Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 17
Режимы полуавтоматической аргоно-дуговой сварки алюминиевых шин
Положение сварки
Нижнее
32 |
|
|
к |
|
Расход на |
3 |
||
S |
|
|
|
|||||
В |
|
оэ |
|
3 |
||||
|
о |
|
100 мм |
CL |
||||
|
|
и |
|
|
СО |
|||
X |
|
ё 3 |
|
шва |
ео |
|||
|
О! |
|
у |
|||||
3 |
|
а) ^ |
|
|
|
|
J3 |
|
5 |
Сварочныйток в с |
X |
О * |
проходовЧисло |
варгонал |
|
проволокив г |
|
Толщинасваривае вмм |
|
Продолжительное! шва100м в сек |
||||||
|
|
< |
S 03 |
|
|
|
|
|
|
|
Л |
с |
|
|
|
|
|
|
|
ЕС |
СОК |
|
|
|
|
|
|
|
<и |
g g |
|
|
|
|
|
|
|
S |
с § |
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
О) |
J3 03 |
|
|
|
|
|
|
|
* |
н о |
|
|
|
|
|
|
|
О а |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
о с |
|
|
|
|
|
|
|
а |
а u |
|
|
|
|
|
|
|
С2 |
О эЯ |
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
180 |
22 |
3 ,6 |
. 1 . |
25 |
, |
15 |
20 |
10 |
230 |
.24 |
4 ,5 ' |
1— 2 |
50 |
’ |
30 |
40 |
15 |
250 |
26 |
5 ,4 |
3 |
75 |
|
60 |
100 |
20 |
280 |
27 |
5 ,6 |
5 |
120 |
100 |
200 |
|
30 |
280 |
27 |
5 ,6 |
10 |
180 |
|
160 |
300 |
6 |
160 |
20 |
3 ,2 |
1 |
25 |
|
20 |
25 |
10 |
200 |
22 |
4 |
2 |
65 |
|
35 |
50 |
Вертикальное и го |
15 |
220 |
23 |
4 ,8 |
4 |
100 |
70 |
120 |
ризонтальное |
20 |
250 |
25 |
5 |
7 |
150 |
120 |
240 |
|
||||||||
|
30 |
250 |
25 |
5 |
14 |
220 |
190 |
350 |
|
6 |
150 |
20 |
3 ,1 |
1 |
28 |
20 |
26 |
|
10 |
190 |
22 |
3 ,8 |
3 |
70 |
40 |
60 |
Верхнее |
15 |
210 |
23 |
4 ,7 |
6 |
120 |
75 |
150 |
|
20 |
240 |
24 |
4 ,8 |
9 |
180 |
130 |
300 |
|
30 |
240 |
24 |
5 |
17 |
260 |
210 |
420 |
■99
гановку нажатием кнопки на рукоятке писто лета .
Положение сварочного пистолета и на правление его движения при сварке в раз личных пространственных положениях указа но на рис. 29. При сварке дугу, как правило,
Рис. 29. Техника полуавтоматической аргоно-дуговой сварки плавящим электродом
а б в — соответственно нижняя вертикальная и верхняя (потолочная ) сварка; / — сопло сварочного пистолета; 2 — сварной шов; 3 — электродная проволока
перемещают только вдоль кромок. Попереч ные колебательные движения выполняют для получения шва большей ширины, чем обычно.
Сварщик должен уметь в начале сварки более медленно перемещать дугу вдоль кро мок, чтобы обеспечить их нагревание и пол ное проплавление на необходимую толщину. По мере нагреврния кромок перемещают дугу
100
более быстро. Особенно это относится к выпол нению вертикальных, верхних и горизонталь ных швов, когда из-за перегрева возможно стекание (оплывание) металла. В этих случаях сварку необходимо вести с перерывом и умень шать силу сварочного тока.
