Файл: Самоцвет Н.А. Тактико-технические данные и конструктивные особенности базовых автомобилей, тракторов, прицепов и полуприцепов лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 31 -

Рама лонжеронного типа, клепаная. Подвеска автомобиля зави­ симая, на продольных рессорах эллиптического типа, ушки корен­ ных листов отъемные, задние концы рессор имеют скользящее со­ единение с рамой. Передняя подвеска оснащена гидравлическими амор­ тизаторами телескопического типа.

На автомобиле применен рулевой механизм типа "винт-гайка-рейка- сектор" со стальными шариками. В системе рулевого привода на боль­ шинстве автомобилей применен гидроусилитель рулевого управления.4 Ножной тормоз с колесными колодочными тормозными механизмами и пневматическим приводом. В пневматическом приводе имеется ускори­ тельный клапан задних тормозов и режимный клапан, ограничивающий давление в тормозных камерах передних колес, Между разжимным ку­ лаком и тормозной колодкой установлен ролик, уменьшающий потери на трение в этом узле. Ручной тормоз центральный, барабанного ти­ па, ленточный, с механическим, тросовым приводом лебедочного типа. Кабина автомобиля металлическая, трехместпая, со спальным местом, расположена над двигателем и откидывается вперед на передних шар­ нирах. Платформа кузова деревянная, с тремя откидными бортами.

На базе основных агрегатов автомобиля МАЗ-500 выпускаются сле­ дующие модификации: IAA3-500B, отличающийся конструкцией платфор­ мы кузова и наличием тента; МАЗ-500Г с удлиненной платформой ку­ зова, используемые для перевозки длинномерных и тяжелых грузов; МАЭ-503 - автомобиль-самосвал, грузоподъемностью 7000 КГ, с метал­ лической платформой, откидывающейся назад, укороченной рамой и увеличенным передаточные числом главной передачи.

Автомобизц БелАЗ-540

Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 о колесной формулой 4x2, с одно­ местной кабиной и кузовом ковшового типа, объемом 15,3 «г имеет грузоподъемность 27 000 КГ. На автомобиле установлен четырехтакт­ ный V -образный, двекадцатицилиндровый двигатель, с воспламенени­ ем от сжатия, мощностью 360 л .с . при 2000 бб/мин. Трансмиссия авто­ мобиля гидромеханическая. Гидротрансформатор одноступенчатый, четы­ рехколесный, имеет режим гидромуфты.

Коробка передач трвхстуйенчатая, с двумя фрикционами на каждую передачу. Привод фрикционов гидравлический. Задний мост двухступен­ чатый, с колесными планетарными передачами, расположенными снаружи

- 32 -

ступиц колос. Ножной тормоз о колодочными колесными тормозными механизмами и пневматическим приводом. Ручной тормоз ленточный. Рулевой механизм типа "гайка-винт" на шариковых направляющих и "оектор-рейка". Подвеска автомобиля пневиогидравлическая. Размер вин 18.00-25.

Модификацией автомобиля БелАЗ-540 является автомобиль БолАЗ-548.

Мощность

двигателя, устанавливаемого на автомобиль БелАЗ-543, со­

ставляет

520 л .с . при 2100 об/мив. Автомобиль

способен развивать

скорость

до 55 км/ч

и имеет грузоподъемность

40 000 КГ.

 

S.

АВТОМОБИЛИ КРИМБНЧсТСКОГО

ЗАВОДА

Кременчугский автомобильный завод выпускает трехосные автомоби­ ли, на которые устанавливаются двигатели с воспламенением от csa - твя. Основными моделями автомобилей, которые выпускает завод в на­ стоящее время, являются.

