Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
При сварке должно быть обеспечено т щ а тельное перемешивание жидкого металла при садочным прутком для удаления шлаковых и газовых включений. Для этого прутку сообща ют колебательные движения вниз и одновре менно вперед и затем вверх (рис. 19,в) по петлеобразной кривой. Такие движения необ ходимы для того, чтобы сгонять к концу шва, в лунки угольных брусков, плавающие на его поверхности шлаки и остатки нерастворенных пленок окиси.
В конце шва дуга обрывается. После обра зования в этом месте провала (раковины), вызванного усадкой, дуга вновь возбуждается на угольном бруске, ограничивающем шов, и переносится в зону раковины. При расплав лении алюминия в этом месте раковина запол няется металлом из присадочного прутка.
Во время сварки и при охлаждении шва не следует подвергать шины сотрясениям, так как это может ухудшить качество сварки (рых лость структуры, появление трещин).
Приливы, образующиеся в начале и в кон це шва, где металл затекал в лунки уплотняю щих брусков, срубают остро заточенным зуби лом. Обработки шва заподлицо с плоскостью шин не требуется, за исключением случаев, где это необходимо по конструктивным соображе ниям или для придания более красивого внеш него вида. После сварки швы и прилегающие к нему участки шин очищают проволочной щеткой от шлака и остатков флюса. Продол жительность сварки шин сечением 100X10 мм без вспомогательных операций по установке и снятию приспособления и зачистке шва около
40 сек.
Сварка шин тяжелой ошиновки имеет неко-
66
торые особенности. Прежде всего необходим технологический зазор (табл. 10) между кон цами шин для быстрого разогрева их дугой и расплавления на всю толщину. Порошкообраз ный флюс насыпают слоем шириной около 20 мм на свариваемые кромки и в зазор меж ду шинами (на подкладку).
При толщине шин 29, 35 и 50 мм сварку выполняют в три прохода дугой вдоль кромок (рис. 20,а). Во время первой операции произ-
а!
5) |
|
|
|
1 |
г |
з |
v |
Рис. 20. |
Последовательные |
стадии формирова |
|
|
ния сварного шва |
|
|
а — при |
сварке алюминиевых шин толщиной 29, 35 и |
||
50 м м ; 6 — то же, толщиной 60 мм\ |
1 — 4 — операции |
||
|
сварки |
|
|
водится разогрев торцов шин с одновремен ным расплавлением нижних кромок, для чего дугу направляют в зазор между шинами и по переменно поворачивают на кромки одной и другой шины; при этом электрод совершает колебательные движения поперек шва. Верх ние кромки при этом тоже частично подплавляются от соприкосновения с поверхностью раскаленного электрода и газами, окружаю щими дугу.
При второй операции скорость движения электрода вдоль шва устанавливают такой,
67
Чтобы достигалось интенсивное расплавление кромок шин и присадочного прутка. Для это го дугу направляют на верхние кромки. При садочный пруток кроме периодических оку наний его в сварочную ванну, осуществляе мых в направлении сварки, должен совер шать также и небольшие колебательные дви жения поперек шва для тщательного -переме шивания жидкого металла.
В третьей операции производят оконча тельное формирование сварного шва путем разогрева и частичного расплавления ранее наплавленного металла и ритмичного окуна ния в ванну присадочного -прутка для прида ния шву равномерно чешуйчатой формы.
Для интенсификации процесса заполне ния шва при второй и третьей операциях рас плавление присадочного прутка можно вы полнять не только погружением его в свароч ную ванну, но и прямым воздействием элект рической дуги. Это допустимо, так как опас ность окисления (сгорания) металла в прут ке не так велика, как при сварке шпн неболь ших сечений, ввиду того что прутки имеют большую толщину (18—25 мм).
Шины толщиной 60 мм сваривают анало гично, но заполнение шва металлом после ра
зогрева |
торцов выполняют за |
две операции |
||||
-(рис. 22, б). |
|
|
|
|
||
Сварка |
шин |
большого |
сечения — труд |
|||
ная |
операция, требующая от сварщика боль |
|||||
шого |
напряжения |
вследствие |
значительного |
|||
теплоизлучения дуги |
и необходимости поль |
|||||
зования |
тяжелыми |
электрододержателем и |
||||
присадочным |
прутком. |
Для того чтобы улуч |
шить условия работы сварщика, рекоменду ется пользоваться электрододержателями с
68
удлиненной рукояткой и располагать рукоят ку на упоре, закрепленном на сварочном сто ле.
