Файл: Ганкин Н.М. Регулировка гидродинамических лагов на корабле.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
- ?г. -
Таким образом,гидродинамическое давление, воспри нимаемое чувствительным элементом лага.преобразуется в нем з механическое усилие,действующее через шток 2 на рычаг Б компенсационной системы.Бто усилие создает вращающий момент, под действием которого рычаг поворачивается вокруг оси О против часовой стрелки.
При этом»скользящий контакт 5 ,прикрепленный к эычагу 3. включает электродвигатель скорости 7 .Электродвига тель скорости через систему механических передач развернет коноид В.
При увеличении скорости корйбля коноид будет разворачиваться по часовой стрелке,при этом его радиус будет увеличиваться.Вращение коноида отклонит щуп 9 и карет ку 12 вправо вокруг оси 14 каретки.При этом пружина повер
нется вокгуг |
точки |
О) крепления |
ее на рычаге-3,и |
направление |
действия |
силы натяжения |
пружины изменится. |
Появится плече
Л - o s t n * , .
где |
Ь |
- длина рычага 3; |
- угол отклонения пружины от нулевого полозкеник. Вследствие этого возникает момент силы натяжения пружины F относительно оси О вращения рычага 3 .Момент ttj пружины будет равен:
:\] 1 ~ ц*Ь $ ь п с*. ,
- 21
Этот момент стремится развернуть рычаг но часовой стрелке,т.е.противодействует внешнему моменту «создаваемом;
штоком сильфонного аппарата.Поворот коноида,е следователь но,и пружины будут продолжаться до тех нор,пока не насту
пит равенство JU= X |
.При атом рычаг 8 возвратится в нуле |
||
вое положение,а скользящий контакт 5 остановит электро |
|||
двигатель скорости^ращение коноида передается черев |
|||
механическую передачу |
на |
всаду I I , с которой |
снимается |
скорость. |
|
|
|
При уиеньпввии |
скорости корабля м ом енасоздавае |
||
мый итоком сильфонного аппарата,станет меньие номенте |
|||
компенсационной пружины 4 . Равенство моментов |
М ш А / |
нарушится,и под действием пружины 4 рычаг 8 отклонится вправо.При этом,скользящий контакт 5 отойдет от нейтрального положения вправо и включит электродвигатель скорости,
который начнет разворачивать в обратном направлении коноид и шкалу скорости.Э то,в свою очередь начнет уменьмать момент компенсационной пружинаДогда момент,соадвваемнй згой пру жиной,станет равен моменту,создаваемому гидродинамическим давлением,рычаг возвратится в нейтральное положение,а сколь зящий контакт вновь остановит электродвигатель окоростх.
На шкале скорости при атои будет отсчитываться новое,мевьмзе значение скорости.
Таким образом,каждому значению гждродкнашгческогс давления соответствует определенный угол поворота каретки и компенсационной пружины.
Профиль коноида рассчитывается так,что его радиус увеличивается пропорционально квадрату угла его поворота.
Благодаря этону икала скорости получается лжнейнойД дан
ном дате постоянная рост являющая |
<х пидродинамяческоте |
коэффициента к, компенсируется с |
помощью регулятора А . |
♦
Переменная составляющая № коэффициента^пропор циональная скорости корабля,компенсируется регулятором 6 . Устранение дополнительных переменных нелинейных погрешнос тей производится зубчатым корректором.
-егулятор А служит для компенсации постоянной погрешности,не зависящей от скорости Л регулятору А кре пится верхний конец компенсационной пружины.. 4 . Поворотом гайки регулятора А можно изменить натяжение компенсацион ной пружины,а следовательно и момент этой пружины относи тельно оси О вращения рычага 3 .
Пели,например,с помощью регулятора А увеличить натяжение компенсационной пружины,то тем самым увеличится момент относительно оси рычага 3 .Мотор скорости будет работать меньшее время,и шкала указателя развернется на меньший угол,показав меньшую скорость.
-аким образом,увеличение натяжения компенсацион ной пружины дает возможность уменьшить показания л а г а ,т .е . ввести отрицательную поправку.Уменьшение при помощи регу лятора натяжения компенсационной пружины дает возможность увеличить показания лага,что аналогично введению положи тельной поправки в его показания.
£е_г^тятор_В служит для компенсации переменной,
линейке зависящей зт скорости корабля,погрешности .
лага.Сферический щуп 9 регулятора можно перемещать вдоль образующей коноида при помощи регулировочного винта.
Сечение коноида изменяется пропорционально &V, поэтому отклонение щупа и каретки,а следовательно,и момент,
вводимый пружиной 4 к компенсационному рычагу,будет
различным при различных положениях щупа.Среднею положению щупа на коноиде соответствует нулевое значение регулятора
5 , когда составляющая часть гидродинамического ко- .
эффишеЕта ^У=О.При перемещении щупа к основанию коноида,
действие компенсационной пружины будет усилено,показания лага в этом случае будут уменьшаться,т.е.будет вводиться отрицательная переменная поправка.Перемещение щупа
к вершине коноида даст возможность скомпенсировать отри цательную погреш ность,т.е.ввести положительную перемен ную поправку лага £V .
