Файл: Ганкин Н.М. Регулировка гидродинамических лагов на корабле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ?г. -

Таким образом,гидродинамическое давление, воспри­ нимаемое чувствительным элементом лага.преобразуется в нем з механическое усилие,действующее через шток 2 на рычаг Б компенсационной системы.Бто усилие создает вращающий момент, под действием которого рычаг поворачивается вокруг оси О против часовой стрелки.

При этом»скользящий контакт 5 ,прикрепленный к эычагу 3. включает электродвигатель скорости 7 .Электродвига­ тель скорости через систему механических передач развернет коноид В.

При увеличении скорости корйбля коноид будет разворачиваться по часовой стрелке,при этом его радиус будет увеличиваться.Вращение коноида отклонит щуп 9 и карет­ ку 12 вправо вокруг оси 14 каретки.При этом пружина повер­

нется вокгуг

точки

О) крепления

ее на рычаге-3,и

направление

действия

силы натяжения

пружины изменится.

Появится плече

Л - o s t n * , .

где

Ь

- длина рычага 3;

- угол отклонения пружины от нулевого полозкеник. Вследствие этого возникает момент силы натяжения пружины F относительно оси О вращения рычага 3 .Момент ttj пружины будет равен:

:\] 1 ~ ц*Ь $ ь п с*. ,

- 21

Этот момент стремится развернуть рычаг но часовой стрелке,т.е.противодействует внешнему моменту «создаваемом;

штоком сильфонного аппарата.Поворот коноида,е следователь­ но,и пружины будут продолжаться до тех нор,пока не насту­

пит равенство JU= X

.При атом рычаг 8 возвратится в нуле­

вое положение,а скользящий контакт 5 остановит электро­

двигатель скорости^ращение коноида передается черев

механическую передачу

на

всаду I I , с которой

снимается

скорость.

 

 

 

При уиеньпввии

скорости корабля м ом енасоздавае­

мый итоком сильфонного аппарата,станет меньие номенте

компенсационной пружины 4 . Равенство моментов

М ш А /

нарушится,и под действием пружины 4 рычаг 8 отклонится вправо.При этом,скользящий контакт 5 отойдет от нейтрального положения вправо и включит электродвигатель скорости,

который начнет разворачивать в обратном направлении коноид и шкалу скорости.Э то,в свою очередь начнет уменьмать момент компенсационной пружинаДогда момент,соадвваемнй згой пру­ жиной,станет равен моменту,создаваемому гидродинамическим давлением,рычаг возвратится в нейтральное положение,а сколь­ зящий контакт вновь остановит электродвигатель окоростх.

На шкале скорости при атои будет отсчитываться новое,мевьмзе значение скорости.

Таким образом,каждому значению гждродкнашгческогс давления соответствует определенный угол поворота каретки и компенсационной пружины.

Профиль коноида рассчитывается так,что его радиус увеличивается пропорционально квадрату угла его поворота.

Благодаря этону икала скорости получается лжнейнойД дан­

ном дате постоянная рост являющая

<х пидродинамяческоте

коэффициента к, компенсируется с

помощью регулятора А .


Переменная составляющая коэффициента^пропор­ циональная скорости корабля,компенсируется регулятором 6 . Устранение дополнительных переменных нелинейных погрешнос­ тей производится зубчатым корректором.

-егулятор А служит для компенсации постоянной погрешности,не зависящей от скорости Л регулятору А кре­ пится верхний конец компенсационной пружины.. 4 . Поворотом гайки регулятора А можно изменить натяжение компенсацион­ ной пружины,а следовательно и момент этой пружины относи­ тельно оси О вращения рычага 3 .

Пели,например,с помощью регулятора А увеличить натяжение компенсационной пружины,то тем самым увеличится момент относительно оси рычага 3 .Мотор скорости будет работать меньшее время,и шкала указателя развернется на меньший угол,показав меньшую скорость.

-аким образом,увеличение натяжения компенсацион­ ной пружины дает возможность уменьшить показания л а г а ,т .е . ввести отрицательную поправку.Уменьшение при помощи регу­ лятора натяжения компенсационной пружины дает возможность увеличить показания лага,что аналогично введению положи­ тельной поправки в его показания.

£е_г^тятор_В служит для компенсации переменной,

линейке зависящей зт скорости корабля,погрешности .

лага.Сферический щуп 9 регулятора можно перемещать вдоль образующей коноида при помощи регулировочного винта.

Сечение коноида изменяется пропорционально &V, поэтому отклонение щупа и каретки,а следовательно,и момент,

вводимый пружиной 4 к компенсационному рычагу,будет

различным при различных положениях щупа.Среднею положению щупа на коноиде соответствует нулевое значение регулятора

5 , когда составляющая часть гидродинамического ко- .

