Файл: Клименченко Ю. Перышки в океане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виктору Ивановичу, Сербаеву Владимиру Георгиеви­ чу — капитанам судов — за организацию и осуществле­ ние массовой проводки речных судов арктическими мо­ рями».

И далее:

«За образцовое выполнение задания Правительства по переводу речных судов из Архангельска в Обь-Ир- тышский и Енисейский бассейны Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями Союза ССР особо отличившихся участников Арктической экс­ педиции». Ниже шел перечень фамилий. Всего награ­ дили 157 человек. Поистине это была высокая оценка работы.

Министр речного флота, поздравляя Наянова с вы­ сокими наградами, на прощание сказал:

Теперь тебе и карты в руки, Федор Васильевич.

Вбудущем году поведешь флот на Лену. Не ходил еще? Пролива Вилькицкого боишься? Ничего, прове­ дешь. Потолкуем позже.

Сибирь требовала флот. В министерство летели те­ леграммы: «Необходимо... Просим учесть, надо перево­ зить уголь, хлеб, нефть, лес... Нам нужен флот, флот,

флот...»

Да, Сибирь настойчиво требовала флот, а его не хватало. Где только не строили суда для сибирских рек! В Качуге, на Лене в Красноярске, на Енисее в Тю­ мени, в Киеве, в Ленинграде, в Лименде и Рыбинске...

Кажется, на всех реках их строили.

Министерство речного флота заказывало суда и за границей — в Чехословакии и Венгрии, в Румынии и Болгарии, в ГДР и Финляндии. Каждый год все уве­ личивающиеся караваны Арктической экспедиции пе-

30


ресекали северные моря и попадали в руки сибиряков. И все-таки флота у них не хватало. Судостроение не успевало за развитием края, хотя флот за несколько лет возрос несравненно.

Восточные пароходства требовали уже не только буксиры, баржи и самоходки. Они хотели иметь ком­ фортабельные пассажирские теплоходы. Нельзя же в самом деле возить людей из Тикси в Якутск «насыпью» в баржах? И такой рейс занимал больше месяца. Кро­ ме того, пароходствам нужны были дизель-электриче- ские землесосы, мощные земмашины, многоместные катера, плавучие краны, мастерские, танкеры и тол­ качи...

Работа экспедиции усложнялась. Каждый тип су­ дов требовал испытания в море. А испытывать не хва­ тало времени. Надо было за короткую арктическую на­ вигацию доставить судно «хозяину». Его ждали, на него надеялись, от его своевременного прихода зави­ село выполнение государственного плана...

Давно уже бульдозеры снесли маленький домик на набережной Москвы-реки. Экспедицию перевели в бо­ лее просторное помещение в центре города. Сменили название. Она стала называться более громко и длин­ но: «Экспедиция специальных морских проводок реч­ ных судов». Открылись отряды экспедиции в Ленин­ граде, Архангельске, Измаиле, Ростове-на-Дону. Давно уже К. М. Кузьмин, командир Ленинградского отряда, стал «начальником маленького пароходства». У него появились три морских буксировщика, которые регу­ лярно ходили за границу и приводили оттуда готовые суда, предназначенные для проводки на север. Коман­ дир отряда в Измаиле В. Н. Пилинский тоже получил морской буксировщик. Он ходил за новыми судами в Болгарию и Румынию.

31

Министр уже не вызывал Наянова к себе. Просто ему присылали план. План перевода судов в нави­ гацию такого-то года, количество единиц, типы, на­ правления, сроки, подписанную смету в миллионах рублей.

Начальник экспедиции хватался за голову. Цифры с каждым годом росли: 100, 150, 200 единиц! Некото­ рые считали, что успешные проводки прошедших лет дают основание думать, что перегоны речных судов стали делом обычным. В действительности это было далеко не так. Каждый перегон решался по-разному. Метеорологические и ледовые условия в каждом новом году не походили на предыдущий. Но главное затруд­ нение экспедиция встретила с комплектованием судов. Сибирский речной флот вырос, и там стало не хватать кадров. На просьбы экспедиции прислать команды для перегона, отвечали: «Прислать не можем. Комплектуй­ те сами». Попробуйте укомплектовать сто, двести еди­ ниц квалифицированными кадрами!

На дверях агентств появились объявления: «При­ глашаем на работу моряков всех специальностей». На­ чали приходить люди. Кого только здесь не было! Ве­ тераны флота, пенсионеры, «любители длинного рубля», зеленые юнцы, романтики, «морские волки» и люди, никогда не ступавшие на палубу. Комплектование су­ дов шло быстро. Много всяких «артистов» попало в это время на суда. Не было времени для вниматель­ ного отсева людей. Позже они отсеивались сами, после первого же перегона.

