ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ведется с противоположной стороны ме ханизма газораспределения.
Стуки в сопряжении поршень—ци линдр получаются, если велик зазор меж ду поршнем и цилиндром, перекошен ша тун в подшипнике или в пальце и если шатун изогнут. Стук слышен глухой или среднего тона, изменяется с изменением режима работы двигателя. Зона ослушивания — по всей длине цилиндра против форсунок, начиная от прокладки головки блока. Ослушивание лучше начинать с малых оборотов и переходить на нор мальные. В сомнительных случаях полез но на 3—4 секунды выключать подачу топлива. Если при этом стук исчезнет, значит,' стучит поршень. Если же в непрогретом двйгателе слышны стуки значи тельной силы, а после прогрева они ис чезают, то для разборки двигателя осно ваний нет.
Стуки в сопряжении поршневой па лец—втулка верхней головки шатуна прослушиваются на уровне верхней мерт вой точки против форсунки соответству ющего цилиндра. Стук слышен сильный, звонкий, высокого тона, похожий на уда ры молотка по наковальне. Ослушивание проводится на малых оборотах с перехо
59
дом к нормальным. При выключении по дачи топлива в данный цилиндр стуки исчезают.
Сопряжение коленчатый вал—шатун ные подшипники ослушивается после прогрева двигателя по длине цилиндра от ВМТ до НМТ против соответствующих форсунок. По тону стук близок к стуку поршня, поэтому определить его трудно. Ослушивание вначале ведется на малых оборотах. Если стука нет, переходят на нормальные обороты и дают рывки. В случае неясных стуков на короткое вре мя включают декомпрессию. Если при этом звук ослабевает, значит, стучал под шипник.
Сопряжение коленчатый вал—корен ные подшипники ослушивается против коренных опор. Стуки сильные, глухие. Если у коленчатого вала большой осевой зазор, то при включении муфты сцепле ния стуки усиливаются. Ослушивание на чинается после прогрева двигателя и ве дется на нормальных оборотах холостого хода, на короткое время обороты увели чиваются до максимальных. Стуки яснее слышны под нагрузкой. Дополнительным признаком большого зазора в коренных подшипниках является падение давления
60
масла в масляном манометре. Во время проверки двигателя при необходимости ослушиваются и другие сопряжения, на пример:
а) |
поршневые кольца — канавки |
пор |
шня; |
распределительный вал — подшип |
|
б) |
||
ники; |
ва |
|
в) |
кулачки распределительного |
|
ла — толкатели; |
|
|
г) |
толкатели — втулки толкателей; |
|
д) |
стержни клапанов1— втулки их; |
|
е) |
распределительные шестерни и т. д. |
|
5. |
В дополнение к ослушиванию прово |
дится проверка работы двигателя по цве ту выхлопных газов. Цвет выхлопных га
зов, |
или дымление, — важный показа |
|
тель |
технического состояния |
двигателя. |
По интенсивности дымления |
различают: |
бездымный выхлоп, легкий дым и густой дым. Первый характеризует нормальную работу двигателя. Легкий дым также мо жет иметь место у исправного двигателя, а кроме того, при резких изменениях ре жима работы. Густой, или черный, вы хлоп говорит о неправильной установке момента подачи топлива, о плохом рас пыле и подтекании топлива в форсунках. Белый выхлоп указывает на неполное
61
сгорание или на примесь воды в топливе. Светлоили темно-синий выхлоп указы вает на сгорание масла и т. д. Оценку степени дымления можно получить гла зомерно или получением отпечатка на бу маге. Глазомерный способ оценки хотя прост, но часто бывает ошибочным, так как на цвет выхлопа оказывают влияние состояние погоды, время суток и другие факторы. Более или менее правильно су дить о качестве выхлопа этот способ по зволяет только в ясную погоду. Больше го внимания заслуживает второй спо соб, то есть получение отпечатка на бу маге. Получают отпечаток при помощи специальной рукоятки, показанной на ри сунке 1.
Для снятия отпечатка рукоятка заря жается чистой белой бумагой, желатель но глянцевой, и при работе трактора под нормальной нагрузкой ставится перед выхлопной трубой так, чтобы выхлопные газы были направлены на бумагу. Рас стояние бумаги от обреза выхлопной тру бы должно быть равнд половине внутрен него диаметра выхлопной трубы. Чтобы это расстояние точно выдерживать, нуж но на выхлопную трубу поставить спе циальную опору (державку), на которую
62
2
Рис. 1. 1 — зажим; 2 — отверстие для отпечатков; 3 — рукоятка
и укладывать рукоятку с заряженной бу магой. Продолжительность снятия отпе чатка составляет 1000 выхлопов. У трак торов ДТ-54 при 1400 об/мин. рукоятку следует держать у выхлопной трубы 21,5
63
секунды, у МТЗ-5 при 1500 об/мин. — 20 секунд.
Для оценки выхлопа по отпечатку нуж но иметь эталонный отпечаток с прове ренного и исправного двигателя, с кото рым сравнивается полученный отпечаток. Темный фон отпечатка с частицами сажи указывает на повышенное дымление; пят на серо-желтого цвета — на выброс не обученного масла; пятна серо-бурого цвета — на выброс необученного топли ва и т. д. Во избежание случайности ре комендуется снимать с каждого двигате ля не менее трех отпечатков.
