Файл: Канюка Н.С. Памятка машиниста башенного крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двигателя возможно на всех механизмах башенных кра­ нов, кроме грузовой лебедки. Если при подъеме груза путем плавного отключения сопротивлении (задержи­ ваясь на несколько секунд на промежуточных . поло­ жениях контроллера) можно регулировать скорость, то при опускании груза так поступать нельзя. На про­ межуточных положениях контроллера спуск груза будет происходить быстрее, чем при крайнем его положении, так как сопротивления увеличивают скорость спуска Поэтому при переводе штурвала контроллера в положежение «спуск» необходимо быстро перевести контроллер сразу в крайнее положение, без задержек на промежу­ точных положениях. Медленное опускание грузов (полу­ чение малых посадочных скоростей) достигается спе­ циальными способами.

П о л у ч е н и е м а л ы х п о с а д о ч н ы х с к о р о ­ с т е й в башенных кранах с моторами переменного тока осуществляется двумя способами:

1)применением электрической регулировки н

2)электромеханический. '

Первый способ — с применением двух электрома­

шин — асинхронного двигателя

и генератора

постоянно­

го тока (тормозного генератора); дросселей

насыщения;

генераторного торможения

(силовой спуск) и тормо­

жения противовключеннем (противотоком).

Второй способ — с применением: электрогидротолка­ теля, дополнительного двигателя (микропровод) и пе­ редачи, а также двух асинхронных двигателей и плане­ тарного редуктора лебедки.

Кроме перечисленных применяются и другие, менее распространенные способы регулирования посадочных скоростей башенных кранов.

Контакторы и магнитные пускатели служат, как и рубильники, для включения и отключения электрических цепей. Рубильники включаются и выключаются вручную, контакторы и магнитные пускатели приводятся в дей­ ствие при помощи электромагнитов, управляемых ди­ станционно. Это более безопасно, особенно при больших токах.

В контакторах (рис. 29) существует силовая цепь главных контактов и вспомогательная цепь катушек.

Магнитный пускатель (табл. 10) представляет собой трехполюсныи контактор переменного тока, смонтирован­ ный на изоляционной плите в стальном ящике. Разница

70


между одно- и трехполюснымн контакторами состоит

втом, что последний имеет три пары рабочих контактов,

ккаждой паре присоединяется одна фаза силовой цепи.

Кроме контактора, в ящике помещаются блок-коитакты и тепловое реле. Блок-контакты создают обходный путь для тока, протекающего через катушку электромагнита.

Основным

преимуществом

 

контакторов

по

сравнению

 

с рубильниками является то,

 

что первые могут автомати­

 

чески

отключать

соответ­

 

ствующих

потребителей

 

(освещение, электродвига­

 

тели

и др.)

при

определен­

 

ных условиях. Такими усло­

 

виями могут быть перегруз­

 

ки двигателей или падение

 

напряжения

в сети.

 

 

Тепловые

реле

обеспечи­

 

вают отключение двигателей

 

при перегрузках, когда пре­

 

дохранители

не перегорают,

Рнс. 29. Магнитный кон­

но от

перегрева

поврежда­

ется изоляция. Реле размы­

тактор;

кает

цепь

тока

при

на­

/—электромагнит; 2—ры­

гревании биметаллической

чаг; 3—контакты.

пластинки

вследствие

про­

 

хождения по ней большого, по сравнению с номинальным, тока.

Биметаллическая пластинка состоит из двух слоев различных металлов, которые по разному расширяются при нагревании, т, е. длина пластинки будет увеличи­ ваться не одинаково с повышением температуры. Ког­ да величина тока превысит допустимую, пластинка, на­ греваясь, изгибается в сторону того металла, который удлиняется при нагревании меньше, освобождает за­ щелку и контакты реле размыкаются. Включить магнит­ ный пускатель вновь можно только после охлаждения и выпрямления пластинки. В рабочее положение реле возвращается нажатием на кнопку возврата, при этом защелка встает на свое место.

