ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
страдами, пирсами и гаванями. Сюда пришли капи таны.
— Добро пожаловать, — приветствовал капитанов уполномоченный Министерства речного флота на за воде С. В. Голов. — Осмотритесь. Будьте построже с приемкой судов. Если возникнут какие-нибудь ослож нения, прошу ко мне.
Не терпелось посмотреть на свои новые суда. От правились в судосборочный цех. В огромном цехе на деревянных кильблоках стояло несколько некрашеных корпусов. На некоторых площадках высились только носовые или кормовые части. Ни рубок, ни надстроек, ни винтов, ни рулей. Все в зачаточном состоянии. Одни пустые коробки, да и то не целые.
— Не скоро, братцы, будут готовы наши корабли,— разочарованно протянул капитан Брызгин. — Пожалуй, в этом году плавать на них не придется. Видимо, на чальник не очень-то в курсе...
— Ошибаетесь. Через два месяца можете прини мать готовые, — раздался позади голос. Моряки обер нулись. Рядом стоял невысокий человек в ватнике и засаленной кепке. Он улыбался.
— Будем знакомы. Старший строитель Никулин. Не верите? Не сомневайтесь! Сейчас мы перешли на новый метод строительства. Все делаем в цехе. Секци онная сборка. Свариваем секции, устанавливаем ма шины, производим отделочные работы внутри и спу скаем на воду почти готовое судно. Поэтому так бы стро строим суда. Идите в затон. Там стоят теплоходы. Посмотрите.
Пошли в гавань. Все казалось невероятным. В то время такое строительство было новаторством. Раньше
корпуса |
целиком |
строились на |
стапелях, их |
спускали |
и уже |
на плаву |
заканчивали |
судно. Это |
занимало |
21
долгое время, теперь его требовалось во много раз меньше.
У пирса бортом друг к другу стояли похожие, как близнецы, буксиры. Серые, с белыми надстройками и белыми трубами. Маленькие, компактные, чистенькие.
— Вот |
они, |
наши |
«музыканты», — воскликнул |
Дальк. — А |
почему, |
кстати, |
их называют «музыкан |
тами»?
— Потому что на мачтах у них установлены мощ ные репродукторы для переговоров с буксируемыми судами, а радисты во время хода с утра до вечера кру тят пластинки, шумят на всю Волгу. Вот и дали им та кое прозвище, — объяснил Егоров. — Мне так расска зывали.
— В общем, не знаю, какие они музыканты, а вот мореходы они, вероятно, скверные.
— Как-нибудь доплывем, — сказал Гидулянов.— Дежнев не на таких судах плавал.
Моряки пошли на буксиры. Чем дольше капитаны осматривали свои теплоходы, тем больше они им нра вились. Заказы на дополнительные работы для мор ского перехода были выполнены. На каждом буксире стояло по два морских компаса, было сделано леерное ограждение, подняты комингсы входов в помещения, большие окна в надстройках закрыты стальными щи тами на болтах, иллюминаторы заварены, корпуса под креплены.
Осмотр закончили.
— Ничего, ничего, — удовлетворенно заметил Заха ров.— Прав Саша — доплывем.
Так начались горячие дни подготовки к переходу и приемки судов. Вскоре появились остальные капитаны и механики. Начальник экспедиции не обманул. При ехали лучшие, испытанные в прошлом году речники.
22
С Енисея — Меркушев, Данцер, |
Смирнов, Сербаев, Ва- |
кутин. С Иртыша — Вронский, |
Щенеков, Армантович, |
Лысак, Петелин, Макерный, Кубасский. |
|
Все они много лет работали |
в сложных условиях, |
в бурных местах — Енисейском |
заливе и Обской губе. |
В конце мая теплоходы начали покидать Сормово. |
Шли группами по два, по три судна. Сормовичи с че стью справились с задачей и сдавали буксиры в срок. Все суда должны были собраться в Архангельске в июле.
Перед отходом из Сормова надо было немного под няться вверх по Оке и на одной из «нефтемашинок» взять топливо на рейс. Вот тут с палуб судов увидели моряки город Горький. Они много раз ходили по его улицам, посещали театры и кино, но не знали, как же он выглядит с реки. Чудесная панорама открылась глазам!
Как непохож теперешний Горький на тот неблаго устроенный, грязный Нижний Новгород, о котором пи сал Алексей Максимович! Через Оку перекинут длин нейший железобетонный мост. На правом берегу совре менный порт. Знаменитый откос, покрытый садами, спускается к самой воде. В городе по асфальтовым мостовым катятся автомашины, троллейбусы, автобу сы, трамваи. Высокие новые дома украшают улицы. А рейд! Он самый оживленный на Волге. Наверное, не менее сотни барж стоит на якорях, а к причалам каж
дую минуту подходят и отваливают |
пассажирские и |
||
грузовые суда — на |
Астрахань, |
Москву, Пермь, Ро |
|
стов... |
не заняла |
много |
времени. Через |
Приемка топлива |
два часа «музыканты» по морскому обычаю дали про щальные гудки и пошли вверх по Волге. Капитанамморякам пришлось туго. Все было необычным. Да разве
23
можно допустить, чтобы под килем оставалось десять сантиметров воды? Или расходиться, когда между бор тами встречных судов расстояние не превышает метра? Моряк боится берега, а речник держит ближе к нему. Если «музыканты» различались лишь по названиям, то по тому, как они вставали на якорь, безошибочно можно было сказать, каким из них командует моряк, а каким речник. Речник удобно стоял у берега, с перекинутой туда сходней, а моряк стоял посередине реки и прокли нал все, выгребая к берегу на шлюпке, против течения.
