ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Вдруг неожиданно зарявкал телеграф левой машины. Ручка несколько раз дернулась и стала на «стоп».
Звоню в машину. В телефоне слышен шум мотора, заглушающий все остальные звуки. Подходит вахтен ный механик.
—В чем дело? — спрашиваю я.
—Кажется, погнули левый винт. Сейчас проверим. Вскоре на мостике появляется огорченный старший
механик.
— Погнули левый винт. Работать можно на полных оборотах. Какая-то шальная льдина попала.
Винты на «Кулибине» бронзовые. Они никак не подходят для ледового плавания. Но надо идти дальше.
Снова судно наполняют грохот и скрежет. Вахты очень напряженные. Вот уже скоро сутки, как мы идем с ледоколом. Временами лед становится реже, появля ются разводья, тогда становится легче, но это не надол го. Пройдешь немного и опять попадаешь в ледяную кашу.
У острова Андрея «Капитан Белоусов» останавли вается. Стопорим машины и мы. Ледокол совсем рядом. Застыл на зеркальной, без единой рябинки поверхности большого разводья. «Сестрорецк» разворачивается и уходит к острову Андрея. Там тоже надо высадить пас сажиров. Радист сообщает, что навстречу нам идет ка раван из речных танкеров. Суда уже видно на гори зонте.
Караваном командует наш капитан А. С. Гидулянов. Он ведет шесть речных танкеров из Качуга в Салехард. Тоже нелегкая задача — вести эти маленькие и слабые танкеры в такой длинный и тяжелый путь. Наянов дает радиограмму Гидулянову: «Мы находимся совсем близ ко от вас, но лед мешает мне пожать вам руку и лично
127
пожелать дальнейшего счастливого плавания всем вам...»
Возвращается «Сестрорецк». Ледокол «Капитан Бе лоусов» передает нас «Ермаку», сам берет караван Гидулянова, и, дав прощальные гудки, ледоколы расхо дятся.
«Капитан Белоусов» идет в пролив Вилькицкого, а мы следуем за «Ермаком» на восток. От острова Ан дрея лед становится легче, и ход наш увеличивается.
Через двенадцать часов «Ермак» стопорит машины. Впереди чистая вода. Капитан «Ермака» Чукчин по ра дио сообщает Наянову о возможности следовать само стоятельно, желает счастливого рейса, и вот мы снова качаемся на волнах моря Лаптевых. «Бегичев» с лихте ром остался далеко позади. «Сестрорецк» ушел вперед. Опять появился на мостике озабоченный синоптик с кар тами под мышкой, и снова мы опасливо поглядываем на синюю стрелку барометра. Не испортилась бы толь ко погода! Укрываться скоро будет негде.
•
В море, недалеко от дельты Лены, нам встретилась гидрографическая шхуна «Полярник», занимающаяся промерами. Мы запросили ее координаты и по ним про корректировали свои. «Кулибин» двое суток уже шел без определений. Уверенности в счислении не было, так как компасы продолжали пошаливать. К удовольствию штурманов, наша точка почти совпадала с точкой «По лярника». Это означало, что компасы с уменьшением широты начали приходить в нормальное состояние.
Наконец мы открыли долгожданный маяк Мостах. От него до бухты Тикси несколько часов хода.
— Ну, теперь дома, — облегченно сказал Афанасье-
128
Теплоход „Механик Кулибин“ пришел на родную Лену.
вич, когда мы повернули на траверзе Мостаха и легли курсом на входной буй в Тикси. Капитан был очень до волен. Море, льды, штормы остались позади, и через не сколько дней он поведет «Кулибина» по своей родной Лене, с которой был в разлуке шесть месяцев.
Тикси сиял электрическими огнями домов и кораб лей, стоящих в порту на рейде.
На следующий день я подписал акт о сдаче судна и передал командование Николаю Афанасьевичу. Он сра зу же окунулся в сотню дел, связанных с приемкой пас сажиров, их обслуживанием, комплектацией штатной команды, а спустя еще сутки «Кулибин», приняв на борт 275 человек пассажиров, вышел в свой первый эксплуа-
9 Ю. Д. Клименченко |
129 |
тационный рейс на Якутск. Предстояло пройти почти 1000 миль вверх по Лене. Часть моей команды, Федор Васильевич и я оказались в числе пассажиров, доби рающихся до Якутска.
