Файл: Антонов А.С. Армейская автотракторная техника и перспективы ее развития лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
-30 -
Гр у з о в ы е т р а н с п о р т е р ы-в е з д е х о д ы приценяются для перевозки грузов в условиях полного бездорожья. Основные конструктивные особенности этих машин заключаются в установке на них специальных колесных движителей с арочными и иирокопрофильными шинами, с пневмокатками или с шинами особо
большого диаметра.
Рис. 5 Автомобиль-амфибия ив подводных крыльях.
Для движения по сыпучим пескам, болотам и снежной цилине НАМЙсозданв конструкция транспортера-вездехода (ри с.6) на восьми ведущих пневмокатках (колесная формула 8x8). Применение пневнокатков с малым давлением воздуха (0 ,5 ♦ I кг/см2) делает эту машину высокопроходимой по мягким неустойчивым грунтам. Грузоподъемность транспортера 3 т , удельная мощность 20 л .с ./т , максимальная скорость по шоссе 60 км/час, средняя по грунтовым дорогам 10 ♦ 20 км/чвс. Аналогичную конструкцию ходовой части имеют американские транспортеры и седельные тягачи "Теракруаер". Они используются в армии США для буксировки в тяжелых дорожных условиях ]>-тонных полуприцепов с пусковыми установ ками оанолетов-снарядов "Матадор" и "Мейс".
Специальные тягачи. В эту группу входят следующие вида коявсных машин:
ч
Рис. 6 Транспортер НАМИ на пневмокатках
-32 -
-прицепные седельные 4-осные тягачи;
-инженерные 2-осные тягечи;
-одноосные тягачи с шарнирно-сочлененными прицепами - звеньями.
Прицепные и седельные ч е т ы р е х о с н ы е |
т я г а ч и |
используются в армии для буксировки тяжелый ракетных и артил |
|
лерийских систем, прицепов-тяжеловозов грузоподъемностью 20, |
|
40, 60 и более тонн, для перевозки танков и другой боевой тех |
|
ники, а также для буксировки на аэродромах тяжелых самолетов |
|
Ввоом 180 ♦ 200 т. |
|
Типичными представителями этих машин являются отечественный оедельный тягач МАЗ-53? и прицепной тягач MA3-537A. Общий вид тягача MA3-537A предотавлеи на рис. 7.
На этих тягачах установлен 12-цилиндровый V -образннй двигатель дизель Д-12-525 мощностью в 525 л .с . Тягач имеет мо стовую схему силовой передачи с гидронеханическим трансформатором, дифференциалами повышенного трения и самоблокирующимися кулач ковыми муфтами свободного хода, независимую торсионную подвеоку колес двух передних управляемых осей и балансирную жесткую подвеску двух задних осей. Технические характеристики анвло - гичных конструкций тягачей, применяемых в армиях США и ФРГ, приведены в табл. 6.
Из таблицы следует, что тягачи имеют максимальную скорость
движения по шоссе 56-60 км/час |
и способны буксировать прицепы |
||
в 2 ,5 -3 |
,5 |
раза больше, чем вес |
самих тягачей (по проселочным |
дорогам |
- |
в 1,6-2 раза). |
|
В литературе проводятся данные о разработке в США четырех осных седельных тягачей ХМ-375 с нагрузкой на седло до 27 т для буксировки по шоосейным дорогам полуприцепов весом до 70т.
На'базе этого тягача разработан трехэвенный танковый транспортер, состоящий из двух оедельных тягачей и размещенной между ними грузовой платформы. Такие транспортеры с колесной
формулой 16x16 обладают |
высокой |
проходимостью и споообны пе |
|
ревозить танки весом до 40 г по |
бездорожью. |
|
|
И н ж е н е р н ы е |
д в у х о с н ы е |
т я г а ч и де- |
дятоя на 2 клаооа в зависимости от веоа прицепного и навесно го оборудования:
- |
легкие |
инженерные |
тягачи |
( ИКТ—Л) и |
- |
средние |
инженерные |
тягечи |
( ИКТ—С). |
сЬ?5Г*ёЕ £
I
I
Рис. 7. Тягач MA3-537A.
Табдидз 6
Технические характеристики седельных четырехосных тягачей
Параметры ГКолеон.
