Файл: Евсеев Р.Е. Электродуговая сварка в электромонтажном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
кондуктор, формующий отдельные места сварки. На рис. 24, б показан кондуктор типа К.-706, состоящий из стальной рамы 1, вкла дышей 2 и 3, угольных брусков 4, затяжного винта 5 и съемных шпилек 6 для сборки кон дуктора.
Сварку выполняют на участке шин длиной 90 мм. Кромки шин проплавляются на глу бину 3—5 мм, после чего при втором проходе дуги наплавляется слой металла толщиной около 8 мм.
Аналогична выполняют и ответвление от токопровода. Однако в этом случае произво дят сварку по боковым кромкам горизон тально расположенных шин с торцовыми кромками шин ответвления. Сила сварочного тока может быть выбрана по табл. 11. Попе речные сечения сварных швов при выполне нии соединения токопровода и ответвления от «его представлены на рис. 25.
При помощи сварки изготовляют также
гибкие температурные компенсаторы. |
|||
Компенсаторы |
представляют собой пакеты |
||
тонких (0,5—1 мм) алюминиевых |
лент, при |
||
варенные |
к |
контактным |
пластинам |
(см. рис. |
13, и) |
или имеющие торцы, сплав |
|
ленные в монолит (см. рис. 1,3, к). |
|
||
При непосредственной приварке таких па |
|||
кетов к |
шинам по обычной технологии встре |
чаются трудности, так как по условиям свар ки алюминия требуется достаточно большой ток для восполнения теплопотерь и быстрого нагревания металла до плавления. Однако большой ток ведет к пережогу кромок тонких лент и образует окись и пустоты в шве; при малом токе процесс сварки затягивается, по лучаются натеки металла и непровары.
80
Эффективное удаление окиси с боковых Поверхностей у торцов лент, зажатых в па кет и расположенных горизонтально, затруд нено, что также осложняет процесс их сварки.
Рис. 25. Поперечные сечения по
местам соединения |
защищенного |
|||
токопровода ШМА-65 |
|
|||
а — соединение; |
б — соединение |
с от* |
||
ветвлением I, II, |
III — фазы; / — основ |
|||
ная шина; 2 — шина |
ответвления; |
3 — |
||
изолирующая |
прокладка; |
4 — место |
||
сварки (наплавленный |
металл) |
Кроме того, при сварке по технологии, при нятой для соединения шин, вследствие воздей ствия дуги на боковые поверхности внешних лент, бывает трудно избежать их подплавле ния.
4 Зах. 105 |
81 |
Специальная технология дает возможность Получать вполне удовлетворительные сварные соединения пакетов лент компенсаторов. Ис пользуют два способа. Первый состоит в том,
что торцы лент |
сплавляются в |
монолит в |
угольной форме |
в вертикальном |
положе |
нии. |
|
|
В результате сплавления у пакета образу ются монолитные кромки достаточной ширины, поэтому их можно приваривать к контактным пластинам или непосредственно к шинам по обычной технологии сварки шин встык.
Этот способ наиболее рекомендован. Он применяется для компенсатора всех сечений и обеспечивает хорошее качество соединений, так как: исключается воздействие дуги на бо ковые поверхности тонких лент и таким обра зом устраняется опасность их подплавления; отпадают затруднения, связанные с необходи мостью соблюдения различных режимов свар ки для лент и контактной части компенсато ров; не требуется глубокого расплавления кромок пакетов лент, что уменьшает продол жительность нагрева и опасность пережогов лент.
Приспособление для сварки (рис. 26, а) представляет собой две стальные щеки (угольники), скрепленные шарниром и стяги ваемые винтом. К щекам прикреплены поло винки разъемной формы из угольных брусков. Для необходимого качества приварки край них лент пакета, угольные бруски, образую щие форму, запиливают уступом 1 —1,5 мм на плоскостях, обращенных к компенсатору.
Режимы сварки и размеры получаемых мо нолитных концов компенсаторов приведены в табл. 13.
