Файл: Серов А.В. Надежность лесозаготовительного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
сочетание) оказывают значительное влияние на техниче ское состояние, потребность в наладках и регулировках.
Для оборудования, работающего в сложных резко пе ременных условиях, влияние квалификации рабочего на режимы работы и связанные с ними изменения техниче ского состояния, потребность в техническом обслужива нии, ремонте становится одним из решающих факторов. Значение квалификации рабочих формально признается повсеместно. Однако, как правило, работа по повыше нию квалификации и пропаганде передового опыта огра ничивается только вопросами производительности труда и не увязывается с задачами по повышению эксплуата ционной надежности путем выбора оптимальных режи мов работы, регулярности и качества технического об служивания.
В качестве примера можно привести лесовозные автомобили и трелевочные тракторы. Известно, что допустимая нагрузка на рейс имеет оптимальную вели чину, которая ограничивается возможностями автомо биля. При нарушении этих рекомендаций резко ухуд шается надежность, повышается количество поломок и ремонтов, снижается производительность.
Тем не менее часто можно наблюдать, как некоторые, недостаточно дальновидные, шоферы, при отсутствии контроля, желая сэкономить время, перегружают лесо воз. В результате управлять перегруженным автомоби лем становится труднее, понижается скорость. Время, затрачиваемое на рейс, даже при наиболее благоприят ных условиях, возрастает значительно быстрее, чем «экономия» за счет перегрузки.
Часто при движении нагруженного сверх нормы лесо воза повышается время простоя при преодолении до рожных препятствий, приходится производить пере грузку, вызывать буксир или простаивать. Рассмотрим
99
несколько примеров, характеризующих степень влияния квалификации на показатели, характеризующие эксплу атационную надежность во взаимосвязи с производи тельностью. По данным табл. 23 можно судить о том, как шоферы более высокой квалификации обеспечивают более высокую производительность труда при значи тельном снижении себестоимости вообще и прямых зат рат, в том числе связанных с текущим ремонтом и рас ходом эксплуатационных материалов.
|
|
|
|
Таблица |
23 |
Влияние квалификации шоферов на производительность |
|||||
|
и себестоимость |
|
|
|
|
|
|
Выполне- |
Снижение |
Снижение |
|
|
|
прямых |
|
||
|
Условия |
мне плана, |
себестои |
затрат, за |
|
|
|
°б |
мости, ?п |
висящих |
от |
|
|
|
|
шофера, |
?ö |
Шоферов 1 |
и 2-го классу |
135 |
15 |
22 |
|
И среднем |
по предприятию |
118 |
12 |
12 |
|
В 1961 г. Олепинский леспромхоз одновременно по лучил два лесовозных автомобиля МАЗ-501, которые были переданы шоферам П. Салтыкову и А. Цветкову. Работали оба лесовоза в равных условиях, отличались только организация технического обслуживания и про фессиональные приемы работы. Результаты' (табл. 24) получились разные:
Анализ таблицы позволяет достаточно четко выявить влияние квалификации и организации обслуживания на надежность и производительность лесовозных автомоби лей. Межсменное выполнение ЕУ позволяло произво-
100
Таблица 24
Влияние квалификации шоферов на надежность и производительность лесовозных автомобилей (данные В. Милякова)
Фамилия |
шо |
Организация выполне |
фера |
|
ния ежесменного ухода |
Пробег, |
ч за |
" 5 |
|
квартал, |
к м |
3 |
|
первый после на чала эксплуатации |
последний перед |
постановкой в ка питальный ремонт |
Снижение покварт, вывозки, % |
Расходы на запчасти и ма териалы, руб.
