Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 17

Режимы полуавтоматической аргоно-дуговой сварки алюминиевых шин

Положение сварки

Нижнее

32

 

 

к

 

Расход на

3

S

 

 

 

В

 

оэ

 

3

 

о

 

100 мм

CL

 

 

и

 

 

СО

X

 

ё 3

 

шва

ео

 

О!

 

у

3

 

а) ^

 

 

 

 

J3

5

Сварочныйток в с

X

О *

проходовЧисло

варгонал

 

проволокив г

Толщинасваривае вмм

 

Продолжительное! шва100м в сек

 

 

<

S 03

 

 

 

 

 

 

 

Л

с

 

 

 

 

 

 

 

ЕС

СОК

 

 

 

 

 

 

 

g g

 

 

 

 

 

 

 

S

с §

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

О)

J3 03

 

 

 

 

 

 

 

*

н о

 

 

 

 

 

 

 

О а

 

 

 

 

 

 

 

к

о с

 

 

 

 

 

 

 

а

а u

 

 

 

 

 

 

 

С2

О эЯ

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

6

180

22

3 ,6

. 1 .

25

,

15

20

10

230

.24

4 ,5 '

1— 2

50

30

40

15

250

26

5 ,4

3

75

 

60

100

20

280

27

5 ,6

5

120

100

200

30

280

27

5 ,6

10

180

 

160

300

6

160

20

3 ,2

1

25

 

20

25

10

200

22

4

2

65

 

35

50

Вертикальное и го­

15

220

23

4 ,8

4

100

70

120

ризонтальное

20

250

25

5

7

150

120

240

 

 

30

250

25

5

14

220

190

350

 

6

150

20

3 ,1

1

28

20

26

 

10

190

22

3 ,8

3

70

40

60

Верхнее

15

210

23

4 ,7

6

120

75

150

 

20

240

24

4 ,8

9

180

130

300

 

30

240

24

5

17

260

210

420

■99


гановку нажатием кнопки на рукоятке писто­ лета .

Положение сварочного пистолета и на­ правление его движения при сварке в раз­ личных пространственных положениях указа­ но на рис. 29. При сварке дугу, как правило,

Рис. 29. Техника полуавтоматической аргоно-дуговой сварки плавящим электродом

а б в — соответственно нижняя вертикальная и верхняя (потолочная ) сварка; / — сопло сварочного пистолета; 2 — сварной шов; 3 — электродная проволока

перемещают только вдоль кромок. Попереч­ ные колебательные движения выполняют для получения шва большей ширины, чем обычно.

Сварщик должен уметь в начале сварки более медленно перемещать дугу вдоль кро­ мок, чтобы обеспечить их нагревание и пол­ ное проплавление на необходимую толщину. По мере нагреврния кромок перемещают дугу

100


более быстро. Особенно это относится к выпол­ нению вертикальных, верхних и горизонталь­ ных швов, когда из-за перегрева возможно стекание (оплывание) металла. В этих случаях сварку необходимо вести с перерывом и умень­ шать силу сварочного тока.

При сварке иногда образуется темный налет на участках швов, например при.обры­ ве дуги. Продолжать аварку в этом случае можно только после тщательной зачистки шва. Особенно это относится к многослойной сварке, когда запрещается наложение после­ дующих швов на валик, имеющий указанный налет.

Ручная сварка металлическими электрода­ ми. Техника сварки алюминия по методу Н. Г. Славянова металлическими электрода­

ми со специальной

обмазкой не отличается

от сварки стали. Ее

особенностью является

более быстрая подача электродов к сварива­ емым изделиям, чем при сварке стали, так как электроды быстрее плавятся.

Преимуществом этого способа является более высокая прочность соединений, чем при сварке угольным электродом, за счет сокра­ щения зоны термического влияния и умень­ шения объемов наплавленного металла. При сварке внутренних угловых швов этим спосо­ бом получаются более качественные соеди­ нения, так как можно проникнуть электродом в глубину угла между свариваемыми деталя­ ми и вести сварку короткой дугой. В 'случае сварки таких угловых швов угольным элект­ родом неизбежны подплавления поверхно­ стей, образующих угол из-за большого объе­ ма факела дуги.

В результате большой концентрации теп-

101

Лоты при кварке 'металлическими электрода­ ми кромки расплавляются на меньшую вели­ чину от торцов свариваемых шин, что способ­ ствует быстрому формированию сварного шва (меньше растекания металла, чем при сварке угольным электродом). Это облегча­ ет сварку изделий сложного профиля, на­ пример трубчатых или коробчатых шин.

Сварку алюминия металлическими элект­ родами выполняют постоянным током обрат­ ной полярности (плюс источника тока на электрододержателе). Режимы сварки приве­ дены в табл. 18. Швы формуют так же, как и при сварке 'угольньпми электродами, при по­ мощи подкладок с канавками и боковых угольных 'брусков. При выполнении нахле­ станных и угловых швов свариваемые кром­ ки рекомендуется располагать «лодочкой» (см. рис. 36, б). Это позволяет получить швы полного сечения.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

Режимы

сварки алюминиевых

шин металлическими

 

 

 

электродами

 

 

Тол­

Зазор

 

 

 

Продолжи тельность

Диаметр

Сила

в сек

 

щина

между

 

 

кромками

электрода

сварочного

 

 

шин

 

 

в мм

при

сварке

в мм

тока в а

 

 

в мм

 

 

 

подогрева

сварки

 

 

 

 

3

 

2

4

120

 

 

25

4

 

3

5

140

 

33

6

 

3

5

180

 

40

8

 

4

6

220

 

53

45

10

 

5

8

270

 

150

50

12

 

5

8

290

 

180

60

Сварку шин толщиной 8 мм и более вы­ полняют с предварительным подогревом уча-

102


c t k o i b шин до 250—300° С на расстоянии 25— 35 мм от кромок. Подогревать можно уголь­ ным электродом, подключенным к тому же источнику тока, от которого (производится аварка. При этом электрододержатель, исполь­ зуемый для подогрева, должен быть включен на прямую полярность'.

