Файл: Самоцвет Н.А. Тактико-технические данные и конструктивные особенности базовых автомобилей, тракторов, прицепов и полуприцепов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
- 31 -
Рама лонжеронного типа, клепаная. Подвеска автомобиля зави симая, на продольных рессорах эллиптического типа, ушки корен ных листов отъемные, задние концы рессор имеют скользящее со единение с рамой. Передняя подвеска оснащена гидравлическими амор тизаторами телескопического типа.
На автомобиле применен рулевой механизм типа "винт-гайка-рейка- сектор" со стальными шариками. В системе рулевого привода на боль шинстве автомобилей применен гидроусилитель рулевого управления.4 Ножной тормоз с колесными колодочными тормозными механизмами и пневматическим приводом. В пневматическом приводе имеется ускори тельный клапан задних тормозов и режимный клапан, ограничивающий давление в тормозных камерах передних колес, Между разжимным ку лаком и тормозной колодкой установлен ролик, уменьшающий потери на трение в этом узле. Ручной тормоз центральный, барабанного ти па, ленточный, с механическим, тросовым приводом лебедочного типа. Кабина автомобиля металлическая, трехместпая, со спальным местом, расположена над двигателем и откидывается вперед на передних шар нирах. Платформа кузова деревянная, с тремя откидными бортами.
На базе основных агрегатов автомобиля МАЗ-500 выпускаются сле дующие модификации: IAA3-500B, отличающийся конструкцией платфор мы кузова и наличием тента; МАЗ-500Г с удлиненной платформой ку зова, используемые для перевозки длинномерных и тяжелых грузов; МАЭ-503 - автомобиль-самосвал, грузоподъемностью 7000 КГ, с метал лической платформой, откидывающейся назад, укороченной рамой и увеличенным передаточные числом главной передачи.
Автомобизц БелАЗ-540
Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 о колесной формулой 4x2, с одно местной кабиной и кузовом ковшового типа, объемом 15,3 «г имеет грузоподъемность 27 000 КГ. На автомобиле установлен четырехтакт ный V -образный, двекадцатицилиндровый двигатель, с воспламенени ем от сжатия, мощностью 360 л .с . при 2000 бб/мин. Трансмиссия авто мобиля гидромеханическая. Гидротрансформатор одноступенчатый, четы рехколесный, имеет режим гидромуфты.
Коробка передач трвхстуйенчатая, с двумя фрикционами на каждую передачу. Привод фрикционов гидравлический. Задний мост двухступен чатый, с колесными планетарными передачами, расположенными снаружи
- 32 -
ступиц колос. Ножной тормоз о колодочными колесными тормозными механизмами и пневматическим приводом. Ручной тормоз ленточный. Рулевой механизм типа "гайка-винт" на шариковых направляющих и "оектор-рейка". Подвеска автомобиля пневиогидравлическая. Размер вин 18.00-25.
Модификацией автомобиля БелАЗ-540 является автомобиль БолАЗ-548.
Мощность |
двигателя, устанавливаемого на автомобиль БелАЗ-543, со |
||
ставляет |
520 л .с . при 2100 об/мив. Автомобиль |
способен развивать |
|
скорость |
до 55 км/ч |
и имеет грузоподъемность |
40 000 КГ. |
|
S. |
АВТОМОБИЛИ КРИМБНЧсТСКОГО |
ЗАВОДА |
Кременчугский автомобильный завод выпускает трехосные автомоби ли, на которые устанавливаются двигатели с воспламенением от csa - твя. Основными моделями автомобилей, которые выпускает завод в на стоящее время, являются.
Автомобиль общего'назначения КрАЗ-2с7, самосьал КрАЗ-256, се дельный тягач КрАЗ-258. Продолжается выпуск автомобиля КрАЗ-214 о колесной формулой 6x3. В эксплуатации находится значительное коли чество автомобилей КрАЗ-210, КрАЗ-221 и КрАЗ-222, которые выпуска лись ранее. Автомобили Кременчугского завода оснащены агрегатами и механизмами, которые в подавляющем большинстве своем взаимозаме няемы для всех моделей этого завода.
рассмотрим тактико-технические характеристики автомобилей, вы пущенных Кременчугским заводом.
Автомобиль КрАЗ-214
Автомобиль КрАЗ-214 о колесной формулой 6x6, предназначен для перевозки грузов, личного состава и буксирования прицепов в тяквлнх дорожных условиях, а также для перевозки на специальных прице пах тяжелых неделимых грузов (весом до 50 000 кг) до дорогам с твердая: покрытиями. На автомобиле установлены двухтактный, шестицилиндроьая, ряднкй, дизельный двигатель ЯМЗ-206Б иоцноогью 205 л.& при 2100 об/мин.