эффишеЕта ^У=О.При перемещении щупа к основанию коноида,

действие компенсационной пружины будет усилено,показания лага в этом случае будут уменьшаться,т.е.будет вводиться отрицательная переменная поправка.Перемещение щупа

к вершине коноида даст возможность скомпенсировать отри­ цательную погреш ность,т.е.ввести положительную перемен­ ную поправку лага £V .

Для учета погрешностей,не подчиняющихся линейно­ му закону,в лаге предусмотрен зубчатый корректор.Поворот

трибки 17 зубчатого корректора передается на сектор 15 ,к

которому прикреплен верхний конец пружины 16 корректора.

Нижний конец этой пружины скреплен с компенсационным

рычагом 3 . Поворот зубчатого сектора 15 создает дополни­ тельный момент на рычаг З.Этот дополнительный момент может совпадать с моментом компенсационной пружины или ему противодействовать.

В первом случае вспомогательная пружина 16 будет помогать главной,и компенсация наступит раньш е,т.е.при меньшем угле разворота коноида и шкалы скорости.

Во втором случае вспомогательная-пружина будет противодействовать компенсационной пружине,и компенсация наступит при большем угле разворота коноида и икали схороо-

ти .

В первом случае показания лага будут ва данной скорости уменьшены,а во втором - увеличены.

Таким образом ,с помощью зубчатого корректора удается скомпенсировать нелинейно зависящую от скорости погрешиость.Мы рассмотрели компенсационные системы лага с корректорами усилий.Каждая компенсационная система имеет свой корректор для компенсации гидродинамической погрешности лага.В некоторых лагах с компенсационной системой / лаг ЛГ-2/,гидродинамическая погреиность лага

учитывается с помощью ленточного корректора,причем ленточ­ ный корректор учитывает только линейную и нелинейную частя погрешности.


$> 3 Ленточные корректо:

^енточныв корректор позволяет вырабатывать и вводить поправку в измеряемую скорость за счет изменения гидродинами­

ческого коэффициента.Б общем случае погрешность лага может быть представлена как сумма трех видов погрешностей:постоян­ ной, не зависящей от скорости кооаоля.линейно зависящей от скорости и нелинейно зависящей ст скорости.

з

соответствии

этим.корректор

лага должен вводить

три вила

поправок:

 

 

 

 

-

постоянную,не зависящую от

скорости:

■дЧын “

переменную,линейно зависящую от скорости,

лу'нси-

переменную,нелинейно зависящую от

скорости.

 

 

 

За

рис.7

изооражен

 

 

 

график изменения сум­

 

 

 

марной поправки в за­

 

 

 

висимости

от скорости,

иД V***

 

 

на этом графике пока­

 

 

заны все

три вида

 

 

 

поправок,которые соот­

 

 

 

ветствуют

некотором;

 

 

 

значению скорости.

 

 

\дУаин

Постоянная часть пог­

 

 

решности ленточным

 

 

 

корректором не компен­

 

 

 

сируется, а выбирается

 

 

> А V п

з

заводских условиях.

 

 

Корректор должен вво­

 

 

 

 

 

 

дить поправку 8а пере­

 

 

 

'■/WJA менную часть гидроди­

 

 

Рис.7

намического коэффициен­

 

 

 

та

к . равную

^ v = ic + Zv)V,


- 2 5 -

Корректор / рис.8 / состоит из поворотной рамки I ,

гибкой ленты

2 с ходовыми гайками 15.регулировочных винтов &

и каретки 4

с сектором и щупом 5 .Верхняя часть

рамки имеет

нарезной сектор 6.,который входит в зацепление с

червяком 7.

При вращении

червяка 7 поворачивается рамка I и связанная

с ней гибкая

лента на угол,соответствующий величине а

.

%

Рис .8

-26 -

Врезультате этого корректор вырабатывает часть поправки иУ , линейно зависящую от скорости.Получение переменной нелинейно зависящей от скорости части поправки осуществляется соответствующим изгибом ленты,нижний конец которой прикреплен к поворотной рамке в упоре 8,а верхний конец имеет возможность свободно перемещаться.При вращении

регулировочных винтов 3 их ходовые гайки 15 изгибают ленту 2 в соответствующих точках.

' Прогибы производятся по закону изменения поправки нелинейно зависящей от скорости .Установка величины i производится регулировочным винтом по шкалам грубого и точ­

ного отсчетов .В подвижной каретке укреплен качающийся щуп 5 с зубчатым сектором 10.

Шуп имеет два ролика 1 4 ,охватывающих ленту.Карет­ ка 4 перемещается поступательно по рейке 12 на величину, пропорциональную неисправленной скорости \/н »ПРИ этоы ролики 14 качающегося щупа 5 следуют за изгибом ленты 2 и поворачивают щуп и сектор на угол,пропорциональный поправке лага д 'Ул,.

