ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
цевом токоприемнике ограничивается. Лучше осуще ствлять поворот на 180° в одну и другую сторону от исходного положения.
Современные башенные краны питаются таким током: силовая цепь — трехфазный 380/220 в; цепь управления и рабочего освещения — переменный 220 е; цепь ре монтного освещения — переменный 12 в.
Рис. 32. Тормоз с короткоходовым электромагнитом МО:
I—тормозной шкив; 2—тормозная колодка; 3—скоба; 4 —пружина; 5—электромагнит: 6—якорь; / —отвод якоря.
Ток к крану подводится шланговым кабелем КРИТ (рис. 33), подключенным к вводному рубильнику, уста новленному на нижней части башни или на портале. Сечение кабеля выбирают в зависимости от мощности, потребляемой электродвигателями крана. Для крана КБ-100 применяется кабель сечением 3X25+ 1ХЮ леи2. Кабель рассчитан на значительное напряжение и меха-
75
ннческне воздействия. Четвертая жила кабеля служит для заземления конструкций крана. Длина кабеля не должна превышать 50 м. Для предохранения от возмож ных повреждений кабель необходимо укладывать в де
ревянный желоб или подвешивать на тросе при помощи колец.
Рис. 33. Гибкий электрокабель КРПТ:
/—заземляющая жила; 2—резиновая оболочка; 3—изоляция; 4—токоведущая жила.
Указатели в башенных кранах применялись раньше механического действия главным образом только для обозначения вылета стрелы. В настоящее время на кра нах применяют указатели электрического действия для обозначения вылета стрелы и грузоподъемности.
Конечные выключатели служат для ограничения дей ствия механизмов передвижения крана, подъема и по ворота стрелы, подъема крюка и других механизмов, независимо от действия крановщика, для предупрежде ния аварий и поломок конструктивных элементов кра нов.
Ограничители грузоподъемности. Поскольку пере грузка крана может быть кратковременной (кроме рыв ков) и реле, установленные в цепи двигателя, не сра ботают, предусматривается прибор, который связан с грузовым тросом и при увеличении веса груза сверх
76
номинального па 10% выключает двигатель подъема. При рывках ограничители не срабатывают, так как в их конструкциях предусмотрены реле времени. В кранах новых типов устанавливаются ограничители грузоподъ емности торсионного типа и электромеханические. В на стоящее время лабораториями автоматики институтов ЮжНИИ АСиА УССР и ВНИИстройдормаша разрабо таны конструкции электромеханических ограничителей грузоподъемности для кранов с постоянной и перемен ной, в зависимости от вылета стрелы, грузоподъем ностью.
Электромеханический ограничитель грузоподъемности
ОГКП-1* предназначен для защиты башенных кранов от перегрузок. Ограничитель (рис. 34) срабатывает при 10% перегрузки. Он снабжен указателем веса груза, поднимаемого краном, световой и звуковой сигнализа циями, а также устройством, исключающим ложные срабатывания при кратковременных перегрузках (рыв ках).
Релейный блок, указатель веса груза и стабилизатор напряжения размещены в кабине крановщика, датчик нагрузки устанавливается непосредственно у грузового каната, усилия в котором он измеряет.
Принципиальная электрическая схема ограничителя грузоподъемности для крана с постоянной грузоподъ емностью приведена на рис. 35. Принцип действия огра ничителя следующий: сигнал датчика, пропорциональный весу поднимаемого груза, поступает па выпрямительный мост Вг, на указатель веса груза М и на катушку реле Pi через вентиль ВзНапряжение, поступающее с дат чика, сравнивается с опорным напряжением на дели тель # 3; Rs', питающийся от моста Вц
Когда напряжение на выходе датчика превысит опор ное напряжение, сработает реле Pi, которое своими
контактами |
замкнет цепь катушки реле Р 2. |
Контакты |
этого реле |
(нормально замкнутые К /Р2) разомкнут цепи |
|
магнитных |
пускателей стреловой и грузовой |
лебедок. |
Одновременно загорится красная сигнальная лампа и зазвонит звонок.
