Файл: Казанджан П.К. Турбины систем питания ЖРД.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сверхзвукового потока. Однако при этом должна учитываться специфичность структуры потока на входе в решетку, опреде­ ляемая системой отошедших ударных волн, простирающихся на значительные расстояния перед фронтом решетки.

На фиг. 28,6 представлена схема обтекания сверхзвуковым потоком рабочей решетки. Головную волну перед каждым про­ филем (природа возникновения ее, как отмечалось выше, может определяться как конечными толщинами входных кромок, об­ текаемых как тупые тела, так и формой межлопаточных кана­ лов) можно представить состоящей из двух участков: участ­ ка АБ, замыкающегося на спинке соседнего профиля, и участ­ ка АС — криволинейной волны. За отсоединенной волной перед носком профиля лопатки должна существовать зона дозвуко­ вых скоростей, ограниченная звуковой линией. С другой сторо­ ны, из условия периодичности течения на входе в канал ско­ рости должны быть всюду сверхзвуковыми. Следовательно, после звуковой линии должно существовать течение расшире­ ния, вызываемое линиями разрежения, единственным источни­ ком которых может быть только носок лопатки, подобно угло­ вой точке течения разрежения Майера.

Часть линий разрежения, отходящих от носка лопатки, за­ мыкается на впереди лежащей головной волне, а другая часть — на последующей. Таким образом, каждая головная волна на некотором расстоянии от решетки ослабляется с двух сторон, вырождаясь постепенно в волну слабого разрыва.

На фиг. 28,а, 6 нанесены линии тока, ограничивающие рас­ ход воздуха через межлопаточный канал решетки. По мере про­ движения по линии тока к решетке поток, с одной стороны, встречает на своем пути все более интенсивные участки голов­ ных волн, претерпевая в них все большие разрывы в скорости. С другой стороны, на участке между головными волнами поток проходит все большее количество волн разрежения, поворачи­ ваясь все на больший угол, так как по мере продвижения вдоль линии тока он начинает проходить и те линии разрежения, ко­ торые раньше замыкались на головных волнах. После прохож­ дения каждой головной волны и следующих за ней линий раз­ режения угол между направлением вектора скорости и направ­ лением входного участка профиля уменьшается до параллель­ ного с ним направления перед последней головной волной на входе в межлопаточный канал.

Из рассмотрения структуры набегающего потока перед фронтом бесконечной решетки профилей при наличии системы головных волн можно установить следующие основные законо­ мерности течения:

1. Скорости при продвижении вдоль фронта решетки непре­ рывно изменяются как по величине, так и по направлению, при­ чем картина изменения периодически повторяется в диапазоне

45


46
И] и ^и>,
Фиг. 31. Зависимость коэффициента ско­ рости активных рабочих решеток от
Разобранные выше особенности обтекания турбинных ре­ шеток в сверхзвуковом потоке значительно усложняются влия­ нием пограничного слоя на лопатках, взаимодействием скачков уплотнения с пограничным слоем, отрывами потока со стенок канала, а также взаимовлиянием неподвижных и вращающихся решеток ступени. Кроме того, затруднена оценка структуры по­
тока на входе в решетку, где параметры изменяют­ ся и по высоте лопатки.
Тем не менее, отме­ ченные выше особенности течения должны учиты­ ваться при проектирова­ нии таких решеток.
В первом приближе­ нии для оценки величины потерь в рабочих лопат­ ках турбинных решеток, работающих при сверх­ звуковых скоростях пото­ ка, можно использовать экспериментальную кри­ вую Вагнера (фиг.31).
скорости меньше величины скорости на спинке входного участ­ ка носка лопатки, а направление составляет положительный угол с плоским участком входной кромки.
Реальная турбинная решетка, работающая с системой го­ ловных волн на входе, может обтекаться набегающим потоком только под положительным углом атаки (t ]> 0, фиг. 28).
В этой связи проектирование сверхзвуковой турбинной ре­ шетки должно учитывать указанную специфику потока. Распо­ ложение входных кромок профилей рабочего колеса под геомет­ рическими углами входа, равными гидравлическим углам рас­ четного треугольника скоростей ступени, приведет к тому, что рабочая решетка будет не в состоянии пропустить расчетный расход, а значит и не будут обеспечены проектируемые пара­ метры турбины. Поэтому обязательным при проектировании является учет фактора работы решетки только под положитель­ ным углом атаки.

между соседними головными волнами. Вблизи фронта решетки изменения скорости наиболее значительные. Здесь встречаются

изоны дозвуковых скоростей.

2.По мере удаления от решетки скорости в направлении фронта постепенно выравниваются и на расстоянии, когда вет­ ви волн вырождаются в линии слабых разрывов, скорости принимают постоянное значение как по величине, так и по на­ правлению. Причем, как это следует из фиг. 28,о, величина этой


Эта кривая ф' + (Sa) учитывает потери вследствие поворота струи и потери на удар о входную кромку рабочей лопатки.

Однако кривая Вагнера справедлива для скоростей потока, соответствующих хда1 ^ 1. Для учета влияния kw1 можно поль­ зоваться приближенной зависимостью k - - /(Хш1), изображенной

на фиг. 31.

определив ф' = /(Р1+Р2) по кривой Вагнера,

Таким образом,

найденное значение

ф'

следует поправить на величину k\

 

 

ф=

Йф'.

