Файл: Устав службы на судах морского технического флота Министерства транспортного строительства утвержден приказом от 24 февраля 1962 г. № 82-П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

временно завести конец для лоцманского бота, подготовить штормтрап, спасательный круг и два бросательных конца, а в ночное время— люстру с проводом достаточной длины;

р) обеспечить встречу лоцмана у трапа и со­ провождение на командный мостик одним из штурманов и записывать фамилию лоцмана в судовой журнал;

с) в случае падения человека за борт само­ стоятельно принимать В1.е необходимые меры для спасения человека; застопорить машину, выбросить спасательный круг, переложить руль, объявить тревогу «человек за бортом», дать команду о спуске шлюпки и т. д. и доло­ жить капитану;

т) организовать несение службы наблюде­ ния и связи;

у) на грунто-отвозных шаландах следить за состоянием грунтовых трюмов, . люкоподъем­ ных устройств, требуя от команды плотного подтягивания люков, за правильной погрузкой шаланды грунтом;

ф) при переходах на свалку следить, чтобы вахтенная смена производила очистку прохо­ дов палуб шаланды от грунта, а также про­ мывку люкоподъемных цепей и всего люкоподъемного устройства, подготовляя все, что требуется для отдачи люков и беспрепятствен­ ной разгрузки шаланды на свалке грунта;

б Заказ № 3836

81:

х) при постановке судна на якорь произве­ сти определение места судна по пеленгам бе­ реговых предметов и следить за пеленгами с целью обнаружения и предотвращения дрей­ фа судна.

Вахтенный и сменный помощник капитана на буксирных, вспомогательных судах и ша­ ландах в местном плавании на работе в со­ ставе каравана земснаряда отвечает за судо­ вождение, безопасность судна, за порядок на судне и производство работ.

Обязанности вахтенного помощника капитана на стоянке судна

219. Вахтенный помощник капитана, вступа на вахту на стоянке судна (на швартовых или на якоре), принимает со сдающего вахту по­ мощника следующие данные:

а) о готовности судна к отходу или к нача­ лу работы, снабжении водой, бункером, продо­ вольствием;

б) о количестве вытравленной якорной цепи, о заведенных с судна швартовых и о готовно­ сти второго якоря к отдаче и наличии запас­ ных швартовых;

в) о глубине, грунте, течении и осадке судна: г) о шлюпках и судах, стоящих у борта; д) об уволенной на берег команде;

е) об отсутствующем на борту командном составе;

82


ж) о посторонних лицах, находящихся на судне;

з) о наличии воды в льялах и балластных танках;

и) список вахт по палубе и машине; к) о готовности главной машины и меха­

низмов; л) о судовых работах на текущий день.

После этого вахтенный помощник совместно со сдающим вахту обходит верхнюю палубу

сцелью удостовериться, все ли в порядке. 220. Во время якорной стоянки вахтенный

помощник капитана наблюдает, чтобы коли­ чество вытравленной якорной цепи было всег­ да сообразно с обстоятельствами, чтобы в све­ жий ветер и особенно при волнении не до­ пускать подергивания якорной цепи, а также чтобы все принадлежности якорного устройст­ ва находились постоянно в исправности. При наличии течения, вахтенный помощник капи­ тана следит за циркуляцией судна, чтобы из­ бежать навала на близстоящие суда.

О всех переменах течения, прилива и пого­ ды, вахтенный помощник капитана доклады­ вает капитану (багермейстеру).

221. Во время стоянки судна на якоре и у причала вахтенный помощник обязан обеспе­ чить своевременный подъем сигнальных огней согласно правилам для предупреждения столк-

6"

83

новеиия судов в море и портовым правилам, он должен следить за всеми подходящими к судну катерами, баржами, шлюпками и пр. и распорядиться, чтобы они становились в ука­ занных местах; в случае спуска на воду судовых шлюпок принимать меры к свое­ временному их возвращению и подъему на место.

222.При отправлении личного состава на шлюпке вахтенный помощник капитана отве­ чает за соблюдение норм загрузки шлюпки, сообразуясь с состоянием погоды.

223.Во время стоянки на швартовых вахтен­ ный помощник капитана обязан наблюдать, чтобы швартовы были заведены в достаточном количестве, при приливо-отливных явлениях следить за тем, чтобы швартовы не терлись в кипах и клюзах, чтобы на них были, если суд­

но стоит у причала, противокрысиные щиты и подложены маты в местах трения, а также, чтобы кранцы, спущенные за борт, были в по­ рядке, иллюминаторы, находящиеся вблизи ватерлинии, были хорошо задраены.

224.При предупреждении о шторме вахтен­ ный помощник капитана обязан завести допол­ нительные швартовы и принимать меры к обе­ спечению безопасности стоянки судна.

225.Вахтенный помощник капитана на стоянке обязан:

84


а) иметь список членов экипажа, находя­ щихся на дежурстве;

б) следить, чтобы трап или сходни были на­ дежно закреплены, поручни или лееры были налажены и чтобы у трапа или сходни были наготове спасательный круг с бросательным концом, а также было бы оборудовано осве­ щение;

в) при объявлении на судне тревоги руково­ дить находящейся на борту частью экипажа для ликвидации возникшей опасности;

г) не менее двух раз в сутки проверять вы­ соту воды в льялах и результаты промеров заносить в судовой журнал; в случае прибыли воды докладывать капитану или старшему по­ мощнику капитана и принимать все меры к не­ медленной откачке воды судовыми, а в случае необходимости — портовыми средствами;

д) при получении пара и электроэнергии с берега или с другого судна обеспечить над­ лежащее наблюдение за целостностью прово­ дов, трубопроводов или шлангов.