Основные детали двигаголн ЯМЗ-206Б взаимозаменяемы о деталями двигателя ЯМ8-204. Отличие от двигателя ЯМЗ-204 заключается в раз-
- 33 -
аерлх блока, коленчатого вала, распределительного и уравновешиваю щего залов, маховика и др, Для уменьшения крутильных колебаний рас пределительного а уравновешивающего валов, имеющих значительную длину, передние их противовесы сделаны составными и снабжены гаси телями крутильных колебаний.
Сцепление автомобиля оухое, однодисковое, о центральной нажим ной пружиной.
Для предотвращения деформации и обеспечения чистого выключения
кожух сцепления усилен ребрами жесткости. Отверстия, |
выполненные |
|
в опорном ш анце, создают циркуляцию воздуха |
при работе механизиа |
|
и тем саж и обеспечивается лучшее охлаждение |
деталей |
сцепления. |
В привод сцепления вмонтирован пружинный сервоусилитель, который облегчает работу водителя при включении и выключении сцепления.
Коробка передач шестеренчатая, с неподвижными осями валов, пяти ступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами 2 ,8 ,4 и 5 передач. Раздаточная коробка шестеренчатая, двухступенчатая, с мекосевыы дифференциалом. Карданная передача открытого типа, с шарнирами на игольчатых подшипниках. Главные передачи заднего к среднего мостов двойные, главная передача переднего моста выполнена ло схеме глав ной передачи автомобиля ЗИЛ-164. Передача крутящего момента на ко леса переднего ведущего моста осуществляется гарнирами равных уг ловых скоростей кулачкового типа.
Рулевой механизм аналогичен по устройству рулевому механизму автомобиля МАЗ-200. Рулевой привод оснащен пневматический усили телем. Ножной тормоз имеет пневматический привод о двойным краном
.управления и колесные тормозные камеры поршневого типа. Тормозной ыеханиза колодочный, с разжимным кулаком, Ручной тормоз централь ный, ленточный, барабанного типа. Автомобиль оснащен лебедкой, смонтированной под платформой кузова. Кабина снабжена обогревате лем и устройством для обдува отекла. Платформа кузова металличе ская, с откидными задним бортом и скамейками вдоль боковых бортов. Амсн< обидь способен проходить по рыхлому снегу глубиной до 600 ки й преодолевать кюветы глубиной до 850 мм. В настоящее время взамен автомобиля КрАЗ-214 завод подготовил к выпуску автомобиль КРДЗ-355Б который оснацзн двигателей, ШЗ-2Ш а централизованной системой под качки ш и .
|
Автомобиль КрАЗ-219 |
Автомобиль КрАЗ-219 |
о колесной формулой 6x4, грузоподъемностью |
, 12 ОШ й ’ предназначен |
для перевозки грузов и буксировка прицепов |
- 34 -
по шоссейным дорогам. При использовании автомобиля по грунтовым дорогам его грузоподъемность снижается до 10 000 кГ. На автомо биле установлена деревянная платформа кузова с откидными бортами (боковые борта двухсекционные со средними упорными стойками, ко торые стягивайся поперечной цепью) и двухтактный рядный двигатель с воспламенением от сжатия модели ЯК3-206. Автомобиль' оснащен дву мя подогревателями, облегчавшими запуск двигателя в условиях низ ких температур.
Сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, задний и сред ний мосты одинаковы по устройству к взаимозаменяемы с соответствую щими агрегатами автомобиля КрАЗ-214. Рулевое управление и системы тормозов такие не, как и на автомобиле КрАЗ-214.
3 настоящее время завод выпускает автомобили КрАЗ-250 и КрАЗ-257 созданные на базе агрегатов автомобиля КрАЗ-213.
Седельный тягач КрАЗ-221
Автомобиль с колесной формулой 6x4, предназначен дня буксировки полуприцепов общим весом до X 000 КГ. Вместо кузова установлено опорно-сцепное устройство. Бее основные агрегаты взаимозаменяемы, с соответствующими агрегатвми автомобиля КрАЗ-219. Для привода в действие тормозной системы прицепа имеется шланг подвода воздуха с соединительной головкой. В настоящее время на замену КрАЗ-221 разработана конструкция автомобиля КрАЗ-258, на котором устанавли вается двигатель ЯН3-233 и коробка передач новой конструкции.