Модели |
!формула |
|
i! |
|
|
|
{ |
|
|
i |
|
На базе iМ-189 |
[ |
8x8 |
(США) |
1 |
|
На базе M-I9I |
i |
8x8 |
(США) f |
; |
|
Терракруоь |
| |
8x8 |
Собсгвеа. [Грузоподъемн.! Мощнисть |
1оэфФицивн; Макокмальн. |
Шины |
|||
вес |
'полуприцепн. i даигаг. |
скорость |
скорость |
(размер в |
|
|
|
1 л .с . |
км/час |
км/час |
дюймах) |
|
|
уделън. |
|
|
|
|
|
!МОВЩ.Л.С./Т |
|
|
|
Для буксировки полуприцепов на ке СГНОСГИ |
|
|
|||
16,5 |
_ |
5 4 0 /- |
|
56 |
|
|
|
|
|||
2 1,0 |
|
5 4 0 /- |
|
65 |
|
6,8 |
14 |
250/12 |
2,1 |
| 65 |
40"х42пх10 |
Для буксировки |
полуприцепов по |
шоссейным доводам |
|
ХМ-575 (США ) |
■ |
8x8 |
17 |
40 |
5 6 0 /6 ,4 |
4 ,1 |
j 64 |
|
312 (ФРГ) |
: |
6x6 |
14,0 |
'«ш |
300/- |
- |
56 |
i1400-20 |
Типовой конструкцией легкого инженерного тнгвча может слу жить отечественный тягач ИКТ-Д125, разработанный на базе ко лесного трактора-тягача Харьковского завода (рис. 8). Тягач ИКТ-Л125 рассчитан на работу с навесным инженерным оборудова нием весом до 2,5 тонн и прицепными системами с тяговым уси - лением на крюке до 4 т. Рама тягача-шарнирно-сочлененная, двухзвенная, двигатель - тракторный дизель СИД-2.0 мощностью 130 л .с ,, привод к колесам обоих звеньев-механический, подве ска - рессорная, шины - широкопрофильные 18,40/15 * 24. Мак - оимальная скорость тягача до 29 км/час; тягач способен рабо - тать на проселочных дорогах и целине; благодаря короткой базе и шарнирно-сочлененной конструкции шасси он имеет высокую ма
невренность (минимальный радиус поворота |
- 5 м ) . |
|
С р е д н и й |
и н ж е н е р н ы й |
т я г а ч (ИКТ-С) |
МАЗ-538 (рис. 9) предназначен для работы с навесным инженерным оборудованием и прицепными системами. Тягач имеет рамную кон струкцию шасси с колесной (формулой 4x4 и передними управляемы ми колеоами, двигатель-дизель Д-12-375 мощностью 375 л ,о .,с и ловая передача гидромеханическая,такая же,как на тягача МАЗ-537. Тягач имеет гидроусилитель руля, дополнительную ко
робку передач с ходоуменьшителем, раздаточную коробку о реверсом. Двухосные инженерные тягачи, приспособленные для работы е
траншеекопателями, скреперами, бульдозерным, путеукладочным и другими видами инженерного оборудования, обеспечивают высокий уровень механизации инженерных работ в армии.
На рио. 10 представлено использование инженерного тягача: , а) бульдозер с неповоротным отвалом, б) бульдозер с пово - ротным отвалом, в) погрузчик универсальный со сменным обору -
дованием (1-вилка для штучных грузов, 2-захват для леоа, |
3 - |
||
трехчелюстной ковш, 4 - ковш), |
г) скреперный толкач, д) |
по |
|
грузчик с задней разгрузкой, |
е) |
древорез, ж) корчеватель, |
|
з) снегоочиститель плужный, |
и) |
снегоочиститель роторный, |
|
к) кюветоочиститель, л) бур-столбостав. |
|
||
Помимо двухосных тягачей, |
для выполнения различных видов |
||
транспортно-инженерной работы в |
врмии могут использоваться |
быстроходные колесные тракторы.
В табл. 7 приведены характеристики двухосных тягачей, а также характеристике быстроходного трактора К-700 ("Кировец"), который при необходимости может быть также использован в армии.
ddfiSSs^^
/
ijU
<b I
Рис. S Инженерный тягач легкий ИКТ-л-125.
Рис. 9 Инженерный тягач средний ЖТ-С-МАЗ-538
- 38 -
S)
г€ 3 )
Рис. 10 Примеры использования инженерного тягача для механи
зации работ.
Таблице 7 Технические характеристики двухосных инженерные гягачей и колесных тракторов
Параметры
Модели
КТ - 125 К - 700
МоЛЗ-542
Белаз-550
Т - 210
Колесная |
SСобствен- |
Тяговое |
Бас на |
|
формула |
| ННЙ ВбС,Т усиление |
:опооно- |
||
|
\ |
на кш&е, |
оцепное |
|
|
\) |
1 |
* |
устрой |
|
\ |
! |
- |
ство ,! |
Максималь |
Мощность л .с . ! Шины |
|
ная скорое г >,тзи числа |
(размер в |
|
км/час |
оборотов, |
дюймах) |
|
об/мин. |
|
4x4
4x4
4x4
4x4
. 4x4
.
i i
1 6.35
1 12,0 | 12*5
1 12,5
ГО -р- <• о
I |
*«о . |
— |
29,1 |
130/1700 |
18,40/15-24 |
S 7,0 |
- |
28,0 |
220/1800 |
23,10/18-26 |
|
S |
10,5 |
- |
40,0 |
240/2100 |
26,50-25 |
| |
6,5 |
- |
46,0 |
360/2100 |
23,10/18-26 |
|2 0 ,0 |
15,0 |
32,0 |
300/1500 |
29,50-20 |
|
i |
|
|
! |
|
|
|
|
|
I |
|
|
!% |
|
i |
|
|
|
|
1 |
|
|
||
|
|
|
t--------- ;--------- }.................... 1 |
|