Файл: Технический уход за тракторами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шипниками коленчатого вала, и термо­ метр, определяющий температуру масла, подаваемого насосом к фильтру грубой очистки. Нормальное давление и темпе­ ратура масла для различных двигателей сведен^ в таблицу 11.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

Марка

Д-54

Д-40

Д г-8

Д-ш Д-lö

двигателя

 

 

 

 

 

Д а в л е н и е

 

 

 

 

 

масла в ма­

1,7-2,5

2 - 3

2 - 3

1,8-2,1 1

5—3

гистрали

Температура

 

масла (в гра­

70—90 80-9С 80-90 80-95

дусах)

о

О

1 00

Работа двигателя без контрольно-из­ мерительных приборов не разрешается.

Ежедневно перед работой проверяется уровень масла в картере двигателя при помощи указателя масла. Измерять уро­ вень масла и доливать его нужно не раньше чем через 30 минут после оста­ новки двигателя. Переполнение картера вызовет повышение расхода масла и закоксовывание колец.

Кроме операций по проверке и доливке масла, кроме наблюдения за контрольно­

117


измерительными приборами, в сложные технические уходы включены проверка состояния фильтров грубой и тонкой очистки масла, промывка системы смазки.

Промывка системы смазки. Масло во время работы двигателя сильно загряз­ няется, в нем появляются частицы ме­ талла, пыли, продукты окисления и час­ тички несгоревшего топлива. Для удале­ ния механических примесей и продуктов окисления применяется периодическая промывка системы смазки. Промывка производится следующим образом. Пос­ ле остановки трактора, пока масло не остыло, сливают его из картера двигате­ ля и корпуса масляного фильтра, снимают фильтр грубой очистки масла, очищают его, промывают и устанавливают на ме­ сто. Далее в картер двигателя заливают дизельное топливо в следующих количе­ ствах:

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

Марка

Д-54

.Бела­

Д-28,

Д-20

Д-16

днигателя

 

русь“

Д-24

 

 

Количество

 

 

 

 

 

топлива (в

12-15

10-12

2,5—3,5 2,5 -3

1,5-2,5

литрах)

118

Затем двигатель заводят, и он работа­ ет на средних оборотах в течение двух минут. При этом проверяют давление промывочного топлива: оно должно быть не менее 0,6—0,7 кг/см2. При меньшем давлении промывку прекращают немед­ ленно. После этого промывочное топливо сливают из картера двигателя и корпуса масляных фильтров, заливают до уровня свежее масло, запускают двигатель и ра­ ботают 5 минут. После остановки двига­ теля отвертывают маслопровод от радиа­ тора к масляному фильтру, сливают '/4 часть залитого в картер масла (при этом из системы смазки вытесняется остав­ шееся промывочное топливо) и добавля­ ют свежего масла до уровня.

У тракторов ДТ-54А с гидросистемой отключение маслопровода от радиатора к маслофильтру затруднено, поэтому остатки промывочного топлива удаляются следующим образом: заливают в двига­ тель 8 — 10 литров масла, проворачивают коленчатый вал дизеля пусковым двига­ телем, затем масло сливают и систему заправляют свежим маслом.

Промывка фильтра грубой очистки масла и проверка его на пропускную спо­ собность. Эта операция предусматри­

119


вается на тракторах, где установлены ленточные фильтры. По мере работы тракторов в гофрированных канавках каркаса и шелях ленточных фильтров откладываются продукты окисления мас­ ла, смолистые вещества, твердые части­ цы и зола. Под действием высокой тем­ пературы эти отложения затвердевают, засоряя масляный фильтр, и масло по­ ступает к трущимся поверхностям неочи­ щенным.

Промывать фильтры надо следующим образом: очистить снаружи фильтр ог грязи, отвернуть спускные пробки и слить все масло из корпуса фильтра, от­ вернуть болты и снять фильтрующие сек­ ции с колпаком. Затем вынуть внутренний фильтрующий элемент из наружного, тщательно промыть их в керосине или дизельном топливе щетинной щеткой. Промыть также все детали фильтра. После промывки осмотреть рабочие по­ верхности обеих секций и выяснить, нет ли повреждений. Возможны ослабление или сползание витков с образованием широких щелей, пробоин и других по­ вреждений фильтрующих поверхностей. Все неисправности латунной намотки за­ паиваются оловом шги припоем ПОС-ЗО.