Окончательную оценку потерь и величины положительного

угла атаки, под которым

следует расположить профили рабо­

чих лопаток в решетке,

следует

уточнить путем эксперимен­

тальной доводки ступени.

Заметим, что при хорошем профилировании рабочих лопа­ ток, даже при /VIWl = 1,5-т- 2, коэффициент ф может иметь зна­ чение 0,85 -ч- 0,9.

Потери в турбинах ТНА, связанные с парциальностью ступени

При парциальном подводе газа, что имеет место в турбинах открытых схем систем питания небольших двигателей, возникают специфические потери, обусловленные вентиляторным действием рабочих лопаток, на которые в данный момент не поступает струя газа, а также вихреобразованиями, возникающими в меж-

лопагочных каналах рабочего колеса

в момент их попадания

в поток газа из соплового аппарата

и выхода из него. Кроме

того, газ в межлопаточных каналах, не находящихся в потоке, испытывает ускорение и вытесняется при попадании под струю из соплового аппарата, что также связано с потерями, получив­ шими название «концевых» или потерь «на выталкивание»

(фиг. 32).

Фиг. 32. Обтекание рабочей решетки при парциальном подр.оде газа

Отдельный учет всех этих составляющих потерь, связанных с парциальным подводом газа к рабочему колесу турбины, в связи со сложностью происходящего явления, затруднен. В то

47


же время материал по опытным исследованиям потерь, связан­ ных с парциалытостью, ограничен. Известен ряд опытных зави­ симостей, в частности, например, формула Стодола, учитываю­ щая одновременно и трение диска и потери на вентиляторное действие лопаток при парциальном подводе газа:

,VIB= [1,46-Dfp+ 0,83(1 - г )Dcp. ^ j

. ( - M

S. Tl,

(29)

здесь

 

 

\

!

 

(VTB-

мощность трения и вентиляционных потерь л. с.;

и — окружная скорость, м/сек;

 

 

 

т

 

 

 

 

 

s = —— — степень парциальности;

 

 

 

где т

длина дуги окружности, занятой сопловым аппаратом,

Tj

-

удельный вес газа на выходе из

соплового

аппара­

 

 

та, кг/м3;

 

 

 

h

— высота рабочей лопатки на выходе, см.

 

Указанная формула пригодна для небольших окружных скоростей лопаток турбин и основана на паротурбинной прак­ тике, где условия работы отличаются от работы турбин ТНА.

Величина мощности, идущая на преодоление потерь трения и вентиляции, для расчета к. п. д. должна быть отнесена в 1 кг расхода газа через турбину, т. е.

75УУТВ

^ТНЛ Откуда следует, что рассматриваемые потери могут иметь

существенное значение лишь в турбинах, имеющих небольшие расходы газа.

Фиг. 33. Опытные зависимости, иллюстрирую­ щие влияние степени парциальности на к. п. д. турбины:

1) -— 0,25;

2) —- =

—- I (данные МАИ)

Сац

сад

сад-1опт

48


Доля потерь, связанных с парциальным подводом газа, су­ щественно зависит от конструктивного выполнения соплового аппарата. Так, например, из-за соображений повышения проч­ ностных возможностей элементов турбины иногда сопловые аппараты выполняют в виде отдельно стоящих сопел Лаваля, симметрично разнесенных по окружности колеса. Очевидно, в этом случае пропорционально числу разнесенных сопел воз­ растут потери «на выталкивание». Использование решеточной конструкции соплового аппарата, собранной в случае парци­ альной турбины в одном секторе, наиболее эффективно. Для этого случая на фиг. 33 приведены опытные зависимости [6] от­ носительного к. п. д. турбины от степени ее парциальное™. Как видно из фигуры, влияние степени парциальное™ на к. п. д. турбины существенно и изменяется в зависимости от значения параметра и/сад.

Потери в лабиринтных уплотнениях

Утечки газа, неизбежные при наличии зазоров в-местах со­ членения вращающихся и неподвижных деталей турбины ТНА..

особенно в случае использова­

 

 

 

 

 

ния кинематических

схем

со

 

 

 

 

 

ступенями давления,

приводят

 

 

 

 

 

к снижению к. п. д. и требуют

 

 

 

 

 

дополнительного

учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет утечек газа прово­

 

 

 

 

 

дится

С учетом наличия лаби- Фиг.

34.

Лабиринтное

уплотнение

ринтных уплотнений. Для слу­

 

расход газа определяется

чая лабиринтного уплотнения (фиг. 34)

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

- r

\

f

g p "°"

 

 

(30)

 

 

 

 

(п +

! ,5) RTmi,

 

 

где

Gs

расход

газа

 

через

лабиринтные

уплотнения.,

•y =

TcDS —

кг/сек\

 

 

 

(В =

0,1-н-О,15 мм),

м2;

 

сечение зазора

 

р иач,

Тнач — давление

и

 

температура

перед

лабиринтом,

 

 

 

кг/м2, °абс ;

 

 

 

 

 

 

 

Если

п — число лабиринтов.

 

 

 

 

 

общий

расход

газа

через сопловой аппарат турби­

ны G,

а

расход

газа

через

 

лабиринтное

уплотнение

Gs (см.

фиг. 23), то к. п. д. турбины с учетом перетеканий можно опре­ делить по формуле

-fls==rl

(31)

 

где т)5 — к. п. д. турбины с учетом

перетекания газа;

т) — то же без учета перетеканий.

4. П. К. Казанджан. Ю. П. Тихомиров

4S