Продолжительность сварки (время горе ния дуги) шин сечением 310x35 мм — около
4 мин, |
а шин |
сечением 360 x 50 мм — около |
5 мин. |
|
|
Сварку шин внахлестку применяют глав |
||
ным |
образом |
для приварки ответвлений |
(см. рис. 13, е). |
|
шинам
а — ответвление такого же сечения, |
как |
сборная шина; |
б — |
|
ответвление меньшего сечения, чем |
сборная |
шина; в — раз |
||
меры сечения сварного шва, 1 — сборная |
шина; 2 — шина |
от |
||
ветвления; 3 — бруски из угля, формующие |
шов; 4 — сталь |
|||
ная подкладка; 5 — «пробочное» |
сварное |
соединение |
|
Приварка ответвлений такого же сечения, как сборные шины, показана на рис. 21, а. При ответвляющихся шинах толщиной более 8 мм желательно для увеличения жесткости соединения устраивать дополнительное про бочное соединение. Если ответвление имеет значительно меньшую толщину, чем сборная
69
иина, можно сварной шов распологать не у хромок, а посередине сборной шины (рис. 21, б). При этом сварку ведут не только по торцу более тонкой шины, но и по боко вым кромкам, на длине, примерно равной половине ширины этой шины. Пробочное сое динение в этом случае не делают.
Силу сварочного |
тока |
в |
зависимости |
от |
||||
толщины шин выбирают по |
табл. |
11. |
|
|
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
|||
Сила тока при сварке алюминиевых шин |
|
|
||||||
внахлестку угольным электродом |
|
|
|
|||||
|
Сварочный ток в а при толщине |
сборной |
||||||
7'олщина шины ответв |
|
|
шины в мм |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ления в мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4—5 |
6 |
|
8 |
10 |
|
12 |
|
3— 4 |
150 |
200 |
|
225 |
250 |
|
250 |
|
5 — 8 |
— |
225 |
|
250 |
300 |
|
300 |
|
10— 12 |
— |
— |
|
— |
350 |
350— 400 |
||
П р и м е ч а н и е . |
Размеры |
угольных |
электродов |
и |
присадочных прутков берут такие же, как при соот ветствующих токах для сварки встык (см. табл. 10).
Шов для сварки формуют по всей длине и с торцов угольными брусками (рис. 21, а и б) высотой, на 2—4 мм большей, чем толщина шины ответвления. Сборную шину во избежа ние провалов металла укрепляют при помо щи стальной подкладки.
При толщине свыше 8 мм кромку сборной шины перед сваркой прогревают дугой. По догрев выполняют при медленном движении электрода вдоль шва до появления отдельных капель жидкого металла на поверхности сбор ной шины. При втором проходе дуги материал сборной шины проплавляется с поверхности
70
на глубину 3—4 мм и расплавляются кромки шины ответвления. Электрод при этом дол жен совершать поперечные колебательные движения.
Необходимо следить за тем, чтобы рас плавление кромок шины ответвления происхо дило после расплавления поверхности сбор ной шины. Если толщина шины ответвления меньше, чем сборной, то эту операцию труд но выполнить вследствие разных условий на гревания и охлаждения у шин разной толщи ны. Для достижения качественной сварки на более тонкую шину накладывают теплоотво дящую медную пластину или брусок сечени ем, в два раза большим, чем у ответвляющей ся шины, и площадью, равной площади на хлестки.
При сварке внахлестку в шов дается при садка так же, как при сварке встык. При этом все пространство между торцом шины ответвления и угольным формующим брус ком заполняется металлом, что обеспечивает прямоугольную форму сечения шва (см. рис. 21,в).
Для пробочного шва сначала доводят до расплавления металл на поверхности нижней шины, а затем расплавляют кромки предвари тельно высверленного отверстия у верхней шины и дают присадку до заполнения отвер стия.
Сварку шин при вертикальном положении шва (рис. 22) применяют только при монта же неповоротных стыков шин тяжелой оши новки. Ее выполняют с принудительной фор мовкой передней стороны шва угольным брус ком, перемещающимся вверх по мере выпол нения сварки.
Соответствующее |
приспособление |
(рис. |
22, а) закрепляется |
на свариваемых |
ши |
нах 1 винтами 2. Шторка 3 с вмонтированным в нее угольным бруском 4 перемещается по направляющим 5 при помощи зубчатой рейки 6, передвигаемой храповым механизмом 7, приводимым в движение педалью 8. Задняя сторона шва формуется угольным бруском по всей длине.
Сварку начинают при опущенной шторке. Дуга возбуждается на угольном бруске и пе реносится на нижнюю часть кромок шин. В этом месте она концентрируется до расплав ления кромок, после чего переносится на вышерасположенный участок. Одновременно в сварочную ванну вводят присадку из прутка, которым перемешивают плавки путем перио дических окунаний его в ванну.
При заполнении металлом заформованного -пространства шторка поднимается выше и процесс расплавления кромок и введения присадочного металла повторяется.
При сварке в монтажных условиях паке тов шин, состоящих из нескольких полос, вер
тикальную |
сварку выполняют при помощи |
|
специальных |
отрезков шин-вставок |
(рис. |
22, б). Сначала сваривают первые |
полосы |
(место сварки /), затем приваривают вставку 1 (места сварки II и III) и вставку 2 (места сварки IV и V).
Сварку шин по боковым и торцовым кром кам применяют главным образом для ответвле ний от сборных шин распределительных уст ройств, устанавливаемых на «ребро», сварки под углом пакетов шин, а также для соедине ния шип, расположенных в одну линию, при не возможности выполнить сварку встык (напри-
72