Проплыли мимо Плеса, Костромы, Кинешмы. Ж а лели, что нельзя останавливаться там, где хочется, по бродить по улицам городов, познакомиться с их досто примечательностями...
В Ярославле все-таки пришвартовались. Надо было пополнить запасы. Свободные от вахт сходили на бе рег и не уставали восхищаться изумительными древни ми ярославскими храмами, новым центром города, кремлем...
Дошли до Рыбинска. Поразили своей величиной шлюзы, выпускающие суда в Рыбинское море. Они были настолько велики, что туда свободно мог войти десяток «музыкантов» одновременно. На выходе из шлюза, со стороны водохранилища, возвышается вели чественная фигура русской женщины, выполненная из серого камня, с летящей около нее чайкой. Она олице
творяет |
красавицу Волгу. |
«музыканты» пришли |
|
Через |
восемь часов |
плавания |
|
в Череповец — тихий, |
заштатный, |
провинциальный го |
род. Никто не мог тогда предположить, что через не сколько лет Череповец станет крупнейшим металлур гическим центром, большим современным городом.
В Череповце приняли лоцманов и двинулись даль-
24
ше по Шексне. Вот уж эта речка совсем не походила на широкую Волгу. Здесь надо было серьезно поду мать о расхождении со встречными судами. Петли, из вилины, колена, узкости и наконец первые шлюзы Ма риинской системы. Капитаны-моряки пришли в уныние. Ну как залезать в эти крошечные деревянные коро
бочки?
Когда-то здесь пробирались на Волгу новгородцы — вверх по реке Вытегре, волоком до Ковжи, по Белому озеру и по Шексне. Потом царь Петр задумал судоход ный канал, и вот стоят шлюзы-коробочки до сих пор...
Конечно, с того времени кое-что переделывали на Ма риинской системе, кое-чтд достраивали, но...
Две женщины в русских сапогах и цветных косын ках не торопясь крутят допотопный речной ворот, от крывают шлюз.
Вот и вся техника. Да, не удивляйтесь, так было. Пропускали эти шлюзы только очень маленькие суда. В наше время по новому Волго-Балту ходят теплоходы более ста метров длиною.
Где-то посередине системы «музыканты» попали в узкий, как папиросная гильза, Белозерский канал. Длиннющие, по нескольку сот метров, встречные пло ты прижимали буксиры к берегу. Двигаться вперед было невозможно. Бревна попадали в насадки и вин ты. Капитаны до хрипоты ругались с плотогонами. Но тут свои правила.
А дальше снова нескончаемые деревянные шлюзики. Тридцать девять шлюзов по системе! С ума можно
сойти...
Но в общем плавание понравилось. Прошли мимо русских городов, которые раньше для многих являлись лишь географическими названиями, панорама меня лась, по вечерам на реке уютно светили красные,
25
белые бакены, горели на берегу костры. И какой-то осо бенно прозрачный воздух, и душистые запахи скошен ных трав, и вечерняя тишина и медленное движение воды — все это не походило на море. Не было здесь свирепых штормов и опасений за жизнь людей и судна. Хорошо!
У входа в Беломорско-Балтийский канал, у поселка Повенец, стояли на якорях приведенные из Финляндии лихтеры. «Музыканты» брали их на буксир и тащили через узкие ворота шлюзов в канал. Лихтеров было много. Приходилось оставлять их в Беломорске и сно ва возвращаться в Повенец за новыми. Работали день
и ночь без отдыха, |
благо ночь ничем не |
отличалась |
||
от дня. Торопились. |
Подходило |
время |
арктического |
|
лета, выхода экспедиции в полярные |
моря. |
|
||
К августу все суда собрались |
в |
Архангельске. Не |
в пример прошлому году «эскадра» имела внушитель ный вид. Все новые суда. Но и задача осложнилась. Теперь речные суда должны были сами буксировать лихтеры морем.
Специалисты разных мастей и точек зрения скеп тически поджимали губы.
Шестого августа караван снялся из Архангельска. Прогноз оправдался, и первые два дня погода благо приятствовала плаванию. На третьи сутки на экспеди цию обрушился шторм. Суда сильно трепало. Они еле шли против крупной встречной зыби. Буксирные тро сы, на которых «музыканты» вели несамоходные лих теры, то и дело выскакивали из воды, надраивались, дрожали и каждую минуту грозили оборваться. Непре рывная качка изматывала людей. Непривычные к ней речники жестоко мучились, но ни один не покинул своего поста.
