Файл: Рвачев Л.А. Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
что без них язык не имеет сколько-нибудь заметной цен ности. Действительно, без понятий целого — части и вре мени ( < и / ) мыслить себе вещи невозможно. Отказ от рассмотрения возможностей (ху и х = у) чрезвычайно обед нил бы язык, лишив его самых простых участков, например, гипотез. В частности, все естественно-научные теории не могут обойтись без возможности, так как рассматривают любой закон природы шире, чем перечень единичных фак тов. Необходимость (— >) менее существенна для псевдофи зического языка; все же отказ от соответствующих участ ков речи отражал бы бесполезное для естественных наук зрелище полностью бессвязного и произвольного мира.
На указанных пяти предикатах мы прекращаем пред варительное знакомство с псевдофизическим языком. Что же касается того, как полно установленная аксиоматика опи сывает эти предикаты, то здесь трудно сказать что-либо оп ределенное. Однако характер теорем, доказанных в насто ящей главе, позволяет надеяться, что высказанные аксиомы обладают значительной силой.
Г л а в а III
ПРООБРАЗЫ МНОЖЕСТВ, ПРЕДИКАТОВ И ФУНКЦИЙ
1.Перейдем теперь к математике. Мы хотим знат в'какой мере объекты математических теорий можно пони мать как переменные над областью единичных объектов. Естественность этого вопроса подтверждается характером возникновения математических понятий в процессе истории математики; и если и бывали случаи употребления бессо держательных объектов, то параллельно имела место силь
ная тенденция найти для |
этих объектов интерпретацию |
в рамках принятых ранее |
понятий, корни которых уходят |
на уровень номинализма (напомним, что требование иметь единичные прообразы относится только к объектам языка, но не к его средствам).
Унас в какой-то мере уже есть формализованный язык
овещах. Однако выявление в области вещей прообразов математических понятий связано с определенными трудно стями.
Во-первых, абстрагирование производилось, как пра вило, не от единичных объектов, а от созданных ранее аб стракций, что привело к созданию многоступенчатой иерар хии. Связь между наиболее абстрактными элементами этой иерархии и породившими их единичными объектами на
31
столь длинном пути оказалась в значительной мере зама скированной привходящими обстоятельствами, а иногда и во все утратилась. Так, если бы мы захотели опираться на на глядное представление о множествах и при этом рассматри вать, кроме элементов множества, также и множество как некоторый один объект, то это потребовало бы, чтобы эле менты множества существовали порознь один от другого. Но тогда мы не смогли бы рассматривать множества с мощ ностью больше, чем континуум (хотя для мощности конти нуум еще можно найти наглядную модель, правда в номина лизме точек). Однако термин «множество» был механиче ски перенесен с наглядных множеств на предикаты (напри мер, говорили о множестве тех к, для которых «х есть функ ция вещественной переменной»), хотя при этом предикаты и множества не отождествлялись. В целом это только дезо риентировало интуицию.
Во-вторых, некоторые абстракции, например, «пре дикат», «функция» имели среди своих единичных прообра зов такие объекты, как состояния человеческого мозга. Эти объекты легко ускользали от наблюдения, что создало иллюзию, что некоторые объекты имеют абстрактную при роду.
В данной главе описаны единичные прообразы для по нятий «множество», «предикат», «функция». Нам кажется, что найденные прообразы соответствуют исторически уста новленному смыслу упомянутых понятий.
2. Ради последовательности в наших рассуждениях начнем с того, что для области вещей рассмотрим, так ска зать, естественное понятие множества (которое и порождает наглядные свойства абстрактных множеств), хотя этот путь бесплоден в том смысле, что не позволяет строить ана лиз. Тем не менее, так как априори такой вариант кажется наиболее естественным, он будет вкратце рассмотрен, чтобы оправдать выбор другого пути.
32
Итак, опишем понятие множества вещей такое, чтобы: а) множество вещей также было вещью; б) множество ве щей обладало бы теми свойствами, которые интуитивно приписываются понятию «множество».