Итак, рассмотрены основные модели автомобилей, используемые в
качестве базы для монтажа |
специального оборудования, тягачей и как |
|
транспортное средство для |
перевозки грузов. Численные значения |
по |
казателей тактико-технических характеристик основных моделей и |
их |
|
некоторых модификаций приведены В таблицах ( с т р .41-56). |
|
|
? . ЦКТЙКО-ЖШЧьСКйК ХАРА;СТ2РИСП'А!Ш Й КОНСТРУКТИВНЫЕ |
||
|
|
ОСОБЕННОСТИ |
ТРАКТОРОВ |
Пятилеткам планок развитая парадного хозяйства СССР на 1365- |
|||
1570 |
г г . предусмотрево |
лаа/дойтое увеличение к развитие производ |
|
ства |
тракторе®. Ваауск |
тракторов з |
1370 г . достигает 600-625 тыа.аг |
у выпускаемых тракторов |
ваачихедьао |
позшвокы техш ю -ввон омиче счие |
- 35 -
показателя: производительность, надежность, долговечность, топлив- . ная экономичность при значительной снижении веса, нолыиоэ внимание уделяется выпуску колесных быстроходных тракторов и унификации ме ханизмов и деталей, выпускаемые отечественными заводами тракторы оснащаются гидравлический оборудованием. Наряду с выпуском основных моделей тракторов определенного класса разработаны модификация, ко торые имеют специальное назначение, наибольшей интерес для изучения с точки зрения использования тракторов и аэродром?: о-гксплуатагдоп- ных подразделений имеют тракторы, служащие в качестве базы для мон тажа специального оборудования. Кратко рассмотрим особенности кон струкции и тактико-технические характеристики некоторых моделей этих тракторов.
Трактор М.ТЗ-5 1C
Трактор имеет колесную формулу 4x2 и относится к классу 1,4 т. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ, а так- . же используется для монтажа специального оборудования. Па тракторе установлен четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный двигатель Д-48Л с вихрекамерным смесеобразованием к воспламенением от сжатия. Двигатель оснащен четырехплуюкерши топливным насосом со везоежак- hhji регулятором, подкачивающим насосом, фильтре;, грубой очистки и хлопчатобумажный фильтром тонкой очистки. Воздухоочиститель трех ступенчатый и включает сухой пыле отделитель с саыоудалениеи пыли, масляную ванну и сетчатые кассеты.
Е системе смазки имеется фильтр грубой очисткимасла ленточно целевого типа, центробежный фильтр то еко й очистки и масляный ра диатор.
Запуск двигателя осуществляется с помощью двухтактного карбюра торного двигателя. Для обеспечения пуска основного двигателя кие-,
ется декомпрессор.
Б маховике двигателя установлена двойная муфта сцепления, перед ня; часть которой служит для передачи мощности через коробку пере дач, центральную и две конические передачи к движителю, а задняя - для передачи мощности к валу отбора мощности.
Муфта оцепления соединена с коробкой передач через соединитель ную муфту с упругими секторами. Основная коробка передач пятисту пенчатая, с неподвижными осями валов; дополнительная - двухступен
- 36 -
чатая, удваивающая число передач, переключение передач сблокиро вано с муфтой сцепления. Центральная передача коническая. Диффе ренциал шестеренчатый, конический, даухсагеллитный, с механизмом блокировки. Конечные передача цилиндрические, прямозубые распо ложены в общем картере с центральной передачей.
Рулевой механизм - глобоидальный червяк в зацеплении с трехгребневыи роликом. Тормоза колодочные, барабанного типа, трактор обору дован раздельно-агрегатной гидросистемой и кабиной закрытого типа.
Базовое шасси тракторов "Беларусь" использует дед монтаж специаль ного оборудования, например экскаватора 3-I&5.
Трактор ДТ-54А
Гусеничный трактор ДТ-54А выпускается е IS57 г , с навесным гид равлическим оборудованием, широко используется да г зеилсрсйпнх, планировочных и сельскохозяйственных работ. На тракторе устаасьлй" веется четырехтактный, рядный, четырехцалаадропий двигатель с гкхрекамерньщ смесеобразованием и ьосплацепелпоц сг сх&хпя, поцпс— отью 54 л. с. при 1300 об/мин,
.Двигатель снабжен центробежным всер-зишши регулятором а коррек тором. очистка воздуха-, поступавшего б цилиндры, осуществляетсяъ центробежном, сухом, а затем в масляной аклеуяозйтелях и в искрой сетчатом фильтре. Масляный насос шестеренчатый. Фильтрация маета тройной: в ынияедователвно включенное металлической яспточпой
фильтре |
грубой очистки, в реактивной центрифуге, |
вкдвчонве-й парал |
лельно, |
и в полостях шатунных шеек. |
|
Система смазка имеет трубчатый масляный радиатор. Охлаждаяне |
||
двигателя жидкостное, принудительное, закрытого типа* |
||
iiyOK |
двигателя обеспечивается кусповпл дьиг |
лай ПД“10а с. mi |
.ступенчатый редуктором. Для облегчении запуска ххеехоя докоифоссор. Муфта оцеддедия сухая, восхошшо замкнутая, с изрифсрЕйиш иажиашш пружинами. коробка .передач шегоренчатая, с неиодвахан-
ш оояим валов, |
пягисгупеачахаа, трехходовая, Борговмв сорвйгдз |
||
цалййдрачвоккё, |
аряш уйаа» |
|
:щ |
рама |рздтсра |
^авкаапп, |
ссогот. ,дз. |
|
тирах попоричиы. |
подьоск,. |
.ь,*е**— |
|
реосорали. Гусеиада оостолт ив схаяыш-’Заеяьсв» еочж ш пйв: паль цами пхаведзго типа. Оаа&твш гусезкц цздочаес.
