Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

страдами, пирсами и гаванями. Сюда пришли капи­ таны.

— Добро пожаловать, — приветствовал капитанов уполномоченный Министерства речного флота на за­ воде С. В. Голов. — Осмотритесь. Будьте построже с приемкой судов. Если возникнут какие-нибудь ослож­ нения, прошу ко мне.

Не терпелось посмотреть на свои новые суда. От­ правились в судосборочный цех. В огромном цехе на деревянных кильблоках стояло несколько некрашеных корпусов. На некоторых площадках высились только носовые или кормовые части. Ни рубок, ни надстроек, ни винтов, ни рулей. Все в зачаточном состоянии. Одни пустые коробки, да и то не целые.

— Не скоро, братцы, будут готовы наши корабли,— разочарованно протянул капитан Брызгин. — Пожалуй, в этом году плавать на них не придется. Видимо, на­ чальник не очень-то в курсе...

— Ошибаетесь. Через два месяца можете прини­ мать готовые, — раздался позади голос. Моряки обер­ нулись. Рядом стоял невысокий человек в ватнике и засаленной кепке. Он улыбался.

— Будем знакомы. Старший строитель Никулин. Не верите? Не сомневайтесь! Сейчас мы перешли на новый метод строительства. Все делаем в цехе. Секци­ онная сборка. Свариваем секции, устанавливаем ма­ шины, производим отделочные работы внутри и спу­ скаем на воду почти готовое судно. Поэтому так бы­ стро строим суда. Идите в затон. Там стоят теплоходы. Посмотрите.

Пошли в гавань. Все казалось невероятным. В то время такое строительство было новаторством. Раньше

корпуса

целиком

строились на

стапелях, их

спускали

и уже

на плаву

заканчивали

судно. Это

занимало

21

долгое время, теперь его требовалось во много раз меньше.

У пирса бортом друг к другу стояли похожие, как близнецы, буксиры. Серые, с белыми надстройками и белыми трубами. Маленькие, компактные, чистенькие.

— Вот

они,

наши

«музыканты», — воскликнул

Дальк. — А

почему,

кстати,

их называют «музыкан­

тами»?

— Потому что на мачтах у них установлены мощ­ ные репродукторы для переговоров с буксируемыми судами, а радисты во время хода с утра до вечера кру­ тят пластинки, шумят на всю Волгу. Вот и дали им та­ кое прозвище, — объяснил Егоров. — Мне так расска­ зывали.

— В общем, не знаю, какие они музыканты, а вот мореходы они, вероятно, скверные.

— Как-нибудь доплывем, — сказал Гидулянов.— Дежнев не на таких судах плавал.

Моряки пошли на буксиры. Чем дольше капитаны осматривали свои теплоходы, тем больше они им нра­ вились. Заказы на дополнительные работы для мор­ ского перехода были выполнены. На каждом буксире стояло по два морских компаса, было сделано леерное ограждение, подняты комингсы входов в помещения, большие окна в надстройках закрыты стальными щи­ тами на болтах, иллюминаторы заварены, корпуса под­ креплены.

Осмотр закончили.

— Ничего, ничего, — удовлетворенно заметил Заха­ ров.— Прав Саша — доплывем.

Так начались горячие дни подготовки к переходу и приемки судов. Вскоре появились остальные капитаны и механики. Начальник экспедиции не обманул. При­ ехали лучшие, испытанные в прошлом году речники.

22


С Енисея — Меркушев, Данцер,

Смирнов, Сербаев, Ва-

кутин. С Иртыша — Вронский,

Щенеков, Армантович,

Лысак, Петелин, Макерный, Кубасский.

Все они много лет работали

в сложных условиях,

в бурных местах — Енисейском

заливе и Обской губе.

В конце мая теплоходы начали покидать Сормово.

Шли группами по два, по три судна. Сормовичи с че­ стью справились с задачей и сдавали буксиры в срок. Все суда должны были собраться в Архангельске в июле.

