Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Чего вы тут мерзнете? Идите вниз! — кричу я им

смостика.

Сейчас идем. А что, льда не видно еще? Вот что их беспокоит! Лед.

Все, наверное, помнят момент отхода с Диксона, ко­

гда диспетчер штаба с катера кричал:

— Счастливого плавания! Смотрите, осторожнее. Скоро встретите лед. Не рискуйте!

Слева от нас идет морской пассажирский теплоход «Сестрорецк». У него много заходов на острова, а мы идем под самым берегом. Это необходимо, так как зюйд начинает крепчать.

Через сутки после нашего выхода с Диксона вперед­ смотрящий с бака тревожно закричал:

— Лед впереди!

Но с мостика уже заметили необычно неровный, за­ зубренный горизонт и белую холодную полоску неба над ним. Это отражение льда, или так называемое «ле­ дяное небо». Куда ни кинешь взгляд, везде лед. Со­ здается такое впечатление, что «Кулибину» не пройти. Рявкает машинный телеграф, и теплоход сбавлярт ход. К кромке льда мы подползаем осторожно, на малом ходу. Навстречу плывут отдельные льдины, пористые и пожелтевшие. Они проходят совсем рядом, и видно, ка­ кие они огромные под водой. Держись дальше от них,

не то авария неизбежна. Когда

«Кулибин» подходит

к самой кромке, то оказывается,

что лед, казавшийся

издалека сплошным, не такой страшный. Между льди­ нами имеются разводья. В эти разводья мы и направ­ ляем теплоход. Идем так, чтобы не касаться острых краев льдин. Но это не всегда удается, и тогда по всему судну слышится зловещий скрежещущий звук. Сразу мелькает мысль: «Не прорезало бы корпус», но пока на­ блюдающие внизу докладывают, что прибыли воды не

119

обнаружено. Все дальше и дальше заходим мы в лед. Все труднее становится «Кулибину» выбирать подходя­ щие места для прохода. Согласно полученным от раз­ ведки сведениям в этом месте льда не должно быть много. Где же он кончается? Кое-как пробираемся даль­ ше. Но вот у горизонта на небе появляется много серых пятен. Это отражаются разводья, и чем дальше мы идем, тем больше сереет небо над горизонтом. Значит, там чистая вода. Направляемся на это серое небо. Лед становится реже, и скоро мы выходим на чистую воду. Еще раз осматриваем судно. Повреждений нет. С пра­ вого борта виднеется мыс Михайлова. «Сестрорецк» темным, расплывчатым пятном маячит на горизонте. Он еще во льдах. Быстро усиливается ветер, и мы ухо­ дим под берег. Солнце скрывается за облаками. Начи­ нается дождь. Все кругом принимает скучные, серые тона. Видимость портится. Берег исчезает из глаз.

— Компасы начали шалить, — озабоченно говорит Михаил Алексеевич. — Разница между главным и путе­

вым 50 градусов.

Вот это действительно неприятная новость. Опреде­ литься не по чему. Радиопеленгатора нет, глубины в этом районе нехарактерные. Вся надежда на правиль­ ные показания компаса. Берегов не видно. Солнце за тучами. Впереди пустынная поверхность моря. А ведь мы знали, что в больших широтах магнитный компас часто отказывает. Близко магнитный полюс Земли, и он тянет компасную стрелку вниз. Она перестает свободно вращаться, и компасы показывают вместр курса «воз­ раст бабушки капитана», как смеются моряки. Мне не до смеха. Уже давно по курсу мы должны были увидеть

120



маленький остров. Его до сих пор нет. Я думал, что это из-за плохой видимости. Теперь добавились новые опа­ сения. Что, если мы не туда идем? Эх, если бы нам ра­ диопеленгатор! Они стоят на каждом морском судне. Сейчас можно было бы точно определить свое место. Кругом работает много радиомаяков. Но пеленгатора нет. Говорят, что на следующие теплоходы завод будет ставить эти приборы.

А пока приходится идти в неизвестность.

— По курсу остров! — сообщает старший помощник, входя с мостика в рубку.

Беру бинокль. Впереди действительно видно черное пятно. Хорошо! Компас, значит, не подвел.

Проходит минут пятнадцать. Мы со старпомом вни­ мательно изучаем увеличивающийся остров. Что-то не то! Тот, на который проложен курс, совсем маленький, а этот растягивается в длину и делается все больше и больше. Подходим ближе. На вершине отчетливо видна черная пирамида с ромбовидной фигурой наверху. Куда же мы попали? Листаю «Описание маяков и знаков». Наконец нахожу нужное. Только остров Рингенес имеет такую форму знака. Так вот куда увел нас компас. Совсем не туда, куда нам хотелось. Ну что же, нет худа без добра. Теперь мы знаем наше место. Делаем пово­ рот и идем прямо на мыс Стерлегов, его знак слабо раз­ личается по курсу. Там пойдем под самым берегом, что­ бы можно было не обращать внимания на компас. Дру­ гого выхода нет.