к м |
|
на 1000 |
X |
Салтыков П. |
Г. |
Межсменная |
11000 |
9000 |
15,65 |
2,07 |
7,80 |
|
|
(после смены) |
|||||
Цветков А. |
А. |
Внутрисменная |
|
|
|
|
|
|
|
(перед началом |
8000 |
6000 |
30 |
11,41 |
35,8 |
|
|
работы) . . . |
.дить его более полноценно, что несомненно отразилось как на надежности (более низкие расходы на запчасти), так и на производительности; вдвое меньшее снижение поквартальной вывозки и пробега, большая величина пробега вследствие лучшего использования времени. Для
/объективного анализа данных в табл. 24 представляет интерес сравнение интенсивности снижения пробега, производительности и затрат на текущий ремонт. Сни жение среднего квартального пробега характеризует ухудшение общего технического состояния. В данном
случае средний квартальный пробег уменьшился по сравнению с начальным периодом незначительно. Раз ница между первым автомобилем (18%) и вторым
101
(25%) составляет всего 6%. Наряду с этим разница в снижении производительности значительно больше — 14,35%, а разница в затратах на текущий ремонт — 8%.
Следовательно, методы работы шофера П. Салтыко ва обеспечивав более высокую производительность за счет повышения надежности (заметно меньший расход запасных частей, а следовательно, и меньшее количе ство ремонтов) и на этой основе — лучшего использова ния времени.
В какой степени квалификация рабочего может влиять на изменение показателей, характеризующих режим работы, и на надежность можно судить по ре
зультатам наблюдений |
(табл. |
25) в процессе повседнев |
|||
ной работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 25 |
Результаты |
работы лесовозных автомобилей ЗИЛ-151 |
||||
|
Средняя |
|
|
Количество |
|
Шофер |
Работа, |
Скорость, |
переклю |
Расход |
|
нагрузка |
м 9'Им;ч |
к м ! ч |
чении пе |
топлива |
|
|
на рейс |
|
|
редач на |
.1\КМ9‘КМ |
|
|
|
|
1 к м |
|
Первый ............... |
13,05 |
180 |
13,7 |
3,7 |
0,111 |
Второй ................ |
12,45 |
155 |
12,5 |
4,27 |
0,139 |
По показателям табл. 25 вывод может быть предва рительным, общим, без учета фактического режима ра боты механизмов автомобиля. Правда, разница в рас ходе топлива в условиях несколько более высокой рей совой производительности у первого шофера характери зует более рациональный режим работы (особенно с учетом меньшей частоты переключения передач).
102
В табл. 26 приведены данные о режиме работы ос новных агрегатов этих автомобилей, позволяющие дать более объективную оценку методам вождения.
Таблица 26
Характеристика режима работы лесовозных автомобилей ЗИЛ-151
Условия работы
автомо |
|
Шофер |
биля |
Использование передач |
Использование |
|||
в коробке |
передач |
|||
(продолжительность |
передач в раз |
|||
работы на переда |
даточном ко |
|||
|
чах). |
|
робке, |
?о |
1 2-я |
3 -я |
4 - я |
1 -я |
2-я |
Движение |
с грузом . . . |
1-й |
41,6 |
56,0 |
2,5 |
17 |
63 |
|
|
2 -й |
64,0 |
34,5 |
1.5 |
2,4 |
97,6 |
Движение |
без груза . . |
1-й |
13,2 |
47,5 |
39,3 |
|
- |
|
|
2 -й |
15,5 |
56,7 |
22,8 |
— |
— |
В данном случае наиболее объективным показателем качества методов вождения является возможно большее использование высших передач, обеспечивающих мень шие нагрузки в механизмах трансмиссии (особенно в шестернях и подшипниках), меньший износ деталей двигателя и расход топлива при более высокой произво дительности. По всем этим показателям методы вожде ния первого шофера весьма заметно в лучшую сторону отличаются от методов вождения второго шофера.
Анализ данных, характеризующих режим работы лесовозных автомобилей 1 и 2-го (табл. 26), показывает, что шофер автомобиля 1-го в равных условиях намного меньше пользовался пониженными передачами как при
юз