ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ного крана, соединений гибких шлангов тормозов и ход штоков тормозных камер.
Через ТО-2 следует снимать ступицы колес и прове рять состояние трущихся поверхностей барабанов и тор мозных накладок, а также состояние подшипников. При необходимости отремонтировать.
По рулевому механизму следует проверять зазор меж ду червяком и роликом, при необходимости проводить регулировку.
Ходовая часть. При проверке схождения передние колеса нужно установить в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, и ослабить гайки стяж ных болтов наконечников поперечной рулевой тяги. За мерить специальной линейкой расстояние между диска ми колес спереди и сзади на уровне оси колес. Разность расстояний должна быть 5—8 мм. Схождение колес регу лируют, поворачивая поперечную рулевую тягу ключом.
При техническом обслуживании переднего моста обя зательна проверка состояния поворотных кулаков, за зора между шкворнями и втулками поворотных кулаков, крепления шкворней балки передней оси, состояния ру левых тяг и фланцев ступиц колес.
Кроме этого, при необходимости подтягивают соеди нения кронштейнов рессор к основанию кузова, крепят амортизаторы, проверяют состояние резиновых втулок подвески и переставляют колеса. Через ТО-2 следует промывать и проверять состояние подшипников и саль ников передних и задних колес. Если при проворачива нии в руках наружной обоймы роликоподшипников тор цы роликов задевают за сепаратор, такие подшипники следует заменить. Проверяют и при необходимости ре гулируют осевой зазор между балкой передней оси и по воротными кулаками.
Электрооборудование. При ТО-2 следует проверить состояние коллекторов и щеток генератора и стартера, вольтамперметром работу реле-регулятора и при необ ходимости отрегулировать натяжение пружин якорей.
По аккумуляторной батарее требуется независимо от плотности электролита снять ее и направить на подза рядку. Пониженная емкость и низкое напряжение бата реи может быть вследствие сульфатации, короткого за мыкания или вредных примесей в электролите. Приз наками сульфатации батарей являются высокое против
60
обычного напряжение в начале заряда, преждевре менное обильное газовыделение, незначительное по вышение плотности электролита, повышенная тем пература и пониженное напряжение в конце за ряда, пониженная емкость и низкое напряжение при разряде. Признаками короткого замыкания являются не значительное повышение плотности электролита и на пряжения в процессе и в конце заряда, отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита, быстрое повышение тем пературы, сильное снижение напряжения при кратковре менном разряде.
Подзарядку аккумуляторной батареи ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах, а напряжение на клеммах и плотность элек тролита не останутся постоянными в течение 3 час.
Установка зажигания. На двигателях ЗИЛ-130 уста новку зажигания необходимо произвести в следующем порядке.
1. Установить поршень первого цилиндра в в.м.т. хо да сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совме щения риски на шкиве коленчатого вала с меткой в.м.т на указателе установки зажигания (рис. 17).
2. Расположить паз на валу привода прерывателя-рас пределителя так, чтобы он был параллелен риске на верх нем фланце корпуса привода прерывателя-распредели теля и был смещен в сторону оси, соединяющей отвер стие на нижнем фланце корпуса привода. В таком поло жении вставить привод прерывателя-распределителя в гнездо блока. После установки паз на валу привода пре рывателя-распределителя должен расположиться парал лельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода прерывателя-раопределителя, и должен быть смещен к переднему концу двигателя.
3. Повернуть коленчатый вал двигателя против часо вой стрелки на величину установочного угла опережения зажигания, для чего расположить риску на шкиве колен чатого вала против риски 9 на указателе установки за жигания.
Поворот коленчатого вала в заданное положение мож но осуществлять двумя способами:
с использованием ремней привода агрегатов при вы вернутых свечах;
61
при помощи пусковой рукоятки; в этом случае риска на шкиве должна быть совмещена с риской 9 в конце вто рого оборота коленчатого вала.
4. Освободить болт крепления пластины к прерыва телю-распределителю и вставить прерыватель-распреде-
Рис. 17. Установка зажигания
литель в гнездо привода так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
5.Включить зажигание и поворачивать корпус пре рывателя-распределителя против часовой стрелки до по явления искры между концом центрального провода, иду щего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм). В этом положении в корпусе распределителя затянуть болт креп ления пластины к распределителю.
6.Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажи гания в цилиндрах 1—5—4—2—6—3—7—8.
62
Перед установкой зажигания следует проверить и в случае необходимости отрегулировать зазор между кон тактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижней пластине. Зазор должен быть 0,35—0,45 мм.
