Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

секций (рис. 31, а) выполняют швы с верхней и боковых сторон коробов и приварку 'наклад­ ки нижним швом.

Если нельзя выполнить сварку с двух сто­ рон (рис. 31, б), «юробы соединяют при помо-

Рис. 31. Сварка прямолинейных секций коробчатых шин в монтажных условиях

а — соединение в

случае, когда

 

стык доступен

для сварки с

обеих сторон; б — то же, когда

стык доступен для

сварки только

с одной

стороны;

1 — свариваемые

секции шин; 2 — вставка для

сборки

секций; 3,

4 — накладки;

5

— вставка (отрезок корытиого

 

профиля); 6, 7, 8,

9 — сварные швы

 

щи вставки — отрезка

коробчатой шины с при­

варенными

заранее

накладками.

При этом

сначала через вырез

в переднем

корыгном

профиле сваривают профили, расположенные сзади (шов 7), а затем устанавливают и при­ варивают вставку (швы 8 и 9).

Способы приварки

коробчатых

ответвле­

ний с использованием

накладок

приведены

на рис. 32.

 

(рис. 33, а)

При однополосном ответвлении

плоскую шину вставляют в зазоры между нижними и верхними полками корытных про­ филей и приваривают к верхним полкам. При

107


этом используют лonатоЧкбо6разные •подклад­ ки, но снабженные пазами для шины ответвле­ ния.

Рис. 32. Приварка коробчатых ответвлений к ко­ робчатым шинам

а — ответвление, уходящее в бок; б — ответвление, уходя­ щее вниз; / — шина; 2 — ответвление; 3 — накладки

При двух- «ли трехполосном ответвлении (рис. 33,6) используют 'приспособление 'для формовки швов при приварке крайних шин. Оно представляет собой стальной каркас, две половины которого сверху закреплены шар­ нирно, а снизу стянуты винтами с 'барашками. На каркасе смонтированы угольные бруски, формующие шов и прижимающие шины от­ ветвления к коробу.

Способы сварки, применяющиеся при из­ готовлении и монтаже коробчатых шин, при-

Рис. 33. Приварка плоских шин ответвления к коробчатым шинам

а — приварка однополосного ответвления; б — привар­

ка

трехполосного

ответвления;

1 — коробчатая шина;

2 —- однополосное

ответвление;

3 — трехполосное от­

ветвление; 4 — приспособление

для формовки сварно­

го

шва внутри

короба; 5 — каркас; 6 — угольный

 

 

брусок

 

ведены ® табл. 19. Режимы сварки указанны­ ми способами аналогичны установленным для плоских шин соответствующей толщины..

Наиболее характерные сварные узлы труб­ чатых шин показаны на рис. 34. При заготов-

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

Способы сварки при изготовлении и монтаже коробчатых

и круглых

шин

 

 

 

Аргоно-дуговая сварка

 

Ручная сварка

 

Тип шин

Характер работ

полуавтоматиче­

вольфрамовым

металлическим

угольным

 

 

ская плавящимся

электродом

электродом

электродом

 

 

электродом

 

 

 

 

 

 

 

Коробчатые

Изготовление

Наиболее ре­

Рекомендована

Допускается

Не

рекомен­

 

шин

комендована

 

 

 

дована

 

Монтаж шин

То же

»

Не

рекомен­

Допускается

 

 

 

 

дована

 

 

Трубчатые

Изготовление

 

»

Допускается1 Не

рекомен­

 

шин

 

'

 

 

дована

 

 

 

 

 

 

 

 

При монтаже

»

»

Не

рекомен­

То же

 

шин

 

 

дована

 

 

\ З а исклю чением трубчаты х шин с воляны м охлаж дением .



кё шин зозмояёна их кантовка (поворачива­ ние ео время сварки),'поэтому сварка не предстаоляет трудностей, так как всегда выпол­ няется а нижнем положении.

Рис. 34. Сварные узлы трубчатых шин

а — соединение труб встык; 6 — соединение под

углом;

в

трубчатое ответвление; г — ответвление плоской

шиной;

о

оконцевание; е — оконцевание

медно-алюминиевой контакт­

ной

пластиной; ж — компенсатор шины, не охлаждаемой

во­

дой;

з — компенсатор охлаждаемой шины; / — медная часть

медно-алюминиевой пластины;

2 — компенсатор;

<? — штуцер;

 

4 — резино-тканевый шланг

 

 

Стыковку труб 'и 'приварку ответвлений производят в приспособлениях, центрирующих трубы и прижимающих их одни к другим. При толщине стенок труб более 5 мм производят разделку кромок под углом 30—35°.