Для мотивировки вводимых понятий рассмотрим не сколько примеров. Во-первых, пусть ху Л А (х, у), тогда существует вещь — объединение х и у — и ее естественно называть множеством с элементами х н у .
Во-вторых, пусть х < у, тогда приходится считать, что не существует множества с элементами х н у . Действитель но, можно было бы назвать таким множеством разве что объединение х и у, но тогда, если удалить из этого множест ва один элемент, то либо останется нечто — ни х, ни у, либо ничего не останется, а это противоречит обычным свойствам множеств. Например, если существует яблоко, то сущест вует и его треть; но какую вещь можно назвать множеством с элементами «яблоко» и «треть яблока», если иметь в виду именно это яблоко и его треть, а не какие-нибудь равные им вещи? Таким образом, нам приходится требовать опреде ленную независимость для элементов множества, тогда как независимость целого и его части имеет место лишь в мыш лении. Отсюда следует, что не для всякого свойства можно
определить вещь, которая являлась бы множеством |
всех |
||
вещей, обладающих этим свойством- |
2 (*, |
г/, г), |
|
В-третьих, пусть х, у, г, |
и, v таковы, что |
||
Л (х, у), 2 (г, ы, v), Л (г, и). |
Если мы хотим, |
чтобы |
мно |
жество было вещью, то все его свойства должны быть прису щи этой вещи. Поэтому вещь v не должна быть одновременно множеством с элементами z, и и множеством с элементами х, у, и, так как в противном случае (учитывая, что при этом v окажется также множеством с элементами х, у , z, и), на блюдая v, нельзя определить, о каком из трех различных множеств идет речь; кроме того, элементы х, у и г пересе каются. Поэтому предикат, разлагающий вещи-множества
3 897 |
33 |
на вещи-элементы, нужно считать фиксированным в про цессе рассуждений. Например, о том что такое автомобиль (множество деталей или множество атомов) в каждом кон кретном случае следует договориться заранее.
3. Введем двухместный предикат «х есть элемент мн жества у» (обозначение х £ у). В силу упомянутой неодно значности разбиения вещей-множеств на элементы можно рассматривать £ как метаобозначение для некоторого клас са предикатов, причем аксиомы, характеризующие индиви дуальность различных предикатов этого класса, вообще говоря, противоречат друг другу; а в каждой конкретной теории употребляется один предикат f . С аналогичной ситу ацией мы сталкивались при введении п р ед и к а т о в .
Сформулируем теперь аксиомы, общие для всех предика тов t •
Г. х £ у (г) [г = х Д z £ у :э Л (х, г)] Л (Ег) {z = x Д z £ у)
Эта аксиома означает, что различные элементы множест ва не имеют общих частей. Кроме того, каждое множество содержит более одного элемента. В связи с этим заметим, что употребление одноэлементных множеств, вообще говоря, есть вопрос удобства; но в области вещей многоэлементное множество не может быть элементом одноэлементного (см. п. 2 этой главы). Поэтому возможность применения одно
элементных множеств настолько |
ограничена, |
что |
от нее |
||
лучше отказаться |
совсем. |
|
|
|
|
II'. |
х £ у 1э х < |
у Л (и) [и <yZD(Ev) (Ew) (v < |
и Д ц < ш Д |
||
|
|
Л w 6 у)]. |
|
|
|
НГ. |
у < г Д (х) (х £ г id у < х) |
(*) (и) [*£ г Д и < |
х Д |
||
|
Д и < у Д (v) (v < X Л V< |
У ZD V< и) ZD и£ у]. |
|
Аксиома II' означает, что множество является объеди нением всех своих элементов; а П К —что разложение мно
34
жества z на элементы одновременно разлагает на элементы и у — часть z — и тем самым превращает у в множество.
IV'. (Ех) [А (х) Д 5 (*)] Л (х) (у) [х = у А А (х) /\А{у) ю ZDxy Л Л (х, у)] id (Ег) (х) [А (*) и (Ей) (и = х Д и£г)\.
