ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
дюралевого фальшборта. И теплоход пришел в порт в неприглядном виде. На судно приехал Евгений Макси мович Маркин, инженер экспедиции. Осмотрел все, по качал головой и сказал:
— Дело сложное. Дюраль не сваривается просто. Надо специальные приспособления, электроды... Не знаю, что же делать.
Маркину верили. Помнили, как в тяжелых условиях Арктики, где не было ни заводов, ни соответствующего инструмента, он сумел заделать вывалившиеся днище вые листы у длинных металлических барж — «углярок». Их вели из Архангельска на Лену. По пути они попали в шторм и не выдержали. Надо было их вести обратно. Вести обратно! Не так-то это просто, когда у судов вы валились днища. Но тут Маркин оказался на высоте. Отремонтировал так, что возвращение оказалось воз можным. Баржи пришли без потерь. Поэтому, когда Маркин сказал, что чинить фальшборт трудно, капитан загрустил. Дойти до Салехарда, конечно, он дойдет и с таким фальшбортом. Но вот сдавать судно «хозяевам» в таком виде неприятно.
Когда Маркин уехал с судна, к капитану подошел боцман М. Д. Андрианов:
—Ну что он сказал?
—Трудно, говорит, починить этот фальшборт.
—Да, это правильно. Ну ладно, давайте я сделаю. Капитан недоверчиво посмотрел на боцмана. Не по
верил.
—Разрешаете?
—Делай, — махнул капитан рукой.
Марк Дмитриевич Андрианов в экспедиции личность известная. Великий умелец, мастер на все руки. Прозы вается он «Морской бидон». Рассказывают, что, когда Марк пришел наниматься в экспедицию, на перегон
39
«музыкантов», в руках он держал огромный алюминие вый бидон, разрисованный всякими морскими картинка ми собственной работы. Вот отсюда и пошло прозвище.
Марк Дмитриевич — человек необыкновенной силы. В прошлом — борец. И, как все очень сильные люди, не возмутимо спокойный. Его трудно вывести из равнове сия. Зато многие капитаны от его спокойствия чуть не получили инфаркт.
—Боцмана на якорь! — подается команда с мостика.
—Есть! Иду!
Проходит несколько минут, боцмана на баке нет. Капитан начинает нервничать. В самую последнюю ми нуту Марк приходит к якорю. Потом в ответ на упреки разгневанного капитана Марк Дмитриевич спокойно объясняет:
— Я ведь вижу, когда вы якорь задумали отда вать. Разве был случай, когда я запоздал явиться на
место?
— Не было. Но я должен, понимаешь ли ты — дол жен заранее быть уверен, что ты уже стоишь у яко ря,— кипятится капитан. — Заранее.
— Есть, учтем.
И все идет по-старому. Такой уж Марк, такой у него характер. Кроме того, он любит пофилософствовать. Это его особенность, к которой надо привыкнуть.
—Боцман, замерьте воду в питьевом танке.
—Есть замерить. Одну только минутку. Как вы ду
маете, есть люди на Марсе? Мне кажется...
—Воду замерить надо.
—Есть замерить. Мне кажется, что если бы там
были люди...
Но руки у Марка золотые. Он все может. Поэтому, когда М. Д. Андрианов на судне, можно не беспокоить ся. Оно будет содержаться в полном порядке.