Во время сварки электрод располагают перпендикулярно плоскости шин или с накло­ ном 10—15° от вертикали в сторону, противо­ положную направлению сварки. Концом элек­ трода совершают зигзагообразные движе­ ния для проплавления обеих кромок. В про­ цессе сварки ие рекомендуется задерживать дугу на одном месте или возвращаться по шву.

При обрыве дуги очищают участок шва, прилегающий к кратеру, вырубают шлак из кратера и только после этого продолжают сварку. При этом возбуждать дугу необходи­

мо на основном

металле

(не на шве), чтобы

в месте обрыва

создать

сплошной провар

кромок.

 

 

По окончании сварки швы тщательно 'За­ чищают от шлака проволочной щеткой и ост­ ро заточенным зубилом и протирают тряпкой, смоченной в бензине.

Электроды заводского изготовления, на­ пример марки АЗА-1, разрешается исполь­ зовать только при выполнении стыковых швов и .при условии особенно тщательной очистки швов от остатков флюса и шлака и последу­ ющей их защиты путем покрытия специаль­ ными составами.

1 Отрицательный зажим источника тока должен быть подключен к эдектрододержателю.

юз

Сварка алюминиевых шин сложного про­ филя. Сварка шин сложного профиля, напри­ мер коробчатых 'или трубчатых, имеет осо­ бенности :в .зависимости ют того, выполняется ли юна при заготовке шин иди в монтажных условиях.

В первом случае работы могут быть так организованы, чтобы практически все швы были выполнены в нижнем положении или на слегка наклонных плоскостях. Это достигает­ ся применением специальных кантователей, облегчающих поворачивание заготовок, что значительно облегчает и упрощает работы.

При сварке в монтажных условиях необ­ ходимость выполнения вертикальных, гори­ зонтальных и потолочных швов не исключает­ ся, так как стыки смонтированных шин явля­ ются «еповоротными. Однако при конструиро­ вании сварных узлов, а также при организации работ принимают меры, чтобы сократить та­ кие швы до минимума. Это удается благодаря различным накладкам-косынкам (,см. рис. 14), привариваемым к шинам в местах их соеди­ нения. Накладки так располагают, чтобы ши­ ны можно было соединить сваркой в нижнем положении.

К организационным мерам, 'сокращающим вертикальную и потолочную сварку, относит­ ся поставка на монтаж более крупных, по условиям транспортирования, участков шин, а также сварка отдельных секций шин на мон­ тируемом объекте до установки и закрепле­ ния их на изоляторы, когда возможна кан­ товка.

При изготовлении прямолинейных секций коробчатых шин два корытиых профиля сва,-

W4


ривают с образованием продольного зазора между верхними и 'нижними 1полка1м;и.

Для этого в зазор вставляют алюминиевые <перемычни-сухари, 1привариваемые к толкам.

Сварку выполняют в сварочяо-сборочиых приспособлениях (рис. 30). Для формовки

Рис. 30. Приспособление для сборки и сварки ко­

робчатых шин из алюминиевых

корытных профи­

лей

 

 

 

а — основание приспособления;

б — расположение

коро­

ба в приспособлении; 1 — основание

(стальной швеллер);

2 — направляющая; 3 — упор

для

образования

зазора

между полками корытных профилей; 4 — скоба-шаблон для сборки короба; 5 — приспособление, формующее сварной шов внутри коробе при приварке сухарей

105

нижней стороны шва используют подкладки— стальные пластины с рукоятками. Пластину просовывают в зазор между полками корыт- «ых профилей, повертывают на 90° и прижи­ мают к внутренней плоскости полок. В таком положении она удерживается противовесом, приваренным к концу рукоятки.

Изготовление секции шины .завершается приваркой к одному ее концу коробчатой вставки (рис. 14, а) и накладки для стыкова­ ния отдельных секций. Приваривают вставку через зазор между полками.

При больших объемах работ для сборки и оварки коробчатых шин рекомендуется поль­ зоваться специальными кантователями, до­ пускающими поворот собранной шины на 180°.

Для транспортирования на монтаж длин­ ных прямолинейных участков шин (20—30 м) целесообразно при изготовлении шин сначала сваривать встык отдельные корытные профи­ ли, а затем собирать из них коробчатые шины.

Кроме прямоугольных секций шин в ма­ стерских заготовительных участков изготов­ ляют угловые секции, температурные компен­ саторы и к коробкам в необходимых местах приваривают плоские контактные пластины (см. рис. 14, н) для подсоединения шин к вы­ водам аппаратов.

В монтажных условиях сварку применяют для соединения прямолинейных секций встык и иод углом и для приварки ответвительных коробчатых и плоских шин.

При сварке неповоротных участков прямо­ линейных секций возможны случаи, когда стык доступен для сварки с обеих сторон или только с одной стороны (шина проходит близ­ ко от стены). В первом случае после стыковки

106