар­ тует теплоход к пристани «Якутск». Рейс окончен. Реч­ ной теплоход «Кулибин» прошел 3407 морских миль.

Выхожу на палубу и смотрю на притихшее судно. «Ну что же, — думаю я, — теперь ты дома. Прощай. Ты хорошо вел себя в море».

Стало совсем темно. Надо идти в каюту складывать вещи. Завтра мы улетаем в Москву.

9*

 

ПРЕРВАННЫЙ РЕЙС

Л »

етер усилился к ночи. Навстречу покатились

/ 5

черные, маслянистые волны с пенистыми завер-

\/(1 г

нутыми гребнями. Стало трудно выгребать про­

тив зыби. Караван подходил к Канину Носу. Синоптик экспедиции Леонид Дмитриевич Колесников вниматель­ но смотрел на ясное, тревожно ясное для этих широт небо. Очень высоко быстро плыли маленькие перистые облака. Колесников походил по мостику, потом реши­ тельно вошел в рубку.

— Надо ставить караван на якорь у Тарханова. На нашем пути, между Канином и Колгуевом норд-ост шесть баллов с порывами до семи. Вот последняя свод­ ка, — сказал он капитану, протягивая бланк радио­ граммы.

Капитан промолчал. Уж очень не хотелось ставить караван из сорока судов на якорь. На это нужно потра­ тить много драгоценного времени. Но синоптик настой­ чиво повторил:

— Дайте команду каравану. Я пойду доложу на­ чальнику.

Капитан подошел к карте. Он уставился на длин­ ный, как указательный палец, мыс Канин. Маячок Тар­ ханов стоял на юго-западном побережье полуострова,

132

который хорошо защищал от норд-оста... Зазвонил те­ лефон. Капитан поднял трубку. Он услышал недоволь­ ный голос начальника экспедиции. Видимо, и ему не хо­ телось останавливать караван.

— Будем вставать на якорь у Тарханова до полу­ чения нового прогноза. — Начальник повесил трубку.

Капитан вызвал радиста, передал ему распоряжение: «Всем судам каравана. Следить за мной. Будем вста­ вать на якорь. Суда встают справа и слева от флагма­ на. При постановке соблюдайте осторожность».

По мере, приближения к Канину волны уменьшились, исчезли гребни. Впереди уже ясно виднелся берег.

Через час капитан отдал команду:

— Боцмана на бак к якорю!

Загрохотала якорная цепь. Судно остановилось. Вах­ тенный помощник поднимал на фале черный конус, сиг­ нал каравану, что означало:

— Встать на якорь.

Здесь было совсем тихо, высокий берег надежно за­ щищал от ветра. Зыбь исчезла. Суда послушно вставали справа и слева от флагмана на якоря.

Понаблюдав за караваном, капитан спустился в каю­ ту. Он потер озябшие руки, позвонил, попросил прине­ сти ему чаю. Если не считать этой нежелательной оста­ новки, весь рейс его не покидало хорошее настроение. На этот раз флагманским судном оказался мощный спа­ сатель «Бравый», надежный, морской, оснащенный при­ борами по последнему слову техники. Зато «подопеч­ ные» оставляли желать много лучшего. Тут были немец­ кие самоходки, киевские рефрижераторы, пассажирские теплоходы «омики», толкачи, которым категорически за­ прещалось буксировать что-нибудь в море, танкеры и еще какие-то совсем маленькие грузовички спецназначения. В общем, в случае какой-нибудь «полундры» вся

133


надежда была на один «Бравый». Практика показала, что если у одного что-нибудь случалось, обязательно слу­ чится и у другого, а буксиров в караване кроме «Бра­ вого» не было.

И все-таки от этого настроение у капитана не пор­ тилось: «Бравый» был отличным судном. Напившись го­ рячего чая, он прилег на диван. Не прошло и пяти ми­

нут, как капитан

крепко

спал. Его разбудил стук в

дверь. На пороге

стоял синоптик.

— Ну что? — спросил

капитан. — Получили про­

гноз? Еще стоять, наверное...

—■Хуже. Надо срочно сниматься. Вопреки всем си­ ноптическим законам через несколько часов сюда при­ дет шторм от зюйд-веста. Он развился совершенно не­ ожиданно. Идите на мостик, Федор Васильевич уже там.

— Иду.

Капитан принялся надевать сапоги. Он взглянул на часы. Девять утра. Значит, они простояли всего четыре с половиной часа. Он понимал беспокойство синоптика. При сильном юго-западном ветре суда может выбросить на каменистый берег, и тогда конец каравану.

В рулевой рубке сидели синоптик, Наянов, капитаннаставник. Они молчали. У всех был озабоченный вид. Караван снимался с якорей. На «Бравом» распоряжал­ ся старпом.

Спасатель разворачивался. За флагманом выравня­ лись суда. Капитан спросил у синоптика:

Куда же мы идем? Выйдем из-за Канина, сразу попадем в сильную встречную зыбь и ветер.

А что делать? С Колгуева передали, что ветер ослабевает. Он уже не больше пяти, а зыбь... зыбь успо­ коится.

Капитан с сомнением покачал головой:

134

Может быть, обогнем Канин и станем там на якорь? Берег прикроет нас от шторма.

Не советую. У этого сумасшедшего циклона на­ столько непостоянный характер, что он может переме­

нить направление мгновенно. Мы не успеем сняться с якорей, а тогда будет плохо.

«Синоптик

прав, — подумал капитан. — Если ветер

может быстро

переменить направление — вставать не

стоит».

 

Обогнули Канин. В бинокль было видно, как волны разбиваются о камни. Капитан со злостью плюнул за борт. Да, место не для стоянки. Он посмотрел назад. Суда начали зарываться носами, принимать воду на палубу. Скоро они потеряли строй и шли так, как им было легче, пуская волну по борту.

С флагмана по радиотелефону запросили караван. Как себя чувствуют суда, не надо ли сбавить ход? От­ вет получили бодрый: «Так идти можем». Сообщение с острова Колгуев оправдалось.

Ветер дул с силою не свыше пяти баллов.

...Когда караван повернул и лег курсом на Колгу­ ев, капитан маленького шестисоттонного рефрижера­ тора «877» Евгений Семенович Рожков был очень удив­ лен.

«Чего, спрашивается, снялись из-под Тарханова? Прекрасная была стоянка»,— думал он, запахиваясь поплотнее в полушубок. Соображения синоптика ему пока оставались неизвестными. Рефрижератор, поскри­ пывая, переваливаясь с борта на борт, шел вперед. Ко­ гда очередная волна подкатывала под днище, суденыш­ ко содрогалось, поднимало нос, на мгновение висело, а потом зарывалось в воду.

135