ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
4. Отвинтить болты крепления лыжи и снять ее с рамы. Концевая головка доставляется в лаву без разборки.
Линейные секции разбираются на верхние и нижние рештаки и транспортируются в специальных вагонетках. Во избежание возможных повреждений рекомендуется борта линейных секций доставлять в лаву отдельно от верхних рештаков. Скребковая цепь спускается в шахту в обычных вагонетках.
При спуске в шахту и транспортировании к месту ра боты должны соблюдаться меры предосторожности при погрузке, выгрузке и переноске узлов конвейера и осо
бенно |
их выступающих валов, фланцевых соедине |
ний и |
т. п. |
Все крепежные и вспомогательные детали, инстру мент и запасные части укладываются в ящики, в ко торых и доставляются к месту сборки.
Подузлы привода собираются на месте установки,
после чего производится его сборка в порядке, обратном порядку разборки. При сборке необходимо обратить вни мание на затяжку всех болтовых соединений и их креп ление (пружинные шайбы, контргайки, шплинтовка проволокой).
Установка привода должна обеспечивать хорошую разгрузку угля с конвейера в вагонетки или на следую щий конвейер.
Рештаки разносятся по всей длине лавы попарно — нижние и верхние. Необходимо, чтобы рештаки сразу укладывались правильно, т. е. внахлестку по ходу дви жения скребковой цепи.
Цепи раскладываются рядом с рештаками отдель ными отрезками. Доставка цепи может производиться и после монтажа рештаков конвейера.
Концевая головка может доставляться к верхней
части лавы как через лаву, так и по вентиляционному
штреку.
Монтаж конвейера ведется последовательно и начи нается с установкой привода, затем устанавливаются и соединяются нижние рештаки, последний рештак сты куется с концевой головкой. Далее укладывается холо стая ветвь скребковой цепи конвейера, после чего уста навливаются и стыкуются верхние рештаки и уклады вается рабочая ветвь цепи.
При установке цепи необходимо следить за правиль
40
ностью расположения соединительных звеньев и пере кручиванием цепи. При сболчивании соединительных
звеньев с цепью и скребками необходимо, чтобы головки болтов ставились в сторону движения цепи и прочно
закреплялись гайками с пружинными шайбами. Каждый соединяемый отрезок цепи по ходу настилки подтяги
вается во избежание чрезмерной слабины. После оборки конвейера производится натяжение скребковой цепи.
После полной сборки конвейера привод и концевая головка раскрепляются металлическими или деревян ными стойками. Крепление привода через редуктор и в других >места, не предусмотренных конструкцией, не допускается.
4. Опробование конвейера
Перед пуском конвейера в работу необходимо убе диться в правильности сборки всего конвейера, обследо
вать всю среднюю часть, обратив особое внимание на расположение соединительных звеньев и качество сты ков линейных секций.
Крюки на всех секциях должны входить в вырезы
вверхних полках швеллеров нижних рештаков.
Вредуктор заливается масло. Заливку масла необ ходимо производить только через фильтр, установленный
вредукторе. Проверяются и при необходимости запол
няются пустой смазкой корпуса подшипников привод ного вала и оси концевой головки. Рекомендуется сма зать отработанным маслом звездочки привода, бараба ны концевой головки, направляющие утюги и скребко вую цепь.
Перед пуском в работу конвейер должен 15—20 мин. проработать вхолостую. При этом проверяется плавность хода цепи на головках и линейных секциях и сбегание цепи с ведущих звездочек. Обнаруженные дефекты сборки конвейера устанавливаются и при необходимости произво дится подтяжка скребковой цепи. Цепь у конвейера,
собранного |
с прямым ставом, не должна иметь провеса |
||
в |
месте схода со |
звездочек, у конвейера, собранного |
|
с |
изгибом |
става |
в горизонтальной плоскости, цепь |
должна иметь небольшой провес, но не более чем на три-четыре кольца. В процессе опробования конвейера
41
проверяются также плавность запуска, работа муфты, редуктора, приводного и концевого валов.
После опробования конвейера производится проверка работы защиты муфты.
