Файл: Кричин Д.М. Регулировки механизмов автомобиля и уход за ним в вопросах и ответах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ли масла в картере недостаточно, необходимо долить его до уровня. Смена масла производится через каждые 5000—8000 км пробега, в зависимости от условий экс­ плуатации автомобиля. Кроме того, смена масла произ­ водится еще сезонная, независимо от пробега, совершен­ ного автомобилем. Сезонная смена масла производится при переводе автомобиля на весенне-летнюю или осен­ не-зимнюю эксплуатацию.

20. Какие неисправности имеет карданная передача?

К неисправностям карданных передач относятся по­ вышенный износ карданных шарниров и утечка масла.

При изношенных карданных шарнирах появляется шум вследствие нарушения соосности валов, иногда по­ являются удары при трогании с места, сильная вибра­ ция, которая ощущается особенно сильно при движении автомобиля по инерции.

Повышенный износ карданных шарниров и их под­ шипников происходит по причине недостаточной смазки их, а также загрязнения или ослабления креплений фланцев вилок на своих местах.

Утечка масла происходит из-за неисправности саль­ ников уплотнений.

21.В чем состоит уход за карданными передачами?

Уход за карданной передачей заключается в проверке и подтяжке креплений деталей, смазке карданов и шлице­ вых соединений, разборке, промывке и осмотре кардана.

22.Как устранить повышенный износ деталей веду­ щего моста? При работе автомобиля с изношенными де­ талями ведущего моста, в нем слышен сильный шум, а иногда и стуки.

Повышенные износы деталей ведущего моста проис­ ходят по причине несвоевременной или недоброкачест­ венной смазки.

Для устранения повышенного износа деталей веду­ щего моста необходимо своевременно контролировать уровень масла и производить соответствующую регули­

ровку узлов.

23.В чем состоит уход за ведущим мостом? Уход за ведущим мостом заключается в подтяжке наружных креплений, смазке механизмов и регулировке подшип­ ников и зацепления шестерен.

24.Когда производится доливка и смена масла в кар­ тере главной передачи? Проверка уровня и доливка

36

масла в картер главной передачи производится через 2000—3000 км пробега, а полная смена с промывкой картера—через 5000—8000 км пробега автомобиля, в за­ висимости от условий эксплуатации автомобиля.

Независимо от пробега производится еще сезонная смена масла при переводе автомобиля на весенне-лет­ нюю или осенне-зимнюю эксплуатацию. В этом случае в картер главной передачи заливаются сорта масел лет­ нее или зимнее.

25.Как отрегулировать затяжку подшипников глав­

ной передачи автомобилей ГАЗ-51 А и М-21? Регулиров­ ку затяжки роликовых конических подшипников вала ведущей шестерни следует производить при наличии осевого перемещения вала, превышающего 0,05 мм и оп­ ределяемого индикатором. Регулировка затяжки под­ шипников производится в следующем порядке:

а) в а в т о м о б и л е ГАЗ-51А

1.Отсоединить карданный вал от вала ведущей ше­ стерни.

2.Вывернуть винты крепления стакана подшипников

ивынуть стакан вместе с ведущей шестерней и подшип­ никами из картера главной передачи.

3.Расшплинтовать и отвернуть гайку, снять фланец

карданного шарнира и крышку стакана с сальником, вы­ нуть ведущую шестерню с валом из стакана.

4. Снять часть прокладок, находящихся между под­ шипниками.

5. Установить на прежнее место шестерню с валом и подшипниками в стакан, поставить на место фланец, затянуть гайку.

6.Проверить регулировку (вал должен свободно вращаться, но не иметь качки в подшипниках) и, при необходимости, снять или добавить прокладки.

7.Отвернуть гайку, снять фланец, установить крыш­ ку с сальником, установить фланец, затянуть и зашплин­ товать гайку.

8.Поставить собранный стакан в картер, не изменяя числа прокладок под фланцем стакана, и затянуть вин­ ты, присоединить шарнир карданного вала.

б) в а в т о м о б и л е М-21 1. Отсоединить карданный вал от вала ведущей ше­

стерни.

39



2.РасшпЛинтовать и отвернуть гайку крепления фланца.

3.Снять фланец, маслоотгонное кольцо и подшипник.

4.Снять часть прокладок.

5.Установить на прежнее место подшипник, масло­ отгонное кольцо и фланец, затянуть гайку.