Со штормом пришел туман. Море огласили тревож-
26
Ные туманные сигналы. В такой обстановке, когда суда идут рядом друг к другу, легко столкнуться. Маленькие суденышки, как птицы, потерявшие вожака, старались не оторваться от кормы впереди идущего. Так двига лись. Когда туман рассеялся, с флагмана пересчитали корабли. Все оказались на месте. Но шторм не прекра щался.
Вместе со свистящим и воющим ветром вошли в защищенную бухту Варнека на острове Вайгач. Здесь можно было передохнуть. Бурное Баренцево море про шли успешно. Впереди лежало Карское море, не менее опасное, но уже не штормами, а льдами.
«Мешок, набитый льдом» — так называют поляр ники участок Карского моря, простирающийся от Но вой Земли до острова Белый. Разведка принесла не утешительные сведения. Море забито льдом, особенно в тех районах, где проходили курсы экспедиционных реч ных судов. Выводить караван при такой обстановке было рискованным. Все понимали, что прикосновение льда к тонким корпусам гибельно для речных судов. Синоптики обещали в скором времени изменение на правления ветра на южное, тогда образуется «береговая полынья» и мелкосидящие «речники» сумеют проскольз нуть к Обской губе под самым Ямальским берегом. Ну что ж! Ждать так ждать!
В походе не хватало пресной воды. Суда были реч ные, поэтому емкостей для пресной воды на них не пред усмотрели. Но из положения вышли. Соединили все су довые пожарные шланги, запустили мотопомпу и попол
нили запасы воды из озера, расположенного за кило метр от берега.
Частенько буксир «Дудинка» выходил через пролив Юшар в Карское море на ледовую разведку. Результа ты оставались неутешительными. Везде лед. Морские
27
суда могли продвигаться только с ледоколами. Куда уж тут «речникам»!
Не радовала коллектив каравана спокойная стоянка и жизнь в тихой бухте. Шла вторая половина августа, наиболее благоприятная для плавания в этих местах. Наконец 24 августа получили хорошие известия. По всему району усилился южный ветер. Метеорологи и гидрологи с Диксона заверяли, что через день-два лед разойдется и на пути каравана образуется много чистой воды. ЦИП (Центральный институт прогнозов) подтвер дил это. Решено было выходить. Шестнадцать долгих суток простоял караван в бухте Варнека. 25 августа на флагман съехались капитаны. Штаб экспедиции ознако мил их с данными последних разведок и прогнозов. Ут ром 26 августа суда снялись с якорей и вошли в Кар ское море.
Сначала все шло хорошо. Ветер гнал льды на Север, разрывал их, образуя узкий проход для судов. Плава ние трудное и опасное. Тут уж не зевай. Не дай зажать себя льдом. К полудню небольшие скопления льда по казались к западу от курса, но уже под вечер, прибли жаясь к берегам полуострова Ямал, вахтенные увидели льды, закрывающие весь горизонт. Кромка льда откло нялась к северо-востоку, и суда двигались вдоль нее, временами пересекая полосы мелких обломков льда. Чем дальше к северу, тем плотнее становились льды. Снова караван накрывает туман. Это похуже, чем ту ман на чистой воде! Буксиры, вплотную к своим кор мам, подбирают лихтеры и осторожно продвигаются вперед.
К концу второго дня плавания лед уплотнился до семи баллов. Туман сгустился до того, что не стало вид но даже включенных судовых прожекторов. Идти не возможно. Легли в ледовый дрейф. Застопорили ма-
28
шины. Огромные ледяные поля придвинулись к бор там судов. Все затихло.
Ледовый дрейф... Что будет дальше. Куда вынесут льды беспомощные суденышки? Сумеет ли караван вы рваться из ледяного мешка?
28 августа туман рассеялся. Кругом лед. Оста ваться в дрейфе дольше стало опасным. Подует ветер — и раздавит в два счета. Любой ценой надо выбираться. Использовать каждую полынью, как бы трудно и опас но это ни было. Вперед!
Вперед, малый ход, стоп! Малый ход! Стоп! Так продолжалось несколько часов. Наконец флагманский штурман Кугаенко закричал:
— Водяное небо!
Впереди на ост-норд-осте лежала серая темная по
лоса неба. Значит, там |
льдов нет. Вперед! |
28 |
августа |
|
в шестом часу утра караван без |
повреждения |
вышел |
||
на чистую воду. Еще несколько |
суток напряженного |
|||
плавания — и суда приветливо встречают |
огни |
Сале |
||
харда и Игарки. Так |
закончился |
трудный массовый |
перегон речных судов полярными морями.
Когда участники экспедиции вернулись домой, к ним пришла большая радость. Правительство высоко оце нило их работу. В газетах можно было прочесть: «О присуждении Государственной премии за выдаю щиеся работы в области науки и изобретательства за
1949 год.
Совет Министров Союза ССР постановил присудить
Государственную премию... |
в размере |
50 000 |
рублей. |
||
Премию третьей степени |
|||||
1. |
Наянову Ф. |
В. — руководителю работы, |
началь |
||
нику |
экспедиции, |
Вакутину |
Александру |
Яковлевичу — |
главному механику экспедиции, Демидову Флору Парфеевичу — начальнику морской проводки, Евдокимову
29