Автомобиль общего'назначения КрАЗ-2с7, самосьал КрАЗ-256, се­ дельный тягач КрАЗ-258. Продолжается выпуск автомобиля КрАЗ-214 о колесной формулой 6x3. В эксплуатации находится значительное коли­ чество автомобилей КрАЗ-210, КрАЗ-221 и КрАЗ-222, которые выпуска­ лись ранее. Автомобили Кременчугского завода оснащены агрегатами и механизмами, которые в подавляющем большинстве своем взаимозаме­ няемы для всех моделей этого завода.

рассмотрим тактико-технические характеристики автомобилей, вы­ пущенных Кременчугским заводом.

Автомобиль КрАЗ-214

Автомобиль КрАЗ-214 о колесной формулой 6x6, предназначен для перевозки грузов, личного состава и буксирования прицепов в тяквлнх дорожных условиях, а также для перевозки на специальных прице­ пах тяжелых неделимых грузов (весом до 50 000 кг) до дорогам с твердая: покрытиями. На автомобиле установлены двухтактный, шестицилиндроьая, ряднкй, дизельный двигатель ЯМЗ-206Б иоцноогью 205 л.& при 2100 об/мин.

Основные детали двигаголн ЯМЗ-206Б взаимозаменяемы о деталями двигателя ЯМ8-204. Отличие от двигателя ЯМЗ-204 заключается в раз-


- 33 -

аерлх блока, коленчатого вала, распределительного и уравновешиваю­ щего залов, маховика и др, Для уменьшения крутильных колебаний рас­ пределительного а уравновешивающего валов, имеющих значительную длину, передние их противовесы сделаны составными и снабжены гаси­ телями крутильных колебаний.

Сцепление автомобиля оухое, однодисковое, о центральной нажим­ ной пружиной.

Для предотвращения деформации и обеспечения чистого выключения

кожух сцепления усилен ребрами жесткости. Отверстия,

выполненные

в опорном ш анце, создают циркуляцию воздуха

при работе механизиа

и тем саж и обеспечивается лучшее охлаждение

деталей

сцепления.

В привод сцепления вмонтирован пружинный сервоусилитель, который облегчает работу водителя при включении и выключении сцепления.

Коробка передач шестеренчатая, с неподвижными осями валов, пяти­ ступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами 2 ,8 ,4 и 5 передач. Раздаточная коробка шестеренчатая, двухступенчатая, с мекосевыы дифференциалом. Карданная передача открытого типа, с шарнирами на игольчатых подшипниках. Главные передачи заднего к среднего мостов двойные, главная передача переднего моста выполнена ло схеме глав­ ной передачи автомобиля ЗИЛ-164. Передача крутящего момента на ко­ леса переднего ведущего моста осуществляется гарнирами равных уг­ ловых скоростей кулачкового типа.

Рулевой механизм аналогичен по устройству рулевому механизму автомобиля МАЗ-200. Рулевой привод оснащен пневматический усили­ телем. Ножной тормоз имеет пневматический привод о двойным краном

.управления и колесные тормозные камеры поршневого типа. Тормозной ыеханиза колодочный, с разжимным кулаком, Ручной тормоз централь­ ный, ленточный, барабанного типа. Автомобиль оснащен лебедкой, смонтированной под платформой кузова. Кабина снабжена обогревате­ лем и устройством для обдува отекла. Платформа кузова металличе­ ская, с откидными задним бортом и скамейками вдоль боковых бортов. Амсн< обидь способен проходить по рыхлому снегу глубиной до 600 ки й преодолевать кюветы глубиной до 850 мм. В настоящее время взамен автомобиля КрАЗ-214 завод подготовил к выпуску автомобиль КРДЗ-355Б который оснацзн двигателей, ШЗ-2Ш а централизованной системой под­ качки ш и .

