Файл: Кричин Д.М. Регулировки механизмов автомобиля и уход за ним в вопросах и ответах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оси для шплинта. После толчка рукой колесо должно свободно вращаться.

4. Зашплинтовать гайку оси и поставить колпак сту­ пицы.

Для регулировки подшипников ступиц задних колес автомобиля ГАЗ-51А следует:

1.Отвернуть гайки шпилек, крепящих фланец полу­ оси, и вынуть полуось.

2.Специальным ключом отвернуть контргайку и снять стопорную шайбу.

3.Завертывать гайку регулировки подшипников до тех пор, пока колесо не станет вращаться туго.

4.Отвернуть гайку регулировки подшипников на Ve оборота, установить стопорную шайбу так, чтобы сто­ порный штифт гайки вошел в одну из прорезей шайбы. Если штифт не входит в прорезь шайбы, то повернуть гайку вправо или влево настолько, чтобы штифт вошел

вближайшую прорезь стопорной шайбы.

5.Поставить контргайку и плотно затянуть ее.

6.Проверить, свободно ли вращается колесо от толч­

ка рукой.

7. Поставить полуось, навернуть и закрепить гайки х шпилек.

Подшипники задних колес автомобиля М-21 не регу­ лируются.

9. Как отрегулировать зазор в подшипниках ступиц колес автомобиля ЗИЛ-164? Для регулировки зазора в подшипниках ступиц передних колес следует:

1.Поднять переднюю ось домкратом.

2.Снять колпак ступицы, отвернуть контргайку, снять

шайбу и замочное кольцо.

3. Отвернуть немного гайку и проверить, как враща­ ется колесо, не происходит ли торможение из-за задева­ ния колодок тормозным барабаном.

4.Затянуть гайку до отказа, поворачивая при этом колесо для правильной установки роликов подшип­ ников.

5.Отвернуть гайку на ЧяЧ6 оборота и проверить вращение колеса. Если колесо врашается свободно, а ступица не имеет осевого люфта, поставить снятые дета­ ли и затянуть контргайку.

6.Проверить еще раз вращение колеса и поставить

колпак на место.

58

Для регулировки зазора в подшипниках ступиц зад­ них колес следует:

1. Отвернуть болты крепления фланца полуоси к сту­ пице и, ввернув в резьбовые отверстия фланца два болта съемника, вынуть полуось.

2.Поднять домкратом задний мост, проверить осе­ вой люфт в подшипниках и вращение колеса.

3.Если колесо вращается очень туго или имеется осевой люфт, отвернуть контргайку, снять замочную шайбу, диск маслоотражателя и сальника.

4.Отпустить слегка гайку и убедиться в свободном

вращении колеса.

5.Затянуть гайку так, чтобы колесо на подшипниках вращалось туго, и затем отпустить гайку на Vs—'U обо­ рота.

6.После проверки регулировки подшипников устано­

вить на место сальник, диск маслоотражателя, замочную шайбу, затянуть контргайку и установить полуось, закре­ пив ее болтами к ступице колеса.

10. Как проверить работу подшипников ступиц колес?

Работу подшипников во время движения проверяют по степени нагрева ступицы колеса. Нагрев ступицы, явно ощутимый рукой, свидетельствует о сильной затяжке подшипников и о необходимости их регулировки.

. 11. Почему необходимо регулировать схождение пе­ редних колес? При неправильном схождении передних колес затрудняется управление автомобилем и ускоряет­ ся износ шин. Схождение колес с течением времени из­ меняется по причине износа вкладышей и шаровых пальцев поперечной тяги, а также ее прогиба, и требует регулировки.

12. Как подготовить автомобиль, чтобы произвести регулировку схождения колес? Чтобы произвести регу­ лировку схождения колес, автомобиль необходимо под­ готовить.

Перед регулировкой схождения колес необходимо устранить люфт в сочленениях поперечной тяги и уста­ новить автомобиль на ровной площадке, при этом перед­ ние колеса должны находиться в положении, соответ­ ствующем движению по прямой.