- 37 -
Трактор S-IOGM
Гусеничный трактор I-I0CM выпускается Челябинским тракторный заводом с I9G3 г. Трактор предназначен для строительных, сельско хозяйственных работ, а также попользуется как базовая модель для монтажа специального оборудования. В качестве силовой установки на тракторе имеется четырехтактный, рядный, четырехцилнндровый двигатель с непосредственным впрыском и воспламенением от сжатия
марки Д-Ю8.
Система смазки двигателя комбинированная, имеет двухсекционный шестеренчатый масляный насос, нитчатый хлопчатобумажный и металли ческий фильтры, радиатор охлаждения.
Система охлаждения с принудительной циркуляцией, закрытая, с двумя термостатами. Подача топлива регулируется на заданном ренине автоматически всерекияным центробежным регулятором с корректором, режим устанавливается вручную.
Для запуска используется карбюраторный двигатель п-28, работаю щий на автомобильном бензине. Для облегчения пуска двигателя трак тора имеется подогреватель воздуха и декомпрессор, коробка пере дач шестеренчатая, с неподвижными осями залов, пятиступенчатая, трехходовая, с реверсом. Центральная передача шестеренчатая с ко ническими шестернями, имеющими спиральные зубья. Управление муфта ми и тормозами раздельное. Насосы гидросистемы имеют независимый привод, распределитель гидросистемы трехзолотпиковый, четырехпози ционный. Подвеска трактора пояукесткая. Гусеницы со звеньями со ставного типа. Кабина трактора двухместная, закрытая.
Тратаор ТЭТ-250 •
Гусеничный трактор ДБ1-250 является наиболее мощным и произзо- ■
дательным отечественным трактором. Он предназначен дая выполнения тяжелых землеройных и строительных работ. На тракторе установлен V -образный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный двигатель с
. воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском модели в-ЗОБ. Мощность двигателя 300 л .с . при 1500 об/мин. коленчатый вал двига теля вращается во взаимозаменяемых вкладышах с эаливкой из свинцо
вистой бронзы.' Газораспределительный механизм верхнеклапанный о двумя распре-
декйюяьннш! залами. Топливный фильтр грубой очистки - делового типа, фильтр тонкой очистки - пластинчатый. Топливный насос высо кого давления двенадцахисекционннл, плункервый, а топливный насос низкого давления (подкачивающий) - коловратного типа. Бездушный
фильтр двухступенчатый: первая ступень - инерционная, |
сухая очист |
ка с удаленней пыли эжекцией выпускных газов, вторая - |
очистка |
воздуха через сетку, смоченную в масле. Регулятор центробежный, всеоекииный. Масляный насос шестеренчатый, трехсекционнкй.
В системе смазки имеется фильтр грубой очистки щелевого типа и реактивная центрифуга. Охландоние масла осуществляется в трубча том радиаторе.
Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией, закрытого типа, радиаторы системы охлаждения расположены горизон тально, движение воздуха через них происходит с помощью глекцил (выпускных газов).
Запуск двигателя осуществляется с помощью силового генератора трансмиссии. Электрическое питание к генератору в период пуска подводится от аккумуляторных батарей. Для облегчения куска преду смотрен подогреватель жидкости, масла,и топлива, резервная систе ма пуска воздушная.
Силовая передача электромеханическая, обеспечивает автоматиче ское бесступенчатое изменение тягового усилия. Крутящий пошит от двигателя к генератору передается через многодисковую фрикционную муфту, ускоряющую шестеренчатую и карданную передачи.
Генератор имеет собственную воздушную систему охлаждения, Ток, зарабатываемый силовым генератором, привода в действие электро двигатель. Крутящий момент электродвигателя черзз -ксиичепкую пару со спиральными зубьями передается на вал водного моста. Бортовые передачи и механизм поворота планетарные, с дпуля ленточными тор мозами и блокировочной мыэтодисковой ауфтой.
Подвеска трактора индивидуальная, торсионная. Гусеницы с со ставными звеньями и защищенными ваоавраиа. Гк® осистема трактора состоит из аксиально-плунжерного насоса, золотникового натнрвхпозицйонного распрздзлятеяя, двух валовых далвндро?, аасляиъго бала с фильтрами и металлических трубопроводов. -
ХаЗваа иетадличеыга, накрыт are типе., дйух»оотиая, с orecse - ?иеа к вентиляцией.