В схеме ограничителя грузоподъемности предусмотре
на возможность |
получения выдержки времени срабаты |
* Разработан |
лабораторией автоматики ЮжНИИ |
АСиА УССР. |
|
77
вания от U до 1,5 сек, Для этого при настройке электри ческой схемы изменяется положение подвижного кон такта потенциометра R*.
Допустимое максимальное усилие иа датчик обуслов лнвается силонзмерительной кольцевой пружиной.
Рис. 34. Электромеханический ограничитель грузо подъемности типа ОГКП-1:
/—релейный блок; 2—индуктивный датчик; 3—указа тель веса груза; 4—стабилизатор напряжения.
Напряжение питания — 220 в, частота тока — 50 гц Потребляемая мощность — 100 вт.
Лаборатория автоматики ЮжНИИ разработала так же ограничитель для кранов, у которых грузоподъем
ность изменяется |
в зависимости |
от вылета стрелы. |
|
В башенном кране КБ-100 датчик ограничителя гру |
|||
зоподъемности |
расположен в |
верхней части |
башни |
(рис. 36). Приборы ограничителя находятся в |
кабине |
78
Рис. 35. Принципиальная электрическая схема электромеханического ограничителя гру зоподъемности для крана с постоянной грузоподъемностью:
"vl
/—указатель веса груза; 2—индикаторный датчик; 3—стабилизатор; 4—звонок; 5—крас пая лампочка; 6—зеленая лампочка; 7—к магнитному пускателю двигателя грузовой лебедки; 8—к магнитному пускателю двигателя стреловой лебедки.
<£>
крановщика. Усилия каната передаются датчику еле дующим образом.
Одна ветвь грузового каната опирается на блок ограничителя грузоподъемности и отклоняет его на не который угол (поворачивает рычаг вокруг его оси). Вто рым концом рычаг соединен с кольцевой динамрметрн-
Рис. 36. Установка датчика нагрузки на башенном кране КБ-100:
I—датчик усилии (ДУС); 2—рычаг ограничи теля; 3—блок каната.
ческой пружиной датчика усилий. В зависимости от ве личины растяжения пружины указатель грузоподъем ности показывает вес поднимаемого груза, а если по следний достигает выше допустимого, срабатывает реле ограничителя и выключаются двигатели грузовой и стре ловой лебедок.
Ограничитель грузоподъемности типа ОГП-1 с потен циометрическим преобразователем разработан ВНИИ-
стройдормашем и предназначен для автоматического отключения грузовой и стреловой лебедок крана в слу чае перегрузки на 10%.
Он является универсальным прибором и предназна чен главным образом для кранов, у которых грузоподъ емность меняется в зависимости от вылета стрелы.
Ограничитель грузоподъемности (рис. 37) основан на принципе измерения усилия в стрелоподъемном (или
80
грузоподъемном) полиспасте и сравнении его с предель но допустимой величиной усилия, определяемой величи ной допустимого груза на данном вылете. Превышение усилия по сравнению с предельно допустимым сопрово ждается срабатыванием ограничителя грузоподъемности,
Рис. 37. Схема ограничителя грузоподъемности типа ОГП-1 с потенциометрическим преобразователем:
1—панель с указателями; 2—датчик угла; 3—датчик уси лий; 4—релейный блок.
при этом отключаются грузовая и стреловая лебедки, гаснет зеленая лампочка, зажигается красная и вклю чается звуковой сигнал.
Датчик усилий (ДУС, рис. 38) является динамо метром с потенциометрическим преобразователем. Дат чик устанавливается у каната грузоподъемного полис паста и выдает сигнал пропорционально измеряемому
6— 1332 |
81 |
Рис. 38. Датчик усилий:
1—клемма подвода электроэнергии; 2— динамометрическое кольцо; 3—потенцио метрический преобразователь; 4—корпус датчика; 5—элементы крепления датчика к грузовому канату.