 

Автомобиль КрАЗ-219

Автомобиль КрАЗ-219

о колесной формулой 6x4, грузоподъемностью

, 12 ОШ й ’ предназначен

для перевозки грузов и буксировка прицепов


- 34 -

по шоссейным дорогам. При использовании автомобиля по грунтовым дорогам его грузоподъемность снижается до 10 000 кГ. На автомо­ биле установлена деревянная платформа кузова с откидными бортами (боковые борта двухсекционные со средними упорными стойками, ко­ торые стягивайся поперечной цепью) и двухтактный рядный двигатель с воспламенением от сжатия модели ЯК3-206. Автомобиль' оснащен дву­ мя подогревателями, облегчавшими запуск двигателя в условиях низ­ ких температур.

Сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, задний и сред­ ний мосты одинаковы по устройству к взаимозаменяемы с соответствую­ щими агрегатами автомобиля КрАЗ-214. Рулевое управление и системы тормозов такие не, как и на автомобиле КрАЗ-214.

3 настоящее время завод выпускает автомобили КрАЗ-250 и КрАЗ-257 созданные на базе агрегатов автомобиля КрАЗ-213.

Седельный тягач КрАЗ-221

Автомобиль с колесной формулой 6x4, предназначен дня буксировки полуприцепов общим весом до X 000 КГ. Вместо кузова установлено опорно-сцепное устройство. Бее основные агрегаты взаимозаменяемы, с соответствующими агрегатвми автомобиля КрАЗ-219. Для привода в действие тормозной системы прицепа имеется шланг подвода воздуха с соединительной головкой. В настоящее время на замену КрАЗ-221 разработана конструкция автомобиля КрАЗ-258, на котором устанавли­ вается двигатель ЯН3-233 и коробка передач новой конструкции.

Итак, рассмотрены основные модели автомобилей, используемые в

качестве базы для монтажа

специального оборудования, тягачей и как

транспортное средство для

перевозки грузов. Численные значения

по­

казателей тактико-технических характеристик основных моделей и

их

некоторых модификаций приведены В таблицах ( с т р .41-56).

 

 

? . ЦКТЙКО-ЖШЧьСКйК ХАРА;СТ2РИСП'А!Ш Й КОНСТРУКТИВНЫЕ

 

 

ОСОБЕННОСТИ

ТРАКТОРОВ

Пятилеткам планок развитая парадного хозяйства СССР на 1365-

1570

г г . предусмотрево

лаа/дойтое увеличение к развитие производ­

ства

тракторе®. Ваауск

тракторов з

1370 г . достигает 600-625 тыа.аг

у выпускаемых тракторов

ваачихедьао

позшвокы техш ю -ввон омиче счие


- 35 -

показателя: производительность, надежность, долговечность, топлив- . ная экономичность при значительной снижении веса, нолыиоэ внимание уделяется выпуску колесных быстроходных тракторов и унификации ме­ ханизмов и деталей, выпускаемые отечественными заводами тракторы оснащаются гидравлический оборудованием. Наряду с выпуском основных моделей тракторов определенного класса разработаны модификация, ко­ торые имеют специальное назначение, наибольшей интерес для изучения с точки зрения использования тракторов и аэродром?: о-гксплуатагдоп- ных подразделений имеют тракторы, служащие в качестве базы для мон­ тажа специального оборудования. Кратко рассмотрим особенности кон­ струкции и тактико-технические характеристики некоторых моделей этих тракторов.

Трактор М.ТЗ-5 1C

Трактор имеет колесную формулу 4x2 и относится к классу 1,4 т. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ, а так- . же используется для монтажа специального оборудования. Па тракторе установлен четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный двигатель Д-48Л с вихрекамерным смесеобразованием к воспламенением от сжатия. Двигатель оснащен четырехплуюкерши топливным насосом со везоежак- hhji регулятором, подкачивающим насосом, фильтре;, грубой очистки и хлопчатобумажный фильтром тонкой очистки. Воздухоочиститель трех­ ступенчатый и включает сухой пыле отделитель с саыоудалениеи пыли, масляную ванну и сетчатые кассеты.

Е системе смазки имеется фильтр грубой очисткимасла ленточно­ целевого типа, центробежный фильтр то еко й очистки и масляный ра­ диатор.