«Кулибин» идет в архипелаге Норденшельда. Кругом острова. Попадаются большие поля льда. Их приходит­ ся обходить. Иногда теплоход проходит в сплошном би­ том льду. Мы уже недалеко от пролива Вилькицкого и

121

мыса Челюскина, самой северной оконечности Европы. Оттуда начнется трудный участок. Там тяжелые, непро­ ходимые льды.

Минуем остров Тыртов. Теперь наш курс идет прямо к проливу Вилькицкого. Пройдем ли? Впереди снова показывается лед. Смело продолжаем форсировать льды. Сначала редкий плавающий лед густеет. Проби­ раться становится все труднее и труднее. Мы бросаемся то влево, то вправо, но лед неумолимо обступает нас со всех сторон. Наконец все разводья смыкаются. Продол­ жать двигаться вперед становится невозможным. Мы находимся в круглом озерце чистой воды, обрамленном торосистым льдом. Настоящая мышеловка! Хорошо еще,

что погода тихая и лед неподвижен.

подождем

— Поворачивай в бухту Галечную. Там

и попросим обеспечения, — говорит Наянов

и уходит

с мостика.

Легко сказать — поворачивай! Места в этом «озере» мало, но все же, работая разными ходами двумя маши­ нами, повернуть удается, и мы идем обратно к Тыртову.

Возвращаться всегда неприятно, и все мы настроены мрачно. Жаль потерянного времени. Вот тебе и «форси­ рованный» лед.

В бухте Галечной стоит пароход «Георгий Седов». Он выгружает продовольствие на маяк. Мы становимся рядом и спускаем моторный бот. Нашему электромеха­ нику требуется помощь. Эхолот начал что-то врать.

Тем временем Наянов связывается по радио с мы­ сом Челюскина и просит данные ледовой разведки. Ему дружески отвечает М. В. Стрекаловский: «Подожди, Федор Васильевич, как только сможем, дадим».

Недалеко от нас проходит морской буксир «Бегичев». За собою он ведет «трехтысячный» лихтер. Начальник не успокаивается.

122


— Запросить «Бегичев», имеет ли он обстановку? Через несколько минут Яковлев приносит ответ. «Бе­

гичев» обстановку имеет.

— Снимаемся. Пойдем за ним! — распоряжается Наянов, и я поднимаюсь на мостик.

«Бегичев» идет медленно, поэтому нам приходится двигаться средним ходом. Буксир идет к северу. По пути почти чистая вода. Попадаются только отдельные льдины. А мы-то пытались пробиться на юг!

Темнеет. В сумерках виден остров Фиринлея. Пово­ рачиваем. Неожиданно «Бегичев» дает два длинных свистка, что означает «застопорил машину». Еще бы не­ много — и «Кулибин» ударил его в корму. Запрашиваю капитана, в чем дело. Получаю лаконичный ответ: «Дальше лед. Видимость плохая». Начинает идти сне­ жок, и огни впереди стоящего «Бегичева» расплываются.

Захожу в радиорубку. Все радисты в сборе. Они дружные ребята. «Непробойные», как говорит их на­ чальник Л. И. Яковлев. У них всегда весело. Вот и сей­ час К. И. Нырков рассказывает какую-то смешную исто­ рию. Говорит он быстро. Слова сыпятся, как сухой го­ рох в пустую кастрюлю. Сначала его даже трудно по­ нимать.

— Ну вот... — продолжает он прерванный моим по­ явлением рассказ. — Есть хочется, спасу нет. Прихожу в камбуз. Там ни души. На сковородке шкворчат какието кусочки мяса. Я хватаю два — и к себе в рубку. Не­ хорошо, конечно. Но не выдержал... Съел — вкусно. Оказались жареные птички. Вдруг слышу внизу шум. Думаю — надо узнать, в чем дело. Это повар ругается на чем свет стоит. Батя ходил на охоту, настрелял куро­ паток, а их кто-то съел... В общем, сами понимаете. Пришлось мне сознаться, чтобы на других не подумали.

— Уволит он тебя, Кузя, за все твои номера.

123

Вспомнит «банку»,

которую ты «врезал» в Вилково,

еще кое-что и

уволит, — говорит,

улыбаясь, Толя

Осадчий.

 

 

Кузя становится серьезным.

на стопку учебни­

— Вот главное. — Он показывает

ков, лежащих на столе. — Поставил перед собой задачу получить среднее образование заочно.

