Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

устранения завихрения и создания струи ар­ гона, охватывающей всю зону сварки, при­ менять защитные экраны (рис. 27).

Конец электрода во время сварки воль­ фрамовым электродом не должен выступать из сопла больше чем на 3—5 мм при сварке

Рис. 27. Применение защитных экранов для создания струи аргона, охватывающей место сварки

а — вертикальная сварка плоских

шин; б

— приварка

ответвле­

ния к плоской шине; в — сварка внешнего

угла коробчатого то-

копровода; 1 — шина; 2-— экраны;

3 — аргоно-дуговая

горелка

плоских шин и внешних углов шин коробча­ того профиля и на 7 мм для внутренних углов и швов с глубокой разделкой кромок. При полуавтоматической сварке плавящимся электродом вылет электродной проволоки от края сопла должен составлять 6—7 мм, что соответствует рекомендованной длине дуги

4—7 мм.

Во всех случаях в конце сварных швов следует, оборвав дугу, еще несколько се­ кунд не отводить горелку от шва для защиты от окисления остывающего металла струей аргону,

89


Кромки шин и профили для аргоно-дуго­ вой сварки подготовляют в соответствии с табл. 15. Кромки после сборки сварных узлов тщательно зачищают стальной проволочной щеткой и обезжиривают бензином, ацетоном или уайт-спиритом. Присадочные прутки и электродная проволока тоже должны быть тщательно обезжирены и очищены от окиси. Ручную аргоно-дуговую сварку н©плавящим­ ся вольфрамовым электродом выполняют в монтажных условиях преимущественно на переменном токе яри помощи установок. Ре­ жимы сварки в нижнем, вертикальном и верх­ нем положениях приведены в табл. 16. Шины толщиной более 6 мм сваривают с подогре­ вом кромок дугой, осуществляемым за один проход дуги.

До начала сварки, после пуска и регули­ ровки расхода аргона, необходимо разогреть конец вольфрамового электрода, для чего ду­ га возбуждается на несколько секунд на угольной пластинке, формующей шов.

Перенесенная затем на свариваемые кром­ ки дуга возникает без касания к ним благо­ даря высококачественному разряду, создава­ емому осциллятором. Вольфрамовым электро­ дом не 'Следует касаться свариваемых кромок, так как это приводит к распылению конца электрода, загрязнению шва инарушению ре­ жима сварки. По этой же причине при обры­ ве дуги в процессе сварки она должна каж­

дый раз снова возбуждаться только на уголь­ ном бруске.

Дугу не рекомендуется держать длиной более 2—4 мм, так как при этом кроме сни­ жения защитного действия аргона уменьша­ ется глубина проплавления металла и соот-

90

 

Подготовка кромок алюминиевых шин при

 

Т а б л и ц а

1>

 

 

 

 

 

 

 

аргоно-дуговой

сварке

 

 

 

 

Тол ш ина

П олож ен и е сварки

Э ски з

п од го то вки кром ок

а ,

а , мм

Ь,

мм

шин в мм

град

00 1 О

8 — 10

Нижнее, вертикальное и гори­

1 , 5 — 2

зонтальное

У7777^^77А

 

Нижнее

77777^7777Х

3

8 — 10

Вертикальное и горизонтальное

е Ц

7 0

3

1

 

 

' З ь ,

 

 


 

 

 

 

Продолжение

Толщина

Положение сварки

 

а,

 

шин в мм

Эскиз подготовки кромок

а, мм Ь, мм

 

град

12—15 Все положения

90

4

1,5

 

18—20 То же

90

4

2

 

 

 

 

 

 

 

П р о д о л ж е н и е

! Толщина1

1

Положение сварки

Эскиз подготовки кромок

а,

а , мм

! шин в мм

j

град.

ям

г-

1

 

 

 

 

90 5 2

21Все положения

иболее

90

5

3

м

Т а б л и ц а 16

Режимы аргоно-дуговой сварки вольфрамовым электродом на переменном токе

Положение сварки

Толщина свариваемых шин в мм

Диаметр электрода в мм

Диаметр присадочного прутка в мм

Технологический зазор между кромками в мм

4—5

3

3

1

Сварочный ток в а

160— 180

^Расход аргона в л[мин |

10

Нижнее

6—8

4—5 3—4

.2 ,

200—225

12—15

 

10—12 5 - 6

5

3

250—300

12—15

 

4—5

3

3

1

140— 160

10

Вертикальное

6—8

4—5 3—4

2

180—200f

12—15

 

 

 

 

 

 

160

 

 

10—12

5

5

3

200

220*

12—15

 

 

 

 

 

180

180

 

 

4 - 5

3

3

1

120—140»

15

Потолочное

6—8

3—4 3—4

2

160— 180

15—20

(верхнее)

 

 

 

 

 

1

 

 

10—12 4—5

4

3

200

20

* В числителе показано значение силы тока при первом проходе, а в знаменателе — при втором.. .

94.


ВбтсТвенйо увеличивается -ширина шва. Угло­ вые ш-вы и Ш1вы с глубокой разделкой кромок следует сваривать электродам, заточенным на конце.

Техника -сварки немного отличается при нижних, вертикальных и верхних швах.

