Файл: Кричин Д.М. Регулировки механизмов автомобиля и уход за ним в вопросах и ответах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при гидравлическом приводе тормозов зазором 1,5 — 2,5 мм между штоком педали и поршнем.

При пневматическом приводе тормозов свободный ход рычага крана должен быть равен 1—2 мм, не вызы­ вая перемещения клапанов.

11.Как регулируется свободный ход тормозной педа­ ли автомобиля ГАЗ-51А и М-21? Свободный ход тор­ мозной педали регулируется следующим порядком (см.

рис. 7):

1. Отпустить контргайку 2 штока 3.

2.Гаечным ключом вращать шестигранную головку штока 3 до тех пор, пока свободный ход педали не ста­ нет равным 8—14 мм.

3.Затянуть контргайку штока.

 

Рис. 7.

Регулировка

свободного хода

педали:

 

1—педаль

тормоза;

2—контргайка; 3—шток;

 

 

 

4—поршень.

 

12.

Как регулируется зазор между колодками и тор­

мозным барабаном ГАЗ-51А и М-21? Регулировок зазо­

ров между

колодками

и тормозными

барабанами

ГАЗ-51 А и М-21

имеется две:

 

а)

Текущая

или частичная регулировка тормозов.

Она производится для восстановления зазоров при изно-

сах накладок тормозных колодок. Для производства ре­

гулировки без щура необходимо:

 

1.

Поднять мост домкратом так, чтобы колесо свобод­

но вращалось.


2. Вращая колесо вперед, повертывать ключом регу­ лировочный эксцентрик передней колодки в направлении вращения колеса до тех пор, пока колодка не начнет тормозить колесо.

3.Продолжая вращать колесо в том же направлении, повертывать эксцентрик обратно до получения свободно­ го вращения колеса.

4.Отрегулировать заднюю колодку тормоза задним эксцентриком, вращая при этом колесо назад.

При наличии щупа регулировку каждого тормоза следует производить так:

1.Снять крышку смотрового окна на барабане и по­ вернуть барабан так, чтобы окно оказалось располо­

женным на расстоянии 30—35 мм от верхнего края нак­ ладки.

2. Вставить щуп толщиной 0,25 мм между колодкой и барабаном и повернуть эксцентрик этой колодки так, чтобы колодка слегка зажала щуп.

3. Вынуть щуп и проверить, свободно ли, без заеда­ ния вращается барабан.

Таким же образом отрегулировать вторую колодку. б) Полная регулировка тормозов. Она производится после их разборки и сборки или при замене накладок или колодок. Для полной регулировки тормозов необхо­

димо:

1.Произвести текущую регулировку тормозов.

2.Нажать на тормозную педаль с постоянным уси­

лием 12—16 кг, причем педаль не должна касаться пола,

иудерживать педаль в этом положении.

3.Отпустить контргайки опорных пальцев тормоза и

вращать мх ключом внутрь по направлению одного паль­ ца к другому до начала соприкосновения колодки с ба­ рабаном. В этом положении затянуть слегка контр­ гайки.

4. Отпустив педаль, проверить легкость вращения ба­ рабана; при задевании колодок за барабан повернуть слегка опорные пальцы в противоположные стороны до

получения

свободного

вращения

барабана и затянуть

до отказа

контргайки.

 

крышку смотрового ок­

5. При

наличии щупа снять

на на барабане и проверить зазор между колодкой и барабаном внизу и вверху на расстоянии 30 мм от кон-

51


дов накладки. При правильной регулировке зазор дол­ жен быть внизу 0,12 мм и вверху 0,25 мм.

6. По окончании регулировки затянуть контргайку опорного пальца.

Таким же образом отрегулировать все остальные тормоза колеса.

13. Как регулируется ручной тормоз автомобиля ГАЗ-51А? Регулировка ручного тормоза производится таким порядком:

1.Установить рычаг тормоза в крайнее переднее по­ ложение, при котором колодки полностью расторможе­ ны. Завернуть винт так, чтобы тормозной барабан уси­ лием руки не поворачивался.

2.Регулировочную гайку тяги рычага завернуть до

упора внутреннего конца приводного рычага в разжим­ ной стержень, отпустить гайку на 2—3 оборота и за­ крепить контргайкой.

3. Регулировочный винт отвернуть до свободного вра­ щения барабана. Зазор между колодками и тормозным барабаном регулируется подвертыванием регулировоч­

ного винта.

14. Как регулируется свободный ход тормозной педа­ ли автомобиля ЗИЛ-164? Свободный ход тормозной пе­ дали регулируется изменением длины тяги, соединяю­ щей рычаг тормозного крана с тягой тормозной педали.