82
Рис. 26. Способы сварки гибких температурных ком пенсаторов из алюминиевых лент
а — в вертикальном |
положении; |
б — в нижнем положении; |
|||
I — пакет лент компенсатора; 2 — контактная пластина; 3 — |
|||||
щека; 4 — шарнир; |
5 — стяжной |
винт; |
6 — брусок |
из угля; |
|
7 — основание; 8 — зажимная планка; |
9 — зажим; |
10 — упор; |
|||
II — полоски для защиты |
поверхности наружных лепт пакета |
||||
|
от |
подплавления |
|
|
4* За к. 105 |
83, |
Т а б л и ц а 13
Режимы сплавления в монолит концов гибких температурных компенсаторов для алюминиевых шин
Толщина |
Углубление торца |
|
Длина сплав |
||
пакета лент |
Сила тока |
ленной |
в мо |
||
пакета лент |
|||||
в форме (/ на |
в а |
нолит |
части |
||
в мм |
|||||
рис. 28, а) в мм |
|
в мм |
|||
|
|
||||
8 |
3 |
200 |
15 |
|
|
10 |
3 |
250 |
15 |
|
|
12 |
4 |
300 |
18 |
|
|
29 |
6 |
500 |
30 |
|
|
35 |
8 |
650 |
35 |
|
|
50 |
8 |
850 |
40 |
|
|
60 |
10 |
900 |
45 |
|
Для получения необходимых размеров мо нолитной части компенсатора форму устанав ливают и -закрепляют таким образом, чтобы был выдержан размер /, указанный в.табл. 13.
Учитывая невозможность удаления остат ков флюса после сварки из зазоров между лентами компенсатора, следует особенно вни мательно относиться к применению флюса: использовать только те составы флюсов, ко торые менее опасны в отношении коррозии, и применять его в минимальных количествах.
Из отечественных составов для этой цели можно применять только флюс ВАМИ.
При хорошей подготовке сварщика можно не наносить флюс на торец пакета лент перед сваркой, а оставлять его только на присадоч ных прутках. Однако в этом случае заранее до сварки необходима специальная подготов ка алюминиевых лент: травление в 5%-ном растворе каустической соды при 70°С в тече ние 3 мин, тщательная промывка водой и суш ка.
84
Для сплавления в монолит предваритель но разогревают пакет растянутой дугой при движении ее со скоростью, при которой не на ступает интенсивное плавление, но появляют ся на торцах отдельные капли металла
При последующем проходе короткой ду гой, осуществляемом по зигзагообразной ли нии, торцы лент расплавляют приблизительно на глубину / (рис. 26, а и табл. 13) и в свароч ную ванну сплавляют металл из присадочно го прутка.
Для качественного сплавления лент важно Тщательно перемешивать плавку прутком, ко торый как и электрод, должен двигаться впе ред по зигзагообразной линии. Опуская при садочный пруток до дна сварочной ванны, им как бы приглаживают (натирают) торцы лент, способствуя этим слиянию металла, раз рушению и удалению пленки окиси.
Для заполнения формы металлом, в зави симости от сечения компенсаторов, требуется наплавлять второй, а иногда и третий слой алюминия.
Полученный таким образом пакет лент с монолитными концами, как уже указывалось, можно приваривать к шинам в необходимых местах ошиновки или в токопроводах или при варивать к нему контактные пластины по обычной технологии сварки шин встык.
При изготовлении компенсаторов вторым способом производят сварку встык пакета лент с контактной пластиной в горизонталь ном положении. Особенность технологии по сравнению со сваркой шин в этом случае за ключается в ступенчатой укладке лент, обра зующей разделку свариваемой кромки паке та под углом 45° (рис. 26, б).