Сектор разворачивает дифференциал 13.Величина поправки,определяемая поборотом рамки и изгибом ленты скла­ дывается на дифференциале 13 с величиной неисправленной скорости,выработанной в узле скорости лага.

Ка выходе дифференциала получим исправленную V* .

- 27 -

ГЛАВА П. РЕГУЛИРОВКА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ЛАГОВ НА КОРАБЛЕ

В предыдущей гладе ш рассмотрели принцип действия компенсационных систем,работу корректоров усилий и ленточных корректоров,с помощью которых автоматически вводится поправ­ ка в показания л ага.

Для исключения погрешности лага регуляторы коррек­ торов устанавливаются.как мы видели,в определенные положения,

которые определяются по регулировочным номограммамДащдвй из рассмотренных лагов имеет свою номограмму«рассмотрение которых приводится нике.

§

4 .Регулировочная

номограмма лагов Л Г -25/50/

 

Регулировочная номограмма служит для графического

определения рабочих

положений регуляторов

А

и 6 .

 

Номограмма

состоит

из

двух частей

-

левой и правой

/ рис. 9

/ . В левой части номограммы приведена

зависимость

положения регуляторов А,

и

Az

от величины погрешности

лага в процентахДривая зависимости рабочих положений регу­

ляторов А , и А г от поправки лага в процентах определяется

экспериментально на заводе для каждого лага в отдельности.

На правой части номогремш по оси абсщ сс отклады­

вается скорость хода корабля,а по оси ординат слева погреш­

ность лага в процентах,справа деления шкалы регулятора В

На правой части номограммы нанесены кривые НЛ/« М.цдопуе-

тимых погрешностей лага

в зависимости от скорости хода

 

корабляJB верхней части

номограммы имеется таблиш для за­

писей значений А , , А*,

и Б

также значений скоростей

 

по контрольным грузам .

 

 

 

 

При регулировке

лага

ва

заводе регуляторы А , ,

*

и6 устанавливаются на такие звачения.при которых

гидродинамический коэффициент

к - Л-+-

£V

равен единице.

Э я значения имеют место щ я

CL ~ ё — О

.Такая


Д еления шмали регул.

I

го

СП

I

Д е л е н и я ш м а л и р е г у л . А,

Рис.9

 

- 29 -

регулировка называется регулировка точки 100 Л е и условия,

при которых лаг будет работать на корабле,обеспечиваю*

точное соответствие величины гидродинамического давления

его теоретическому

значению / ф .1/,го погрешности лага не

выйдут эа пределы значений,допустимых по техническим усло­

виям / кривые МД и

Лели при испытании на мерной лини

погрешности лага окажутся выше допустимых значений,необходи­ мо скомпенсировать их путем установки регуляторов в новое корабельное положение.Для определения установочных чисел

на регуляторы

/4, , Аг и 5 поступая»

следующим образомЛа

Трех скоростяхгмалой,средней и полной,близкой к форсирован­

ному ходу корабля,определяют

погрешности лага по формуле:

 

 

 

 

<> р“л -s

00

в.

 

 

 

 

 

 

д “ — ^

/в ’

 

где

^

0Тй0СИТельная погрешность лага в процентах;

 

S

-

длина мерной линии;

 

 

 

 

РоЛ - средняя величина пройденного расстояния по лагу.

 

 

По величинам погрешностей строят регулировочную

линию,с помощью которой по номограмме определяют положения

регуляторов

 

А , , А г н Ь .

 

 

 

 

 

 

От горизониальной линии номограммы,соответствующей

гидродинамическому коэффициенту,равному единице и условно

принятому аа 100%,откладываются для истинных скоростей малой

У* ,

средней

Vcp

и полной

Vn

соответствующие погрешности

$ и ,5ср и <Гп.0т

полученных точек

1,2,3

номограммы по

ординатам

вверх и вниз откладываются допустимые погрешности лага,

снятые с номограммы.Эти погрешности равны ординатам от

линии 100 до кривой допустимых погрешностей для рассматри­

ваемых скоростей .Получим точки I ' ,

1" ,2 ', 2% 3 ',3 * .

Соединив

 

точки I*

,з 'и

з / . з ',

получим четырехугольник

- I 's 'l "

3?

отсекающий на

отрезке 2 '-

2"некоторую величину oi.

Полученный

отрезок d

делим пополам и параллельно

ближайшей

сторове четырехугольника проводим через середину

d

прямую,которая является

регулировочной линией.Если четырех- *

угольник

не

отсекает

отрезка на

прямой 2' - 2?то необходимо