82
усилию. Датчик угла (ДУ) приводится а действие под нимающейся стрелой и выдает сигнал, пропорциональный предельно допустимому усилию в грузоподъемном по лиспасте. которое соответствует предельно допустимому грузу для каждого вылета стрелы.
Чувствительным элементом датчика усилий является упругое динамометрическое кольцо, растягивающееся под действием поднимаемого груза. Конструкция датчи ка предусматривает возможность установки любого кольца из унифицированного ряда, т. е. с максимально допустимыми нагрузками 250, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 кг при деформации кольца в 2 мм.
В датчике угла вращение приводного вала, соединен ного со стрелой крана, через плоский кулачок передает ся на приводной рычажок потенциометрического пре образователя.
Конструкция преобразователя унифицированная для датчика усилия и датчика угла.
Электросхема ограничителя грузоподъемности срав нивает электрический сигнал датчика усилий и датчика угла при помощи поляризованного реле PH, включенно го в диагональ моста датчиков.
В релейном блоке смонтированы детали счетно-ре шающей аппаратуры, исполнительные реле и другие приборы.
Релейный блок и панель с указателями устанавлива ются в кабине крановщика.
Датчик питается постоянным током напряжения 12 в,
переменным (50 гц) — 220, 380 в.
Универсальный бесконтактный ограничитель грузо подъемности разработан институтом ВНИИстройдормаш в двух вариантах: с бесконтактными датчиками и ре лейно-контактной схемой и с бесконтактными датчиками
ибесконтактной релейной схемой.
Вограничителе использованы динамометрические датчики, входящие в единый ряд унифицированных дат
чиков усилий. Применение беоконтактных элементов по вышает эксплуатационные качества аппаратуры. На кра не устанавливаются два датчика — датчик усилия и дат чик угла. Это дает возможность гарантировать от пере грузок краны, грузоподъемность которых меняется от вылета стрелы.
В качестве преобразователей в датчиках применяют ся бесконтактные дифференциально-трансформаторные
6* |
83 |
преобразовате щ, которые преобразуют механические движения элементов датчиков в электричеокне сигналы. В одном варианте ограничителя грузоподъемности срав нение сигналов датчиков происходит в счетно-решающем устройстве (блоке сравнения) на магнитном усилителе.
Во втором варианте применяется блок сравнения с релейно-контактной схемой.
При перегрузке крана автоматически выключаются двигатели грузовой и стреловой лебедок, зажигается аварийная лампа и дается гудок.
На указательной панели имеется два прибора: ука затель веса груза и указатель вылета стрелы. В схеме предусмотрен стабилизатор напряжения.
Автоматическое устройство для предупреждения ава рий башенных кранов от повышенных ветровых нагру зок разработано лабораторией автоматизации НИИ ор ганизации и механизации строительного производства АСиА УССР. Данное устройство при скорости ветра бо лее 6 баллов автоматически отключает двигатель пере движения крана, включает электромагнитные рельсовые захваты и сигнализацию. Устройство состоит из датчи ка скорости ветра, приемного релейно-усилительного блока, электромагнитных рельсовых захватов и прибо ров сигнализации. Датчик скорости ветра устанавлива ется на противовесе или оголовке башни крана (до ступного для ветра) и представляет собой флюгер с вертушкой, поворачивающейся на стойке. Внутри стойки помещается тахогенератор, получающий вращение от вертушки. Возникающая в тахогенераторе электродви жущая сила пропорциональна скорости ветра. Ток от генератора поступает к релейно-усилительному блоку, находящемуся в кабине крановщика. Электрическая схе ма включения автоматического устройства в сеть меха низма передвижения крана приведена на рис. 39.
При ветровой нагрузке, приближающейся к аварий ной, на щитке управления зажигается сигнальная лам почка и звучит сирена. Когда скорость ветра достигает критической, срабатывает реле и отключает двигатель передвижения крана и включает электромагнитные рель совые захваты.
Устройство питается от сети переменного тока на
пряжением 220 в и частотой 50 гц, общий вес |
— 20 кг. |
||
Электрооборудование |
башенного |
крана |
КБ-16 |
(табл. 11). |
|
|
|
84