При сварке иногда образуется темный налет на участках швов, например при.обры ве дуги. Продолжать аварку в этом случае можно только после тщательной зачистки шва. Особенно это относится к многослойной сварке, когда запрещается наложение после дующих швов на валик, имеющий указанный налет.
Ручная сварка металлическими электрода ми. Техника сварки алюминия по методу Н. Г. Славянова металлическими электрода
ми со специальной |
обмазкой не отличается |
от сварки стали. Ее |
особенностью является |
более быстрая подача электродов к сварива емым изделиям, чем при сварке стали, так как электроды быстрее плавятся.
Преимуществом этого способа является более высокая прочность соединений, чем при сварке угольным электродом, за счет сокра щения зоны термического влияния и умень шения объемов наплавленного металла. При сварке внутренних угловых швов этим спосо бом получаются более качественные соеди нения, так как можно проникнуть электродом в глубину угла между свариваемыми деталя ми и вести сварку короткой дугой. В 'случае сварки таких угловых швов угольным элект родом неизбежны подплавления поверхно стей, образующих угол из-за большого объе ма факела дуги.
В результате большой концентрации теп-
101
Лоты при кварке 'металлическими электрода ми кромки расплавляются на меньшую вели чину от торцов свариваемых шин, что способ ствует быстрому формированию сварного шва (меньше растекания металла, чем при сварке угольным электродом). Это облегча ет сварку изделий сложного профиля, на пример трубчатых или коробчатых шин.
Сварку алюминия металлическими элект родами выполняют постоянным током обрат ной полярности (плюс источника тока на электрододержателе). Режимы сварки приве дены в табл. 18. Швы формуют так же, как и при сварке 'угольньпми электродами, при по мощи подкладок с канавками и боковых угольных 'брусков. При выполнении нахле станных и угловых швов свариваемые кром ки рекомендуется располагать «лодочкой» (см. рис. 36, б). Это позволяет получить швы полного сечения.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Режимы |
сварки алюминиевых |
шин металлическими |
|||||
|
|
|
электродами |
|
|
||
Тол |
Зазор |
|
|
|
Продолжи тельность |
||
Диаметр |
Сила |
в сек |
|
||||
щина |
между |
|
|
||||
кромками |
электрода |
сварочного |
|
|
|||
шин |
|
|
|||||
в мм |
при |
сварке |
в мм |
тока в а |
|
|
|
в мм |
|
|
|
подогрева |
сварки |
||
|
|
|
|
||||
3 |
|
2 |
4 |
120 |
|
|
25 |
4 |
|
3 |
5 |
140 |
|
— |
33 |
6 |
|
3 |
5 |
180 |
|
— |
40 |
8 |
|
4 |
6 |
220 |
|
53 |
45 |
10 |
|
5 |
8 |
270 |
|
150 |
50 |
12 |
|
5 |
8 |
290 |
|
180 |
60 |
Сварку шин толщиной 8 мм и более вы полняют с предварительным подогревом уча-
102
c t k o i b шин до 250—300° С на расстоянии 25— 35 мм от кромок. Подогревать можно уголь ным электродом, подключенным к тому же источнику тока, от которого (производится аварка. При этом электрододержатель, исполь зуемый для подогрева, должен быть включен на прямую полярность'.
Во время сварки электрод располагают перпендикулярно плоскости шин или с накло ном 10—15° от вертикали в сторону, противо положную направлению сварки. Концом элек трода совершают зигзагообразные движе ния для проплавления обеих кромок. В про цессе сварки ие рекомендуется задерживать дугу на одном месте или возвращаться по шву.
При обрыве дуги очищают участок шва, прилегающий к кратеру, вырубают шлак из кратера и только после этого продолжают сварку. При этом возбуждать дугу необходи
мо на основном |
металле |
(не на шве), чтобы |
в месте обрыва |
создать |
сплошной провар |
кромок. |
|
|
По окончании сварки швы тщательно 'За чищают от шлака проволочной щеткой и ост ро заточенным зубилом и протирают тряпкой, смоченной в бензине.
