Файл: Канюка Н.С. Памятка машиниста башенного крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цевом токоприемнике ограничивается. Лучше осуще­ ствлять поворот на 180° в одну и другую сторону от исходного положения.

Современные башенные краны питаются таким током: силовая цепь — трехфазный 380/220 в; цепь управления и рабочего освещения — переменный 220 е; цепь ре­ монтного освещения — переменный 12 в.

Рис. 32. Тормоз с короткоходовым электромагнитом МО:

I—тормозной шкив; 2—тормозная колодка; 3—скоба; 4 —пружина; 5—электромагнит: 6—якорь; / —отвод якоря.

Ток к крану подводится шланговым кабелем КРИТ (рис. 33), подключенным к вводному рубильнику, уста­ новленному на нижней части башни или на портале. Сечение кабеля выбирают в зависимости от мощности, потребляемой электродвигателями крана. Для крана КБ-100 применяется кабель сечением 3X25+ 1ХЮ леи2. Кабель рассчитан на значительное напряжение и меха-

75

ннческне воздействия. Четвертая жила кабеля служит для заземления конструкций крана. Длина кабеля не должна превышать 50 м. Для предохранения от возмож­ ных повреждений кабель необходимо укладывать в де­

ревянный желоб или подвешивать на тросе при помощи колец.

Рис. 33. Гибкий электрокабель КРПТ:

/—заземляющая жила; 2—резиновая оболочка; 3—изоляция; 4—токоведущая жила.

Указатели в башенных кранах применялись раньше механического действия главным образом только для обозначения вылета стрелы. В настоящее время на кра­ нах применяют указатели электрического действия для обозначения вылета стрелы и грузоподъемности.

Конечные выключатели служат для ограничения дей­ ствия механизмов передвижения крана, подъема и по­ ворота стрелы, подъема крюка и других механизмов, независимо от действия крановщика, для предупрежде­ ния аварий и поломок конструктивных элементов кра­ нов.

Ограничители грузоподъемности. Поскольку пере­ грузка крана может быть кратковременной (кроме рыв­ ков) и реле, установленные в цепи двигателя, не сра­ ботают, предусматривается прибор, который связан с грузовым тросом и при увеличении веса груза сверх

76

номинального па 10% выключает двигатель подъема. При рывках ограничители не срабатывают, так как в их конструкциях предусмотрены реле времени. В кранах новых типов устанавливаются ограничители грузоподъ­ емности торсионного типа и электромеханические. В на­ стоящее время лабораториями автоматики институтов ЮжНИИ АСиА УССР и ВНИИстройдормаша разрабо­ таны конструкции электромеханических ограничителей грузоподъемности для кранов с постоянной и перемен­ ной, в зависимости от вылета стрелы, грузоподъем­ ностью.

Электромеханический ограничитель грузоподъемности

ОГКП-1* предназначен для защиты башенных кранов от перегрузок. Ограничитель (рис. 34) срабатывает при 10% перегрузки. Он снабжен указателем веса груза, поднимаемого краном, световой и звуковой сигнализа­ циями, а также устройством, исключающим ложные срабатывания при кратковременных перегрузках (рыв­ ках).

Релейный блок, указатель веса груза и стабилизатор напряжения размещены в кабине крановщика, датчик нагрузки устанавливается непосредственно у грузового каната, усилия в котором он измеряет.

Принципиальная электрическая схема ограничителя грузоподъемности для крана с постоянной грузоподъ­ емностью приведена на рис. 35. Принцип действия огра­ ничителя следующий: сигнал датчика, пропорциональный весу поднимаемого груза, поступает па выпрямительный мост Вг, на указатель веса груза М и на катушку реле Pi через вентиль ВзНапряжение, поступающее с дат­ чика, сравнивается с опорным напряжением на дели­ тель # 3; Rs', питающийся от моста Вц

Когда напряжение на выходе датчика превысит опор­ ное напряжение, сработает реле Pi, которое своими

контактами

замкнет цепь катушки реле Р 2.

Контакты

этого реле

(нормально замкнутые К /Р2) разомкнут цепи

магнитных

пускателей стреловой и грузовой

лебедок.