Плавкие предохранители защищают двигатели или другие приборы от коротких замыканий, так как при за-

71



мыканиях в цепях возникают очень большие силы тока, которые расплавляют вставки.

Т а б л и ц а 10 Характеристика магнитных пускателей для коротко-

 

 

замкнутых

двигателей

 

 

 

Максимальная

мощность

Номинальный

ток

 

двигателя в кет

при на­

 

пускателя

в

а

Габарпт

 

пряжении в в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

127

220

380

550

защищен­

откры­

 

 

 

 

 

ного

того

II

2,5

4

5

5,5

20

22,5

III

6

11

15

18

40

45

IV

10

20

28

40

90

100

V

20

37

56

75

135

150

Коротким замыканием называется соединение прово­ дов, находящихся под напряжением через малое сопро­ тивление (оголенных проводов разных фаз друг с дру­ гом и т. д.).

Плавкие предохранители выпускают пробочные, рас­ считанные на силу тока по 60 а, трубчатые СПО — до 360 а и пластинчатые — до 600 а.

На вводных рубильниках чаще всего применяются предохранители СПО с фарфоровыми трубками, защи­ щающие всю электрическую цепь крана.

Максимальное реле (рис. 30) работает на принципе электромагнита. При увеличении силы тока, протекаю­ щей по его обмотка.м, магнит притягивает пластинку и размыкает контакты цепи.

Минимальное реле работает аналогично максимально­ му, но отключает двигатель от сети в случае пониже­ ния напряжения до 50—70% от номинального.

На практике при частом срабатывании максимальных (особенно минимальных) реле, возникающем вследствие падения напряжения в сети или неисправности электро­ оборудования, некоторые крановщики принудительно за­

72


мыкают (заклинивают) контакты линейного контактора. В этом случае кран лишается максимальной (минималь­ ной) защиты. Это может привести к аварии или по­ жару.

Нулевая защита—такое подключение контроллеров и главного контактора, при котором исключается возмож-

и я и

5

Рнс. 30. Схема включения электромагнитно­ го максимального реле;

/ —пружина; 2—тяга; 3—защелка выключа­ теля; 4—сердечник; 5—электромагнит; 6— выключатель.

ность самозапусиа двигателей, в случае, если контролле­ ры при исчезновении напряжения или после работы крана будут остановлены в рабочем положении, а пе­ ред возобновлением работы или появлением напряжения не будут переведены в нейтральное положение.

Электромагнитные, автоматические тормоза. В меха­ низмах башенных кранов применяются замкнутые (за­ крытые) и разомкнутые (открытые) тормоза. Первые в нерабочем состоянии затянуты силой пружины или спе­ циального груза. Размыкаются они усилием человека или усилием специальных устройств (электромагнитов) на время работы механизмов. Вторые замыкаются в пе­

73

риод торможения. На механизмах башенных кранов но­ вых типов устанавливаются в основном замкнутые ко­ лодочные тормоза с длинноходовыми электромагнита­ ми КМТ (рис. 31) и короткоходовыми электромагнита­ ми МО (рис. 32). Тормоза КМТ затягиваются весом

Рис. 31. Колодочный тормоз с длинноходовым электромагнитом КМТ:

I—тормозной шкив; 2—тормозная колодка; 5—тя­ га; 4—электромагнит; 5—груз; б—рычаги.

груза, МО—силой пружины. Электромагниты присоеди­ няются параллельно к обмоткам статоров двигателей

иразмыкаются одновременно с включением двигателей

изамыкаются сразу после их выключения.

Токоприемники служат для подачи тока с неповорот­ ной части крана на поворотную и разделяются на коль­ цевые С-419, С-390 и бескольцевые КБ-16; БК-370. Пер­ вые состоят из медных колец, по которым скользят угольные щетки. Вторые представляют собой пучок про­ водов, пропущенных в центре поворотной платформы. При установке кольцевого токоприемника число оборотов стрелы в одну сторону не ограничивается, при бесколь­

74