1 2 0

Общая площадь пайки не должна превы­ шать 10 см2 для фильтров грубой очист­

ки двигателя Д-54 (по 5 слі2

на

каждую

секцию)

и 25 см2 — у колесных

тракто­

ров.

с поврежденными

металличе­

Работа

скими фильтрами не допускается.

После осмотра и (если в этом есть не­ обходимость) запайки повреждений при­ ступают к определению пропускной спо­ собности фильтра. Для этого элемент по­ гружается в дизельное топливо, цент­ ральное отверстие (горловина крышки) закрывается резиновой или деревянной пробкой, так чтобы секция соприкаса­ лась с топливом всей намоткой. Заполне­ ние исправной секции продолжается не больше 120 'секунд, новые заполняются в течение 20—40 секунд. Если время за­ полнения секции больше 120 секунд, ее необходимо промыть на специальном приборе. Проверка секции на пропуск­ ную способность показана на рис. 4.

Для промывки секций промышлен­ ность выпускает стенды СПФ-2М и СП-1516. На стенде СПФ-2М для промыв­ ки используется дизельное топливо,кото­ рое подается из форсунок КДМ-46 на наружную поверхность фильтрующего

1 2 1



Рис. 4. Схема проверки пропускной способности фильтрующего элемента:

/ — дизельное топливо; 2 — секция фильтра; 3 — сосуд; 4 — пробка

элемента. На стенде СП-1516 фильт­ рующие элементы промываются водой, нагретой до 80—95 градусов С, под дав­ лением в 4,5—5 атмосфер.

Если указанных стендов или других приспособлений для промывки фильтров грубой очистки нет, целесообразно изго­ товить простейшие ванны для размягче­ ния смолистых отложений на фильтрую­ щих элементах (рис. 5).

1 2 2

После промывки на стенде фильтр гру­ бой очистки подвергается повторной про­ верке на пропускную способность. Если последняя в пределах нормы, фильтр следует собрать и установить его на ме­ сто. При этом нужно следить, чтобы не было нарушения уплотнений, войлочные кольца не должны быть перекрученными и смытыми.

Промывка масляной центрифуги. Од­ новременно с промывкой фильтра грубой очистки промывают реактивную центри­ фугу. Для этого снимают малый колпак, упорное кольцо, а затем ротор, отверты­ вают две гайки крепления крышки рото- *ра. С помощью деревянного скребка очи­ щают внутреннюю полость ротора. Сни­ мают сетчатые колпачки с маслоотводя­ щих трубок, промывают их и ротор в ди­ зельном топливе и прочищают форсунки медной проволочкой. Собирают ротор в обратном порядке.

9. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ

Система охлаждения двигателя нуж­ дается в повседневном уходе. Основные операции ухода следующие: заправка

123

•ш

Рис. 5. Схема электрохимического разрыхления смолистых отложений:

-спираль для подогрева ванны; 2 — ванна,

контактный цилиндр; 4 — фильтрующий

элемент; 5 — сварочный трансформатор

водой, проверка и регулировка натяже­ ния ремней вентилятора, подтяжка креп­ лений и устранение подтекания воды, промывка системы, смазка деталей вен­ тилятора и насоса, очистка сердцевины радиатора.

Все поименованные операции выпол­ няются при ежесменном уходе, за исклю­ чением промывки системы, которая про­ водится при техническом уходе № 2.

Особого внимания требует система охлаждения при эксплуатации тракторов в зимнее время.

Заправка системы водой. Систему охлаждения заполняют чистой и мягкой водой. Применение жесткой воды сопро­ вождается отложением накипи на стен­ ках охлаждаемых деталей и ухудшает их охлаждение, а эго мож-ет нарушить рабо­ ту термостата и паровоздушного клапа­ на и послужить причиной перегрева дви­ гателя. Лучшей водой является чистая дождевая или кипяченая вода, а также вода, уже бывшая в системе охлаждения. Воду из системы охлаждения рекомен­ дуется сливать только тогда, когда это необходимо: при промывке системы, при заморозках, при длительных остановках в холодную погоду. Заполнять систему

125