Файл: Ланцов В.А. Опыт механизации капитального ремонта жилых домов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машина, рассчитанная на использование е специфичных условиях капитально ремонтируемых зданий.

При работе крана СП-0,6 для обеспечения свободной проходимости груза с монорельсом через оконный проем необходимо иметь минимальную высоту подвески

груза.

Грузозахватные приспособления, применяемые при использовании стреловых и других строительных кранов для доставки грузов внутрь ремонтируемого здания, подъемником СП-0,6 не могут использоваться. Кроме того, кран-подъемник СП-0,6 имеет грузоподъемность 0,6 г, а легкие стреловые краны—-не более 0,5 т.

Учитывая вышеизложенное, в лаборатории механиза­ ции Л НИИ АКХ в 1960 г. были разработаны грузо­ захватные приспособления для крана-подъемника СП-0,6 (рис. 19). В настоящее время эти приспособления уже изготовлены экспериментально-механической мастерской института и переданы на объекты капитального ремонта для опытной эксплуатации.

В частности, в 1960 г. были разработаны: ящик для раствора и бетона, ящик для мелкоштучных материалов, ковш для сыпучих и кусковых грузов, захваты для подъема длинномерных грузов (досок, бревен, труб и т. д.), стропы из цепей и канатов, а также опрокиды­ вающийся яшик.

Все грузозахватные приспособления имеют мини­ мальные габариты по высоте и ширине и подвешиваются

ктраверсе крана-подъемника. Яшик для подачи раствора

ибетона (емкостью 0,23 ж3), ящик для мелкоштучных грузов (емкостью 0,3 ж3) и двухстворчатый ковш для сыпучих и кусковых грузов выполняются из листовой

стали и уголков. Двухстворчатый ковш в закрытом со­ стоянии висит на торцовых петлях. Для его разгрузки освобождают торцовые проушины от стропов, а ковш подвешивают за проушины на боковых стенках ковша.

60


Створки ковша раскрываются при подъеме под действи­ ем груза. Стальные цепные стропы отличаются от обыч­ ных стропов минимальными размерами.

Для подъема растворов, бетонов, сыпучих и мелко­ штучных строительных материалов кранами грузо­ подъемностью от 0,2 до 0,6 г были предложены опроки­ дывающиеся бадьи, ящики и ковши. Загрузка опроки­

дывающихся грузозахватных приспособлений может производиться вручную или из бункеров при оттянутой подъемной скобе. Перед подъемом скоба устанавливает­ ся в вертикальное положение и фиксируется с помощью откидных серег. Бадьи, ящики и ковши могут разгру­ жаться опрокидыванием. Бадья емкостью 0,21 м3 рас­

61

считана на работу

с легкими стреловыми кранами грузо­

подъемностью до

0,5 т. Габаритные размеры ящика

емкостью 0,25 м3 позволяют его использовать при работе

с краном СП-0,6. Для подъема строительных материалов

кранами

грузоподъемностью 0,2 т (кран

Розанцева и др.)

служат

бадьи емкостью 0,08 м3 и

ковши емкостью

0,07 м3.

 

 

В некоторых случаях при капитальном ремонте и над­ стройке жилых домов целесообразным может оказаться применение кранов, монтируемых на здании (рис. 20). Так, установка на здание легких стреловых кранов («Пионер», Т-33 и др.) уже давно себя оправдала. Прак­ тика строительства знает случаи использования более мощных кранов такого типа. Эти краны опирались на стены возводимых зданий, чаще всего в районе лестнич­ ных клеток.

При капитальном ремонте жилых зданий платформа такого крана может опираться на несущие стены ремон­ тируемого здания в районе лестничных клеток через систему выдвижных балочных опор. Кран может быть выполнен полноповоротным стрелового типа. Для уста­ новки настилов перекрытий в конструкцию достаточен 10-метровый вылет стрелы. Кран целесообразно выпол­ нить в двух вариантах — грузоподъемностью 2 и 0,5 т. При применении легких сплавов конструктивный вес этих кранов не должен превышать соответственно 8 и 2 г.

4. МЕХАНИЗАЦИЯ МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Наиболее трудоемкой операцией в монтажном про­ цессе при капитальном ремонте жилых домов является монтаж новых перекрытий.

Для установки элементов перекрытий в проектное по­ ложение, кроме их доставки непосредственно к рабочему

62


Рис. 21. Применение башенного крана при надстройке здания.
;

месту, необходимо выполнить еще два весьма трудоем­ ких процесса. Во-первых, в существующих каменных стенах нужно пробить гнезда или борозды (в ' зависимости от кон­ струкции перекрытий)

и, во-вторых, после укладки перекрытий необходимо заделать борозды, гнезда и стыки.