40
|
Марк |
долго ходил |
|
|
|||
около |
смятого |
фальш |
|
|
|||
борта «Ленинского ком |
|
|
|||||
сомола». |
Вымерял, |
по |
|
|
|||
том ездил на другие су |
|
|
|||||
да, |
|
привез |
несколько |
|
|
||
домкратов, что-то колдо |
|
|
|||||
вал, зажимал и... выпра |
|
|
|||||
вил. А ведь за эту рабо |
|
|
|||||
ту никто не брался. |
|
|
|
||||
|
Правда, в экспеди |
|
|
||||
ции плавает много ис |
|
|
|||||
кусных |
боцманов. |
На |
|
|
|||
счету |
у |
каждого |
есть |
|
|
||
любопытные истории, о |
|
|
|||||
которых они любят рас |
|
|
|||||
сказывать. Миша Шав- |
|
|
|||||
ловский |
починил |
раз |
|
|
|||
давленную |
шлюпку |
так, |
Боцман теплохода |
„Ленинский |
|||
что |
никто |
не |
заметил, |
||||
что |
она |
отремонтирова |
комсомол“ М. Д. |
Андрианов. |
на. Боцман Караяни на шел «кошкой» потерянный теплоходом якорь. Диденко
на ходу заделал такую пробоину, которая грозила по губить судно... Да, много чего могут рассказать боцма ны экспедиции.
В Архангельске у них работы хоть отбавляй. Надо готовить суда к морскому переходу.
Начальник экспедиции поручил мне проверить под готовку судов к арктическому плаванию. Сажусь в бы строходный катер и через десять минут оказываюсь на Краснофлотском рейде, где стоят наши теплоходы.
41
«СТ-781», «СТ-782» и «СТ-783» ошвартованы бор тами друг к другу. У всех отданы якоря. Командуют ими наши молодые капитаны, «мальчики», как назы вает их один из старейших капитанов экспедиции Алек сандр Николаевич Алексеев. В этом «мальчики» зву чит легкая ирония. Александр Николаевич очень рев ниво относится к выдвижению молодых капитанов. Не то чтобы он был против этого, нет... Но когда разгово ры заходят о том, что время бежит очень быстро, ста рики уходят на почетный отдых, что такова жизнь и надо смелее выдвигать способную молодежь, Алексеев хмурит свои густые, черные с сединой, брови и говорит:
— Не следует забывать и стариков. Мы тоже мо жем делать такую же работу, и не хуже. Почему всю ду суют молодежь? Ну, например, на этот дальневос точный рейс? Я с удовольствием пошел бы и, уверяю вас, сделал бы его не хуже...
Александр Николаевич чуть-чуть консерватор. Он до сих пор носит на фуражке красный вымпел — эм блему, которую носили моряки торгового флота до войны. На вопрос, почему он так делает, Александр Николаевич гордо вскидывает голову и отвечает:
—С этой эмблемой я прошел Великую Отечествен ную войну. Плавал, переживал опасности, носил ее с честью за границей.
—Да, но ведь не по форме получается. Флажок
давно заменили на золотой якорь с листьями.
— Не буду я носить ваши опереточные кокарды. Носил вымпел и буду носить его всегда.
Переубедить Алексеева невозможно. Человек он на стойчивый.
Недавно экспедиционпики поздравляли его с шести десятилетием. Сказали ему много теплых слов, поже лали долго жить и снова преподавать любимую им
42
астрономию. Раньше Алексеев был преподавателем Мореходного училища и даже написал учебник «Осно вы судовождения». Александр Николаевич — моряк-эн тузиаст. Он рвется в самые длинные, ответственные рей сы и, несмотря на свой возраст, отлично чувствует себя на судне.
Вот его самоходка «784» стоит на якоре, отдельно от других. Надо бы его навестить, но сначала я поеду к «мальчикам».
Капитаны Володя Малышев, Леня Никитин и Эдгар Анисимов пришли на суда экспедиции помощни ками, но вот уже несколько лет командуют самостоя тельно. Причем командуют грамотно, со знанием дела. Это уже новый тип капитанов. Володя Малышев учит ся в Институте водного транспорта, Леня Никитин года два назад заочно окончил Электротехнический инсти тут, Анисимов мечтает поступить в Высшее мореход ное училище. Ребята не стоят на месте, все время дви жутся вперед.
Поднимаюсь на борт «781»-й. Меня встречает вах тенный матрос, в чистой робе, с повязкой на рукаве.
