Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сваривают шины любой толщины из встреча­ ющихся в настоящее время при монтаже элек­ трических установок.

Сварку выполняют, как правило, на посто­ янном токе1 при прямой полярности, т. е. ког­ да положительный полюс (+ ) источника тока подводится к свариваемым деталям, а отрица­ тельный (—) полюс — к угольному электроду, закрепленному в электрододержателе.

Переменный ток применяют ограниченно из-за затруднений, возникающих при сварке: необходимости поддерживать короткую дугу (не более 3 мм), что требует, высокой квали­ фикации сварщика; частых обрывов дуги изза образования на конце электрода неэлек­ тропроводного слоя окиси алюминия, возни­ кающей из-за попадания на него брызг метал­ ла или при касании им к поверхности расплав­ ленного металла. При этом для повторного возбуждения дуги бывает необходимо скалы­ вать и запиливать напильником конец элек­ трода.

Сварку шин ведут в приспособлениях, на­ значение которых состоит в том, чтобы выве­ рять и укреплять свариваемые шины, преду­ преждать провалы металла в процессе сварки и осуществлять формовку сварного шва при помощи подкладок и уплотнений швов с тор­ цов при помощи угольных брусков.

Подкладки изготовлены из графитированного угля и представляют собой плоские пла­ стины, вмонтированные в приспособления. В подкладках выполняют канавки, располагае­ мые под кромками свариваемых шин. Назна-

! На переменном токе возможна сварка шин толщи-. ной до 10 мм.

58

4ение канавок —обеспечить провар нижнйХ кромок и образование усиления швов с обрат­ ной стороны.

Бруски, формующие швы с торцов, имеют углубления — лунки, которые расположены

Рис. 15. Сгол для сварки шин тол­ щиной до 12 мм с переставляемы­

ми упорами

а — упоры

установлены

для

сварки

встык;

б — то же,

но для

сварки под

углом;

/ — шины;

2 — упоры; 3

— уголь­

ные бруски,

формующие шов с торцов;

 

4 — откидные зажимы

 

при сварке против стыков шин и служат для обеспечения качественного провара кромок в начале и в конце шва.

59



Сварку Встык Применяю!' Для соединений йолос шин при расположении их в одну линию и под углом (см. рис. 14, а, б); приварки от­ ветвлений к шинам, смонтированным плашмя (см. рис. 14, в) \ приварки накладок для оконцевания шин при присоединении их к аппара­ там в тех случаях, когда ширина шин меньше ширины контактной пластины аппарата (см.

Рис. 16. Стол для сварки шин тяжелой ошиновки

1 — станина; 2 — ролик; 3 — замок прижимной планки; 4 — основание плиты; 5 — плита; 6 — вкладыш из графитированного угля; 7 — свариваемые шины; 8 — бруски из графитнрованного угля; 9 — прижимная планка

рис. 14, г, д)\ использования отходов (обрез­ ков) шин и в других случаях.

Сварку в условиях мастерских монтажно­ заготовительных участков выполняют на спе­ циальных столах (рис. 15), снабженных упо­ рами для взаимной выверки шин и устройст­

во

вами для закрепления их на период сварки. На рис. 16 показан стол для сварки шин тол­ щиной до 60 мм тяжелой ошиновки электро­ лизных или электропечных установок. В по­ следнем случае столы встроены в линии роль-

1

Рис. 17. Приспособления для сварки шин встык в монтажных условиях

а — для сварки несмонтированных шин; б — для сварки смон­ тированных шин; 1 — свариваемые шины; 2 — основание; 3 — прижим; 4 — упор; 5 — брусок из графитированного угля

гангов, служащих для транспортирования шин в пределах мастерской.

При сварке непосредственно на монтируе-

мом

объекте используют приспособления

(рис.

17), снабженные упорами для выверки

шин по ширине. Такую выверку осуществляют прижимами при их затяжке. Приспособление, применяемое при сварке смонтированных на

61

изоляторы шин, навешивают на них и закреп­ ляют прижимами, представляющими собой струбцины, приваренные к основанию приспо­ собления и охватывающие шины. Стык шин при этом должен находиться точно над канав­ кой в угольной подкладке, врезанной в осно­ вание приспособления заподлицо с его поверх­ ностью.

Приварку ответвлений к смонтированным шинам при расположении их плашмя можно

Рис. 18. Приспособление для приварки ответвлений к смонтированным шинам при расположении их плашмя

/ — сборная шина; 2 — шина ответвления; 3 — корпус приспособления; 4 — бруски из угля; 5— струбцина; 6 — откидной угольник для закреп­ ления шины ответвления

выполнять в приспособлении, показанном на рис. 18. Ело также навешивают на шины и за­ крепляют прижимами — струбцинами.