Перед отходом из Сормова надо было немного под­ няться вверх по Оке и на одной из «нефтемашинок» взять топливо на рейс. Вот тут с палуб судов увидели моряки город Горький. Они много раз ходили по его улицам, посещали театры и кино, но не знали, как же он выглядит с реки. Чудесная панорама открылась глазам!

Как непохож теперешний Горький на тот неблаго­ устроенный, грязный Нижний Новгород, о котором пи­ сал Алексей Максимович! Через Оку перекинут длин­ нейший железобетонный мост. На правом берегу совре­ менный порт. Знаменитый откос, покрытый садами, спускается к самой воде. В городе по асфальтовым мостовым катятся автомашины, троллейбусы, автобу­ сы, трамваи. Высокие новые дома украшают улицы. А рейд! Он самый оживленный на Волге. Наверное, не менее сотни барж стоит на якорях, а к причалам каж­

дую минуту подходят и отваливают

пассажирские и

грузовые суда — на

Астрахань,

Москву, Пермь, Ро­

стов...

не заняла

много

времени. Через

Приемка топлива

два часа «музыканты» по морскому обычаю дали про­ щальные гудки и пошли вверх по Волге. Капитанамморякам пришлось туго. Все было необычным. Да разве

23

можно допустить, чтобы под килем оставалось десять сантиметров воды? Или расходиться, когда между бор­ тами встречных судов расстояние не превышает метра? Моряк боится берега, а речник держит ближе к нему. Если «музыканты» различались лишь по названиям, то по тому, как они вставали на якорь, безошибочно можно было сказать, каким из них командует моряк, а каким речник. Речник удобно стоял у берега, с перекинутой туда сходней, а моряк стоял посередине реки и прокли­ нал все, выгребая к берегу на шлюпке, против течения.

Проплыли мимо Плеса, Костромы, Кинешмы. Ж а­ лели, что нельзя останавливаться там, где хочется, по­ бродить по улицам городов, познакомиться с их досто­ примечательностями...

В Ярославле все-таки пришвартовались. Надо было пополнить запасы. Свободные от вахт сходили на бе­ рег и не уставали восхищаться изумительными древни­ ми ярославскими храмами, новым центром города, кремлем...

Дошли до Рыбинска. Поразили своей величиной шлюзы, выпускающие суда в Рыбинское море. Они были настолько велики, что туда свободно мог войти десяток «музыкантов» одновременно. На выходе из шлюза, со стороны водохранилища, возвышается вели­ чественная фигура русской женщины, выполненная из серого камня, с летящей около нее чайкой. Она олице­

творяет

красавицу Волгу.

«музыканты» пришли

Через

восемь часов

плавания

в Череповец — тихий,

заштатный,

провинциальный го­

род. Никто не мог тогда предположить, что через не­ сколько лет Череповец станет крупнейшим металлур­ гическим центром, большим современным городом.

В Череповце приняли лоцманов и двинулись даль-

24


ше по Шексне. Вот уж эта речка совсем не походила на широкую Волгу. Здесь надо было серьезно поду­ мать о расхождении со встречными судами. Петли, из­ вилины, колена, узкости и наконец первые шлюзы Ма­ риинской системы. Капитаны-моряки пришли в уныние. Ну как залезать в эти крошечные деревянные коро­

бочки?

Когда-то здесь пробирались на Волгу новгородцы — вверх по реке Вытегре, волоком до Ковжи, по Белому озеру и по Шексне. Потом царь Петр задумал судоход­ ный канал, и вот стоят шлюзы-коробочки до сих пор...

Конечно, с того времени кое-что переделывали на Ма­ риинской системе, кое-чтд достраивали, но...

Две женщины в русских сапогах и цветных косын­ ках не торопясь крутят допотопный речной ворот, от­ крывают шлюз.

