Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сварке должно быть обеспечено т щ а­ тельное перемешивание жидкого металла при­ садочным прутком для удаления шлаковых и газовых включений. Для этого прутку сообща­ ют колебательные движения вниз и одновре­ менно вперед и затем вверх (рис. 19,в) по петлеобразной кривой. Такие движения необ­ ходимы для того, чтобы сгонять к концу шва, в лунки угольных брусков, плавающие на его поверхности шлаки и остатки нерастворенных пленок окиси.

В конце шва дуга обрывается. После обра­ зования в этом месте провала (раковины), вызванного усадкой, дуга вновь возбуждается на угольном бруске, ограничивающем шов, и переносится в зону раковины. При расплав­ лении алюминия в этом месте раковина запол­ няется металлом из присадочного прутка.

Во время сварки и при охлаждении шва не следует подвергать шины сотрясениям, так как это может ухудшить качество сварки (рых­ лость структуры, появление трещин).

Приливы, образующиеся в начале и в кон­ це шва, где металл затекал в лунки уплотняю­ щих брусков, срубают остро заточенным зуби­ лом. Обработки шва заподлицо с плоскостью шин не требуется, за исключением случаев, где это необходимо по конструктивным соображе­ ниям или для придания более красивого внеш­ него вида. После сварки швы и прилегающие к нему участки шин очищают проволочной щеткой от шлака и остатков флюса. Продол­ жительность сварки шин сечением 100X10 мм без вспомогательных операций по установке и снятию приспособления и зачистке шва около

40 сек.

Сварка шин тяжелой ошиновки имеет неко-

66

торые особенности. Прежде всего необходим технологический зазор (табл. 10) между кон­ цами шин для быстрого разогрева их дугой и расплавления на всю толщину. Порошкообраз­ ный флюс насыпают слоем шириной около 20 мм на свариваемые кромки и в зазор меж­ ду шинами (на подкладку).

При толщине шин 29, 35 и 50 мм сварку выполняют в три прохода дугой вдоль кромок (рис. 20,а). Во время первой операции произ-

а!

5)

 

 

 

1

г

з

v

Рис. 20.

Последовательные

стадии формирова­

 

ния сварного шва

 

а — при

сварке алюминиевых шин толщиной 29, 35 и

50 м м ; 6 — то же, толщиной 60 мм\

1 — 4 — операции

 

сварки

 

 

водится разогрев торцов шин с одновремен­ ным расплавлением нижних кромок, для чего дугу направляют в зазор между шинами и по­ переменно поворачивают на кромки одной и другой шины; при этом электрод совершает колебательные движения поперек шва. Верх­ ние кромки при этом тоже частично подплавляются от соприкосновения с поверхностью раскаленного электрода и газами, окружаю­ щими дугу.

При второй операции скорость движения электрода вдоль шва устанавливают такой,

67


Чтобы достигалось интенсивное расплавление кромок шин и присадочного прутка. Для это­ го дугу направляют на верхние кромки. При­ садочный пруток кроме периодических оку­ наний его в сварочную ванну, осуществляе­ мых в направлении сварки, должен совер­ шать также и небольшие колебательные дви­ жения поперек шва для тщательного -переме­ шивания жидкого металла.

В третьей операции производят оконча­ тельное формирование сварного шва путем разогрева и частичного расплавления ранее наплавленного металла и ритмичного окуна­ ния в ванну присадочного -прутка для прида­ ния шву равномерно чешуйчатой формы.

Для интенсификации процесса заполне­ ния шва при второй и третьей операциях рас­ плавление присадочного прутка можно вы­ полнять не только погружением его в свароч­ ную ванну, но и прямым воздействием элект­ рической дуги. Это допустимо, так как опас­ ность окисления (сгорания) металла в прут­ ке не так велика, как при сварке шпн неболь­ ших сечений, ввиду того что прутки имеют большую толщину (18—25 мм).

Шины толщиной 60 мм сваривают анало­ гично, но заполнение шва металлом после ра­

зогрева

торцов выполняют за

две операции

-(рис. 22, б).

 

 

 

 

Сварка

шин

большого

сечения — труд­

ная

операция, требующая от сварщика боль­

шого

напряжения

вследствие

значительного

теплоизлучения дуги

и необходимости поль­

зования

тяжелыми

электрододержателем и

присадочным

прутком.

Для того чтобы улуч­

шить условия работы сварщика, рекоменду­ ется пользоваться электрододержателями с

68


удлиненной рукояткой и располагать рукоят­ ку на упоре, закрепленном на сварочном сто­ ле.

Продолжительность сварки (время горе­ ния дуги) шин сечением 310x35 мм — около

4 мин,

а шин

сечением 360 x 50 мм — около

5 мин.

 

 

Сварку шин внахлестку применяют глав­

ным

образом

для приварки ответвлений

(см. рис. 13, е).