В табл. 10 приведены режимы сварки, дан­ ные по выбору электродов и присадочных прутков и рекомендуемые размеры швов.

G2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

Режимы сварки плоских

алюминиевых шин угольным электродом

в нижнем

положении

 

 

Зазор

Размеры угольно­

 

 

 

Рекомендуемые

Размеры

ка­

Тол­

го

(графитиро-

Диаметр

Сила сварочного тока в а

размеры шин

навки

в

между

ванного)

элект­

подкладке

щина

кромками

рода в мм

присадоч­

 

 

в мм

 

в мм

 

шин

шин при

 

 

 

ного

 

 

 

 

 

 

 

в мм

сварке

 

 

 

прутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в мм

 

 

шири­

усиле­

шири­ глуби­

 

в мм

диаметр

длина

постоянного

переменного

 

 

 

на

ние

на

на

3

 

 

12

120

5

150

150

15

 

1

10

2

4

 

 

12

120

5

200

200

15

 

1

10

2'

5

Ьез

 

15

120

5

200

250

18

 

2

12

2

6

 

15

120

8

250

300

20

 

2

12

2

зазора

 

 

8

 

18

130

10

300

350

20

 

3

12

2

10

 

 

20

150

12

350

400

20

 

3

12

3

12

 

 

20

150

12

400

450

25

 

3

14

3

29

18

 

25

200

18

800

П ерем ен н ы й

30

 

4

20

3

35

20

 

25

200

20

900

то к н е при-

40

 

4

25

3

50

22

 

30

250

23

1300—1700

м е н я е тс я

60

4ч-5

25

4

60

28

 

35

250

25

1500—2000

 

60

 

6

25

4

П р и м е ч а н и е .

При

применении прутков, нарезанных из шин

или листов, они должны

иметь квадратное сечение со стороной квадрата, равной диаметру

круглых

прутков, указан­

ных в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Никакой специальной подготовки сваривае­ мых кромок не производят. Отрихтованные концы шин тщательно зачищают проволочной вращающейся или ручной щеткой и шины ук­ ладывают на сварочный стол или в приспособ­ ление и закрепляют. При толщине шин более 12 мм между концами их оставляют техноло­ гический зазор, указанный в табл. 10.

Непосредственно перед сваркой на кромки шин и присадочные прутки наносят волосяной кисточкой тонкий слой флюса, разведенный водой до состояния густой пасты. Присадоч­ ные прутки до нанесения флюса зачищают от окиси.

Сварку шин толщиной до 12 мм выполняю'1, за один проход дуги. Сначала дуга возбужда­ ется на формующем шов угольном бруске, расположенном ближе к сварщику, переносит­ ся на стык шин в начале шва и задерживает­ ся в этом месте до полного расплавления кро­ мок на всю их толщину. Этот момент опреде­ ляют по образовавшемуся провалу металла (протеканию его в канавку подкладки).

В возникшую сварочную ванну вводят ко­ нец присадочного прутка и начинают движе­ ние электрода и прутка вдоль шва. При этом электрод, кроме поступательного движения, должен совершать также поперечные колеба­ тельные движения для направления дуги по­ очередно на торцы обеих свариваемых шин. Таким образом, общее перемещение его конца по кромкам представляет зигзагообразную ли­ нию. Электрод следует удерживать под углом около 80—90° к плоскости шин с наклоном в сторону движения (рис. 19). Пруток, находя­ щийся в левой руке сварщика, движется вслед за электродом на расстоянии 5—10 мм, при

64

этом он располагается своей осью вдоль шва н под углом 35—40° к плоскости шип.

Плавление прутка достигается погружени­ ем его в сварочную ванну. Не рекомендуется

; ^ *

> г з 6 '/ г

Рис. 19. Сварка угольным электродом алюминиевых шин толщиной до 12 мм

а — общий

вид; 6 — поперечный

разрез

по

шву;

в — продольный

разрез

по

шву;

1

шина;

2 — угольная подкладка с

канавкой;

3 — угольный

брусок,

формующий

шов

с

торца;

4 — электрод;

5 — присадочный

пру­

ток; 6 — сварочная

ванна;

7 — шов;

8 —

шлак

на

поверхности

сварочной

ванны

(петлеобразная

линия — путь

 

движения

 

конца присадочного прутка)

 

 

 

сплавлять пруток каплями посредством нагре­ вания дугой, так как металл в каплях окисля­ ется.

3 Зак. 105

65