6.Проверить регулировку (вал ведущей шестерни должен свободно вращаться, но нр иметь качки в под­ шипниках) и при необходимости снять или добавить

прокладки. По окончании регулировки гайку зашплин­ товать.

26. Как отрегулировать зазор между коническими шестернями главной передачи автомобилей ГАЗ-51 А и

М-21? Регулировку зазора между зубьями конических шестерен следует производить в том случае, если зазор превышает 0,4 мм. Регулировка производится следую­ щим образом:

а) в а в то м о б и л е ГАЗ-51А

1.Вынуть стакан из картера главной передачи.

2.Снять часть прокладок, находящихся под фланцем стакана,

3.Установить стакан на место и после затяжки вин­ тов проверить зазор между шестернями, который дол­

жен быть в пределах 0,1—-0,4 мм. Этот зазор соответст­ вует угловому перемещению фланца кардана на 0,25— 0,9 мм (при измерении перемещения индикатором) на диаметре расположения болтов фланца.

б) в а в т о м о б и л е М-21

1.Проделать операции, указанные в пунктах 1, 2, 3 регулировки затяжки подшипников вала ведущей ше­ стерни заднего моста автомобиля М-21.

2.Снять пакет регулировочных прокладок, подшип­

ники и регулировочное кольцо.

3. Подбирая толщину кольца путем его шлифовки, отрегулировать зацепление ведущей и ведомой шестерен главной передачи.

4. После окончания регулировки одеть на вал веду­ щей шестерни кольцо, подшипники, маслоотгонное коль­ цо, фланец кардана и установить вал в картере на ме­ сто, затянуть гайку крепления фланца, проверить зазор между шестернями, который должен быть в пределах 0,1—0,4 мм, гайку зашплинтовать.

27. Как отрегулировать затяжку подшипников вала

40


ведущей шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ-164? Регулировка подшипников вала ведущей ше­ стерни производится следующим порядком:

1. Отсоединить карданный вал от вала ведущей ше­ стерни.

2.Отсоединить от картера редуктора корпус с под­ шипниками вала ведущей шестерни, разобрать его и вынуть ведущую шестерню.

3.Заменить одно из двух колец, находящихся между

внутренними обоймами подшипников, на кольцо мень­

шей толщины.

4. Установить в корпус ведущую шестерню с подшип­ никами, установить крышку корпуса с сальником и

фланцем кардана.

5. Плотно затянуть и зашплинтовать гайку вала ве­ дущей шестерни и проверить регулировку подшипников, вал не должен иметь люфта в подшипниках и должен свободно вращаться.

28.Как отрегулировать затяжку подшипников вала ведомой конической шестерни? Регулировка подшипни­ ков вала ведомой конической шестерни производится снятием одинакового числа прокладок из-под крышек левого и правого -подшипников вала. После регули­ ровки осевое перемещение вала, определяемое индика­ тором, не должно превышать 0,1 мм.

Осевое перемещение вала ведомой шестерни прове­ ряют при снятом корпусе.

29.Как отрегулировать зацепление конических ше­ стерен главной передачи автомобиля ЗИЛ-164? После ре­ гулировки подшипников следует проверить зацепление конических шестерен (на краску) и, если необходимо, отрегулировать его. Положение пятна контакта на зубь­ ях ведомой конической шестерни определяет правиль­ ность зацепления.

Если положение пятна контакта неправильно, следу­ ет восстановить нормальное зацепление, перемещая ве­ дущую и ведомую шестерни в осевом направлении (см.

рис. 4).

Для перемещения ведущей шестерни необходимо:

1. Снять корпус с подшипниками вала ведущей ше­

стерни с картера.

2. Вынуть прокладку из-под фланца корпуса.

41

Положение пятна на ведомой шестерне

Способы достижения правильности зацепления шестерен

Переднийход Задний ход

Зацепление шестерен правильное

1у

. Придвинуть ведомую шестерню к

 

ведущей. Если при этом получит­

 

ся слишком малый боковой зазор

 

между зубьями, отодвинуть веду­

 

щую шестерню

 

2. Отодвинуть ведомую шестерню от

i J j T -

ведущей. Если при этом получится

слишком большой боковой зазор

|\_ L /

между зубьями, придвинуть веду­

г г я

щую шестерню

 

}

з-

 

 

 

 

3. Придвинуть ведущую шестерню к

 

у

 

 

 

 

ведомой.