Изменение длины тяги производится вращением ее вилки. Длина тяги должна быть отрегулирована так, чтобы при отпущенной педали рычаг тормозного крана был прижат к верхней части крана, что обеспечивает полное растормаживание колес. При нажатии на педаль она должна доходить до упора в пол.

15. Как регулируется зазор между колодками и тор­ мозным барабаном автомобиля ЗИЛ-164? Регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном произ­ водится так:

1.Поднять домкратом мост автомобиля.

2.Вращать за квадратный конец валик червяка ре­ гулировочного приспособления, находящегося в рычаге вала разжимного кулака до тех пор, пока тормозные ко­ лодки не будут слегка притормаживать колесо, вращае­

мое от руки.

3. Вращать валик червяка в обратном направлении до восстановления свободного вращения колеса. Нор-

52

мальная величина зазора между накладками тормозных колодок и барабаном равна 0,25—0,40 мм. Зазор проверя­ ется при помощи щупа, закладываемого через окно в тормозном барабане.

16.Какой должна быть длина хода штоков тормоз­ ных камер? При правильно выполненной регулировке тормозов ход штоков тормозных камер должен быть ра­ вен: у передних камер — 25 мм, у задних — 30 мм. Ре­ гулировка тормозов путем изменения длины штока ка­ мер воспрещается.

17.Как регулируется ручной тормоз автомобиля

ЗИЛ-164? Для регулировки ручного тормоза нужно (см.

рис. 8):

Рис. 8. Ручной тормоз: 1—кронштейн; 2—упорные винты; 3—тормозной диск; 4—палец рычага; 5,13—рычаги; 6,8—тормозные колодки; 7,14—паль­ цы; 9—регулировочная гайка; 10, 11—пружины; 12—тяга; 15—приводной рычаг; 16—тяга;

17—зубчатый сектор; 18—рычаг.

I. Установить ручной

рычаг 18

тормоза

в край­

нее переднее положение,

при котором

колодки

полно-

53


етыо расторможены, расшплинтовать и вынуть палец тяги 16.

2. Вставить прокладки (щуп) толщиной 0,8 мм меж­ ду накладками обеих колодок 6 и 8 и тормозным диском.

3. Отвернуть контргайку 9 и затянуть гайку настолько, чтобы регулировочные прокладки были слегка зажаты между диском и колодками.

4.Вращением тяги 16 добиться совпадения ее от­ верстия с отверстием в рычаге 15, вставить палец 4, за­ шплинтовать его.

5.Отвернуть контргайку упорных винтов 2 и, повер­ тывая их, установить обе колодки параллельно плоско­ стям тормозного диска и затянуть контргайки винтов 2.

6.Вынуть регулировочные прокладки и затянуть

контргайку 9.

18. Каковы внешние признаки правильно отрегулиро­ ванных тормозов? При правильно отрегулированных тор­

мозах:

1. Автомобиль, движущийся со скоростью 30 км1час, при торможении должен остановиться, пройдя от начала торможения до полной остановки путь, равный 10 м.

2. Тормозная педаль при полном торможении должна

спускаться не более, чем на половину своего хода

(для

ГАЗ-51 А и М-21). Необходимо также следить,

чтобы

все колеса автомобиля затормаживались одновременно во избежание заноса автомобиля.

После регулировки тормозов необходимо следить за нагревом тормозных барабанов. Если барабаны посто­ янно нагреты, то следует регулировку тормозов произ­ вести вновь.

НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ И УХОД ЗА НЕЙ

1.Какие неисправности наиболее часто встречаются

вмеханизмах ходовой части автомобиля? К наиболее часто встречающимся неисправностям механизмов ходо­ вой части автомобилей можно отнести следующие:

1.Виляние передних и задних колес. Последние при движении автомобиля описывают восьмерку.

2.Течь масла из ступиц колес. Масло попадает в тормозные барабаны и в результате этого тормоза не держат автомобиль при торможении.

54

3.Поломка листов рессор или пружин подвески; это можно определить при осмотре технического состояния автомобиля.

4.Изгиб балки передней оси. При этом нарушается

управляемость автомобилем, наблюдается повышенный износ покрышек и подшипников ступиц передних колес

иперерасход топлива.

5.Перекос рамы, изгиб или поломка балок рамы. При перекосах и изгибах рамы выходят из строя под­

шипники коробок передач, карданных шарниров и глав­ ной передачи.

2.Каковы причины возникновения некоторых неис­ правностей механизмов ходовой части? Причины воз­ никновения некоторых неисправностей механизмов хо­ довой части могут быть следующие:

1.Виляние колес происходит из-за увеличенного за­ зора в подшипниках ступиц колес.

2.Течь масла из ступиц колес появляется в резуль­ тате неисправности или износа сальников.