Запуск двигателя осуществляется с помощью двухтактного карбюра­ торного двигателя. Для обеспечения пуска основного двигателя кие-,

ется декомпрессор.

Б маховике двигателя установлена двойная муфта сцепления, перед­ ня; часть которой служит для передачи мощности через коробку пере­ дач, центральную и две конические передачи к движителю, а задняя - для передачи мощности к валу отбора мощности.

Муфта оцепления соединена с коробкой передач через соединитель­ ную муфту с упругими секторами. Основная коробка передач пятисту­ пенчатая, с неподвижными осями валов; дополнительная - двухступен­

- 36 -

чатая, удваивающая число передач, переключение передач сблокиро­ вано с муфтой сцепления. Центральная передача коническая. Диффе­ ренциал шестеренчатый, конический, даухсагеллитный, с механизмом блокировки. Конечные передача цилиндрические, прямозубые распо­ ложены в общем картере с центральной передачей.

Рулевой механизм - глобоидальный червяк в зацеплении с трехгребневыи роликом. Тормоза колодочные, барабанного типа, трактор обору­ дован раздельно-агрегатной гидросистемой и кабиной закрытого типа.

Базовое шасси тракторов "Беларусь" использует дед монтаж специаль­ ного оборудования, например экскаватора 3-I&5.

Трактор ДТ-54А

Гусеничный трактор ДТ-54А выпускается е IS57 г , с навесным гид­ равлическим оборудованием, широко используется да г зеилсрсйпнх, планировочных и сельскохозяйственных работ. На тракторе устаасьлй" веется четырехтактный, рядный, четырехцалаадропий двигатель с гкхрекамерньщ смесеобразованием и ьосплацепелпоц сг сх&хпя, поцпс— отью 54 л. с. при 1300 об/мин,

.Двигатель снабжен центробежным всер-зишши регулятором а коррек­ тором. очистка воздуха-, поступавшего б цилиндры, осуществляетсяъ центробежном, сухом, а затем в масляной аклеуяозйтелях и в искрой сетчатом фильтре. Масляный насос шестеренчатый. Фильтрация маета тройной: в ынияедователвно включенное металлической яспточпой

фильтре

грубой очистки, в реактивной центрифуге,

вкдвчонве-й парал­

лельно,

и в полостях шатунных шеек.

 

Система смазка имеет трубчатый масляный радиатор. Охлаждаяне

двигателя жидкостное, принудительное, закрытого типа*

iiyOK

двигателя обеспечивается кусповпл дьиг

лай ПД“10а с. mi

.ступенчатый редуктором. Для облегчении запуска ххеехоя докоифоссор. Муфта оцеддедия сухая, восхошшо замкнутая, с изрифсрЕйиш иажиашш пружинами. коробка .передач шегоренчатая, с неиодвахан-

ш оояим валов,

пягисгупеачахаа, трехходовая, Борговмв сорвйгдз

цалййдрачвоккё,

аряш уйаа»

 

рама |рздтсра

^авкаапп,

ссогот. ,дз.

тирах попоричиы.

подьоск,.

.ь,*е**—

 

реосорали. Гусеиада оостолт ив схаяыш-’Заеяьсв» еочж ш пйв: паль­ цами пхаведзго типа. Оаа&твш гусезкц цздочаес.


- 37 -

Трактор S-IOGM

Гусеничный трактор I-I0CM выпускается Челябинским тракторный заводом с I9G3 г. Трактор предназначен для строительных, сельско­ хозяйственных работ, а также попользуется как базовая модель для монтажа специального оборудования. В качестве силовой установки на тракторе имеется четырехтактный, рядный, четырехцилнндровый двигатель с непосредственным впрыском и воспламенением от сжатия

марки Д-Ю8.

Система смазки двигателя комбинированная, имеет двухсекционный шестеренчатый масляный насос, нитчатый хлопчатобумажный и металли­ ческий фильтры, радиатор охлаждения.