Вот и вся техника. Да, не удивляйтесь, так было. Пропускали эти шлюзы только очень маленькие суда. В наше время по новому Волго-Балту ходят теплоходы более ста метров длиною.

Где-то посередине системы «музыканты» попали в узкий, как папиросная гильза, Белозерский канал. Длиннющие, по нескольку сот метров, встречные пло­ ты прижимали буксиры к берегу. Двигаться вперед было невозможно. Бревна попадали в насадки и вин­ ты. Капитаны до хрипоты ругались с плотогонами. Но тут свои правила.

А дальше снова нескончаемые деревянные шлюзики. Тридцать девять шлюзов по системе! С ума можно

сойти...

Но в общем плавание понравилось. Прошли мимо русских городов, которые раньше для многих являлись лишь географическими названиями, панорама меня­ лась, по вечерам на реке уютно светили красные,

25

белые бакены, горели на берегу костры. И какой-то осо­ бенно прозрачный воздух, и душистые запахи скошен­ ных трав, и вечерняя тишина и медленное движение воды — все это не походило на море. Не было здесь свирепых штормов и опасений за жизнь людей и судна. Хорошо!

У входа в Беломорско-Балтийский канал, у поселка Повенец, стояли на якорях приведенные из Финляндии лихтеры. «Музыканты» брали их на буксир и тащили через узкие ворота шлюзов в канал. Лихтеров было много. Приходилось оставлять их в Беломорске и сно­ ва возвращаться в Повенец за новыми. Работали день

и ночь без отдыха,

благо ночь ничем не

отличалась

от дня. Торопились.

Подходило

время

арктического

лета, выхода экспедиции в полярные

моря.

 

К августу все суда собрались

в

Архангельске. Не

в пример прошлому году «эскадра» имела внушитель­ ный вид. Все новые суда. Но и задача осложнилась. Теперь речные суда должны были сами буксировать лихтеры морем.

Специалисты разных мастей и точек зрения скеп­ тически поджимали губы.

Шестого августа караван снялся из Архангельска. Прогноз оправдался, и первые два дня погода благо­ приятствовала плаванию. На третьи сутки на экспеди­ цию обрушился шторм. Суда сильно трепало. Они еле шли против крупной встречной зыби. Буксирные тро­ сы, на которых «музыканты» вели несамоходные лих­ теры, то и дело выскакивали из воды, надраивались, дрожали и каждую минуту грозили оборваться. Непре­ рывная качка изматывала людей. Непривычные к ней речники жестоко мучились, но ни один не покинул своего поста.

Со штормом пришел туман. Море огласили тревож-

26


Ные туманные сигналы. В такой обстановке, когда суда идут рядом друг к другу, легко столкнуться. Маленькие суденышки, как птицы, потерявшие вожака, старались не оторваться от кормы впереди идущего. Так двига­ лись. Когда туман рассеялся, с флагмана пересчитали корабли. Все оказались на месте. Но шторм не прекра­ щался.

Вместе со свистящим и воющим ветром вошли в защищенную бухту Варнека на острове Вайгач. Здесь можно было передохнуть. Бурное Баренцево море про­ шли успешно. Впереди лежало Карское море, не менее опасное, но уже не штормами, а льдами.

«Мешок, набитый льдом» — так называют поляр­ ники участок Карского моря, простирающийся от Но­ вой Земли до острова Белый. Разведка принесла не­ утешительные сведения. Море забито льдом, особенно в тех районах, где проходили курсы экспедиционных реч­ ных судов. Выводить караван при такой обстановке было рискованным. Все понимали, что прикосновение льда к тонким корпусам гибельно для речных судов. Синоптики обещали в скором времени изменение на­ правления ветра на южное, тогда образуется «береговая полынья» и мелкосидящие «речники» сумеют проскольз­ нуть к Обской губе под самым Ямальским берегом. Ну что ж! Ждать так ждать!