5. О б я з а н н о с т и в а х т е н н о г о п о м о щ н и к а б а г е р м е й с т е р а при

пр о и з в о д с т в е д н о у г л у б и т е л ь н ы х

ра б о т

226.Вахтенный помощник багермейстера на время вахты является руководителем работ

85

земснаряда и оперативно руководит судами каравана.

227. Вахтенный помощник багермейстера, вступая на вахту, принимает от своего пред­

шественника сведения:

 

 

 

а) о показании водомерной рейки;

 

 

б) о глубине опускания черпаковой или со-

суновой рамы;

 

 

запаса

в) о величине багермейстерского

и результатах черпания

(глубина

за

кормой,

у лотков и черпаков);

 

 

 

г) о режиме работы

земснаряда

(скорость

движения черпаковой

цепи, продвижение по

аванту, скорость папильонирования и т. п.); д) о состоянии рабочих якорей; е) о характерных особенностях в работе

земснаряда на участке во время предыдущей вахты;

ж) о наличии грунтоотвозных шаланд в ка­ раване и вспомогательных судов.

228. Вахтенный помощник багермейстера обязан:

а) самостоятельно руководить сменой рабо­ чих частей черпакового, сосунового и рефулер­ ного устройств; при проведении сложных ра­ бот обязан вызывать багермейстера или стар­ шего помощника и действовать согласно их указаниям;

б) производить перекладку рабочих якорей;

86


в) производить очистку нижнего барабана и черпаков;

г) периодически проверять по мере продви­ жения вперед (по аванту) скорость бокового движения (папильонирования) и скорость дви­ жения черпаковой цепи, добиваясь нормаль­ ного наполнения черпаков и чистоты выработ­ ки, не допуская перегрузки судовых механиз­ мов;

д) наблюдать за надлежащей глубиной опу­ скания черпаковой рамы или сосуна, не допу­ ская превышения установленного багермейстерского запаса;

е) не допускать крена снаряда, вредно отра­ жающегося на работе ответственных частей черпакового устройства;

ж) на землесосах следить за показаниями вакуумметра и манометра и регулировать ско­ рость бокового перемещения и подачи вперед, а также принимать меры против образования забоя в напорной и всасывающей части тру­ бопровода;

з) следить за состоянием черпаковых шты­ рей и звеньев и при обнаружении существен­ ных дефектов принимать меры к немедленной их замене;

и) следить за состоянием подшипников ниж­ него и верхнего барабанов, роульсовых поду­

87

шек и, по мере их износа, своевременно заме­ нять новыми;

к) периодически проверять соединения и крепления плавучего и берегового трубопро­ вода;

л) следить за состоянием рабочих якорей и принимать меры к своевременной их пере­ кладке;

м) принимать необходимые меры для обе­ спечения безопасного пропуска проходящих судов и следить, чтобы при подходе самоход­ ных шаланд и буксиров папильонажным це­ пям давался провес, гарантирующий их от на­ мотки на винты;

н) знать состояние забровочных глубин и следить за исправностью бровочных створов;

о) периодически проверять правильность показания рабочей водомерной рейки по конт­ рольной;

п) при работах в шаланды следить за их подходом и правильной загрузкой грунтовых трюмов, а также за правильной расстановкой обслуживающих плавсредств и приспособле­ ний.

229. Во время работы земснаряда вахтенный помощник багермейстера находится в багермейстерской рубке.

88

6.Шк и п е р

230.Шкипер несамоходной шаланды и бар­ жи несет ответственность за:

а) сохранность судна, техническое состояние

иготовность его к плаванию;

б) сохранность перевозимых грузов и за выполнение правил безопасности при перевоз­ ке огнеопасных грузов;

в) наличие и исправное состояние противо­ пожарного, аварийно-спасательного имущест­ ва судна и водоотливных его средств;

г) степень обученности личного состава дей­ ствиям по обслуживанию механизмов и борьбе за живучесть судна;

д) наличие и состояние положенного инвен­ тарного имущества;

е) соблюдение правил техники безопасности

при производстве судовых работ;

4

ж)

выполнение обязательного постановле­

ния по порту, а также правил

плавания по

внутренним водным путям СССР;

 

з)

правильное размещение груза.

Б. Машинный командный состав

1. С т а р ш и й м е х а н и к

231. Старший механик является заместите­ лем капитана судна по технической части.

89


Старший механик является прямым .началь­ ником машинной команды и техническим руко­ водителем всех членов судового экипажа, осу­ ществляющих управление судовой техникой и уходом за ней.

232. Старший механик отвечает:

а) за обеспечение надежного действия и за исправное техническое состояние силовой ус тая-овки, электромеханических устройств, па­ лубных механизмов и за правильную техниче­ скую эксплуатацию их;

б) за профессионально-техническую подго­ товку личного состава машинной команды;

в) за правильное использование технических средств;

г) за состояние трудовой дисциплины лич­ ного состава машинной команды;

д) за своевременное обеспечение судна не обходимыми материалами, топливом и обору­ дованием;

е) за организацию вахтенной службы ма­ шинной команды;

ж) за соблюдение правил техники безопас­ ности машинным командным составом и ма­ шинной командой.

233. Старший механик обязан:

а) обеспечить правильную, безопасную и эффективную эксплуатацию и ремонт главных машин (двигателей), котельных и рефрижера­

90