Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

V777T,'

Рис. 12. Клапан вентиляции картера

Рис. 13. Проверка клапанов V-образного двигателя на

двигателя

герметичность

том термостат рекомендуется снимать, так как он соз­ дает значительное сопротивление движению потока во­ ды в водяном трубопроводе и этим ухудшает охлажде­ ние двигателя.

При пробеге автобуса примерно 20 тыс. км возникает потребность.в снятии головки цилиндров для очистки ее

ипоршней от нагара. Одновременно следует осмотреть

ирабочие поверхности клапанов. Герметичность клапа­ нов у рядного двигателя может быть проверена с по­ мощью приспособления наподобие присоса для притир­ ки клапанов, изготовленного из резины. Перед провер­

кой плоскость блока вокруг клапана тщательно проти­ рают, затем накладывают приспособление и легким на­ жимом удаляют воздух. Если для снятия приспособле­ ния потребуется некоторое усилие, клапаны достаточно герметичны и притирать их нет необходимости. Провер­ ка герметичности клапанов V-образного двигателя по­ казана на рис. 13.

Большое отложение нагара на стенках выпускного трубопровода, заметно сужающее его проходное сечение, снижает мощность двигателя и ухудшает экономичность его работы. В этом случае нагар следует очистить любы­ ми доступными средствами.

Для чистки й проверки в карбюраторном цехе карбю­ ратор следует снимать через ТО-2. При этом производит­ ся частичная разборка его для устранения выявленных недостатков.. Полная разборка карбюратора производит­ ся лишь при ремонте.

Наиболее характерными работами по контролю и ре­ гулировке узлов карбюратора является проверка герме­ тичности поплавка, игольчатого клапана, проверка про­ пускной способности дозирующих элементов и регулиров­ ка системы холостого хода.

Основными причинами повышенного или пониженно­ го уровня топлива в поплавковой камере являются: негерметичность поплавка, несоответствие его веса и непра­ вильная работа игольчатого клапана (заедание, негерметичность, неправильное расположение над плоскостью верхнего корпуса). Поэтому, прежде чем приступить к регулировке уровня топлива, следует убедиться в исправ­ ности всех узлов, входящих в поплавковый механизм.

Герметичность поплавка проверяют погружением его в воду с температурой не ниже 80 °С. При нарушении

4*

51


герметичности, на что указывает выход пузырьков воз­ духа, поплавок надо запаять, предварительно удалив из него топливо. После пайки проверяют герметичность и вес поплавка, который должен быть равен 18,7—19,7 г.

Герметичность собранного игольчатого клапана по­ дачи топлива проверяют на приспособлении, схема кото­ рого приведена на рис. 14. Создав разрежение в 1000 мм

Рис. 14. Схема установки для про­ верки герметичности игольчатого клапана:

/ _

бачок; 2 — стеклянная

трубка;

3 —

шкала* 4 — игольчатый клапан; 5

кор­

пус;

6 — тройник; 7 — кран;

S — поршень

вод. ст. от уровня воды в бачке 1 и закрыв кран 7, прове­ ряют герметичность клапана 4. Давление водяного стол­ ба должно быть постоянным в течение 0,5 мин., игольча­ тый клапан при этом может быть смочен бензином. Если герметичность клапана окажется недостаточной, клапан следует притереть к гнезду.

Правильность установки по высоте игольчатого кла­ пана подачи топлива в верхнем корпусе карбюратора можно проверить простым шаблоном. Расстояние от верх­ ней точки сферы игольчатого клапана до плоскости верх­ него корпуса карбюратора должно быть от 13,2 до 13,8 мм. Это расстояние достигается прокладками, ус­ танавливаемыми под корпус клапана.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора при давлении его перед игольчатым клапаном 125

52

170 мм рт. ст. должен быть от 18 до 19 мм от верхней плоскости средней части корпуса карбюратора. Уровень топлива на снятом с двигателя карбюраторе можно про­ верить, ввернув вместо пробки, закрывающей колодец клапана экономайзера с механическим приводом, пере­ ходник, заканчивающийся стеклянной трубкой с риска­ ми. Уровень топлива в поплавковой камере регулируют, подгибая язычок поплавка.