Одновременно загорится красная сигнальная лампа и зазвонит звонок.

В схеме ограничителя грузоподъемности предусмотре­

на возможность

получения выдержки времени срабаты­

* Разработан

лабораторией автоматики ЮжНИИ

АСиА УССР.

 

77


вания от U до 1,5 сек, Для этого при настройке электри ческой схемы изменяется положение подвижного кон такта потенциометра R*.

Допустимое максимальное усилие иа датчик обуслов лнвается силонзмерительной кольцевой пружиной.

Рис. 34. Электромеханический ограничитель грузо­ подъемности типа ОГКП-1:

/—релейный блок; 2—индуктивный датчик; 3—указа­ тель веса груза; 4—стабилизатор напряжения.

Напряжение питания — 220 в, частота тока — 50 гц Потребляемая мощность — 100 вт.

Лаборатория автоматики ЮжНИИ разработала так­ же ограничитель для кранов, у которых грузоподъем­

ность изменяется

в зависимости

от вылета стрелы.

В башенном кране КБ-100 датчик ограничителя гру­

зоподъемности

расположен в

верхней части

башни

(рис. 36). Приборы ограничителя находятся в

кабине

78

Рис. 35. Принципиальная электрическая схема электромеханического ограничителя гру­ зоподъемности для крана с постоянной грузоподъемностью:

"vl

/—указатель веса груза; 2—индикаторный датчик; 3—стабилизатор; 4—звонок; 5—крас пая лампочка; 6—зеленая лампочка; 7—к магнитному пускателю двигателя грузовой лебедки; 8—к магнитному пускателю двигателя стреловой лебедки.

<£>

крановщика. Усилия каната передаются датчику еле дующим образом.

Одна ветвь грузового каната опирается на блок ограничителя грузоподъемности и отклоняет его на не­ который угол (поворачивает рычаг вокруг его оси). Вто­ рым концом рычаг соединен с кольцевой динамрметрн-

Рис. 36. Установка датчика нагрузки на башенном кране КБ-100:

I—датчик усилии (ДУС); 2—рычаг ограничи­ теля; 3—блок каната.

ческой пружиной датчика усилий. В зависимости от ве­ личины растяжения пружины указатель грузоподъем­ ности показывает вес поднимаемого груза, а если по­ следний достигает выше допустимого, срабатывает реле ограничителя и выключаются двигатели грузовой и стре­ ловой лебедок.

Ограничитель грузоподъемности типа ОГП-1 с потен­ циометрическим преобразователем разработан ВНИИ-

стройдормашем и предназначен для автоматического отключения грузовой и стреловой лебедок крана в слу­ чае перегрузки на 10%.

Он является универсальным прибором и предназна­ чен главным образом для кранов, у которых грузоподъ­ емность меняется в зависимости от вылета стрелы.

Ограничитель грузоподъемности (рис. 37) основан на принципе измерения усилия в стрелоподъемном (или

80


грузоподъемном) полиспасте и сравнении его с предель­ но допустимой величиной усилия, определяемой величи­ ной допустимого груза на данном вылете. Превышение усилия по сравнению с предельно допустимым сопрово­ ждается срабатыванием ограничителя грузоподъемности,

Рис. 37. Схема ограничителя грузоподъемности типа ОГП-1 с потенциометрическим преобразователем:

1—панель с указателями; 2—датчик угла; 3—датчик уси­ лий; 4—релейный блок.

при этом отключаются грузовая и стреловая лебедки, гаснет зеленая лампочка, зажигается красная и вклю­ чается звуковой сигнал.

Датчик усилий (ДУС, рис. 38) является динамо­ метром с потенциометрическим преобразователем. Дат­ чик устанавливается у каната грузоподъемного полис­ паста и выдает сигнал пропорционально измеряемому

6— 1332

81


Рис. 38. Датчик усилий:

1—клемма подвода электроэнергии; 2— динамометрическое кольцо; 3—потенцио­ метрический преобразователь; 4—корпус датчика; 5—элементы крепления датчика к грузовому канату.

82

усилию. Датчик угла (ДУ) приводится а действие под­ нимающейся стрелой и выдает сигнал, пропорциональный предельно допустимому усилию в грузоподъемном по­ лиспасте. которое соответствует предельно допустимому грузу для каждого вылета стрелы.