Низовья реки мрачные и величественные. Теплоход теряется на фоне высоких остроконечных гор. На них нет никакой растительности. Попадаются острова. Чув ство такое, что ты идешь не по реке, а в шхерах.
Чем выше поднимается теплоход, тем природа ста новится богаче. Река суживается. На берегах появля ются карликовые сосны и березы. Становится значи тельно теплее.
Мы с Федором Васильевичем прогуливаемся по па лубе. Мимо нас проплывают буксиры с караваном, идут
самоходные баржи, лихтеры. |
на |
этой пустынной |
|
— Быстро |
развивается флот |
||
реке, — говорит |
Наянов, указывая |
на |
красавицу само |
ходку, промелькнувшую по борту. — Помнишь, как мы здесь проходили в пятьдесят втором году? Суда почти не встречались. До самого Якутска попалось два-три старых буксира.
Все красивее и красивее становятся берега Лены. Сибирская тайга в осеннем наряде из оранжевых, крас ных, зеленых листьев тянется по обоим берегам. Какая-
то |
особая прелесть есть в плавании |
по |
реке |
теплой |
и |
солнечной осенью. Легко дышится |
в |
прозрачном |
|
и |
чистом воздухе. Удивительные |
краски |
радуют |
глаз. Нет ни изнурительной качки, ни свирепого свиста
ветра.
Подходим к Якутску. Надвигаются сумерки. По бе регу зажигаются огни. Начинают мигать белые и крас ные бакены. Уверенно ведет теплоход Николай Афа насьевич. Все ему тут родное. Он сегодня особенно тор жествен в парадном костюме, крахмальном белом во-
130
ротничке, надушенный и особенно чисто выбритый. Как мне знакомо это ни с чем не сравнимое чувство ожида ния своего порта после долгого плавания.
— Вот он, Жатай! — показывает на гирлянду огней Афанасьевич. — Тут я и живу. Жаль', сейчас дома не видно. Восемнадцать километров осталось до Якутска.
Проходит час, и Николай Афанасьевич красиво швар тует теплоход к пристани «Якутск». Рейс окончен. Реч ной теплоход «Кулибин» прошел 3407 морских миль.
Выхожу на палубу и смотрю на притихшее судно. «Ну что же, — думаю я, — теперь ты дома. Прощай. Ты хорошо вел себя в море».
Стало совсем темно. Надо идти в каюту складывать вещи. Завтра мы улетаем в Москву.
9*
|
ПРЕРВАННЫЙ РЕЙС |
Л » |
етер усилился к ночи. Навстречу покатились |
/ 5 |
черные, маслянистые волны с пенистыми завер- |
\/(1 г |
нутыми гребнями. Стало трудно выгребать про |
тив зыби. Караван подходил к Канину Носу. Синоптик экспедиции Леонид Дмитриевич Колесников вниматель но смотрел на ясное, тревожно ясное для этих широт небо. Очень высоко быстро плыли маленькие перистые облака. Колесников походил по мостику, потом реши тельно вошел в рубку.
— Надо ставить караван на якорь у Тарханова. На нашем пути, между Канином и Колгуевом норд-ост шесть баллов с порывами до семи. Вот последняя свод ка, — сказал он капитану, протягивая бланк радио граммы.
Капитан промолчал. Уж очень не хотелось ставить караван из сорока судов на якорь. На это нужно потра тить много драгоценного времени. Но синоптик настой чиво повторил:
— Дайте команду каравану. Я пойду доложу на чальнику.
Капитан подошел к карте. Он уставился на длин ный, как указательный палец, мыс Канин. Маячок Тар ханов стоял на юго-западном побережье полуострова,
132
который хорошо защищал от норд-оста... Зазвонил те лефон. Капитан поднял трубку. Он услышал недоволь ный голос начальника экспедиции. Видимо, и ему не хо телось останавливать караван.
— Будем вставать на якорь у Тарханова до полу чения нового прогноза. — Начальник повесил трубку.
Капитан вызвал радиста, передал ему распоряжение: «Всем судам каравана. Следить за мной. Будем вста вать на якорь. Суда встают справа и слева от флагма на. При постановке соблюдайте осторожность».
По мере, приближения к Канину волны уменьшились, исчезли гребни. Впереди уже ясно виднелся берег.