Проверку уровня топлива в поплавковой камере кар­ бюратора, установленного на двигателе, нужно прово­ дить при работе двигателя на небольших оборотах холо­ стого хода. Если отвернуть пробку контроля уровня и через открывшееся контрольное отверстие наблюдать за уровнем топлива (глаз должен находиться на уровне кон­ трольного отверстия), то при правильной регулировке уровень будет виден, топливо при этом не должно выте­ кать из отверстия.

Пропускную способность дозирующих элементов про­ веряют определением времени вытекания воды при тем­ пературе 20 ± 1 °С и напоре, равном 1000 мм вод. ст. Пропускная способность жиклеров выражается в куби­ ческих сантиметрах в минуту. Для проверки пропускной способности жиклеров в автобусных парках имеются типовые приспособления.

Номинальная пропускная способность жиклеров, а также основные данные карбюраторов приведены в табл. 2.

Кроме перечисленных контрольных и регулировочных операций, для нормальной работы карбюратора необхо­ димо проверить:

герметичность клапана 30 (рис. 15) экономайзера с механическим приводом; проверку можно проводить на установке, приведенной на рис. 14;

прилегание к седлам шарикового и игольчатого кла­ панов ускорительного насоса, а также легкость их пере­ мещения;

правильность работы подвижных механизмов: клапа­ нов экономайзеров с механическим и пневматическим приводами, ускорительного насоса, воздушной заслонки и дросселей.

Одновременно с проведением контрольно-регулиро­ вочных работ карбюратор следует прочистить и промыть в чистом бензине или* ацетоне с последующей продувкой

53


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карбюраторы

 

 

 

 

Параметры

 

 

 

 

К-84

К-84М

К-88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр диффузоров, мм:

 

 

8.5

 

 

8,5

 

8.5

 

малого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большого

 

 

 

 

 

 

 

27,0

 

26,0

 

29,0

Диаметр смесительной камеры, мм

36,0

 

32,0

 

36,0

Диаметр воздушной горловины, мм

56,0

 

56,0

 

60,0

Пропускная

способность

 

жиклеров

 

 

 

 

 

 

 

при проверке водой с напором

 

 

 

 

 

 

 

1000±2 мл1 при температуре 20±1 °С,

 

 

 

 

 

 

 

см3/мин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300±4,0 250+ 1,5

325

 

главного

 

 

 

(в распы-

 

полной

мощности

350 ±4,5

 

 

 

 

лителе)

 

 

 

 

 

 

 

_

 

265+3,5

365

 

полной мощности (отдельного)

 

 

калиброванного

отверстия

в

110 ±1,5

110+1,5

175

 

корпусе

клапана

экономай­

 

 

 

 

 

 

 

 

зера с пневматическим при­

 

 

 

 

 

 

 

 

водом

главной

системы

 

165±2,5

105 ±1,5

105

 

воздушного

в

Расстояние

от

уровня

топлива

18—19

18-19

18-19

поплавковой камере до верхней пло­

 

 

 

 

 

 

 

скости разъема корпуса, мм

 

19,2+0,5

19,2+0.5

19,2+0.5

Вес поплавка, г

 

 

 

 

 

Разрежение

в

момент

 

открытия

125+ю

125+ю

 

125+ю

клапана

экономайзера

с

механиче­

 

 

 

 

 

 

 

ским приводом, мм рт. ст.

 

 

 

 

156

 

 

156

 

156

Высота

карбюратора,

мм

 

 

 

 

 

К рис. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ —- корпус

^воздушной

горловины;

2 — игольчатый

клапан;

3 — сетчатый

фильтр; 4 — пробка

фильтра;

5 — канал

для

балансировки

разрежения

в по­

плавковой

камере;

6 — жиклер

холостого хода; 7 — вырез;

8 — жиклер

пол­

ной

мощности;

9 — воздушный

жиклер;

10 — малый

диффузор;

//

— кольце­

вая

щель;

12 — форсунка;

13 — воздушное

пространство;

14 — полый

винт;

15 — автоматический

клапан;

16 — воздушная

заслонка; 17 — втулка штока;

18 — пружина;

 

19 — манжета;

20 — пружина; 21 ■—шток; 22 — уплотнитель; 23 —

планка; 24 — шток;

25,

38 — прокладки;

26 — корпус

поплавковой

камеры;

27 — тяга; 28 — толкатель;

29 — седло;