Для учета погрешностей,не подчиняющихся линейно му закону,в лаге предусмотрен зубчатый корректор.Поворот
трибки 17 зубчатого корректора передается на сектор 15 ,к
которому прикреплен верхний конец пружины 16 корректора.
Нижний конец этой пружины скреплен с компенсационным
рычагом 3 . Поворот зубчатого сектора 15 создает дополни тельный момент на рычаг З.Этот дополнительный момент может совпадать с моментом компенсационной пружины или ему противодействовать.
В первом случае вспомогательная пружина 16 будет помогать главной,и компенсация наступит раньш е,т.е.при меньшем угле разворота коноида и шкалы скорости.
Во втором случае вспомогательная-пружина будет противодействовать компенсационной пружине,и компенсация наступит при большем угле разворота коноида и икали схороо-
ти .
В первом случае показания лага будут ва данной скорости уменьшены,а во втором - увеличены.
Таким образом ,с помощью зубчатого корректора удается скомпенсировать нелинейно зависящую от скорости погрешиость.Мы рассмотрели компенсационные системы лага с корректорами усилий.Каждая компенсационная система имеет свой корректор для компенсации гидродинамической погрешности лага.В некоторых лагах с компенсационной системой / лаг ЛГ-2/,гидродинамическая погреиность лага
учитывается с помощью ленточного корректора,причем ленточ ный корректор учитывает только линейную и нелинейную частя погрешности.
$> 3 Ленточные корректо:
^енточныв корректор позволяет вырабатывать и вводить поправку в измеряемую скорость за счет изменения гидродинами
ческого коэффициента.Б общем случае погрешность лага может быть представлена как сумма трех видов погрешностей:постоян ной, не зависящей от скорости кооаоля.линейно зависящей от скорости и нелинейно зависящей ст скорости.
з |
соответствии |
этим.корректор |
лага должен вводить |
||
три вила |
поправок: |
|
|
|
|
|
- |
постоянную,не зависящую от |
скорости: |
||
■дЧын “ |
переменную,линейно зависящую от скорости, |
||||
лу'нси- |
переменную,нелинейно зависящую от |
скорости. |
|||
|
|
|
За |
рис.7 |
изооражен |
|
|
|
график изменения сум |
||
|
|
|
марной поправки в за |
||
|
|
|
висимости |
от скорости, |
|
иД V*** |
|
|
на этом графике пока |
||
|
|
заны все |
три вида |
||
|
|
|
поправок,которые соот |
||
|
|
|
ветствуют |
некотором; |
|
|
|
|
значению скорости. |
||
|
|
\дУаин |
Постоянная часть пог |
||
|
|
решности ленточным |
|||
|
|
|
корректором не компен |
||
|
|
|
сируется, а выбирается |
||
|
|
> А V п |
з |
заводских условиях. |
|
|
|
Корректор должен вво |
|||
|
|
|
|||
|
|
|
дить поправку 8а пере |
||
|
|
|
'■/WJA менную часть гидроди |
||
|
|
Рис.7 |
намического коэффициен |
||
|
|
|
та |
к . равную |
^ v = ic + Zv)V,
- 2 5 -
Корректор / рис.8 / состоит из поворотной рамки I ,
гибкой ленты |
2 с ходовыми гайками 15.регулировочных винтов & |
||
и каретки 4 |
с сектором и щупом 5 .Верхняя часть |
рамки имеет |
|
нарезной сектор 6.,который входит в зацепление с |
червяком 7. |
||
При вращении |
червяка 7 поворачивается рамка I и связанная |
||
с ней гибкая |
лента на угол,соответствующий величине а |
. |
%
Рис .8
-26 -
Врезультате этого корректор вырабатывает часть поправки иУ , линейно зависящую от скорости.Получение переменной нелинейно зависящей от скорости части поправки осуществляется соответствующим изгибом ленты,нижний конец которой прикреплен к поворотной рамке в упоре 8,а верхний конец имеет возможность свободно перемещаться.При вращении
регулировочных винтов 3 их ходовые гайки 15 изгибают ленту 2 в соответствующих точках.
' Прогибы производятся по закону изменения поправки нелинейно зависящей от скорости .Установка величины i производится регулировочным винтом по шкалам грубого и точ
ного отсчетов .В подвижной каретке укреплен качающийся щуп 5 с зубчатым сектором 10.
Шуп имеет два ролика 1 4 ,охватывающих ленту.Карет ка 4 перемещается поступательно по рейке 12 на величину, пропорциональную неисправленной скорости \/н »ПРИ этоы ролики 14 качающегося щупа 5 следуют за изгибом ленты 2 и поворачивают щуп и сектор на угол,пропорциональный поправке лага д 'Ул,.
Сектор разворачивает дифференциал 13.Величина поправки,определяемая поборотом рамки и изгибом ленты скла дывается на дифференциале 13 с величиной неисправленной скорости,выработанной в узле скорости лага.