При больших объ­ емах работ на объек­ те, характеризующихся сплошной сменой пере­ крытий, в Ленинграде успешно используются башенные краны (рис. 21). С их помощью мо­ гут монтироваться эле­ менты перекрытий ве­ сом более 1 т.

Большое распро­ странение получили же­ лезобетонные настилы перекрытий, нашедшие широкое применение в новом строительстве. Применение таких кон­ струкций во многих случаях способствует

сокращению продолжительности ремонта, повышению производительности труда, позволяет экономить металл и лес и способствует повышению степени равнопрочности основных конструктивных элементов жилых домов.

63

Вместе с тем необходимо учитывать, что условия ка­ питального ремонта весьма разнообразны. В некоторых случаях даже при значительных объемах работ примене­ ние башенных кранов и современных конструкций пере­ крытий из крупных железобетонных настилов не всегда обеспечивает снижение стоимости капитального ремонта жилых домов. В этом отношении весьма показательным является капитальный ремонт жилого дома № 22/24 по 4-й Советской ул. На этом объекте стоимость 1 м2, полученная после ремонта жилой площади, составила 142 руб.1 В то же время средняя стоимость квадратного метра отремонтированной жилой площади в целом по УКРЖД Ленгорисполкома не превышает 70—80 руб.

Разнообразие планировочных решений и пролетов зданий, стесненность строительных площадок, пробив­

ка горизонтальных

борозд в стенах — все

эти специ­

фические условия

капитального ремонта затрудняют

использование при

ремонте стандартных

настилов

типа БП.

Задача массового применения железобетонных насти­ лов перекрытий при капитальном ремонте жилых домов ^решена в Ленинграде благодаря совместным усилиям 'ряда работников ремонтно-строительных организаций и ЛНИИ-АКХ С. Д. Даидбекова, В. И. Иванова, В. В. Ку-

•репина, А. Ф. Ловкиса, Н В. Лукьянова, А. И. Лысо­ вой. И. П. Пачогина, С. Д. Химунина, А. М. Шаброва

идр.

Впроцессе решения этой задачи были предложены

ивнедрены несколько разновидностей сборных железо­

бетонных настилов перекрытий и методов их монтажа; укладка настилов на выносные консоли, заделываемые в существующих кирпичных стенах; укладка настилов

1 Л у к ь я н о в Н. В., Г р и щ е н к о Н. М. Опыт использова­ ния башенных кранов при капитальном ремонте жилых зданий.

ЛДНТП, 1959.

64


по балочной клетке, образуемой двутавровыми сталь­ ными балками — прогонами и металлическими пристен­ ными балочками из уголков; установка настилов с помо­ щью металлических захватов.

Наибольшее распространение при капитальном ре­ монте жилых домов в Ленинграде, выполняемом с при­ менением башенных кранов, получили железобетонные двухпустотные настилы с выпускными ребрами (КН), разработанные УКРЖД Ленгорисполкома. Эти настилы с одной стороны имеют «пальцы-выпуски», а с другой — гладкие торцы. Шесть типоразмеров этих настилов (длиной от 5,5 до 7 м), централизованное изготовление которых освоено в системе УКРЖД, позволяют пере­ крывать ими около 70% пролетов между капитальными стенами, встречающихся в существующих жилых зда­ ниях.

Перекрытия из настилов КН выполняются без ис­ пользования прокатного металла — в этом их решающее преимущество перед другими конструктивными реше­ ниями.

Наиболее типичной для условий капитального ремон­ та жилых домов является доставка элементов перекры­ тий и их монтаж через оконные и дверные проемы. В этом случае использование башенных кранов, как пра­ вило, носит эпизодический характер. Определенный практический интерес в этом отношении представляет предложение главного механика треста № 2 С. А. Ка­ линичева. Запроектированная им специальная траверса и другие приспособления позволяют подавать настилы весом до 1,5 т через оконные проемы внутрь ремонти­ руемого здания (рис. 22).

Это приспособление состоит из траверсы, двух теле­ жек, балки для закрепления обоймы, полиспаста и элек­ трической лебедки. Следует заметить, что подача насти­ лов через оконные проемы башенным краном настолько

5 В. А. Ланцов

65

i ' t

 

i* «

 

 

 

 

в ?ОH4)

 

о Си

 

e t

3 4>

со cd

 

2 о)

 

0 E с. о ч

 

 

<U

Q- £0 C .