3.Поломка рессор или пружин подвески происходит при перегрузке автомобиля, при быстрой езде по пло­ хим дорогам или по дороге с крутым поворотом.

4.Изгиб передней оси происходит в результате уда­ ра передней осью о какое-либо препятствие (например,

о камень, пень и т. д.), при переезде через канавы, ямы.

5. Перекосы и поломки рамы могут произойти при буксировании прицепов по тяжелым дорогам, при пере­ грузке машины, преодолении канав, ям без соблюдения необходимой осторожности.

3. Каковы способы устранения перечисленных йенеправностей механизмов ходовой части?

1.При вилянии колес необходимо отрегулировать подшипники ступиц колес.

2.Если имеет место течь масла из ступиц колес, то нужно снять передние колеса, ступицы и заменить саль­ ники. В задних колесах вытащить приводной вал, снять колесо, ступицу и также заменить сальники.

3.В случае поломки листов рессор или пружин под­ вески следует заменить поломанные листы или пружины новыми.

4.При изгибе балки передней оси или перекосе ра­

55


мы, изгибе балок рамы, правка как балки передней оси, так и рамы требует специальных приспособлений.

4. Как выправить погнутые балки (лонжероны) рамы автомобиля? В условиях гаража правка гнутых лонжеронов рамы представляет значительные труд­ ности.

Некоторые автохозяйства применяют довольно эф­ фективное приспособление для правки погнутых лонже­ ронов.

Приспособление состоит из двухтавровой балки № 20 или № 22 длиной 2 метра (см. рис. 9). На одну из по­ лок балки одеты два свободно перемещающихся захвата с цепями длиной по одному метру. Применение цепей с перемещающимися захватами позволит установить упорную балку снизу, сбоку или сверху над лонжероном с приложением точек опоры в наивыгоднейших для правки местах.

Рис. 9. Приспособление для правки погнутых балок рамы.

Захваты изготовляются из полосовой стали толщиной 10—12 мм. Крепление цепи к захвату осуществляется с помощью кольца, диаметр которого выбирается с расче­ том на продевание в него свободного конца цепи.

После установки балки на нужном расстоянии от лонжерона, конец цепи крепится штырем. Толщина звеньев цепи — 10 — 12 мм. Для правки применяется домкрат грузоподъемностью 8 — 10 тонн. При правке лонжерона с прогибом вниз балка подвешивается на це­ пях; правка бокового изгиба требует устанавливать бал­ ку на подставках сбоку; при правке прогиба вверх, дом­ крат ставится на раму, сверху устанавливается балка, закрепляемая цепями к лонжерону. Нажат пе домкратом производят до небольшого перегиба лонжерона в обрат­

ную сторону, после чего легкими ударами кузнечного молотка по стороне лонжерона, противоположной дом­ крату, способствуют усадке металла в натянутом состо­ янии.

При помощи этого приспособления правка рамы во многих случаях может быть произведена даже без раз­ борки автомобиля.

5. В чем заключается уход за ходовой частью автомо­ биля? Уход за ходовой частью автомобиля заключается: а) в ежедневном осмотре и подтяжке креплений; б) пе­

риодической смазке подшипников ступиц

колес,

рессор

и других деталей подвески;

в) доливке жидкости в амор­

тизаторы; г) регулировке

подшипников

ступиц

колес,

проверке установки направляющих колес и их регули­ ровке.

6. В чем заключается уход за рессорами? Уход за рессорами заключается в очистке их от грязи и в смазке. Рессорные листы смазываются специальной графитной смазкой при переводе автомобиля с осенне-зимней экс­ плуатации на весенне-летнюю или наоборот.

Для смазки необходимо раму автомобиля поднять домкратом для разгрузки рессор, отпустить хомутики рессор, тщательно промыть их керосином, после чего промежутки между листами заполнить смазкой.

7.Как определить необходимость регулировки зазора

вподшипниках ступиц колес? Перед проверкой регу­ лировки зазора в подшипниках ступиц колес необходимо вывесить каждое колесо и покачивать его:

а) если подшипники отрегулированы правильно, ко­ лесо вращается свободно, его ступица не имеет ощути­ мого осевого люфта (зазора);

б) если же при покачивании имеется люфт, то необ­ ходимо отрегулировать подшипники ступиц колес.

8.Как отрегулировать зазор в подшипниках ступиц

колес автомобилей ГАЗ-51 А и М-21? Регулировку зазо­ ра в подшипниках ступиц передних колес надо произво­ дить в следующей последовательности:

1. Специальным ключом отвернуть колпак ступицы

ирасшплинтовать гайку поворотной цапфы.

2.Завертывать гайку оси ключом до тех пор, пока

колесо не станет вращаться туго.

3. Отпустить гайку на оси на одну-две прорези ко­ ронки до совпадения одной из прорезей с отверстием в

57