6. После проверки выхлопа по отпечат ку следует проверить компрессию двига теля. Компрессия, или давление в цилин драх в конце сжатия, характеризует со стояние поршневой группы, а следова тельно, и мощность двигателя.
Компрессия проверяется при помощи компрессиметра, представляющего собой манометр со шкалой делений (для дизе ля в 35—40 кг/см2).
Перед проверкой компрессии все фор сунки снимаются. Наконечник компрес симетра поочередно устанавливается в каждый цилиндр на место снятой фор сунки. Дизель прокручивается пусковым
64
двигателем по возможности на одном ре жиме работы, равном 3500—3900 об/мин. в течение 1 — 2 миііут для каждого ци линдра, без подачи топлива в цилиндры. Оценку компрессии у двигателя Д-54 можно проводить по таблице 7.
|
Т а б л и ц а |
7 |
||
|
Перекручивание |
|||
|
пусковым двига |
|||
■'Сценка компрессии |
телем |
|
||
на пер |
на вто |
|||
|
||||
|
вой пере |
рой пе |
||
|
даче |
редаче |
||
Хорошая |
20—22 |
24-26 |
||
Удовлетворительная |
17-19 |
21 —23 |
||
Плохая |
ниже 15 |
ниже |
19 |
Помимо компрессии, проверку мощно сти двигателя важно провести методом тормозных или бестормозных испытаний.
Тормозные испытания с замером мощ ности и расхода топлива более точно по зволяют определить состояние двигате ля, но для этого надо иметь тормозную установку. В тракторной бригаде приме нение даже перевозной тормозной уста
5 Зак. 4122 |
65 |
новки осложняется. В полевых условиях более удобен метод бестормозной провер ки мощности двигателя, разработанный Ленинградским сельскохозяйственным институтом. Проверка мощности этим ме тодом заключается в определении числа оборотов двигателя и расхода топлива у проверяемых цилиндров.
Бестормозную проверку рекомендуется проводить на режиме холостого хода при работе на всех цилиндрах и при работе на одном или двух цилиндрах поочеред но. Проверка работы на всех цилиндрах делается, чтобы определить правильность установки регулятора по максимальным оборотам холостого хода (смотри таблицу 8 ). Этот режим нечувствителен к состоянию регулировок топливной ап паратуры, поэтому погрешность в опре делении числа оборотов получается не значительной.
Проверка работы на одном цилиндре делается, чтобы определить мощность, развиваемую каждым цилиндром, и рав номерность работы цилиндров по мощно сти.
При проверке только мощности, разви ваемой каждым цилиндром, подачу топ лива в неработающие цилиндры отклю
чают: отворачивают накидные гайки тру бок высокого давления топливного насо са. При одновременном определении мощности и расхода топлива расход топ лива в работающем цилиндре можно за мерять вычитанием собранного топлива с неработающих цилиндров из расхода по мерному бачку. В этом случае для сбора топлива с неработающих цилинд ров делается специальный комплект про водов высокого давления с ответвления ми 'и запорными игольчатыми вентилями. Во время проверки при помощи игольча тых вентилей топливо, с неработающих цилиндров отводится в мерную посуду.
Выключать подачу топлива в нерабо тающие цилиндры удобно с помощью приспособления, показанного на рисунке 2 , которое включается между штуцерами головки топливного насоса и топливопро водами высокого давления. В этом слу чае при отвертывании запорных игл (1 )
топливо, |
подаваемое секциями насоса, |
|
по трубке |
(2 ) будет перепускаться в си |
|
стему низкого давления. |
Положительно |
|
здесь то, |
что топливо |
с неработающих |
цилиндров наружу не выбрасывается, как это бывает при отвертывании накид ных гаек топливопроводов высокого дав-
5’ |
67 |
Рис. 2: 1 — запорная игла; 2 — трубка, перепускающая топливо в полость низкого
давления
ления. Расход топлива работающим ци линдром здесь замеряется по мерному бачку, который на время проверки под ключается в систему питания перед под качивающей помпой насоса и заполняет ся топливом. Объемный вес топлива определяется с помощью ареометра или по шкале предварительно протарированного мерного бачка.
Во время бестормозной проверки необ ходимо вести наблюдение за внешними признаками работы двигателя (дымле ние, характер стуков, подтекание, прорыв газов в картер и выход их через сапун, характер выхлопа и т. д.). Температур ные показатели и давление в системах определяются по приборам на щитке. Чтобы оценитьs мощность, развиваемую отдельными цилиндрами, надо замерить число оборотов коленчатого вала двига теля стандартным ручным тахометром.
Местом замера оборотов |
может быть |
||
у трактора ДТ-54 выступающий |
конец |
||
вала отбора |
мощности, а |
у трактора |
|
С-80 — торец |
валика счетчика мото-ча |
||
сов. Если на тракторе нет вала |
отбора |
мощности, на место его ставится специ альный валик, показанный на рисунке 3.
Передаточное число у ДТ-54 равно
69
Рис.