Молча слушает радистов Леонид Иванович Яковлев, начальник связи. Смуглый, черноглазый, чем-то походит на цыгана. Для него не существует слова «непрохождение». В любое время и из любого места связывается он с Москвой. Во время Великой Отечественной войны Леонид Иванович был парашютистом-десантником. Иногда он рассказывает о войне. С интересом слушают его молодые радисты. За это и за умение работать они уважают своего начальника и слушаются беспрекос­ ловно.

Толя Осадчий тоже своего рода знаменитость. Он лучше всех знает электронавигационные приборы. Когда на каком-нибудь судне не ладится с локатором или эхо­ лотом, всегда вызывают Толю. Человек он веселый. Ра­ ботает безотказно. Всегда приедет помочь, днем и но­ чью. Толя служил на военных кораблях, проходил дей­ ствительную и там научился распознавать «болезни» электронавигационных приборов.

Самый молодой из флагманских радистов — Виктор Аршинов. Маленький, начинающий полнеть, светловоло­ сый парень. Недавно женился на милой килийской де­

вушке. Он

напускает на себя солидность. Как

же,

стал главой

семьи. Был Витька — стал Виктором

Пет­

ровичем.

Все они отличные радисты. Привыкли работать на самой разнокалиберной аппаратуре. А это важно. При-

124


ходится плавать им на разных судах. В экспедиции ра­ ботают не один год.

Ну, что слышно, Леня? — спрашиваю я Леонида Ивановича.

Яковлев пожимает плечами.

Пока можете спать. Стоим. Везде туман. Ново­

стей нет.

Следую его совету. Иду к себе в штурманскую руб­ ку, ложусь на диван и тут же засыпаю. Устал...

Просыпаюсь от гудка какого-то теплохода. Выска­ киваю на мостик. Опять туман! Ну что ты будешь де­ лать. «Бегичева» не видно. Прислушиваюсь. Гудок. Теп­ лоход идет близко. Судя по сигналу, «Сестрорецк».

Сиплым, простуженным паровым басом «Бегичев» делает «точку тире точку» — «слушай радио».

Вскоре радист Шитиков приносит

радиограмму:

«Просил «Сестрорецк» провести нас до

«Челюскина».

У него локатор».

 

Минут через десять в тумане появляется серое пят­ но. «Сестрорецк» проходит вперед к «Бегичеву». Даю несколько оборотов машине и тотчас же стопорю. «Ку­

либин» медленно продвигается по разводью.

по­

— Вижу огонь «Бегичева», — говорит третий

мощник. — Вон смотрите.

ото­

Теперь мы не должны упустить его, чтобы не

рваться от «Бегичева» и не выйти из канала, пробитого «Сестрорецком».

«Сестрорецк» покидает нас в проливе Вилькицкого на траверзе мыса Челюскин и уходит в туман. Ему надо высадить пассажиров на зимовку. Мы с «Бегичевым» продолжаем идти самостоятельно. Туман рассеивается. Появляется солнце. Осторожно маневрируя среди

125

плавающего льда, проходим около двух часов. Лед ста­ новится все плотнее, льдины все больше и толще. Дви­ жение замедляется, и декоре мы совсем останавливаемся. Дальше без помощи ледокола нам не пройти. Здесь уже совсем не такой лед, какой мы встречали. Огромные, до двух метров толщиной, поля, с навороченными торо­ сами и ропаками. Кое-где виднеются голубые сияющие на солнце айсберги. Они самых причудливых форм.

Наши фотографы без конца щелкают фотоаппарата­ ми. Подошел «Сестрорецк» и тоже остановился. Он уже высадил своих пассажиров на Челюскине.

Ледокол появился совсем неожиданно. Мы заметили на горизонте черную палочку, потом вторую, потом по­ явился кусочек корпуса и труба. Пока еще трудно было разобрать, какой это ледокол, но вскоре он подошел ближе, и мы сразу узнали его. Это был ледокол «Капи­ тан Белоусов». Он легко шел, круша тяжелый лед и под­ миная под себя торосы. В полярном тумане далеко слы­ шался звук ломающихся льдин. «Капитан Белоусов» сделал круг, околол «Бегичева» и дал сигнал следовать за ним. Сначала «Бегичев», за ним «Кулибин» и «Се­ строрецк» тронулись по пробитому ледоколом каналу. И вот тут, пожалуй, началось самое страшное для на­

шего теплохода. Ледокол шел далеко

впереди. Буксир

с лихтером продвигался медленно.

Канал сжимало.

«Кулибин» то и дело натыкался на льдины. Они, блес­ нув прозрачной зеленью, сначала уходили под корпус, потом выныривали вновь и с силой ударяли в борта, в винты и рули. Замедлить движение — значило отстать от ледокола, окончательно застрять во льду. Не дай бог поднимется ветер, начнется сжатие...

Внизу мы расставили наблюдающих на случай про­ боины и поступления воды. От непрерывных толчков и ударов льдами грохот и скрежет стояли по всему судну.

126