Электроды заводского изготовления, на пример марки АЗА-1, разрешается исполь зовать только при выполнении стыковых швов и .при условии особенно тщательной очистки швов от остатков флюса и шлака и последу ющей их защиты путем покрытия специаль ными составами.
1 Отрицательный зажим источника тока должен быть подключен к эдектрододержателю.
юз
Сварка алюминиевых шин сложного про филя. Сварка шин сложного профиля, напри мер коробчатых 'или трубчатых, имеет осо бенности :в .зависимости ют того, выполняется ли юна при заготовке шин иди в монтажных условиях.
В первом случае работы могут быть так организованы, чтобы практически все швы были выполнены в нижнем положении или на слегка наклонных плоскостях. Это достигает ся применением специальных кантователей, облегчающих поворачивание заготовок, что значительно облегчает и упрощает работы.
При сварке в монтажных условиях необ ходимость выполнения вертикальных, гори зонтальных и потолочных швов не исключает ся, так как стыки смонтированных шин явля ются «еповоротными. Однако при конструиро вании сварных узлов, а также при организации работ принимают меры, чтобы сократить та кие швы до минимума. Это удается благодаря различным накладкам-косынкам (,см. рис. 14), привариваемым к шинам в местах их соеди нения. Накладки так располагают, чтобы ши ны можно было соединить сваркой в нижнем положении.
К организационным мерам, 'сокращающим вертикальную и потолочную сварку, относит ся поставка на монтаж более крупных, по условиям транспортирования, участков шин, а также сварка отдельных секций шин на мон тируемом объекте до установки и закрепле ния их на изоляторы, когда возможна кан товка.
При изготовлении прямолинейных секций коробчатых шин два корытиых профиля сва,-
W4
ривают с образованием продольного зазора между верхними и 'нижними 1полка1м;и.
Для этого в зазор вставляют алюминиевые <перемычни-сухари, 1привариваемые к толкам.
Сварку выполняют в сварочяо-сборочиых приспособлениях (рис. 30). Для формовки
Рис. 30. Приспособление для сборки и сварки ко
робчатых шин из алюминиевых |
корытных профи |
||
лей |
|
|
|
а — основание приспособления; |
б — расположение |
коро |
|
ба в приспособлении; 1 — основание |
(стальной швеллер); |
||
2 — направляющая; 3 — упор |
для |
образования |
зазора |
между полками корытных профилей; 4 — скоба-шаблон для сборки короба; 5 — приспособление, формующее сварной шов внутри коробе при приварке сухарей
105
нижней стороны шва используют подкладки— стальные пластины с рукоятками. Пластину просовывают в зазор между полками корыт- «ых профилей, повертывают на 90° и прижи мают к внутренней плоскости полок. В таком положении она удерживается противовесом, приваренным к концу рукоятки.
Изготовление секции шины .завершается приваркой к одному ее концу коробчатой вставки (рис. 14, а) и накладки для стыкова ния отдельных секций. Приваривают вставку через зазор между полками.
При больших объемах работ для сборки и оварки коробчатых шин рекомендуется поль зоваться специальными кантователями, до пускающими поворот собранной шины на 180°.
Для транспортирования на монтаж длин ных прямолинейных участков шин (20—30 м) целесообразно при изготовлении шин сначала сваривать встык отдельные корытные профи ли, а затем собирать из них коробчатые шины.
Кроме прямоугольных секций шин в ма стерских заготовительных участков изготов ляют угловые секции, температурные компен саторы и к коробкам в необходимых местах приваривают плоские контактные пластины (см. рис. 14, н) для подсоединения шин к вы водам аппаратов.
В монтажных условиях сварку применяют для соединения прямолинейных секций встык и иод углом и для приварки ответвительных коробчатых и плоских шин.
При сварке неповоротных участков прямо линейных секций возможны случаи, когда стык доступен для сварки с обеих сторон или только с одной стороны (шина проходит близ ко от стены). В первом случае после стыковки
106