С-варку в нижнем -положении выполняют на угольных подкладках -с канавкой под сты­ ком -глубиной 2 мм для шин толщиной до 8 мм и 3—4 мм для шин большей толщины. Ее про­ изводят «левым» -способом, при котором дви­ жение -горелки и присадочного прутка осуще­ ствляются -оправа налево (рис. 28, а) таким образом, чтобы пруток -перемещался впереди горелки.

После подогрева кромок дугой (для шин толщиной до 6 мм подогрев не требуется) ду­ га сосредоточивается в начале шва ,до полно­ го проплавления шин в этом месте на всю их толщину; это контролируют погружением при­ садочного прутка до дна сварочной ванны.

После введения присадки в начальную часть шва начинают движение электрода вдоль -свариваемых кромоке такой -скоростью, чтобы кромки успевали расплавляться. При­ садку вводят путем ритмичных окунаний в сварочную ванну с одновременным отведени­ ем горелки назад на несколько миллиметров.

Сварку iM-ожио -выполнять без боковых угольных -брусков, формующих торцы ш-ва. В этом случае конечный кратер 'рекомендует­ ся выводить -на отрезок алюминиевой шинки, уложенный в конце шва.

Вертикальную сварку выполняют снизу -в-верх (рис. 28, б). Присадочный -пруток рас­ полагают вдоль шва под малым углом к плос­ кости шин (т. е. присадку вводят сверху, как

бы на торец сварного шва). Это уменьшает возможное стенание металла. Окончание шва удобно производить при расположении горелки над верхними ребрами шин (рис. 28, в ) так,

Рис. 28. Техника аргоно-дуговой сварки вольфрамовым электродом

а — сварка в

нижнем

положении; б

сварка в вертикальном

положении; в

то же, но при окончании шва;

г — свар­

ка в верхнем

положении;

/ — шина;

2 — сварной

шов; 3 — сварочная ванна;

4 — угольные

 

подкладки и

бруски,

формующие

шов: 5 — горелка; 6 — при­

садочный пруток

96


чтобы дуга была направлена вниз.

Сварку вертикальным швом шин толщи­ ной 8—12 мм выполняют двухслойной, т. е. накладывают два валика в разделку кромок. Сварка не отличается от приведенной для шин меньшего сечения, за исключением того, что в данном случае следует кроме поступательного движения дуги вдоль шва направлять ее попе­ ременно на обе свариваемые кромки. Таким образом, путь конца электрода приобретает вид зигзагообразной линии.

Защиту от окисления обратной стороны шва, в случае невозможности применить фор­ мующую угольную подкладку, осуществляют

газовой «подушкой» — слоем аргона,

образу­

ющимся вслучае применения экрана

(ем. рис.

27, а) между ним и плоскостью шин.

сварки

Техника

верхней (потолочной)

(рис. 28, в)

аналогична технике нижней свар­

ки. Во избежание отекания капель металла при верхней сварке предусматривают не­ сколько больший расход аргона и уменьшают силу сварочного тока. С этой же целью авар­ ку выполняют во всех случаях двухслойной и горелку располагают ближе к свариваемым крошкам (короткая дуга).

Полуавтоматическая аргоно-дуговая свар­ ка плавящимся электродом является наибо­ лее рекомендованным способом сварки алю­ миниевых шин как при заготовке узлов ошиновок и токопроводов, так и особенно в монтажных условиях. Этот способ более про­ изводителен, чем сварка вольфрамовым электродом, и допускает возможность свари­ вать шины больших толщин. Удобство заклю­ чается в том, что сварочная проволока непрерывно и автоматически подается к месту

97

сварки, Поэтому Отпадает Необходимость в в о ­ дить присадку из специального прутка. Это облегчает сварку и освобождает левую руку сварщика: появляется возможность левой ру­ кой поддерживать какие-либо детали при сварке.

Для аргоно-дуговой сварки плавящимся электродом можно использовать полуавтома­ ты ПШП-10, ПДР-300, ПМР-1 и полуавтомат Г1МР-2 (гл. II).

Заранее до сварки электродную проволоку, обработанную, как указано выше, пере­ матывают на специальной вьюшке в неболь­ шие мотки, соответствующие емкости кассе­ ты (катушки) полуавтомата.

Сварку выполняют на обратной полярно­ сти тока1. Данные о необходимой подготовке кромок шин приведены в табл. 14, а режимы сварки — в табл. 17. При сварке шин толщи­ ной б'Олее 20 мм необходимо кромки подогре­ вать посторонним источником теплоты до 200—1250°С; подогревать можно также газо­ сварочными горелками или угольной дугой. В последнем случае дугу рекомендуется на­ правлять на участок шин не ближе чем 25—• 30 мм от кромок, чтобы не загрязнить их (за­ грязнение кромок иедопустимо по условиям аргоно-дуговой сварки).

Режимы сварки устанавливают пробными образцами. Перед сваркой электродную про­ волоку откусывают на расстоянии 12—15 мм от края сопла и горелку продувают аргоном. Для начала сварки концам электродной про­ волоки касаются кромок шин и включают ус-

1 Плюс источника тока подключен к электрододер жателю.

98