13. Как отрегулировать схождение передних колес ав­ томобиля ЗИЛ-164 и ГАЗ-51 А? Регулировка схождения



колес автомобиля ЗИЛ-164 и ГАЗ-51А производится в

следующем порядке:

1. Отпускаются гайки болтов, стягивающих оба нако­ нечника поперечной рулевой штанги.

2. Повертывая ключом для труб поперечную тягу, т. е. удлиняя или укорачивая ее, колеса устанавливают­ ся так, чтобы расстояние между шинами спереди было меньше расстояния между ними сзади на величину — для автомобиля ГАЗ-51А — 1,5—3 мм, для автомобиля ЗИЛ-164—8—12 мм.

3. Закрепляются и зашплинтовываются гайки стяж­ ных болтов обоих наконечников поперечной тяги.

14. Как отрегулировать схождение передних колес ав­ томобиля М-21? На автомобиле М-21 расстояние между шинами спереди должно быть меньше расстояния меж­ ду ними сзади на 1,5—3 мм.

Для регулировки схождения колес необходимо:

1. Отпустить гайки четырех стяжных болтов хомутов, стягивающих концы крайних тяг.

2.Повернуть ключом для труб на одинаковый угол левую и правую тяги до получения необходимого схож­ дения колес.

3.Закрепить гайки болтов хомутов крайних штанг.

НЕКОТОРЫ1Е ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

1.Что надо сделать, чтобы подготовить автомобиль

кработе? Чтобы подготовить автомобиль к работе, не­ обходимо проверить:

1.Уровень масла в картере двигателя.

2.Наличие воды в радиаторе.

3.Наличие топлива в баке.

4.Степень натяжения ремня привода вентилятора

водяного насоса и генератора.

5.Состояние и крепление проводки электрооборудо­ вания.

6.Работу приборов электрооборудования и аккуму­ ляторной батареи.

7.Исправность рулевого управления.

8.Исправность сцепления.

9.Надежность действия тормозов.

60

10.Давление воздуха в шинах, крепление запасного

колеса, наличие шанцевого и шоферского инстру­ мента.

2. Как проверить уровень масла в картере двигателя?

Для проверки уровня масла нужно вынуть маслоизме­ рительную линейку из картера, протереть ее чистой тряпкой, опустить в картер, затем снова вынуть и, если уровень масла будет ниже верхней линии, долить масло до уровня верхней метки. Если уровень масла выше верхней метки, необходимо излишнее масло слить.

3. Как проверить наличие топлива в баках? Для про­ верки наличия топлива в баке на автомобилях ГАЗ-51А, М-21 и ЗИЛ-164 нужно включить зажигание, и тогда указатель уровня топлива на щитке приборов покажет уровень топлива в баке.

4. Как проверить натяжение ремня привода вентиля­ тора, водяного насоса и генератора? Натяжение ремня привода вентилятора водяного насоса и генератора про­ веряется на прогиб усилием руки. Прогиб должен быть равен 15 мм.

5. Как проверить исправность аккумуляторной бата­ реи? Исправность аккумуляторной батареи проверяется включением освещения, сигнала или стартера.

Подробно ознакомиться с неисправностями приборов электрооборудования можно по книге Л. Я. Таненгольц «Обнаружение и устранение неисправностей электро­ оборудования автомобиля в пути», Орджоникидзе, 1957 г.

6.Как проверить исправность рулевого управления?

Для выяснения исправности рулевого управления необ­ ходимо проверить:

1.Крепление картера рулевого механизма, рулевой колонки, рулевого колеса и рулевой сошки.

2.Шплинтовку в соединениях рулевых тяг.

3.Свободный ход (люфт) в шкворнях и подшипниках передних колес.

4.Свободный ход (люфт) рулевого колеса, который должен быть при среднем положении колес автомобиля не больше 30—40 мм по ободу колеса, что соответствует его повороту на 8—10°.

7.Как проверить исправность сцепления? Для опре­ деления исправного состояния сцепления нужно про­ верить:

G1


1.Свободный ход педали сцепления.