30 — клапан экономайзера

с

механиче­

ским

приводом

31 — пружина;

32 — клапан;

33 — топливный канал; ^

— от­

верстия; 35 — впускной

клапан;

36 — прокладка; 37 — рычаг;

39 — канал;

40

игольчатый

клапан;

41 — винт

регулировки холостого хода;

42 — прямоуголь­

ное отверстие;

43 — отверстие

системы

холостого хода;

44 — канал;

45 — дрос­

сель;

46 — корпус смесительной

камеры;

47 — главный

жиклер;

48 — клапан

экономайзера

с

пневматическим

приводом; 49 — канал

системы

клапана

эко­

номайзера

с

пневматическим

приводом;

50 — жиклер

экономайзера с

пнев­

матическим

приводом;

5/ —игла; 52 — прокладка;

53 — пружина;

54 — пор­

 

 

 

 

шень; 55 — поплавок;

56 — пружина

поплавка

 

 

 

55


сжатым воздухом. Запрещается продувка сжатым воз­ духом собранного карбюратора через топливоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это приво­ дит к повреждению поплавка.

При разборке карбюратора, снимая верхний корпус, необходимо отвернуть полый винт. При этом нужно учи­ тывать, что нагнетательный игольчатый клапан не за­ креплен и может выпасть из корпуса.

Рис. 16. Регулировка системы холостого хода карбюратора:

1 — винт качественной регулировки холостого хода; 2 — упорный винт

После установки карбюратора на двигатель необхо­ димо произвести регулировку системы холостого хода карбюратора.

Работу карбюратора на оборотах холостого хода ре­ гулируют упорным винтом 2 (рис. 16), ограничивающим закрывание дросселей, и двумя винтами 1, изменяющими состав горючей смеси. Обороты холостого хода необхо­ димо регулировать при полностью прогретом двигателе и исправной системе зажигания. Особое внимание долж­ но быть обращено на исправность свечей и правильность

56

зазора между их электродами. При регулировке следует учитывать, что так как карбюратор двухкамерный, то со­ став смеси в каждой камере регулируют независимо от другой камеры своим винтом 1. Кроме того, надо пом­ нить, что при завертывании регулировочных винтов смесь обедняется, а при их отвертывании обогащается.

Начиная регулировку, сначала завертывают регули­ ровочные винты 1 до отказа, однако не слишком туго, а затем отвертывают каждый на три оборота. После этого пускают двигатель и устанавливают упорным винтом 2 такое наименьшее открытие дросселей, при котором дви­ гатель работает вполне устойчиво. Затем обедняют смесь, завертывая один из регулировочных винтов 1 до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за излишнего обеднения смеси в цилиндрах. Затем обогащают смесь, вывертывая винт / на V2 оборота. В та­ ком же порядке регулируют состав смеси на малых обо­ ротах холостого хода и в другой смесительной камере.

Отрегулировав состав смеси, следует попытаться уменьшить число оборотов холостого хода, отвертывая понемногу упорный винт 2 дросселей, после чего снова попытаться обогатить смесь двумя винтами 1 поочередно. Обычно после двух-трех попыток удается найти правиль­ ное положение для всех трех регулировочных винтов. Не следует устанавливать слишком малое число оборотов хо­ лостого хода. Для проверки регулировки надо нажать на педаль привода дросселей или вытянуть до отказа руч­ ной привод управления дросселей в отсеке для дви­ гателя и резко отпустить педаль или задвинуть кнопку привода. Если двигатель перестанет работать, то число оборотов холостого хода надо увеличить. Правильно от­ регулированный карбюратор должен обеспечивать устой­ чивую работу двигателя на холостом ходу при 400 об/мин коленчатого вала.

Т р а н с м и с с Осмотроми я . проверяют герметичность ко­ робки передач, надежность ее крепления к картеру сцеп­ ления, крепление крышек подшипников. Наиболее часто наблюдается ослабление гайки, крепящей фланец на ве­ домом валу коробки передач. Для ее подтяжки следует предварительно отъединить фланец карданного вала. Через ТО-2 снимают крышку коробки передач и при по­ мощи переносной лампы проверяют состояние шестерен и синхронизаторов. Карданы разбирают; промывают и

57


проверяют износ игольчатых подшипников. При значи­ тельном радиальном и торцовом зазоре в подшипниках крестовин карданы заменяют. При осмотре затяжки гай­ ки крепления фланца ведущей конической шестерни и гаек крепления чашек дифференциала заднего моста про­ веряют моменты затяжки, которые соответственно рав­ ны 20—25 и 8—11 кгм.

