Файл: Технический уход за тракторами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ведется с противоположной стороны ме­ ханизма газораспределения.

Стуки в сопряжении поршень—ци­ линдр получаются, если велик зазор меж­ ду поршнем и цилиндром, перекошен ша­ тун в подшипнике или в пальце и если шатун изогнут. Стук слышен глухой или среднего тона, изменяется с изменением режима работы двигателя. Зона ослушивания — по всей длине цилиндра против форсунок, начиная от прокладки головки блока. Ослушивание лучше начинать с малых оборотов и переходить на нор­ мальные. В сомнительных случаях полез­ но на 3—4 секунды выключать подачу топлива. Если при этом стук исчезнет, значит,' стучит поршень. Если же в непрогретом двйгателе слышны стуки значи­ тельной силы, а после прогрева они ис­ чезают, то для разборки двигателя осно­ ваний нет.

Стуки в сопряжении поршневой па­ лец—втулка верхней головки шатуна прослушиваются на уровне верхней мерт­ вой точки против форсунки соответству­ ющего цилиндра. Стук слышен сильный, звонкий, высокого тона, похожий на уда­ ры молотка по наковальне. Ослушивание проводится на малых оборотах с перехо­

59

дом к нормальным. При выключении по­ дачи топлива в данный цилиндр стуки исчезают.

Сопряжение коленчатый вал—шатун­ ные подшипники ослушивается после прогрева двигателя по длине цилиндра от ВМТ до НМТ против соответствующих форсунок. По тону стук близок к стуку поршня, поэтому определить его трудно. Ослушивание вначале ведется на малых оборотах. Если стука нет, переходят на нормальные обороты и дают рывки. В случае неясных стуков на короткое вре­ мя включают декомпрессию. Если при этом звук ослабевает, значит, стучал под­ шипник.

Сопряжение коленчатый вал—корен­ ные подшипники ослушивается против коренных опор. Стуки сильные, глухие. Если у коленчатого вала большой осевой зазор, то при включении муфты сцепле­ ния стуки усиливаются. Ослушивание на­ чинается после прогрева двигателя и ве­ дется на нормальных оборотах холостого хода, на короткое время обороты увели­ чиваются до максимальных. Стуки яснее слышны под нагрузкой. Дополнительным признаком большого зазора в коренных подшипниках является падение давления

60


масла в масляном манометре. Во время проверки двигателя при необходимости ослушиваются и другие сопряжения, на­ пример:

а)

поршневые кольца — канавки

пор­

шня;

распределительный вал — подшип­

б)

ники;

ва­

в)

кулачки распределительного

ла — толкатели;

 

г)

толкатели — втулки толкателей;

 

д)

стержни клапанов1— втулки их;

 

е)

распределительные шестерни и т. д.

5.

В дополнение к ослушиванию прово­

дится проверка работы двигателя по цве­ ту выхлопных газов. Цвет выхлопных га­

зов,

или дымление, — важный показа­

тель

технического состояния

двигателя.

По интенсивности дымления

различают:

бездымный выхлоп, легкий дым и густой дым. Первый характеризует нормальную работу двигателя. Легкий дым также мо­ жет иметь место у исправного двигателя, а кроме того, при резких изменениях ре­ жима работы. Густой, или черный, вы­ хлоп говорит о неправильной установке момента подачи топлива, о плохом рас­ пыле и подтекании топлива в форсунках. Белый выхлоп указывает на неполное

61

сгорание или на примесь воды в топливе. Светлоили темно-синий выхлоп указы­ вает на сгорание масла и т. д. Оценку степени дымления можно получить гла­ зомерно или получением отпечатка на бу­ маге. Глазомерный способ оценки хотя прост, но часто бывает ошибочным, так как на цвет выхлопа оказывают влияние состояние погоды, время суток и другие факторы. Более или менее правильно су­ дить о качестве выхлопа этот способ по­ зволяет только в ясную погоду. Больше­ го внимания заслуживает второй спо­ соб, то есть получение отпечатка на бу­ маге. Получают отпечаток при помощи специальной рукоятки, показанной на ри­ сунке 1.

Для снятия отпечатка рукоятка заря­ жается чистой белой бумагой, желатель­ но глянцевой, и при работе трактора под нормальной нагрузкой ставится перед выхлопной трубой так, чтобы выхлопные газы были направлены на бумагу. Рас­ стояние бумаги от обреза выхлопной тру­ бы должно быть равнд половине внутрен­ него диаметра выхлопной трубы. Чтобы это расстояние точно выдерживать, нуж­ но на выхлопную трубу поставить спе­ циальную опору (державку), на которую

62


2

Рис. 1. 1 — зажим; 2 — отверстие для отпечатков; 3 — рукоятка

и укладывать рукоятку с заряженной бу­ магой. Продолжительность снятия отпе­ чатка составляет 1000 выхлопов. У трак­ торов ДТ-54 при 1400 об/мин. рукоятку следует держать у выхлопной трубы 21,5

63

секунды, у МТЗ-5 при 1500 об/мин. — 20 секунд.