Это схема аксиом при произвольных предикатах А. Она означает, что если предикат А выполняется на непересекающихся вещах одной ситуации, то все вещи, на которых выполняется А, можно рассматривать как элементы некототорого множества г.
|
V'. л: = |
ц д 1/ = ц Д х уЛ uv (х£ у ~ и£ v). |
|
Аксиома V' |
означает, что тождество вещей |
включает |
|
в себя совпадение их множественных структур. |
|
||
4. |
Необходимо заметить, что из аксиом VI, |
VIII главы II |
|
и аксиомы IV' |
следует, что множества существуют, т. е. |
(Ех)(Еу)(х%у).
Приведем несколько простых следствий из высказанных аксиом.
(Ez)(z£x) Л ( z ) ( z £ x ~ z £ y ) z D ( u ) ( x £ u ~ y £ u ) . |
(Г) |
|||
Пусть выполнена посылка в (!'); тогда согласно аксио |
||||
ме 1Г: |
|
|
|
|
Н[и < X Z3 (Ер) (Eq) (р < V л Р < У Л q < у)] Л (v)[v<y=> |
||||
|
|
ID (Ер) (Eq)(p<v A P < q f \ q < *)], |
|
|
откуда в силу транзитивности < : |
|
|
||
(v) [и < х ZD (Ер) (р < v Л р < у)\ Л (v) [v < у ZD |
|
|||
|
|
ID (Ер) (р С и А Р < х)1___ |
|
|
Отсюда, |
если допустить х < у или у < |
х, то по аксиоме |
||
VIII гл. |
II |
мы придем к противоречию, |
что дает х < |
у А |
А У С х. |
Легко видеть, что отсюда следует х = у д |
ху\ |
3* |
35 |
применением аксиомы IV гл. II к |
предикату А (v) ~ |
vQu |
|
получим заключение в (1'). |
|
|
|
При произвольном предикате А выполняются |
теоремы |
||
(Ей) (Ev) [и== v Д и£ z Д v £ z Д А (и) Д А (и)] гэ |
|
||
Г) (Еу) (х) [х£у — х £ г Д А (*)]. |
|
(2') |
|
Рассмотрим предикат В (и) ~ |
и £ z Д А (и). |
Согласно |
|
аксиоме II' В удовлетворяет посылке аксиомы |
VII, |
так |
|
что существует объединение у всех тех и, для которых В(и), |
|||
и легко видеть, что у < г. Пусть выполнена посылка в (2'). |
|||
На основании определения В и аксиомы IIP В (х) |
zD х £ у . |
Пусть теперь х £ у и допустим В (х). Имеем х < у и в силу
определения у существует v такое, что (Ей) (и < |
х Д |
и < |
||
< |
и) и В (v). Так как vx и В (х), то по |
аксиоме |
IV |
гл. II |
х = |
V. По доказанному из В (о) следует v £ у, |
так что |
||
имеем х £ у A v £ у Д х = и Д Л (х, |
и), а это противо |
речит аксиоме Р. Следовательно, В (х), что завершает до казательство (2').
(Eu) (Ev) (u£v A v£ z) zd (Еу) (х) [(Eu) (хнеец Д и£у)~~
~ |
(Eu)(Ev)(x = |
u A u£ v A v£ z)]. |
|
(3') |
Рассмотрим |
предикат |
А (и) ~ (Ev) (и £ |
v Д |
v £z). |
Пусть выполнена посылка в (3'); тогда в силу аксиомы Р предикат А удовлетворяет аксиоме IV', откуда и из теоремы (2') следует заключение в (3').
5. Теоремы (Р ), (2') и (3') при РР интерпретации соо ветствуют некоторым аксиомам системы Цермело — Френ келя (см. [3]). Другие аксиомы этой системы так просто получить нельзя, так как обычное соответствие между свой ствами и множествами у нас заметно нарушено. Например, если существует множество а с элементами Р и у, то не
36