Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сочетание) оказывают значительное влияние на техниче­ ское состояние, потребность в наладках и регулировках.

Для оборудования, работающего в сложных резко пе­ ременных условиях, влияние квалификации рабочего на режимы работы и связанные с ними изменения техниче­ ского состояния, потребность в техническом обслужива­ нии, ремонте становится одним из решающих факторов. Значение квалификации рабочих формально признается повсеместно. Однако, как правило, работа по повыше­ нию квалификации и пропаганде передового опыта огра­ ничивается только вопросами производительности труда и не увязывается с задачами по повышению эксплуата­ ционной надежности путем выбора оптимальных режи­ мов работы, регулярности и качества технического об­ служивания.

В качестве примера можно привести лесовозные автомобили и трелевочные тракторы. Известно, что допустимая нагрузка на рейс имеет оптимальную вели­ чину, которая ограничивается возможностями автомо­ биля. При нарушении этих рекомендаций резко ухуд­ шается надежность, повышается количество поломок и ремонтов, снижается производительность.

Тем не менее часто можно наблюдать, как некоторые, недостаточно дальновидные, шоферы, при отсутствии контроля, желая сэкономить время, перегружают лесо­ воз. В результате управлять перегруженным автомоби­ лем становится труднее, понижается скорость. Время, затрачиваемое на рейс, даже при наиболее благоприят­ ных условиях, возрастает значительно быстрее, чем «экономия» за счет перегрузки.

Часто при движении нагруженного сверх нормы лесо­ воза повышается время простоя при преодолении до­ рожных препятствий, приходится производить пере­ грузку, вызывать буксир или простаивать. Рассмотрим

99


несколько примеров, характеризующих степень влияния квалификации на показатели, характеризующие эксплу­ атационную надежность во взаимосвязи с производи­ тельностью. По данным табл. 23 можно судить о том, как шоферы более высокой квалификации обеспечивают более высокую производительность труда при значи­ тельном снижении себестоимости вообще и прямых зат­ рат, в том числе связанных с текущим ремонтом и рас­ ходом эксплуатационных материалов.

 

 

 

 

Таблица

23

Влияние квалификации шоферов на производительность

 

и себестоимость

 

 

 

 

 

Выполне-

Снижение

Снижение

 

 

прямых

 

 

Условия

мне плана,

себестои­

затрат, за­

 

 

°б

мости, ?п

висящих

от

 

 

 

 

шофера,

Шоферов 1

и 2-го классу

135

15

22

 

И среднем

по предприятию

118

12

12

 

В 1961 г. Олепинский леспромхоз одновременно по­ лучил два лесовозных автомобиля МАЗ-501, которые были переданы шоферам П. Салтыкову и А. Цветкову. Работали оба лесовоза в равных условиях, отличались только организация технического обслуживания и про­ фессиональные приемы работы. Результаты' (табл. 24) получились разные:

Анализ таблицы позволяет достаточно четко выявить влияние квалификации и организации обслуживания на надежность и производительность лесовозных автомоби­ лей. Межсменное выполнение ЕУ позволяло произво-

100


Таблица 24

Влияние квалификации шоферов на надежность и производительность лесовозных автомобилей (данные В. Милякова)

Фамилия

шо­

Организация выполне­

фера

 

ния ежесменного ухода

Пробег,

ч за

" 5

квартал,

к м

3

первый после на­ чала эксплуатации

последний перед

постановкой в ка­ питальный ремонт

Снижение покварт, вывозки, %

Расходы на запчасти и ма­ териалы, руб.

к м

 

на 1000

X

Салтыков П.

Г.

Межсменная

11000

9000

15,65

2,07

7,80

 

 

(после смены)

Цветков А.

А.

Внутрисменная

 

 

 

 

 

 

 

(перед началом

8000

6000

30

11,41

35,8

 

 

работы) . . .

.дить его более полноценно, что несомненно отразилось как на надежности (более низкие расходы на запчасти), так и на производительности; вдвое меньшее снижение поквартальной вывозки и пробега, большая величина пробега вследствие лучшего использования времени. Для

/объективного анализа данных в табл. 24 представляет интерес сравнение интенсивности снижения пробега, производительности и затрат на текущий ремонт. Сни­ жение среднего квартального пробега характеризует ухудшение общего технического состояния. В данном

случае средний квартальный пробег уменьшился по сравнению с начальным периодом незначительно. Раз­ ница между первым автомобилем (18%) и вторым

101


(25%) составляет всего 6%. Наряду с этим разница в снижении производительности значительно больше — 14,35%, а разница в затратах на текущий ремонт — 8%.

Следовательно, методы работы шофера П. Салтыко­ ва обеспечивав более высокую производительность за счет повышения надежности (заметно меньший расход запасных частей, а следовательно, и меньшее количе­ ство ремонтов) и на этой основе — лучшего использова­ ния времени.

В какой степени квалификация рабочего может влиять на изменение показателей, характеризующих режим работы, и на надежность можно судить по ре­

зультатам наблюдений

(табл.

25) в процессе повседнев­

ной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 25

Результаты

работы лесовозных автомобилей ЗИЛ-151

 

Средняя

 

 

Количество

Шофер

Работа,

Скорость,

переклю­

Расход

нагрузка

м 9'Им;ч

к м ! ч

чении пе­

топлива

 

на рейс

 

 

редач на

.1\КМ9‘КМ

 

 

 

 

1 к м

 

Первый ...............

13,05

180

13,7

3,7

0,111

Второй ................

12,45

155

12,5

4,27

0,139

По показателям табл. 25 вывод может быть предва­ рительным, общим, без учета фактического режима ра­ боты механизмов автомобиля. Правда, разница в рас­ ходе топлива в условиях несколько более высокой рей­ совой производительности у первого шофера характери­ зует более рациональный режим работы (особенно с учетом меньшей частоты переключения передач).

102


В табл. 26 приведены данные о режиме работы ос­ новных агрегатов этих автомобилей, позволяющие дать более объективную оценку методам вождения.

Таблица 26

Характеристика режима работы лесовозных автомобилей ЗИЛ-151

Условия работы

автомо­

 

Шофер

биля

Использование передач

Использование

в коробке

передач

(продолжительность

передач в раз­

работы на переда­

даточном ко­

 

чах).

 

робке,

1 2-я

3 -я

4 - я

1 -я

2-я

Движение

с грузом . . .

1-й

41,6

56,0

2,5

17

63

 

 

2 -й

64,0

34,5

1.5

2,4

97,6

Движение

без груза . .

1-й

13,2

47,5

39,3

 

-

 

 

2 -й

15,5

56,7

22,8

В данном случае наиболее объективным показателем качества методов вождения является возможно большее использование высших передач, обеспечивающих мень­ шие нагрузки в механизмах трансмиссии (особенно в шестернях и подшипниках), меньший износ деталей двигателя и расход топлива при более высокой произво­ дительности. По всем этим показателям методы вожде­ ния первого шофера весьма заметно в лучшую сторону отличаются от методов вождения второго шофера.

Анализ данных, характеризующих режим работы лесовозных автомобилей 1 и 2-го (табл. 26), показывает, что шофер автомобиля 1-го в равных условиях намного меньше пользовался пониженными передачами как при

юз