При /монтаже круглых шин целесообразно использовать обычные компенсаторы из алю­ миниевых лент со сплавленными в монолит концами (рис. 34). Если шины охлаждаются в эксплуатации водой, можно применять спе­ циальные компенсаторы, снабженные штуце­ рами для резиновых шлангов—перемычек (см. рис. 34). Они представляют собой литые детали с приваренными пакетами лент.

111

Аргоно-дуговая сварка медоборотных -сты­ ков трубчатых шин показана на рис. 35. Свар­ ку ведут -от точки А к точке Б с двух сторон. Ток выбирают как для плоских шин анало­ гичной толщины при -вертикальной ова-рке

(табл. 16, 17).

Рис. 35. Аргоно-дуговая сварка неповоротных стыков трубчатых шин

а — сварка

вольфрамовым

электродом;

6 — полуавтоматиче-

.ская сварка плавящимся

электродом;

I — горелка с воль*

фрамовым

электродом; 2

— головка пистолета полуавтомата

 

ческой сварки;

3 — присадочный пруток

Для упрощения -сборки и сварки стыков рекомендуется 'пользоваться цилиндрическими алюминиевыми втулками, вставляемыми внутрь труб, которые располагаются под сты­ ком и играют роль подкладок под швом.

112


3. Сварка шин из сплава АД-31

Сплав марки АД-31 (ГОСТ 4784—65) со­ стоит из алюминия с легирующими добавка­ ми магния и кремния. Шины и профили из этого оплава начинают ‘внедряться ,в электро­ установках благодаря преимуществу по срав­ нению с алюминиевыми шинами: большая прочность, лучшие характеристики контакт­ ных соединений (отсутствие «ползучести» под действием сжимающих нагрузок, характерной для алюминия).

Такие шины выпускают в термоупрочиепном состоянии (закалка и искусственное ста­ рение), чем обеспечивается предел прочности при растяжении не менее 20 кГ/мм2 (предел прочности алюминиевых шин —10 \2 кГ/мм2). Термоупродненные шины обозначены индек­ сом Т1, добавляемым к марке сплава (АД31Т1).

При сварке сплава АД-31 следует считать­ ся с возможностью образования продольных трещин в шве из-за выгорания (окисления) легирующих примесей, происходящего при большой сварочной ванне. По этой причине нельзя применять сварку угольными и обма­ занными металлическими электродами; един­ ственно возможной является сварка в среде аргона, не приводящая к образованию боль­ шой ванны и обеспечивающая защиту метал­ ла от окисления.

При толщине шин до 6 мм рекомендуется сварка вольфрамовым электродом, а при большей толщине-—полуавтоматическая свар­ ка плавящимся электродом. Режимы сварки приведены в табл. 20, 21.

5 Зак. 105

113

Т а б л и ц а 20

Режимы аргоно-дуговой сварки вольфрамовым электродом шин из алюминиевого сплава АД-31

Положение

сварки

Толщина сва­ риваемых шин в мм Диаметр электрода в мм Диаметр присадочного прутка в мм

Технологиче­ ский зазор между кром­ ками в мм

Сварочный ток в а

1

 

 

Расход на

100 мм шва

арго­ на в л

при­ садки в г

Продолжи­ тельность сварки в сек

Нижнее

4

3

3

1,0

160

9

20

25

 

6

4

3

1,0

200

12

35

40

Вертикаль-

4

3

3

1,0

140

9

20

30

ное

6

4

3

1,0

180

12

35

45

П р и м е ч а н и е .

 

При

сварке

используют

приса­

дочные прутки из проволоки марки

АМг-6 или АМг-3.

Кромки шин из сплава АД-31 подготовля­ ют так же, как при сварке алюминиевых шин (табл. 15). Процесс сварки не отличается от сварки алюминия. При толщине шин более 10 мм необходимо дополнительно подогревать кромки посторонним источником теплоты до 250°С (не более).

Следует учитывать, что при оварке термо­ упрочненного сплава АД-31Т1 происходит от­ жиг шин в зоне термического влияния, что приводит к значительной потере прочности (до 30—40%) в этом месте. Восстановление первоначальной прочности в монтажных ус­ ловиях невозможно ввиду сложности и дли­ тельности процесса восстановления. Поэтому для создания необходимой прочности ошинов­ ки рекомендуется сварные соединения распо­ лагать вблизи (Мест крепления шин или участ­

114