 

шинам

а — ответвление такого же сечения,

как

сборная шина;

б —

ответвление меньшего сечения, чем

сборная

шина; в — раз­

меры сечения сварного шва, 1 — сборная

шина; 2 — шина

от­

ветвления; 3 — бруски из угля, формующие

шов; 4 — сталь­

ная подкладка; 5 — «пробочное»

сварное

соединение

 

Приварка ответвлений такого же сечения, как сборные шины, показана на рис. 21, а. При ответвляющихся шинах толщиной более 8 мм желательно для увеличения жесткости соединения устраивать дополнительное про­ бочное соединение. Если ответвление имеет значительно меньшую толщину, чем сборная

69


иина, можно сварной шов распологать не у хромок, а посередине сборной шины (рис. 21, б). При этом сварку ведут не только по торцу более тонкой шины, но и по боко­ вым кромкам, на длине, примерно равной половине ширины этой шины. Пробочное сое­ динение в этом случае не делают.

Силу сварочного

тока

в

зависимости

от

толщины шин выбирают по

табл.

11.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

Сила тока при сварке алюминиевых шин

 

 

внахлестку угольным электродом

 

 

 

 

Сварочный ток в а при толщине

сборной

7'олщина шины ответв­

 

 

шины в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ления в мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4—5

6

 

8

10

 

12

 

3— 4

150

200

 

225

250

 

250

 

5 — 8

225

 

250

300

 

300

 

10— 12

 

350

350— 400

П р и м е ч а н и е .

Размеры

угольных

электродов

и

присадочных прутков берут такие же, как при соот­ ветствующих токах для сварки встык (см. табл. 10).

Шов для сварки формуют по всей длине и с торцов угольными брусками (рис. 21, а и б) высотой, на 2—4 мм большей, чем толщина шины ответвления. Сборную шину во избежа­ ние провалов металла укрепляют при помо­ щи стальной подкладки.

При толщине свыше 8 мм кромку сборной шины перед сваркой прогревают дугой. По­ догрев выполняют при медленном движении электрода вдоль шва до появления отдельных капель жидкого металла на поверхности сбор­ ной шины. При втором проходе дуги материал сборной шины проплавляется с поверхности

70


на глубину 3—4 мм и расплавляются кромки шины ответвления. Электрод при этом дол­ жен совершать поперечные колебательные движения.

Необходимо следить за тем, чтобы рас­ плавление кромок шины ответвления происхо­ дило после расплавления поверхности сбор­ ной шины. Если толщина шины ответвления меньше, чем сборной, то эту операцию труд­ но выполнить вследствие разных условий на­ гревания и охлаждения у шин разной толщи­ ны. Для достижения качественной сварки на более тонкую шину накладывают теплоотво­ дящую медную пластину или брусок сечени­ ем, в два раза большим, чем у ответвляющей­ ся шины, и площадью, равной площади на­ хлестки.

При сварке внахлестку в шов дается при­ садка так же, как при сварке встык. При этом все пространство между торцом шины ответвления и угольным формующим брус­ ком заполняется металлом, что обеспечивает прямоугольную форму сечения шва (см. рис. 21,в).

Для пробочного шва сначала доводят до расплавления металл на поверхности нижней шины, а затем расплавляют кромки предвари­ тельно высверленного отверстия у верхней шины и дают присадку до заполнения отвер­ стия.

Сварку шин при вертикальном положении шва (рис. 22) применяют только при монта­ же неповоротных стыков шин тяжелой оши­ новки. Ее выполняют с принудительной фор­ мовкой передней стороны шва угольным брус­ ком, перемещающимся вверх по мере выпол­ нения сварки.

Соответствующее

приспособление

(рис.

22, а) закрепляется

на свариваемых

ши­

нах 1 винтами 2. Шторка 3 с вмонтированным в нее угольным бруском 4 перемещается по направляющим 5 при помощи зубчатой рейки 6, передвигаемой храповым механизмом 7, приводимым в движение педалью 8. Задняя сторона шва формуется угольным бруском по всей длине.

Сварку начинают при опущенной шторке. Дуга возбуждается на угольном бруске и пе­ реносится на нижнюю часть кромок шин. В этом месте она концентрируется до расплав­ ления кромок, после чего переносится на вышерасположенный участок. Одновременно в сварочную ванну вводят присадку из прутка, которым перемешивают плавки путем перио­ дических окунаний его в ванну.

При заполнении металлом заформованного -пространства шторка поднимается выше и процесс расплавления кромок и введения присадочного металла повторяется.

При сварке в монтажных условиях паке­ тов шин, состоящих из нескольких полос, вер­

тикальную

сварку выполняют при помощи

специальных

отрезков шин-вставок

(рис.

22, б). Сначала сваривают первые

полосы

(место сварки /), затем приваривают вставку 1 (места сварки II и III) и вставку 2 (места сварки IV и V).

Сварку шин по боковым и торцовым кром­ кам применяют главным образом для ответвле­ ний от сборных шин распределительных уст­ ройств, устанавливаемых на «ребро», сварки под углом пакетов шин, а также для соедине­ ния шип, расположенных в одну линию, при не­ возможности выполнить сварку встык (напри-

72