— Хочу видеть капитана. Дома?
Вахтенный не успевает мне ответить, как на палубе появляется старший механик Флорентий Филиппович Фельдман, или «Ф в кубе», как его называют в экспе диции за редкое сочетание начальных букв-инициалов. Он приветливо машет мне рукой:
— Прошу. Капитан у себя.
Малышев сидит в кают-компании и задумчиво смот рит на шахматную доску. Без головного убора, в лег кой рубашке и синих «техасах» Малышева можно при нять за кого угодно: за студента, за врача, за туриста, но только не за капитана. Володя не любит форму и старается ее не носить. Играет с ним Руф Николаевич
43
Захаров, старший механик с соседней самоходки. Руф — секретарь партийной организации Ленинградского от ряда. Он уже вышел из категории «мальчиков» по воз расту, но они считают его своим. Леня Никитин, капи тан «СТ-782», сидит тут же. Он с интересом наблюдает за игрой. При моем появлении игра прерывается.
— Прошу вас, — придвигает мне стул Малышев. — Может быть, чайку? Или рюмку коньяку?
Я знаю, что Малышев держит коньяк для гостей. Он никогда не пьет на своем судне даже с близкими друзьями.
Отказываюсь от чая и коньяка и прошу проводить меня по судну, открыть трюмы. Хочу посмотреть, как уложены детали от колесных пароходов, которые мы перегоняем в Салехард. С грохотом откатываются лю ковые крышки. В трюмах полный порядок. Детали рас креплены и расклинены. Не сдвинутся с места в лю бую качку. Отлично погружены. Осматриваю все суд но. Все сделано хорошо. Приятно, когда можно не де лать замечаний. Возвращаемся в кают-компанию. Все гда спокойный, Леня Никитин что-то горячо обсуждает с Руфом.
— Вот кстати вы пришли, — обращается он ко мне. — Собрались вчера у меня несколько коммунистов, начали мы разговор «про это и про то» и подошли к интересному вопросу. Почему мы каждый год, перего няя на север огромное количество судов, ведем их все гда порожними? Сколько пропадает тоннажа! Неужели никому в голову не приходит мысль загружать их в Архангельске каким-нибудь полезным грузом? Можно ведь?
—Можно.
—Можно и нужно, — поддержал Никитина Малы
шев.
44
—Мы хотим поставить этот вопрос от партийной организации перед начальником экспедиции. Как вы думаете, поддержит? — спрашивает меня Руф Нико лаевич.
—Несомненно, он поддержит такую инициативу. Только вопрос надо решать серьезно. Тут много «но». Могут сказать, что в основном наши суда не имеют второго дна и грузы будут подвергаться большому ри ску, если лед прорежет корпус, могут сказать, что...
—Это мы все понимаем, ■— перебивает меня Ники тин. — Можно ведь подобрать такие грузы, которые не боятся воды. Уголь, круглый лес, металл, да и мало ли что... Важно в принципе.
—В принципе — очень хорошо.
Мне надо ехать дальше по судам, но уходить не хочется. Здесь интересные люди, они ведут большой разговор, проявляют заботу о государственных делах. С ними хочется поспорить, поговорить.
...Наконец наступает день отхода. Лазарев облег ченно вздыхает. Прощальные гудки — и караван, вы тянувшись в бесконечную цепочку, двигается к морю...
Тихо становится в Архангельске. Замирает жизнь и в Московской «конторе» экспедиции. Там остается всего несколько человек. Утром, до начала работы, они при ходят в кабинет заместителя начальника экспедиции
Л. Н. Зеленцова и озабоченно спрашивают:
—Ну, где наши? Как погода? Все ли благопо
лучно?
Леонид Никанорович читает последние радиограм мы, переставляет флажки на карте Арктики.
—Идут. Подходят к Юшару.
В Москве по-настоящему волнуются, когда долго нет сообщений от каравана. Значит, не все хорошо там у них, в море.