Файл: Атоян К.М. Эксплуатация автобусов ЛАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного крана, соединений гибких шлангов тормозов и ход штоков тормозных камер.

Через ТО-2 следует снимать ступицы колес и прове­ рять состояние трущихся поверхностей барабанов и тор­ мозных накладок, а также состояние подшипников. При необходимости отремонтировать.

По рулевому механизму следует проверять зазор меж­ ду червяком и роликом, при необходимости проводить регулировку.

Ходовая часть. При проверке схождения передние колеса нужно установить в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, и ослабить гайки стяж­ ных болтов наконечников поперечной рулевой тяги. За­ мерить специальной линейкой расстояние между диска­ ми колес спереди и сзади на уровне оси колес. Разность расстояний должна быть 5—8 мм. Схождение колес регу­ лируют, поворачивая поперечную рулевую тягу ключом.

При техническом обслуживании переднего моста обя­ зательна проверка состояния поворотных кулаков, за­ зора между шкворнями и втулками поворотных кулаков, крепления шкворней балки передней оси, состояния ру­ левых тяг и фланцев ступиц колес.

Кроме этого, при необходимости подтягивают соеди­ нения кронштейнов рессор к основанию кузова, крепят амортизаторы, проверяют состояние резиновых втулок подвески и переставляют колеса. Через ТО-2 следует промывать и проверять состояние подшипников и саль­ ников передних и задних колес. Если при проворачива­ нии в руках наружной обоймы роликоподшипников тор­ цы роликов задевают за сепаратор, такие подшипники следует заменить. Проверяют и при необходимости ре­ гулируют осевой зазор между балкой передней оси и по­ воротными кулаками.

Электрооборудование. При ТО-2 следует проверить состояние коллекторов и щеток генератора и стартера, вольтамперметром работу реле-регулятора и при необ­ ходимости отрегулировать натяжение пружин якорей.

По аккумуляторной батарее требуется независимо от плотности электролита снять ее и направить на подза­ рядку. Пониженная емкость и низкое напряжение бата­ реи может быть вследствие сульфатации, короткого за­ мыкания или вредных примесей в электролите. Приз­ наками сульфатации батарей являются высокое против

60

обычного напряжение в начале заряда, преждевре­ менное обильное газовыделение, незначительное по­ вышение плотности электролита, повышенная тем­ пература и пониженное напряжение в конце за­ ряда, пониженная емкость и низкое напряжение при разряде. Признаками короткого замыкания являются не­ значительное повышение плотности электролита и на­ пряжения в процессе и в конце заряда, отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита, быстрое повышение тем­ пературы, сильное снижение напряжения при кратковре­ менном разряде.

Подзарядку аккумуляторной батареи ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах, а напряжение на клеммах и плотность элек­ тролита не останутся постоянными в течение 3 час.

Установка зажигания. На двигателях ЗИЛ-130 уста­ новку зажигания необходимо произвести в следующем порядке.

1. Установить поршень первого цилиндра в в.м.т. хо­ да сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совме­ щения риски на шкиве коленчатого вала с меткой в.м.т на указателе установки зажигания (рис. 17).

2. Расположить паз на валу привода прерывателя-рас­ пределителя так, чтобы он был параллелен риске на верх­ нем фланце корпуса привода прерывателя-распредели­ теля и был смещен в сторону оси, соединяющей отвер­ стие на нижнем фланце корпуса привода. В таком поло­ жении вставить привод прерывателя-распределителя в гнездо блока. После установки паз на валу привода пре­ рывателя-распределителя должен расположиться парал­ лельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода прерывателя-раопределителя, и должен быть смещен к переднему концу двигателя.

3. Повернуть коленчатый вал двигателя против часо­ вой стрелки на величину установочного угла опережения зажигания, для чего расположить риску на шкиве колен­ чатого вала против риски 9 на указателе установки за­ жигания.

Поворот коленчатого вала в заданное положение мож­ но осуществлять двумя способами:

с использованием ремней привода агрегатов при вы­ вернутых свечах;

61


при помощи пусковой рукоятки; в этом случае риска на шкиве должна быть совмещена с риской 9 в конце вто­ рого оборота коленчатого вала.

4. Освободить болт крепления пластины к прерыва телю-распределителю и вставить прерыватель-распреде-

Рис. 17. Установка зажигания

литель в гнездо привода так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.

5.Включить зажигание и поворачивать корпус пре­ рывателя-распределителя против часовой стрелки до по­ явления искры между концом центрального провода, иду­ щего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм). В этом положении в корпусе распределителя затянуть болт креп­ ления пластины к распределителю.

6.Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажи­ гания в цилиндрах 1—5—4—2—6—3—7—8.

62

Перед установкой зажигания следует проверить и в случае необходимости отрегулировать зазор между кон­ тактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижней пластине. Зазор должен быть 0,35—0,45 мм.