5. Способы передвижки конвейера
Передвижка привода. При эксплуатации в лаве конвейер необходимо передвигать вслед за прохо дом комбайна. Так как комбайн передвигается во время выемки угля от откаточного к вентиляционному штреку,
передвижка конвейера всегда начинается с передвижки привода, независимо от паспорта крепления лавы.
Для передвижки привода в любом направлении ис пользуется вращающийся барабан приводного вала,
блок, трос с крюком и упорная стойка. Передвижка
привода при помощи барабана была описана выше.
Если привод невозможно передвинуть параллельно штреку, его вначале необходимо подтянуть вверх по лаве, а затем передвинуть на новую дорогу и спустить вниз. Описанный способ успешно может быть применен как при разъединении скребковой цепи, так и без разъединения цепи, однако в последнем случае привод
можно передвигать только параллельно откаточному
штреку.
Передвижку привода можно производить комбай-.
ном, находящимся в нижней нише. Для этого канат от
подающей части комбайна закрепляется на раме при вода, подающая часть комбайна включается и привод
передвигается по направлению к комбайну на новую дорогу.
Если в лаве используются специальные передвижники крепи и конвейера, то они также могут быть использо
ваны для передвижки привода. Для этого передвижник спускают к приводу, раскрепляют и при помощи каната
иупорной стойки передвигают привод.
Втех случаях, когда конвейер КСТИ-20 перегружает уголь на просековый конвейер, последний может быть также использован для передвижки привода. Канат дли ной 10—15 м одним концом закрепляется на приводе КСТИ-20, другим — на скребке просекового конвейера.
При включении просекового конвейера кратковремен
ными толчками канат натягивается и привод конвейера
КСТИ-20 передвигается. Этот способ применяется до
42
вольно редко и только в том случае, когда на просеке
установлен мощный двухцепной конвейер с раскреплен ными головками.
Передвижка средней части. В зависимо
сти от типа металлической крепи, наличия механизиро ванных средств в лаве и специальных приспособлений для передвижки конвейера ,и крепи существует несколько способов передвижки средней части конвейера.
Наиболее простой и широко распространенный спо соб передвижки конвейерного става—при помощи троса, прикрепляемого к грузчику комбайна, и специ
ального замкового устройства •— был описан выше.
В лавах, оборудованных передвижной металлической крепью, для передвижки конвейера используется пе редвижник крепи. Передвижка конвейера осуществляет ся барабаном подающей части передвижника при помо щи каната и обводной стойки или непосредственно
корпусом передвижника при движении его по лаве.
В механизированных лавах с бесстоечным крепле нием призабойного пространства конвейер можно пере двигать участками как во время остановки конвейера,
так и при его работе.
Для передвижки средней части конвейера могут быть применены также винтовые и реечные домкраты раз
личных конструкций с упорными стойками. Домкраты могут быть применены как ручные, так и с приводом от ручного электросверла. Для этих целей устанавливается ряд домкратов, и по мере подвигания лавы произво дится передвижка участка конвейера. Освободившиеся домкраты и упорные стойки переносят вверх по лаве и устанавливают на новых местах. Количество домкратов и упорных стоек принимается из расчета, чтобы каждый
домкрат переносился один раз.
Для передвижки конвейера КСТИ-20 могут быть при менены также специальные гидравлические домкраты с индивидуальным или общим приводом. Особенно эффек тивным является передвижка конвейера гидравличе
скими домкратами с общим приводом. В этом случае
для передвижки участка конвейера необходимо лишь
нажать кнопку «Ход» дистанционного управления при водом гидронасоса и повернуть кран впуска масла на соответствующем домкрате. Преимуществами гидропе редвижки являются также возможность передвижения
43
конвейера одновременно по всей длине лавы при со ответствующей металлической крепи и (применение гид-
родомкратов для передвижки привода.
Длина передвигаемого участка конвейера обычно со ставляет от 8 до 12 м и зависит от глубины вруба.
Выбор того или иного способа передвижки зависит
от горногеологических условий лавы, принятой техно логической схемы работы, а также от работающих в комплексе с конвейером механизмов и крепи.
V.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНВЕЙЕРА
ВРАЗЛИЧНЫХ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Различные горногеологические условия, оборудова
ние лавы, транспортные средства и др. требуют для ус пешной работы конвейера в каждом отдельном случае соблюдения определенных правил эксплуатации.