Установка зажигания в двигателях, с которых сни мался прерыватель-распределитель *для регулировки и ремонта, но не снимался привод прерывателя-распреде лителя, производится в соответствии с указаниями пп. 3, 4, 5 и 6. Если же не снимался ни прерыватель-распреде литель, ни его привод — в соответствии с пунктами 3, 5 и 6, освободив перед операцией, указанной в п. 5, болт крепления пластины к прерывателю-распределителю.
Установку зажигания на двигателе автомобиля в соот ветствии с применяемым сортом бензина необходимо уточнять при помощи шкалы на верхней пластине пре рывателя-распределителя (шкала октан-корректора) пу тем дорожных испытаний. Для этого надо прогреть дви гатель и на ровном участке дороги при движении со ско ростью 30 км/час на прямой передаче резко нажать до отказа на педаль управления дросселями и держать ее так до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/час, прислушиваясь в это время к работе двигателя. При сильной детонации следует вращением гаек октан-кор ректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону знака минус, при полном от сутствии детонации — в сторону знака плюс.
В случае нормальной установки зажигания при раз гоне автобуса будет возникать легкая детонация, ко торая исчезает при скорости движения 40—45 км/час.
Через ТО-2 по электрооборудованию, кроме перечис ленных работ, надо проверить щетки генератора, стар тера, электродвигателей и датчик спидометра. При необ ходимости заменить щетки. Высота щетки генератора должна быть 17—15 мм (допускается минимальная вы сота щетки 7 мм). Натяжение щеткодержателей прове ряется пружинным динамометром, которое должно быть в пределах 350—500 г, минимальное допустимое на тяжение 200 г. Промыть и смазать подшипники генерато ра и стартера. Очистить контактные кольца генерато ра, датчика спидометра, а также коллекторы стартера и электродвигателей. При сильном загрязнении обмотки стартера, генератора и электродвигателей необходимо
6S
удалить грязь. Проверить контакты фар, подфарников, задних фонарей и подтянуть болты крепления. Очистить от пыли и грязи клеммы ножного переключателя, свето вого сигнала и включателя стоп-сигнала (в тормозном кране).
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОБУСА
По назначению и характеру выполняемых работ ре монт подразделяется на текущий и капитальный. Как те кущий, так и капитальный ремонты могут выполняться по отдельным агрегатам, узлам и механизмам и по автобу су в делом.
При текущем ремонте агрегата устраняют возникшие неисправности путем замены или ремонта отдельных из носившихся или поврежденных деталей агрегата, кроме базовых. К базовым деталям основных агрегатов авто буса относятся блок цилиндров, картеры коробки пере дач, заднего моста, рулевого механизма, балка передней оси, каркас кузова и др.
Ремонтные работы выполняются в основном по по требности, однако новое Положение о техническом об служивании и ремонте подвижного состава автомобиль ного транспорта предусматривает, что на автобусах не которые ремонтные работы, особенно по агрегатам и ме ханизмам, обеспечивающим безопасность движения, мо гут выполняться в заранее установленные сроки в прину дительном порядке.
Потребность в текущем ремонте выявляется в резуль тате проведения контроля при возвращении автобуса с линии и в процессе технического обслуживания, а также путем наблюдения за работой автобуса на линии.
При текущем ремонте автобуса восстанавливают или заменяют неисправные детали, а также узлы и агрегаты, требующие текущего или капитального ремонта, прово дят регулировочные и другие работы.
Пятилетний опыт эксплуатации автобусов ЛАЗ пока зал, что при хорошо поставленном техническом обслужи вании и качественном проведении работ по текущему ре монту достигается высокая техническая готовность авто бусов и значительно увеличивается пробег до капиталь ного ремонта. Так, из автобусов, поступивших в 1962 г.
64
в капитальный ремонт на Харьковский авторемонтный за вод № 4, 65% автобусов имели пробег около 300 тыс. км, 15% — около 400 тыс. км. Хороших результатов в эксплу атации автобусов ЛАЗ, достижении больших пробегов без капитального ремонта автобуса добились Ленинград ский автобусный парк № 2, Сочинский автобусный парк № 1, Львовский автобусный парк, начавшие одними из первых эксплуатацию большого количества автобу сов ЛАЗ, а также многие другие парки страны.
В Ленинградском автобусном парке № 2 на начало 1963 г. эксплуатировалось автобусов, не проходивших капитальный ремонт с пробегом до 200 тыс. км, — 101 шт., до 300 тыс. км — 60 шт., до 400 тыс. км — 15 шт., до 500 тыс. км — 18 шт. Отдельные автобусы достигли пробег до ка питального ремонта, превышающий 500 тыс. км.