Но в экспедицию пришло и много замечательных лю­ дей: капитанов, механиков, мотористов, матросов. Они стали патриотами нового дела и беззаветно отдавали ему свои знания, умение, талант.

Экспедиция росла качественно и количественно.

32


Она уже пользовалась доброй славой у моряков. Туда охотно шли работать.

Помню, как на одном из совещаний в Балтийской

инспекции

Регистра СССР

главный

морской ревизор

В. М. Стулов возмущался:

 

 

— Эти «капитаны чайных клиперов» доведут меня

до белой

горячки. Требуют,

чтобы

их выпускали до

бухты Тикси, а их близко к морю подпускать нельзя...

Под счастливой звездой плавают, до случая, везет им. Пришлось согласиться с главморревизором. Суда действительно были слабыми, совсем не приспособлен­ ными к морскому плаванию, не похожими на крепкие морские корабли. В одном только он ошибался. В том, что экспедиция плавает до случая, что ей везет. Нет. К тому времени она имела уже большой опыт подкреп­ ления, конвертовки и проводки судов. Экспедиция со­ здала об этом свою, правда небольшую, книжку, раз­ работала инструкцию для плавания в северных морях, вырастила свои кадры, хорошо освоившие специфику этого сложного дела, широко использовала помощь ле­

доколов и синоптической службы СССР.

3 Ю. Д. Клименченко

ПЕРЕД УХОДОМ В АРКТИКУ

Лесной в Ленинграде, Измаиле, Архангельске и Ростове собираются десятки судов. Наступает горячая пора. Нетерпеливые капитаны и меха­

ники не дают покоя. Они требуют топливо, продукты, команду, ремонт, навигационные карты... Каждый хочет быть раньше готовым к плаванию. В это время коман­ диры отрядов экспедиции проявляют много организа­ торского таланта. Нелегко управлять такой неспокой­ ной «армадой». Возникают тысячи сложнейших вопро­ сов. Их надо решать быстро, оперативно. В эту пору к командиру Ленинградского отряда К. М. Кузьмину не пробиться. Комната полна народу. Здесь подписываются судовые роли, доверенности, ведомости, выдаются авансы на рейс.

В апреле в Измаиле и Ростове дел не меньше. В Из­ маил начинают приходить суда из-за границы. Их надо принять, поставить на место рубки, которые сняли пе­ ред Дунайскими мостами, иначе теплоходы не прохо­

дили под

ними,

и срочно, как можно скорее отправить

в Ростов,

иначе

они не успеют к отходу каравана из Ар­

хангельска в Арктику. Им ведь предстоит пройти до Белого моря, реками около пяти тысяч километров.

34


Вот почему командир Измаильского отряда В. Н. Пи-

линский так озабочен.

Вот почему

носится

на

катере

на Гниловском рейде

в Ростове

от судна

к

судну

А. А. Елуферьев. Надо скорее проводить суда под мо­ сты, сдавать лихтеры на буксировку, отправлять осво­ бодившиеся команды экспедиции.

Но, пожалуй, тяжелее всего приходится в послед­ нюю неделю перед отходом в Арктику командиру Ар­ хангельского отряда В. Н. Лазареву.

Архангельск... Город моряков. Огромные плоты плы­ вут вниз по Двине. По ее берегам расположены два­ дцать девять лесопильных заводов. Каждый день порт принимает много советских и иностранных пароходов. Они приходят за янтарно-желтыми смолистыми доска­ ми, пропсом, балансом и бревнами. Во все уголки зем­ ного шара везут добротный архангельский лес. Его ценят на мировом лесном рынке.

Лес на причалах, лес на баржах, лес плывет по реке. День и ночь не прекращается движение в порту. В период летней навигации ночей в Архангельске не бывает. Круглые сутки уходят и приходят океанские гиганты, ревут тифоны, слышится грохот отдаваемых якорей. И почти всегда здесь дует прохладный ветер

сморя.

Кавгусту в Архангельск собираются все суда экс­ педиции, идущие на север. Иногда их количество пре­ вышает сотню. Всех надо где-то поставить на якоря,

всем найти место. Капитан порта В. И. Дерябин сер­ дится. Он по нескольку раз в день звонит Лазареву:

— Опять твои «лайнеры» стали не туда. Когда это кончится? Загромоздили весь рейд. Мешают движению. Я буду штрафовать капитанов. Гони их в Черный Яр.

Легко сказать «гони». Черный Яр — двадцать пять километров от Архангельска. Сорвется вся подготовка.

3*

35

Телефон надрывается. Звонят из Регистра, из портйадзора, из милиции, со склада снабжения, с топлив­ ной базы... Всем надо дать ответ, всех удовлетворить...