Ниже рассмотрены примеры работы конвейера в различных горнотехнических условиях.
1. Работа конвейера на просек
При перегрузке угля с конвейера КСТИ-20 на кон вейер, установленный в просеке, необходимо оборудовать
перегрузочный пункт, который должен обеспечивать нормальную перегрузку угля и предохранять конвейер
КСТИ-20 от заштыбовки. Для соблюдения этих условий привод конвейера КСТИ-20 должен быть обязательно поднят над рештаками просекового конвейера. При до статочной мощности пласта привод устанавливается на специально изготовленные салазки или на деревянные брусья. При малой мощности пласта в зависимости от устойчивой кровли необходимо или сделать подрывку
почвы в просеке и просековый конвейер установить ниже
привода конвейера КСТИ-20, или произвести подрывку
кровли.
В сухих лавах с углом падения пласта 15° и выше привод конвейера КСТИ-20 может не подниматься над рештаками просекового конвейера, а для перегрузки
угля в этом случае используется специально изготовлен ная течка или рештак одноцепного конвейера.
Во избежание завала углем перегрузочного пункта скорость движения скребковой цепи и производитель ность просекового конвейера должны быть выше, чем у
44
конвейера КСТИ-20. Рекомендуется также с противо
положной стороны просекового конвейера в месте пере грузки угля устанавливать щит, не допускающий пере брасывания угля через рештаки конвейера.
2. Работа конвейера на штрек
Конвейер КСТИ-20 при доставке угля непосредствен но на откаточный штрек может перегружать уголь в ва
гонетки или на штрековый конвейер. При штреке с ниж ней подрывкой условия перегрузки угля с конвейера КСТИ-20 на штрековый конвейер и в вагонетки одина ковы, при верхней подрывке конвейер КСТИ-20 может
перегружать уголь только на штрековый конвейер. Тре бования к перегрузочному .пункту в последнем случае остаются такими же, как и при работе конвейера на
просек.
При любом виде крепи штрека (деревянной, метал
лической и др.) нарушение крепи штрека в месте пере
грузки угля является нежелательным. В лавах с неболь шими углами падения пласта привод устанавливается впритык к раме крепи, а при устойчивой кровле и доста точном расстоянии между, стойками — выдвигается за
берму штрека. При установке привода впритык к рамам
крепи рекомендуется применение течки. В этом случае,
если позволяют условия, производят обрушение бермы штрека для увеличения угла наклона течки или приме няют вибрационный или качающийся питатель.
При больших углах падения пласта привод может устанавливаться на некотором расстоянии от рам крепи и перегружать уголь при помощи обычной течки без об рушения бермы.
При погрузке угля в последнюю вагонетку партии-
необходимо выключать конвейер до полного заполне ния вагонетки, так как из-за большой инерции привода цепь продолжает некоторое время двигаться и при вы ключенном электродвигателе.
3. Общие требования
Передвижка конвейера с изгибом става способст вует сползанию конвейера вниз по лаве. В то же время для нормальной перегрузки угля необходимо строго оп
45
ределенное положение привода по отношению к прием ным средствам.
В лавах с углами падения пласта менее 8° сползания привода вниз во время передвижки конвейера, как пра вило, не наблюдается, однако в этом случае часто имеет
место сдвиг привода вверх от усилий, возникающих в рабочей ветви конвейера. Во избежание этого привод
рекомендуется закреплять в лаве независимо от угла
падения пласта. При угле падения пласта более 8°
раскрепление привода обязательно.
Наиболее частой причиной простоев конвейера яв ляется заштыбовка холостой ветви конвейера, особенно при доставке мелкого угля и большой водоносности пласта. Главной причиной заштыбовки холостой ветви является неправильная установка привода у перегрузоч ного пункта.
Опытом эксплуатации установлено, что при доставке мелкого и влажного угля необходимо привод с первым рештаком поднимать по возможности выше над почвой для предотвращения захвата и перемещения на холостую ветвь угля скребками и возможности расштыбовки при вода или выдвигать разгрузочную часть привода за берму штрека. При крупнокусковатых углях эти меры не обязательны.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ЛАВЕ И ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНВЕЙЕРОВ КСТИ-20 В ШАХТАХ
Опыт шахт Донбасса показал, что при правильной организации работ в лавах, оборудованных узкозахват-
ным комбайном «Кировец» (величина захвата 1 ж), кон
вейером КСТИ-20, металлическими стойками СДТ или
ГС с шарнирными верхняками и обрезной крепью ОКУ или ОКД, можно осуществить два цикла в сутки при
длине лавы от 80 до 120 м.