Ка выходе дифференциала получим исправленную V* .
- 27 -
ГЛАВА П. РЕГУЛИРОВКА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ ЛАГОВ НА КОРАБЛЕ
В предыдущей гладе ш рассмотрели принцип действия компенсационных систем,работу корректоров усилий и ленточных корректоров,с помощью которых автоматически вводится поправ ка в показания л ага.
Для исключения погрешности лага регуляторы коррек торов устанавливаются.как мы видели,в определенные положения,
которые определяются по регулировочным номограммамДащдвй из рассмотренных лагов имеет свою номограмму«рассмотрение которых приводится нике.
§ |
4 .Регулировочная |
номограмма лагов Л Г -25/50/ |
|||||
|
Регулировочная номограмма служит для графического |
||||||
определения рабочих |
положений регуляторов |
А |
и 6 . |
||||
|
Номограмма |
состоит |
из |
двух частей |
- |
левой и правой |
|
/ рис. 9 |
/ . В левой части номограммы приведена |
зависимость |
|||||
положения регуляторов А, |
и |
Az |
от величины погрешности |
лага в процентахДривая зависимости рабочих положений регу
ляторов А , и А г от поправки лага в процентах определяется
экспериментально на заводе для каждого лага в отдельности.
На правой части номогремш по оси абсщ сс отклады
вается скорость хода корабля,а по оси ординат слева погреш
ность лага в процентах,справа деления шкалы регулятора В |
• |
|||
На правой части номограммы нанесены кривые НЛ/« М.цдопуе- |
||||
тимых погрешностей лага |
в зависимости от скорости хода |
|
||
корабляJB верхней части |
номограммы имеется таблиш для за |
|||
писей значений А , , А*, |
и Б |
,а |
также значений скоростей |
|
по контрольным грузам . |
|
|
|
|
При регулировке |
лага |
ва |
заводе регуляторы А , , |
* |
и6 устанавливаются на такие звачения.при которых
гидродинамический коэффициент |
к - Л-+- |
£V |
равен единице. |
Э я значения имеют место щ я |
CL ~ ё — О |
.Такая |
Д еления шмали регул.
I
го
СП
I
Д е л е н и я ш м а л и р е г у л . А,
Рис.9
|
- 29 - |
регулировка называется регулировка точки 100 Л е и условия, |
|
при которых лаг будет работать на корабле,обеспечиваю* |
|
точное соответствие величины гидродинамического давления |
|
его теоретическому |
значению / ф .1/,го погрешности лага не |
выйдут эа пределы значений,допустимых по техническим усло |
|
виям / кривые МД и |
Лели при испытании на мерной лини |
погрешности лага окажутся выше допустимых значений,необходи мо скомпенсировать их путем установки регуляторов в новое корабельное положение.Для определения установочных чисел
на регуляторы |
/4, , Аг и 5 поступая» |
следующим образомЛа |
||||||||
Трех скоростяхгмалой,средней и полной,близкой к форсирован |
||||||||||
ному ходу корабля,определяют |
погрешности лага по формуле: |
|||||||||
|
|
|
|
<> р“л -s |
00 |
в. |
|
|
||
|
|
|
|
д “ — ^ |
/в ’ |
|
||||
где |
^ |
“ |
0Тй0СИТельная погрешность лага в процентах; |
|||||||
|
S |
- |
длина мерной линии; |
|
|
|
||||
|
РоЛ - средняя величина пройденного расстояния по лагу. |
|||||||||
|
|
По величинам погрешностей строят регулировочную |
||||||||
линию,с помощью которой по номограмме определяют положения |
||||||||||
регуляторов |
|
А , , А г н Ь . |
|
|
|
|
||||
|
|
От горизониальной линии номограммы,соответствующей |
||||||||
гидродинамическому коэффициенту,равному единице и условно |
||||||||||
принятому аа 100%,откладываются для истинных скоростей малой |
||||||||||
У* , |
средней |
Vcp |
и полной |
Vn |
соответствующие погрешности |
|||||
$ и ,5ср и <Гп.0т |
полученных точек |
1,2,3 |
номограммы по |
ординатам |
||||||
вверх и вниз откладываются допустимые погрешности лага, |
||||||||||
снятые с номограммы.Эти погрешности равны ординатам от |
||||||||||
линии 100 до кривой допустимых погрешностей для рассматри |
||||||||||
ваемых скоростей .Получим точки I ' , |
1" ,2 ', 2% 3 ',3 * . |
|||||||||
Соединив |
|
точки I* |
,з 'и |
з / . з ', |
получим четырехугольник |
|||||
- I 's 'l " |
3? |
отсекающий на |
отрезке 2 '- |
2"некоторую величину oi. |
||||||
Полученный |
отрезок d |
делим пополам и параллельно |
ближайшей |
|||||||
сторове четырехугольника проводим через середину |
d |
|||||||||
прямую,которая является |
регулировочной линией.Если четырех- * |
|||||||||
угольник |
не |
отсекает |
отрезка на |
прямой 2' - 2?то необходимо |