Установка зажигания в двигателях, с которых сни­ мался прерыватель-распределитель *для регулировки и ремонта, но не снимался привод прерывателя-распреде­ лителя, производится в соответствии с указаниями пп. 3, 4, 5 и 6. Если же не снимался ни прерыватель-распреде­ литель, ни его привод — в соответствии с пунктами 3, 5 и 6, освободив перед операцией, указанной в п. 5, болт крепления пластины к прерывателю-распределителю.

Установку зажигания на двигателе автомобиля в соот­ ветствии с применяемым сортом бензина необходимо уточнять при помощи шкалы на верхней пластине пре­ рывателя-распределителя (шкала октан-корректора) пу­ тем дорожных испытаний. Для этого надо прогреть дви­ гатель и на ровном участке дороги при движении со ско­ ростью 30 км/час на прямой передаче резко нажать до отказа на педаль управления дросселями и держать ее так до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/час, прислушиваясь в это время к работе двигателя. При сильной детонации следует вращением гаек октан-кор­ ректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону знака минус, при полном от­ сутствии детонации — в сторону знака плюс.

В случае нормальной установки зажигания при раз­ гоне автобуса будет возникать легкая детонация, ко­ торая исчезает при скорости движения 40—45 км/час.

Через ТО-2 по электрооборудованию, кроме перечис­ ленных работ, надо проверить щетки генератора, стар­ тера, электродвигателей и датчик спидометра. При необ­ ходимости заменить щетки. Высота щетки генератора должна быть 17—15 мм (допускается минимальная вы­ сота щетки 7 мм). Натяжение щеткодержателей прове­ ряется пружинным динамометром, которое должно быть в пределах 350—500 г, минимальное допустимое на­ тяжение 200 г. Промыть и смазать подшипники генерато­ ра и стартера. Очистить контактные кольца генерато­ ра, датчика спидометра, а также коллекторы стартера и электродвигателей. При сильном загрязнении обмотки стартера, генератора и электродвигателей необходимо

6S


удалить грязь. Проверить контакты фар, подфарников, задних фонарей и подтянуть болты крепления. Очистить от пыли и грязи клеммы ножного переключателя, свето­ вого сигнала и включателя стоп-сигнала (в тормозном кране).

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОБУСА

По назначению и характеру выполняемых работ ре­ монт подразделяется на текущий и капитальный. Как те­ кущий, так и капитальный ремонты могут выполняться по отдельным агрегатам, узлам и механизмам и по автобу­ су в делом.

При текущем ремонте агрегата устраняют возникшие неисправности путем замены или ремонта отдельных из­ носившихся или поврежденных деталей агрегата, кроме базовых. К базовым деталям основных агрегатов авто­ буса относятся блок цилиндров, картеры коробки пере­ дач, заднего моста, рулевого механизма, балка передней оси, каркас кузова и др.

Ремонтные работы выполняются в основном по по­ требности, однако новое Положение о техническом об­ служивании и ремонте подвижного состава автомобиль­ ного транспорта предусматривает, что на автобусах не­ которые ремонтные работы, особенно по агрегатам и ме­ ханизмам, обеспечивающим безопасность движения, мо­ гут выполняться в заранее установленные сроки в прину­ дительном порядке.

Потребность в текущем ремонте выявляется в резуль­ тате проведения контроля при возвращении автобуса с линии и в процессе технического обслуживания, а также путем наблюдения за работой автобуса на линии.

При текущем ремонте автобуса восстанавливают или заменяют неисправные детали, а также узлы и агрегаты, требующие текущего или капитального ремонта, прово­ дят регулировочные и другие работы.

Пятилетний опыт эксплуатации автобусов ЛАЗ пока­ зал, что при хорошо поставленном техническом обслужи­ вании и качественном проведении работ по текущему ре­ монту достигается высокая техническая готовность авто­ бусов и значительно увеличивается пробег до капиталь­ ного ремонта. Так, из автобусов, поступивших в 1962 г.

64

в капитальный ремонт на Харьковский авторемонтный за­ вод № 4, 65% автобусов имели пробег около 300 тыс. км, 15% — около 400 тыс. км. Хороших результатов в эксплу­ атации автобусов ЛАЗ, достижении больших пробегов без капитального ремонта автобуса добились Ленинград­ ский автобусный парк № 2, Сочинский автобусный парк № 1, Львовский автобусный парк, начавшие одними из первых эксплуатацию большого количества автобу­ сов ЛАЗ, а также многие другие парки страны.

В Ленинградском автобусном парке № 2 на начало 1963 г. эксплуатировалось автобусов, не проходивших капитальный ремонт с пробегом до 200 тыс. км, — 101 шт., до 300 тыс. км — 60 шт., до 400 тыс. км — 15 шт., до 500 тыс. км — 18 шт. Отдельные автобусы достигли пробег до ка­ питального ремонта, превышающий 500 тыс. км.