Для оценки выхлопа по отпечатку нуж­ но иметь эталонный отпечаток с прове­ ренного и исправного двигателя, с кото­ рым сравнивается полученный отпечаток. Темный фон отпечатка с частицами сажи указывает на повышенное дымление; пят­ на серо-желтого цвета — на выброс не­ обученного масла; пятна серо-бурого цвета — на выброс необученного топли­ ва и т. д. Во избежание случайности ре­ комендуется снимать с каждого двигате­ ля не менее трех отпечатков.

6. После проверки выхлопа по отпечат­ ку следует проверить компрессию двига­ теля. Компрессия, или давление в цилин­ драх в конце сжатия, характеризует со­ стояние поршневой группы, а следова­ тельно, и мощность двигателя.

Компрессия проверяется при помощи компрессиметра, представляющего собой манометр со шкалой делений (для дизе­ ля в 35—40 кг/см2).

Перед проверкой компрессии все фор­ сунки снимаются. Наконечник компрес­ симетра поочередно устанавливается в каждый цилиндр на место снятой фор­ сунки. Дизель прокручивается пусковым

64

двигателем по возможности на одном ре­ жиме работы, равном 3500—3900 об/мин. в течение 1 — 2 миііут для каждого ци­ линдра, без подачи топлива в цилиндры. Оценку компрессии у двигателя Д-54 можно проводить по таблице 7.

 

Т а б л и ц а

7

 

Перекручивание

 

пусковым двига­

■'Сценка компрессии

телем

 

на пер­

на вто­

 

 

вой пере­

рой пе­

 

даче

редаче

Хорошая

20—22

24-26

Удовлетворительная

17-19

21 —23

Плохая

ниже 15

ниже

19

Помимо компрессии, проверку мощно­ сти двигателя важно провести методом тормозных или бестормозных испытаний.

Тормозные испытания с замером мощ­ ности и расхода топлива более точно по­ зволяют определить состояние двигате­ ля, но для этого надо иметь тормозную установку. В тракторной бригаде приме­ нение даже перевозной тормозной уста­

5 Зак. 4122

65


новки осложняется. В полевых условиях более удобен метод бестормозной провер­ ки мощности двигателя, разработанный Ленинградским сельскохозяйственным институтом. Проверка мощности этим ме­ тодом заключается в определении числа оборотов двигателя и расхода топлива у проверяемых цилиндров.

Бестормозную проверку рекомендуется проводить на режиме холостого хода при работе на всех цилиндрах и при работе на одном или двух цилиндрах поочеред­ но. Проверка работы на всех цилиндрах делается, чтобы определить правильность установки регулятора по максимальным оборотам холостого хода (смотри таблицу 8 ). Этот режим нечувствителен к состоянию регулировок топливной ап­ паратуры, поэтому погрешность в опре­ делении числа оборотов получается не­ значительной.

Проверка работы на одном цилиндре делается, чтобы определить мощность, развиваемую каждым цилиндром, и рав­ номерность работы цилиндров по мощно­ сти.

При проверке только мощности, разви­ ваемой каждым цилиндром, подачу топ­ лива в неработающие цилиндры отклю­

чают: отворачивают накидные гайки тру­ бок высокого давления топливного насо­ са. При одновременном определении мощности и расхода топлива расход топ­ лива в работающем цилиндре можно за­ мерять вычитанием собранного топлива с неработающих цилиндров из расхода по мерному бачку. В этом случае для сбора топлива с неработающих цилинд­ ров делается специальный комплект про­ водов высокого давления с ответвления­ ми 'и запорными игольчатыми вентилями. Во время проверки при помощи игольча­ тых вентилей топливо, с неработающих цилиндров отводится в мерную посуду.

Выключать подачу топлива в нерабо­ тающие цилиндры удобно с помощью приспособления, показанного на рисунке 2 , которое включается между штуцерами головки топливного насоса и топливопро­ водами высокого давления. В этом слу­ чае при отвертывании запорных игл (1 )

топливо,

подаваемое секциями насоса,

по трубке

(2 ) будет перепускаться в си­

стему низкого давления.

Положительно

здесь то,

что топливо

с неработающих

цилиндров наружу не выбрасывается, как это бывает при отвертывании накид­ ных гаек топливопроводов высокого дав-

5

67


Рис. 2: 1 — запорная игла; 2 — трубка, перепускающая топливо в полость низкого

давления

ления. Расход топлива работающим ци­ линдром здесь замеряется по мерному бачку, который на время проверки под­ ключается в систему питания перед под­ качивающей помпой насоса и заполняет­ ся топливом. Объемный вес топлива определяется с помощью ареометра или по шкале предварительно протарированного мерного бачка.

Во время бестормозной проверки необ­ ходимо вести наблюдение за внешними признаками работы двигателя (дымле­ ние, характер стуков, подтекание, прорыв газов в картер и выход их через сапун, характер выхлопа и т. д.). Температур­ ные показатели и давление в системах определяются по приборам на щитке. Чтобы оценитьs мощность, развиваемую отдельными цилиндрами, надо замерить число оборотов коленчатого вала двига­ теля стандартным ручным тахометром.

Местом замера оборотов

может быть

у трактора ДТ-54 выступающий

конец

вала отбора

мощности, а

у трактора

С-80 — торец

валика счетчика мото-ча­

сов. Если на тракторе нет вала

отбора

мощности, на место его ставится специ­ альный валик, показанный на рисунке 3.

Передаточное число у ДТ-54 равно

69

Рис.