Если боковой

зазор

бу­

 

 

 

 

 

дет слишком мал,

отодвинуть

ве­

 

\

l

P

 

домую шестерню

 

 

 

—-Ofcl

 

%<Р

1. Отодвинуть ведущую шестерню от

 

I*

 

ведомой.

Если боковой

зазор

бу­

 

 

дет слишком велик, придвинуть

 

 

ведомую шестерню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Рис.

4. Правила

регулировки

зацепления

конических шестерен

 

 

 

 

 

главной передачи.

 

 

 

 

 

42


3. Поставить корпус на место и затянуть винты его крепления.

Для перемещения ведомой конической шестерни, не­ обходимо переставить регулировочные прокладки из-под боковых крышек с одной стороны на другую.

30. Как отрегулировать зазор в подшипниках короб­ ки дифференциала автомобиля ЗИЛ-164? Для устране­ ния зазора в подшипниках коробки дифференциала сле­ дует:

1. Снять весь редуктор с картера заднего моста, пред­ варительно вынув полуоси.

I 2. Вывернуть винты, снять стопорные пластины регу­ лировочных гаек.

3. Завернуть гайки, упирающиеся в торцы наружных колец подшипников, на одну и ту же часть оборота на­ столько, чтобы зазор в подшипниках был устранен, а ко­ робка дифференциала свободно вращалась.

4. Поставить на место стопорные пластины обеих гаек.

НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИУХОД ЗА НИМ

1.Какие" основные неисправности имеет рулевое уп­ равление? Основными неисправностями рулевого управ­ ления могут быть:

1.Повышенные износы в деталях рулевого управ­ ления.

2.Большой свободный ход рулевого колеса.

3.Заедание руля.

2.Почему возникают повышенные износы в деталях рулевого управления? Повышенные износы в деталях ру­ левого управления получаются вследствие несвоевре­ менной и нерегулярной смазки или применения недобро­ качественной смазки, а также вследствие езды с повы­ шенной скоростью . по плохим дорогам, что может

привести даже к поломке деталей рулевого управления. 3. Почему возникает увеличенный свободный ход ру­ левого колеса? Величина поворота рулевого колеса до начала поворота управляемых колес называется свобод­

ным ходом рулевого колена.

Эта величина для автомобилей ЗИЛ-164 и ГАЗ-51А при нормальном состоянии рулевого управления не дол­

43

жна превышать 10°, что соответствует 30—40 мм по ободу

рулевого колеса.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса возни­ кает из-за износа подшипников ступиц передних колес и втулок шкворней, износа шарнирных сочленений тяг, поломок амортизирующих пружин и ослабления креп­ ления картера рулевого механизма к раме.

4. Как устранить увеличенный свободный ход рулево­ го колеса? Для устранения увеличенного свободного хо­ да рулевого колеса необходимо проверить и отрегули­ ровать натяг подшипников ступиц передних колес; про­ верить люфт шкворней и, при необходимости, поставить новые втулки шкворней; проверить и отрегулировать шарнирные сочленения тяг; при поломке амортизирую­ щих пружин — заменить их новыми; проверить крепле­ ние картера рулевого механизма и, при необходимости, подтянуть крепление. При исправности деталей привода причиной увеличенного свободного хода рулевого колеса является сам рулевой механизм и его необходимо отре­ гулировать.

5. Почему рулевой механизм может служить причи­

ной увеличенного свободного хода рулевого колеса?

'Причинами увеличенного свободного хода рулевого ко­ леса могут быть также износ подшипников червяка ру­ левого механизма, осевой зазор вала сошки и увеличен­ ный зазор в зацеплении пары червяк-ролик.

6.Отчего возникает заедание в деталях рулевого уп­ равления? Заедание руля может происходить вследст­ вие неправильной регулировки рулевого механизма, пе­ рекосов рулевой колонки, повреждения подшипников червяка, сильного загрязнения всех сочленений и недо­ статочной их смазки.

7.Для чего производится регулировка рулевого уп­ равления? Рулевое управление регулируется с целью установить минимальные зазоры в рулевом механизме и шарнирных сочленениях рулевого привода, которые обеспечивали бы легкий поворот управляемых колес ав­ томобиля.

8.Что регулируется в рулевом управлении автомоби­

лей ГАЗ-51 А, М-21 и ЗИЛ-164? В рулевом управлении автомобилей регулируются:

1. Зазоры в шарнирных сочленениях продольной ру­ левой тяги.

44