Требования, предъявляемые к текущему ремонту ав тобусов, выше, чем требования, предъявляемые к теку щему ремонту автомобилей. Это объясняется следующи ми двумя основными причинами. Во-первых, автобусы как пассажирские автомобили должны иметь высокую техническую надежность для обеспечения безопасности движения и бесперебойной работы по графику. Во-вто рых, норма пробег-а до капитального ремонта автобусов ЛАЗ, как и ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158, составляет 270 тыс. км, что в среднем вдвое больше, чем у других автомобилей. Следовательно, для достижения и превышения пробегов, установленных до капитального ремонта автобуса, в ав тобусных парках должен быть хорошо организован те кущий ремонт.
Потребность в капитальном ремонте автобуса насту пает, если кузов его, а также большинство агрегатов ну ждаются в капитальном ремонте. Если учесть,что капи тальный ремонт или углубленный текущий ремонт от дельных агрегатов автобуса производится практически при разных пробегах, основным решающим агрегатом, определяющим необходимость капитального ремонта ав тобуса, является его кузов.
Многолетняя эксплуатация автобусов ЛАЗ выявила достаточную прочность кузовов автобусов, следователь но, при хорошо организованном текущем ремонте, осо бенно при применении агрегатного метода ремонта, авто бусные парки всегда досшгают значительных успехов в увеличении межремонтных пробегов.
5—624 |
65 |
РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
При текущем ремонте двигателя производится частич ная или полная разборка его, удаление нагара с клапа нов, поршней и головки цилиндров, заделка трещин на стенках рубашки охлаждения, замена поршней, поршне вых пальцев и колец, вкладышей шатунных и коренных
Рис. 18. |
Монтаж приспособления для |
установки |
двигателя: |
||
/ — левый |
кронштейн; |
2 — винт; |
3 — палец; |
4 — правый кронштейн; |
|
5 — приспособление для |
установки |
и снятия |
двигателя; |
6 — двигатель |
л
подшипников, ремонт клапанных седел и притирка кла панов, разборка, ремонт и сборка водяного насоса, ре монт привода вентилятора, масляного насоса и филь тров, сборка и установка двигателя.
Снятие двигателя. Для облегчения снятия и установ ки двигателя на автобус используют легкосъемное при способление (рис. 18). Его устанавливают в отсек для двигателя при помощи двух кронштейнов 1 и 4, приварен ных к каркасу отсека. Балку приспособления вставляют своими прорезями в эти кронштейны и фиксируют при помощи пальцев 3 и винта 2. Третьей точкой опоры бал ки является стойка.
Для снятия зацепляют рядный двигатель ЗИЛ-158 скобой за шпильки головки цилиндров. На V-образном двигателе перед демонтажем предварительно снимают
66
компрессор, карбюратор и фильтр тонкой очистки. По скольку петли для съема у него находятся на торцах бло ка, требуются специальные крюки.
Приспособление (рис. 19) состоит из балки, представ ляющей собой стальную трубу прямоугольного сечения с приваренной направляющей тележки. По направляющей 5 перемещается тележка с двигателем. Тележка пред ставляет собой корпус 7, в котором на осях 17 установ лены подшипники. В нижней части тележки расположено подъемное устройство для поднятия и опускания двига теля, состоящее из корпуса 12 подъемника и двух вин тов 11 и 14. Поворачивая корпус подъемника за рукоят ки, винты, имеющие трапецеидальную резьбу, вверты ваются в корпус и поднимают двигатель. Тележка для перемещения двигателя приводится в движение тросом. Вращая рукоятку 24 правой катушки и наматывая на катушку трос, двигатель перемещают наружу. При этом следует рукоятку 22 левой катушки поворачивать в про тивоположном направлении и при необходимости притор маживать ею. Трос 4 расположен снаружи и проходит через ролик 16; трос 8 левой катушки, перемещающий двигатель в отсек, пропущен внутри балки; трос закреп лен зажимами 6. Двигатель снимает один человек. Отъединенный двигатель ЗИЛ-158 со сцеплением и ко робкой передач в сборе снимают при помощи приспособ ления за 5 мин. Снятый двигатель следует развернуть на 90°, опустить при помощи подъемника и установить на подведенную тележку.
Основные данные приспособления
Вес, к г ............................
Габаритные размеры, мм: длина
высота (в рабочем положении' Суммарный ход обоих винтов подъем
ника, мм . . . .
Резьба винтов подъемника: верхнего
нижнего
Подшипник
23
2160
1750
250
Трапецеидальная 26x3 левая (ОСТ 2409)
Трапецеидальная 42Х& правая (ОСТ 2410)
№ 204, шариковый ра диальный
Диаметр троса, мм . |
3 |
прямоугольная |
Б а л к а .......................... |
Стальная |
|
|
труба |
50x25x2 |
5* |
|
67 |