2.Полностью ли выключается сцепление (не «ведет»

ли сцепление).

3.Нет ли пробуксовки в сцеплении.

8.Как проверить свободный ход педали сцепления?

Свободный ход педали сцепления у автомобиля ЗИЛ-164 должен быть 20—25 мм, у автомобилей ГАЗ-51 А—35— 45 мм, а у автомобиля М-21 — 20—27 мм. Проверяется при помощи мерной линейки.

9. Как проверить, полностью ли выключается сцеп­ ление? Для проверки чистоты выключения сцепления не­ обходимо дать двигателю средние обороты и, выключив сцепление, пробовать переключать передачи в коробке передач. Если переключение передач происходит без шу­ ма шестерен в коробке передач, значит сцепление пол­ ностью выключается.

10.Как проверить пробуксовку сцепления? Для того чтобы проверить, не буксует ли сцепление, следует за­ тормозить автомобиль, дать двигателю средние обороты, включить четвертую передачу, а у автомобиля М-21 — третью, и постепенно отпускать педаль сцепления. Если двигатель заглохнет, значит пробуксовки нет.

11.Как проверяется давление воздуха в шинах?

Проверка величины давления воздуха в шинах произво­ дится специальным манометром.

12.Как проверить исправность тормозов? Исправ­ ность тормозов проверяется на ходу автомобиля перед выходом в рейс. Проверка осуществляется внешним наб­ людением. Исправные тормоза должны затормаживать одновременно все колеса.

13.Как производится запуск двигателя? Чтобы за­ пустить двигатель, нужно:

1.Проверить положение рычага коробки передач (рычаг должен быть в нейтральном положении).

2.Приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора,

немного вытянув кнопку управления заслонкой.

3.Если двигатель холодный, закрыть воздушную заслонку карбюратора, вытянув кнопку управления за­ слонкой до отказа.

4.Включить зажигание.

5.Нажав на кнопку стартера, или при помощи пуско­ вой рукоятки, провернуть коленчатый вал двигателя.

6.Приоткрыть воздушную заслонку, как только дви-

(•2


гатель заведется, и, слегка нажимая на педаль привода дроссельной заслонки, прогреть двигатель до темпера­ туры воды в системе охлаждения 45—50°; для ускорения прогрева холодного двигателя жалюзи необходимо при­ крыть.

7.После прогрева двигателя кнопки управления за­ слонками карбюратора установить в исходное поло­ жение.

8.Проверить работу двигателя по контрольным при­

борам.

14. Как производится запуск двигателя в зимних ус­ ловиях? Для запуска двигателя в зимних условиях необ­ ходимо его прогреть:

1. Залить в радиатор горячую воду с температурой 50—60°, затем спустить ее и залить воду с температурой

80—90° С.

2.Залить в картер двигателя масло, нагретое до

50—60°.

3.При наличии специальных подогревательных уст­ ройств (например, у ГАЗ-51А) прогрев двигателя осу­ ществляется этими устройствами.

4.После прогрева двигателя запуск его осуществля­ ется, как было указано в вопросе 13.

15.Как правильно начать движение автомобиля?

Чтобы правильно начать движение автомобиля с места, нужно:

1.Нажать на педаль сцепления до отказа.

2.Включить первую передачу (если автомобиль по­ рожний, то можно начать движение и со второй пере­ дачи).

3.Отпустить рычаг ручного тормоза.

4.Постепенно нажимая на педаль дроссельной за­ слонки, плавно отпускать педаль сцепления.

16.Как тронуть с места автомобиль, стоящий на раз­

мокшем глинистом грунте? Чтобы тронуть с места авто­ мобиль, стоящий на размокшем глинистом грунте, ре­ комендуется во избежание буксовки колес частично за­ тормаживать колеса ручным тормозом.

17. Как правильно производить переключение пере­ дач? Для правильного переключения передач нужно:

1.Повысить скорость.

2.Выжать до отказа педаль сцепления, одновремен­ но сбрасывая газ.

63