В походе не хватало пресной воды. Суда были реч­ ные, поэтому емкостей для пресной воды на них не пред­ усмотрели. Но из положения вышли. Соединили все су­ довые пожарные шланги, запустили мотопомпу и попол­

нили запасы воды из озера, расположенного за кило­ метр от берега.

Частенько буксир «Дудинка» выходил через пролив Юшар в Карское море на ледовую разведку. Результа­ ты оставались неутешительными. Везде лед. Морские

27

суда могли продвигаться только с ледоколами. Куда уж тут «речникам»!

Не радовала коллектив каравана спокойная стоянка и жизнь в тихой бухте. Шла вторая половина августа, наиболее благоприятная для плавания в этих местах. Наконец 24 августа получили хорошие известия. По всему району усилился южный ветер. Метеорологи и гидрологи с Диксона заверяли, что через день-два лед разойдется и на пути каравана образуется много чистой воды. ЦИП (Центральный институт прогнозов) подтвер­ дил это. Решено было выходить. Шестнадцать долгих суток простоял караван в бухте Варнека. 25 августа на флагман съехались капитаны. Штаб экспедиции ознако­ мил их с данными последних разведок и прогнозов. Ут­ ром 26 августа суда снялись с якорей и вошли в Кар­ ское море.

Сначала все шло хорошо. Ветер гнал льды на Север, разрывал их, образуя узкий проход для судов. Плава­ ние трудное и опасное. Тут уж не зевай. Не дай зажать себя льдом. К полудню небольшие скопления льда по­ казались к западу от курса, но уже под вечер, прибли­ жаясь к берегам полуострова Ямал, вахтенные увидели льды, закрывающие весь горизонт. Кромка льда откло­ нялась к северо-востоку, и суда двигались вдоль нее, временами пересекая полосы мелких обломков льда. Чем дальше к северу, тем плотнее становились льды. Снова караван накрывает туман. Это похуже, чем ту­ ман на чистой воде! Буксиры, вплотную к своим кор­ мам, подбирают лихтеры и осторожно продвигаются вперед.

К концу второго дня плавания лед уплотнился до семи баллов. Туман сгустился до того, что не стало вид­ но даже включенных судовых прожекторов. Идти не­ возможно. Легли в ледовый дрейф. Застопорили ма-

28


шины. Огромные ледяные поля придвинулись к бор­ там судов. Все затихло.

Ледовый дрейф... Что будет дальше. Куда вынесут льды беспомощные суденышки? Сумеет ли караван вы­ рваться из ледяного мешка?

28 августа туман рассеялся. Кругом лед. Оста­ ваться в дрейфе дольше стало опасным. Подует ветер — и раздавит в два счета. Любой ценой надо выбираться. Использовать каждую полынью, как бы трудно и опас­ но это ни было. Вперед!

Вперед, малый ход, стоп! Малый ход! Стоп! Так продолжалось несколько часов. Наконец флагманский штурман Кугаенко закричал:

— Водяное небо!

Впереди на ост-норд-осте лежала серая темная по­

лоса неба. Значит, там

льдов нет. Вперед!

28

августа

в шестом часу утра караван без

повреждения

вышел

на чистую воду. Еще несколько

суток напряженного

плавания — и суда приветливо встречают

огни

Сале­

харда и Игарки. Так

закончился

трудный массовый

перегон речных судов полярными морями.

Когда участники экспедиции вернулись домой, к ним пришла большая радость. Правительство высоко оце­ нило их работу. В газетах можно было прочесть: «О присуждении Государственной премии за выдаю­ щиеся работы в области науки и изобретательства за

1949 год.

Совет Министров Союза ССР постановил присудить

Государственную премию...

в размере

50 000

рублей.

Премию третьей степени

1.

Наянову Ф.

В. — руководителю работы,

началь­

нику

экспедиции,

Вакутину

Александру

Яковлевичу —

главному механику экспедиции, Демидову Флору Парфеевичу — начальнику морской проводки, Евдокимову

29