Требования, предъявляемые к текущему ремонту ав­ тобусов, выше, чем требования, предъявляемые к теку­ щему ремонту автомобилей. Это объясняется следующи­ ми двумя основными причинами. Во-первых, автобусы как пассажирские автомобили должны иметь высокую техническую надежность для обеспечения безопасности движения и бесперебойной работы по графику. Во-вто­ рых, норма пробег-а до капитального ремонта автобусов ЛАЗ, как и ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158, составляет 270 тыс. км, что в среднем вдвое больше, чем у других автомобилей. Следовательно, для достижения и превышения пробегов, установленных до капитального ремонта автобуса, в ав­ тобусных парках должен быть хорошо организован те­ кущий ремонт.

Потребность в капитальном ремонте автобуса насту­ пает, если кузов его, а также большинство агрегатов ну­ ждаются в капитальном ремонте. Если учесть,что капи­ тальный ремонт или углубленный текущий ремонт от­ дельных агрегатов автобуса производится практически при разных пробегах, основным решающим агрегатом, определяющим необходимость капитального ремонта ав­ тобуса, является его кузов.

Многолетняя эксплуатация автобусов ЛАЗ выявила достаточную прочность кузовов автобусов, следователь­ но, при хорошо организованном текущем ремонте, осо­ бенно при применении агрегатного метода ремонта, авто­ бусные парки всегда досшгают значительных успехов в увеличении межремонтных пробегов.

5—624

65


РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ

При текущем ремонте двигателя производится частич­ ная или полная разборка его, удаление нагара с клапа­ нов, поршней и головки цилиндров, заделка трещин на стенках рубашки охлаждения, замена поршней, поршне­ вых пальцев и колец, вкладышей шатунных и коренных

Рис. 18.

Монтаж приспособления для

установки

двигателя:

/ — левый

кронштейн;

2 — винт;

3 — палец;

4 — правый кронштейн;

5 — приспособление для

установки

и снятия

двигателя;

6 — двигатель

л

подшипников, ремонт клапанных седел и притирка кла­ панов, разборка, ремонт и сборка водяного насоса, ре­ монт привода вентилятора, масляного насоса и филь­ тров, сборка и установка двигателя.

Снятие двигателя. Для облегчения снятия и установ­ ки двигателя на автобус используют легкосъемное при­ способление (рис. 18). Его устанавливают в отсек для двигателя при помощи двух кронштейнов 1 и 4, приварен­ ных к каркасу отсека. Балку приспособления вставляют своими прорезями в эти кронштейны и фиксируют при помощи пальцев 3 и винта 2. Третьей точкой опоры бал­ ки является стойка.

Для снятия зацепляют рядный двигатель ЗИЛ-158 скобой за шпильки головки цилиндров. На V-образном двигателе перед демонтажем предварительно снимают

66

компрессор, карбюратор и фильтр тонкой очистки. По­ скольку петли для съема у него находятся на торцах бло­ ка, требуются специальные крюки.

Приспособление (рис. 19) состоит из балки, представ­ ляющей собой стальную трубу прямоугольного сечения с приваренной направляющей тележки. По направляющей 5 перемещается тележка с двигателем. Тележка пред­ ставляет собой корпус 7, в котором на осях 17 установ­ лены подшипники. В нижней части тележки расположено подъемное устройство для поднятия и опускания двига­ теля, состоящее из корпуса 12 подъемника и двух вин­ тов 11 и 14. Поворачивая корпус подъемника за рукоят­ ки, винты, имеющие трапецеидальную резьбу, вверты­ ваются в корпус и поднимают двигатель. Тележка для перемещения двигателя приводится в движение тросом. Вращая рукоятку 24 правой катушки и наматывая на катушку трос, двигатель перемещают наружу. При этом следует рукоятку 22 левой катушки поворачивать в про­ тивоположном направлении и при необходимости притор­ маживать ею. Трос 4 расположен снаружи и проходит через ролик 16; трос 8 левой катушки, перемещающий двигатель в отсек, пропущен внутри балки; трос закреп­ лен зажимами 6. Двигатель снимает один человек. Отъединенный двигатель ЗИЛ-158 со сцеплением и ко­ робкой передач в сборе снимают при помощи приспособ­ ления за 5 мин. Снятый двигатель следует развернуть на 90°, опустить при помощи подъемника и установить на подведенную тележку.

Основные данные приспособления

Вес, к г ............................

Габаритные размеры, мм: длина

высота (в рабочем положении' Суммарный ход обоих винтов подъем

ника, мм . . . .

Резьба винтов подъемника: верхнего

нижнего

Подшипник

23

2160

1750

250

Трапецеидальная 26x3 левая (ОСТ 2409)

Трапецеидальная 42Х& правая (ОСТ 2410)

№ 204, шариковый ра­ диальный

Диаметр троса, мм .

3

прямоугольная

Б а л к а ..........................

Стальная

 

труба

50x25x2

5*

 

67