Через час капитан отдал команду:
— Боцмана на бак к якорю!
Загрохотала якорная цепь. Судно остановилось. Вах тенный помощник поднимал на фале черный конус, сиг нал каравану, что означало:
— Встать на якорь.
Здесь было совсем тихо, высокий берег надежно за щищал от ветра. Зыбь исчезла. Суда послушно вставали справа и слева от флагмана на якоря.
Понаблюдав за караваном, капитан спустился в каю ту. Он потер озябшие руки, позвонил, попросил прине сти ему чаю. Если не считать этой нежелательной оста новки, весь рейс его не покидало хорошее настроение. На этот раз флагманским судном оказался мощный спа сатель «Бравый», надежный, морской, оснащенный при борами по последнему слову техники. Зато «подопеч ные» оставляли желать много лучшего. Тут были немец кие самоходки, киевские рефрижераторы, пассажирские теплоходы «омики», толкачи, которым категорически за прещалось буксировать что-нибудь в море, танкеры и еще какие-то совсем маленькие грузовички спецназначения. В общем, в случае какой-нибудь «полундры» вся
133
надежда была на один «Бравый». Практика показала, что если у одного что-нибудь случалось, обязательно слу чится и у другого, а буксиров в караване кроме «Бра вого» не было.
И все-таки от этого настроение у капитана не пор тилось: «Бравый» был отличным судном. Напившись го рячего чая, он прилег на диван. Не прошло и пяти ми
нут, как капитан |
крепко |
спал. Его разбудил стук в |
дверь. На пороге |
стоял синоптик. |
|
— Ну что? — спросил |
капитан. — Получили про |
гноз? Еще стоять, наверное...
—■Хуже. Надо срочно сниматься. Вопреки всем си ноптическим законам через несколько часов сюда при дет шторм от зюйд-веста. Он развился совершенно не ожиданно. Идите на мостик, Федор Васильевич уже там.
— Иду.
Капитан принялся надевать сапоги. Он взглянул на часы. Девять утра. Значит, они простояли всего четыре с половиной часа. Он понимал беспокойство синоптика. При сильном юго-западном ветре суда может выбросить на каменистый берег, и тогда конец каравану.
В рулевой рубке сидели синоптик, Наянов, капитаннаставник. Они молчали. У всех был озабоченный вид. Караван снимался с якорей. На «Бравом» распоряжал ся старпом.
Спасатель разворачивался. За флагманом выравня лись суда. Капитан спросил у синоптика:
—Куда же мы идем? Выйдем из-за Канина, сразу попадем в сильную встречную зыбь и ветер.
—А что делать? С Колгуева передали, что ветер ослабевает. Он уже не больше пяти, а зыбь... зыбь успо коится.
Капитан с сомнением покачал головой:
134
—Может быть, обогнем Канин и станем там на якорь? Берег прикроет нас от шторма.
—Не советую. У этого сумасшедшего циклона на столько непостоянный характер, что он может переме
нить направление мгновенно. Мы не успеем сняться с якорей, а тогда будет плохо.
«Синоптик |
прав, — подумал капитан. — Если ветер |
может быстро |
переменить направление — вставать не |
стоит». |
|
Обогнули Канин. В бинокль было видно, как волны разбиваются о камни. Капитан со злостью плюнул за борт. Да, место не для стоянки. Он посмотрел назад. Суда начали зарываться носами, принимать воду на палубу. Скоро они потеряли строй и шли так, как им было легче, пуская волну по борту.
С флагмана по радиотелефону запросили караван. Как себя чувствуют суда, не надо ли сбавить ход? От вет получили бодрый: «Так идти можем». Сообщение с острова Колгуев оправдалось.
Ветер дул с силою не свыше пяти баллов.
...Когда караван повернул и лег курсом на Колгу ев, капитан маленького шестисоттонного рефрижера тора «877» Евгений Семенович Рожков был очень удив лен.
«Чего, спрашивается, снялись из-под Тарханова? Прекрасная была стоянка»,— думал он, запахиваясь поплотнее в полушубок. Соображения синоптика ему пока оставались неизвестными. Рефрижератор, поскри пывая, переваливаясь с борта на борт, шел вперед. Ко гда очередная волна подкатывала под днище, суденыш ко содрогалось, поднимало нос, на мгновение висело, а потом зарывалось в воду.
135