 

з*

 

4

^ Я

О

 

 

 

ÜJJÜS '

 

S r ..

 

с a* .

о

 

 

Ч s *J

C

O - l-

 

 

 

 

1m-i CPg

£

 

« £ S

 

 

 

 

 

 

ja

<U

 

 

 

 

 

g- о

51..1ІІ

%CUЛ1ІП

о

 

5 * £ =

é«

 

 

 

g *

I

 

3

c oa

 

^ 2

 

•=g

о О

 

 

 

о o

 

3

sr

 

 

 

я e

 

К

s

К e?

 

v «

 

*“ a,

CU

 

Г" H

s

« H

С-ЯS

 

 

 

u

Q . ^

 

^ u> » C ІЙ Ій

 

 

 

S; £ E * g

 

 

 

J** (” ^

r j

 

 

 

^ëgSJ!

 

g

- '5 |H= " s n 11


увеличивает продолжительность цикла, что использова­ ние башенных кранов становится экономически нецеле­ сообразным. Вместе с тем приспособления С. А. Калини­ чева могут быть использованы для доставки внутрь здания отдельных длинномерных деталей при использо­ вании других типов подъемно-транспортного оборудо­ вания.

Для монтажа балок перекрытий через оконные прое­ мы может применяться кран СП-0,6. Однако эта машина не свободна от ряда недостатков.

Основным недостатком крана СП-0,6 является воз­ можность обслуживания этим краном сравнительно не­ значительной площади внутри здания (ограниченной шириной оконного проема и вылетом крана). Кран не может поднимать грузы в районе простенков.

Существенным недостатком крана является ограни­ ченность его использования для зданий сложной конфи­ гурации в плане, в условиях стесненных дворовых тер­ риторий, при сравнительно небольших объемах и выбо­ рочном характере ремонтных работ.

Использование крана-подъемника СП-0,6 возможно при соблюдении следующего условия: высота от низа кран-балки до низа подвешенного груза должна быть несколько больше высоты от оконного проема до гнезда монтируемой балки перекрытия.

Вместе с тем для обеспечения свободной проходи­ мости груза с монорельсом через оконный проем высоту подвески целесообразно уменьшить. При небольшой вы­ соте окон (1,6—1,8 м) эксплуатация крана-подъемника СП-0,6 существенно осложняется.

Кран может доставлять грузы только на перекрытие того этажа, где расположено окно, через которое осуще­ ствляется подача груза. На перекрытия, расположенные ниже, кран подавать грузы не может.

В настоящее время ЛНИИ АКХ предполагает выпол­

5*

67.

нить модернизацию крана СП-0,6. Существо модерниза­ ции заключается в оборудовании крана дополнительным механизмом подъема и спуска груза.

Для обеспечения монтажа конструкций перекрытий, расположенных в простенках, в ЛНИЙ АКХ разрабаты­ вается специальный легкий стреловой кран, устанавли­ ваемый на монорельсе крана-подъемника СП-0,6.

Для доставки грузов и монтажа конструкции внутри помещения должен быть создан мобильный кранподъемник, обеспечивающий обслуживание ремонтиру­ емых зданий сложной конфигурации в плане, а также угловых участков зданий с незначительной затратой времени, труда и материальных ресурсов на его установ­ ку в рабочее положение. Такой мобильный кран должен иметь возможность подхода в любую заданную точку дворовой территории и подачи груза в окно, на крышу или в лестничную клетку при продолжительности пере­ мещения крана с одного рабочего места на другое в пре­ делах I часа. В этом направлении в настоящее время работает ЛНИИ АКХ.

На основании изучения отечественного и зарубежного опыта была предпринята попытка создать мобильный кран шарнирно-рычажного типа, который показан на рис. 23, для доставки грузов внутрь здания.

Этот принцип, как известно,

нашел применение

в гидроподъемниках (автовышках),

серийно выпуска­

емых Туапсинским машиностроительным заводом имени XI годовщины Октября, в двухрычажной вышке кон­ струкции Р. И. Уланова (Ленжилуправление) и в выш­ ках, выпускаемых английской фирмой «Simon».

Однако крановые конструкции по этому принципу не создавались.

Работы по созданию крана шарнирно-рычажного ти­ па выполнялись сотрудниками лаборатории механизации ЛНИИ АКХ. В этих работах использовался дипломный

68