Система охлаждения с принудительной циркуляцией, закрытая, с двумя термостатами. Подача топлива регулируется на заданном ренине автоматически всерекияным центробежным регулятором с корректором, режим устанавливается вручную.

Для запуска используется карбюраторный двигатель п-28, работаю­ щий на автомобильном бензине. Для облегчения пуска двигателя трак­ тора имеется подогреватель воздуха и декомпрессор, коробка пере­ дач шестеренчатая, с неподвижными осями залов, пятиступенчатая, трехходовая, с реверсом. Центральная передача шестеренчатая с ко­ ническими шестернями, имеющими спиральные зубья. Управление муфта­ ми и тормозами раздельное. Насосы гидросистемы имеют независимый привод, распределитель гидросистемы трехзолотпиковый, четырехпози­ ционный. Подвеска трактора пояукесткая. Гусеницы со звеньями со­ ставного типа. Кабина трактора двухместная, закрытая.

Тратаор ТЭТ-250 •

Гусеничный трактор ДБ1-250 является наиболее мощным и произзо- ■

дательным отечественным трактором. Он предназначен дая выполнения тяжелых землеройных и строительных работ. На тракторе установлен V -образный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный двигатель с

. воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском модели в-ЗОБ. Мощность двигателя 300 л .с . при 1500 об/мин. коленчатый вал двига­ теля вращается во взаимозаменяемых вкладышах с эаливкой из свинцо­

вистой бронзы.' Газораспределительный механизм верхнеклапанный о двумя распре-

декйюяьннш! залами. Топливный фильтр грубой очистки - делового типа, фильтр тонкой очистки - пластинчатый. Топливный насос высо­ кого давления двенадцахисекционннл, плункервый, а топливный насос низкого давления (подкачивающий) - коловратного типа. Бездушный

фильтр двухступенчатый: первая ступень - инерционная,

сухая очист­

ка с удаленней пыли эжекцией выпускных газов, вторая -

очистка

воздуха через сетку, смоченную в масле. Регулятор центробежный, всеоекииный. Масляный насос шестеренчатый, трехсекционнкй.

В системе смазки имеется фильтр грубой очистки щелевого типа и реактивная центрифуга. Охландоние масла осуществляется в трубча­ том радиаторе.

Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией, закрытого типа, радиаторы системы охлаждения расположены горизон­ тально, движение воздуха через них происходит с помощью глекцил (выпускных газов).

Запуск двигателя осуществляется с помощью силового генератора трансмиссии. Электрическое питание к генератору в период пуска подводится от аккумуляторных батарей. Для облегчения куска преду­ смотрен подогреватель жидкости, масла,и топлива, резервная систе­ ма пуска воздушная.

Силовая передача электромеханическая, обеспечивает автоматиче­ ское бесступенчатое изменение тягового усилия. Крутящий пошит от двигателя к генератору передается через многодисковую фрикционную муфту, ускоряющую шестеренчатую и карданную передачи.

Генератор имеет собственную воздушную систему охлаждения, Ток, зарабатываемый силовым генератором, привода в действие электро­ двигатель. Крутящий момент электродвигателя черзз -ксиичепкую пару со спиральными зубьями передается на вал водного моста. Бортовые передачи и механизм поворота планетарные, с дпуля ленточными тор­ мозами и блокировочной мыэтодисковой ауфтой.

Подвеска трактора индивидуальная, торсионная. Гусеницы с со­ ставными звеньями и защищенными ваоавраиа. Гк® осистема трактора состоит из аксиально-плунжерного насоса, золотникового натнрвхпозицйонного распрздзлятеяя, двух валовых далвндро?, аасляиъго бала с фильтрами и металлических трубопроводов. -

ХаЗваа иетадличеыга, накрыт are типе., дйух»оотиая, с orecse - ?иеа к вентиляцией.