85
Для защиты лент от пережога:
1) дугу в процессе сварки направляют тол’Щ ко на кромку контактной пластины; плавле ние торцов лент происходит от контакта их с жидким алюминием сварочной ванны и толь ко частично от действия раскаленных газов, окружающих дугу;
2) на верхнюю и нижнюю ленты компен сатора, вдоль их кромок, укладывают полос ки (п. 11 на рис. 26, б) шириной 30 мм, выре занные из того же материала, что и ленты; их применяют для исключения непровара внеш них лент и защиты боковой поверхности верх ней ленты от подплавления дугой;
3) на время сварки на пакет лент, вблизи от кромок, укладывают теплоотводящую мед ную пластину (табл. 14) \
Т а б л и ц а 14
Размеры медных теплоотводящих пластин при сварке
алюминиевых |
компенсаторов в горизонтальном |
|
||||||
|
|
|
положении |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т олщ и н а |
п акета |
л ен т в |
мм |
|
|
Р азм ер ы м е д |
|
|
|
|
|
|
|
|
ной п ластин ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
в мм |
8 |
10 |
12 |
29 |
35 |
50 |
|
60 |
Толщина . . |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
12 |
Ширина . . |
5 0 |
5 0 |
5 0 |
8 0 |
10 0 |
2 0 0 |
2 |
0 0 |
Длина . . . |
|
|
Равна нирине пакета |
лент |
|
|
Сварку выполняют в приспособлении, по казанном на рис. 26, б. Оно представляет со бой металлическое основание (швеллер) с квадратным вырезом, в который устанавли вают изогнутую часть пакета лент. На кромки пакета, на расстоянии 15—20 мм от края их,1
1 На рис. 28, и не показана.
86
накладывают теплоотводящую медную плас тину (табл. 13), которая плотно стягивается вместе с пакетом лент планками, затягивае мыми зажимами.
Одновременно с пакетами лент в приспо собление укладывают контактные алюминие вые пластины и сварные швы формуют с тор цов угольными брусками.
Диаметры электродов и присадочных прутков при сварке компенсаторов выбирают по табл. 10. Сварочный ток устанавливают для пакетов лент толщиной до 12 мм на 50 а меньший и для пакетов толщиной 29—60 мм на 100—'200 а меньший, чем для шин соответ ствующей толщины (см. табл. 10).
Аргоно-дуговая сварка. Особенностью ар гоно-дуговой сварки является то, что для разрушения тугоплавкой пленки окиси, по крывающей алюминий и препятствующей сварке, не требуется флюсов. Окись разрушает ся в процессе сварки в результате действия ду ги вследствие катодного распыления, вызывае мого «бомбардировкой» потоком ионов. Оно наблюдается при сварке вольфрамовым элек тродом на переменном токе только в те полупериоды тока, когда свариваемые изделия являются катодом. При сварке плавящимся электродом на постоянном токе изделия всег да остаются катодом, так как сварка этим способом ведется при обратной полярности.
Разрушение окиси может быть эффектив ным только при малой толщине окисной пленки. Поэтому перед сваркой требуется тщательная очистка свариваемых кромок и присадочных прутков.
Очистка необходима также для уменьше ния количества окиси, попадающей в швы,
87
так как при сварке происходит только «взла мывание», но не полное удаление окиси (в противоположность тому, что наблюдается при использовании флюсов, когда окись пол ностью переводится в легкоплавкий шлак,
всплывающий на поверхность сварочной ван ны.)
Возникающая при аргоно-дуговой сварке на переменном токе постоянная составляю щая тока затрудняет сварку. Это объясняется тем, что при наличии постоянной составляю щей тока катодное распыление пленки окиси уменьшается, что отрицательно влияет на ка чество образования швов; процесс сварки де лается неустойчивым, наблюдается значитель ное разбрызгивание металла. Как уже отме чалось, применением специальных мер, напри мер включением в сварочную цепь балластных сопротивлений, удается снизить величину пос тоянной составляющей тока до значений, при которых она не влияет на сварку.
При аргоно-дуговой сварке необходимо обеспечить эффективность газовой защиты зоны сварки от воздействия кислорода возду ха, что достигается при соблюдении следую щих основных условий:
расход аргона должен быть не меньшим, чем это указывается в таблицах режимов сварки;
при сварке на открытом воздухе рабочее место сварщика необходимо защищать от ветра и расход аргона увеличивать против нормального;
следует считаться со снижением защитно го действия струи аргона вследствие завихре ний, которые могут происходить при некото рой конфигурации свариваемых деталей. Для
Ь8