Чувствительным элементом датчика усилий является упругое динамометрическое кольцо, растягивающееся под действием поднимаемого груза. Конструкция датчи­ ка предусматривает возможность установки любого кольца из унифицированного ряда, т. е. с максимально допустимыми нагрузками 250, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 кг при деформации кольца в 2 мм.

В датчике угла вращение приводного вала, соединен­ ного со стрелой крана, через плоский кулачок передает­ ся на приводной рычажок потенциометрического пре­ образователя.

Конструкция преобразователя унифицированная для датчика усилия и датчика угла.

Электросхема ограничителя грузоподъемности срав­ нивает электрический сигнал датчика усилий и датчика угла при помощи поляризованного реле PH, включенно­ го в диагональ моста датчиков.

В релейном блоке смонтированы детали счетно-ре­ шающей аппаратуры, исполнительные реле и другие приборы.

Релейный блок и панель с указателями устанавлива­ ются в кабине крановщика.

Датчик питается постоянным током напряжения 12 в,

переменным (50 гц) — 220, 380 в.

Универсальный бесконтактный ограничитель грузо­ подъемности разработан институтом ВНИИстройдормаш в двух вариантах: с бесконтактными датчиками и ре­ лейно-контактной схемой и с бесконтактными датчиками

ибесконтактной релейной схемой.

Вограничителе использованы динамометрические датчики, входящие в единый ряд унифицированных дат­

чиков усилий. Применение беоконтактных элементов по­ вышает эксплуатационные качества аппаратуры. На кра­ не устанавливаются два датчика — датчик усилия и дат­ чик угла. Это дает возможность гарантировать от пере­ грузок краны, грузоподъемность которых меняется от вылета стрелы.

В качестве преобразователей в датчиках применяют­ ся бесконтактные дифференциально-трансформаторные

6*

83


преобразовате щ, которые преобразуют механические движения элементов датчиков в электричеокне сигналы. В одном варианте ограничителя грузоподъемности срав­ нение сигналов датчиков происходит в счетно-решающем устройстве (блоке сравнения) на магнитном усилителе.

Во втором варианте применяется блок сравнения с релейно-контактной схемой.

При перегрузке крана автоматически выключаются двигатели грузовой и стреловой лебедок, зажигается аварийная лампа и дается гудок.

На указательной панели имеется два прибора: ука­ затель веса груза и указатель вылета стрелы. В схеме предусмотрен стабилизатор напряжения.

Автоматическое устройство для предупреждения ава­ рий башенных кранов от повышенных ветровых нагру­ зок разработано лабораторией автоматизации НИИ ор­ ганизации и механизации строительного производства АСиА УССР. Данное устройство при скорости ветра бо­ лее 6 баллов автоматически отключает двигатель пере­ движения крана, включает электромагнитные рельсовые захваты и сигнализацию. Устройство состоит из датчи­ ка скорости ветра, приемного релейно-усилительного блока, электромагнитных рельсовых захватов и прибо­ ров сигнализации. Датчик скорости ветра устанавлива­ ется на противовесе или оголовке башни крана (до­ ступного для ветра) и представляет собой флюгер с вертушкой, поворачивающейся на стойке. Внутри стойки помещается тахогенератор, получающий вращение от вертушки. Возникающая в тахогенераторе электродви­ жущая сила пропорциональна скорости ветра. Ток от генератора поступает к релейно-усилительному блоку, находящемуся в кабине крановщика. Электрическая схе­ ма включения автоматического устройства в сеть меха­ низма передвижения крана приведена на рис. 39.

При ветровой нагрузке, приближающейся к аварий­ ной, на щитке управления зажигается сигнальная лам­ почка и звучит сирена. Когда скорость ветра достигает критической, срабатывает реле и отключает двигатель передвижения крана и включает электромагнитные рель­ совые захваты.

Устройство питается от сети переменного тока на­

пряжением 220 в и частотой 50 гц, общий вес

— 20 кг.

Электрооборудование

башенного

крана

КБ-16

(табл. 11).

 

 

 

84