Т о р м о з аПри. ТО-2 производится разборка, осмотр и регулировка деталей компрессора. Для этого снимают головку компрессора, очищают поршни, седла, воздуш­ ные каналы, проверяют герметичность перепускных и на­ гнетательных клапанов. Не следует производить очистку металлической щеткой или другими инструментами, ко­ торые могли бы повредить поверхности клапанов и седел.

При отсутствии герметичности клапанов их необхо­ димо притереть, а сильно изношенные или поврежден­ ные детали заменить новыми. Новые клапаны также сле­ дует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску. После при­ тирки все детали промывают в чистом керосине.

Для проверки диафрагмы необходимо снять крышку разгрузочной камеры и осмотреть диафрагму; при обна­ ружении повреждения ее необходимо заменить нрвой.

При сборке головки надо смазать маслом для двига­ теля стержни разгрузочных клапанов и ось коромысла, отрегулировать зазоры между регулировочными винта­ ми коромысла и стержнями разгрузочных клапанов; ве­ личина зазора должна быть 0,25—0,35 мм. После сбор­ ки нужно убедиться, что при приложении небольшой си­ лы коромысло легко поворачивается и опускает разгру­ зочные клапаны; после снятия усилия клапаны под дей­ ствием пружин должны быстро возвращаться в исходное положение.

Болты крепления головки цилиндров компрессора за­ тягивают в определенной последовательности: сначала затягивают внутренние болты по диагонали, а затем крайние.

Болты затягивают равномерно в два приема; момент затяжки должен быть 1,2—1,7 кгм.

При наличии стуков в компрессоре его следует разо­ брать и проверить зазоры в подшипниках шатунов. При больших зазорах подшипники следует отремонтировать

58

1

или заменить вкладыши шатунов у компрессора ЗИЛ-130. Момент затяжки болтов шатунов должен быть 1,5— 1,7 кгм.

Повышенное содержание масла в 'Конденсате обычно является следствием износа поршневых колец, масляного уплотнения заднего конца коленчатого вала, подшипни­ ков нижних головок шатунов или засмоления трубки сли­ ва масла из компрессора. Трубку слива масла из ком­ прессора нужно очищать через одно ТО-2.

Если компрессор не обеспечивает необходимого дав­ ления в системе, прежде всего следует проверить состоя­ ние трубопроводов и их соединений, а также и плотность посадки клапанов. Перегрев компрессора может быть вызван недостаточной подачей масла или охлаждающей жидкости и засорением воздушных клапанов.

В случае неисправности регулятора давления его сле­ дует разобрать, промыть в бензине и просушить. При этом надо обратить внимание на состояние поверхностей шариков и их гнезда и не допускать их повреждения. Вращением регулировочного колпака необходимо доби­ ваться включения компрессора при давлении воздуха 5,65—6,00 кг/см2. Если регулятор включает компрессор в работу при Давлении воздуха в системе меньше 5,65 кг/см2, пружину следует подтянуть, поворачивая ре­ гулировочный колпак по часовой стрелке. В случае вклю­ чения компрессора при давлении воздуха больше 6.00 кг/см2 регулировочный колпак надо поворачивать против часовой стрелки. Максимальное давление воздуха, при котором регулятор отключает подачу воздуха ком­ прессором, регулируется изменением зазора между сед­ лом регулятора и выпускным клапаном при помощи про­ кладок, находящихся между седлом и корпусом регуля­ тора. Изменяя число прокладок, можно получить давле­ ние воздуха 7,00—7,35 кг1см2, при котором компрессор от­ ключается. При давлении воздуха в системе меньше 7.00 кг1см2 необходимо увеличить количество прокладок; если же компрессор отключается при давлении больше 7,35 кг/см2, количество прокладок следует уменьшить. Необходимо помнить, что при неисправном или нерабо­ тающем регуляторе значительно сокращается срок служ­ бы компрессора.

При ТО-2 необходимо проверить герметичность пнев­ матической системы, особенно тормозных камер, тормоз­

59