Неспокойно в это время и на судах. У моряков свои заботы. ...Капитан «Бородина» при швартовке начисто развалил фальшборт полубака своего теплохода. Он раскрылся, как пасть крокодила. В таком виде идти нельзя, да и просто показаться куда-нибудь стыдно. Но доложить об этом начальству капитан боялся.

—■Что же делать? Что же делать? — в отчаянии твердил он, хватаясь за голову.

Швартоваться как следует, — ехидно сказал стар­ ший механик В. Н. Белов.

Не вашего ума дело, — вспылил капитан. — Надо понимать обстановку. Ах, черт, как неудачно. Что же делать?

Белов усмехнулся:

Ладно, не сердитесь. Попробую вам помочь. Да­ дите мне в помощь боцмана и двух матросов?

Берите хоть всю команду. Ну, что вы можете?

Тут без завода не обойтись.

Попробуем.

Неужели сделаете?

Попробуем. Вы должны твердо помнить умное из­ речение, кстати сказанное одним из старых капитанов: «Уважайте механиков. Хороший механик может сделать все. Даже руль сделает из металлической двери, если вы потеряли его в море». Только, сделайте милость, не

мешайте мне.

— Вообще — вы же знаете — я уважаю механиков,— заискивающе сказал капитан.

Вениамин Николаевич переоделся в робу и запустил сварочный аппарат. Капитан с грустью наблюдал, как механик срезал листы фальшборта. Боцман и два мат-

36


роса помогали ему. «Теперь уж

ничего не сделаешь. На­

прасно я согласился», — думал

капитан. Для того

что­

бы не видеть, что делается на

палубе, он ушел к

себе

в каюту. Всю ночь вспыхивали огни сварки, слышались удары кувалды, скрежет железа. Капитан закрылся у себя... Он не хотел смотреть. Скоро он забылся в тяже­ лом сне. Снился ему Наянов... Разбудил его старший механик:

— Всё спите? Идите — принимайте работу. Капитан протер глаза, вышел на палубу и ахнул.

Теплоход выглядел как новый. Только свежая краска выдавала,что он ремонтировался.

Вы гений, Вениамин Николаевич, — восхищенно проговорил капитан.

Надо знать свое дело, — серьезно сказал Белов,

сбрасывая рукавицы.

«Батя» не знал о происшествии. Ему рассказали обо всем значительно позже...

...К борту нашего флагмана подошел маленький тол­ кач. Лихо развернувшись, он подал концы и встал у са­ мой кормы. На нем привезли машинное масло. На мо­ стике толкача я увидел капитана. У него был необыч­ ный, какой-то не «капитанский» вид. Без фуражки, в черном модном костюме, белой рубашке и остроносых ботинках. Он больше походил на мальчишку с танцпло­ щадки. Что-то очень знакомое было в нем. Я пригля­ делся. Неужели Литот? Да, Захар Литот. Я давно не видел этого парня.

— Захар! — крикнул я. — Ну-ка иди сюда. Ты ли это? Ловко перемахнув через поручни своего толкача, Ли­ тот поднялся ко мне на мостик. Мы обменялись креп­

ким рукопожатием.

37

— Это я, — запоздало сказал Захар.

Вижу. Капитан? Литот кивнул головой.

Каким образом? Давно?

Кончил курсы. Первый год.

Молодец, Захар. А дальше какой план?

Учусь на втором курсе в Институте водного транс­

порта.

Тут уж моему удивлению не было границ. Я вспо­ мнил, как лет восемь тому назад в Калининграде ко мне пришел чернявый парнишка наниматься матросом. Он приехал из Белоруссии, образование у него было пять классов, тогда он учился в школе взрослых и думал ле­ том поплавать, заработать деньжат на будущую зиму.

Мы его взяли. Так и остался Литот в экспедиции. Сде­ лав рейс на Север, Захар уехал в наш Измаильский от­ ряд. И я потерял его из виду.

Захар плавал на разных судах, и мы как-то не встре­ чались. И вот теперь... Оказалось, что за это время Ли­ тот окончил заочно десятилетку, получил аттестат зре­ лости, кончил курсы шоферов, курсы радистов, курсы судоводителей-речников и теперь учится в институте.

— Ну и ну, — удивился я. — Как же ты все это успел?

— На курсах учился всего три-четыре месяца,— сму­ щенно объяснял Захар. — Времени зимой много. Надо его разумно использовать... Эй там, на корме! Осторож­ нее! Стойки поломаете! — вдруг закричал он и замахал руками. — Извините, я пойду. Потом лучше приду. После разгрузки. — И он побежал на свой буксир.

Я был рад этой встрече.

...На пассажирском теплоходе «Ленинский комсо­ мол» при переходе из Беломорска в Архангельск силь­ ным ударом штормовой волны завалило десять метров

38