Организация работ в лаве определяется в соответ ствии с горногеологическими условиями лавы, приняты ми средствами механизации, паспортом крепления, уп равлением кровли и пр. по каждому отдельному процес су угледобычи.
При цикличной организации работ в лаве для до стижения высоких темпов подвигания лавы и повыше ния производительности труда рекомендуется пользо ваться типовой планограммой.
46
VII. УХОД ЗА КОНВЕЙЕРОМ
Уход за конвейером заключается в систематическом наблюдении за работой и осмотре отдельных узлов кон вейера, своевременной смазке трущихся частей, произ
водстве плановых ремонтов и своевременном устране нии всех возникающих неисправностей.
Основные требования по обеспечению нормальных: условий работы конвейера и соблюдению правил техни ческой эксплуатации:
1.Перегрузочные пункты должны обеспечивать нор мальную разгрузку угля с конвейера — захватывание уг ля холостой ветвью недопустимо.
2.Горные выработки, в которых установлены конвей еры, должны быть в исправном состоянии.
3.Для облегчения передвижки и уменьшения работ по зачистке лавы конвейер должен быть придвинут вплотную к стойкам, расположенным между комбайном
иконвейером.
4.Особое внимание должно быть обращено на стыки
секций — наличие порогов на стыках является недопу
стимым.
5.При передвижке конвейера необходимо избегать больших перегибов — в изогнутой части става должно быть не менее шести секций, так как в противном слу чае возможен выход цепи из направляющих, образуются недопустимые пороги на стыках секций и происходит их интенсивный износ.
6.Штыри всех рештаков должны входить в соответ
ствующие отверстия соседних рештаков, а крюки на
верхних рештаках должны быть заведены в вырезы ниж
них рештаков.
7.Необходимо периодически проверять крепление бортов к верхним рештакам. Каждый борт должен быть прикреплен к секции тремя болтами.
8.После каждого натяжения скребковой цепи по
следняя должна быть тщательно осмотрена, так как при укорочении или удлинении конвейера возможны пе
рекручивание отрезков цепи, а также неправильная их
сборка.
9. Привод и концевая головка должны своевременно
расштыбовываться.
10.На приводе обязательно должны быть установле
47
ны защитные кожухи — на барабане для передвижки
конвейера и выходном конце второго вала редуктора.
11.Необходимо постоянно следить за работой редук
тора.
12.Для обеспечения нормальной работы предохрани
тельной муфты нужно ежедневно расштыбовывать за щитные сетки на проставке и удалять штыб, попавший во внутреннюю полость проставки.
13.Датчик реле БИРС, установленный на редукторе,
должен ежедневно осматриваться.
14.Двигатель со стороны вентилятора должен еже дневно очищаться от угля.
15.Перед каждой сменой необходимо проверять скребковую цепь конвейера и особенно наличие болтов, гаек и шайб, закрепляющих скребки. Погнутые скребки,
атакже деформированные звенья должны заменяться.
16.Необходимо систематически осматривать рештачный став конвейера. Рештаки, имеющие погнутые штыри,
отогнутые перекрывающие полосы, оторванные крюки,
изношенные швеллеры и листы и другие неисправности, должны своевременно заменяться новыми.
17.Тяговая скребковая цепь должна быть достаточно натянута; при работе конвейера с изгибом в горизонталь ной плоскости допускается небольшое провисание ее на
сбегающей ветви у приводной звездочки.
18.Все болтовые соединения конвейера следует пе риодически проверять и при необходимости подтяги вать.
19.Задний кожух концевой головки, являющийся расштыбовщиком головки, должен быть надежно за креплен.
20.Во избежание несчастных случаев перемещение людей по конвейеру не допускается.
21.Обслуживающий персонал (комплексная бригада)
должен хорошо знать устройство конвейера, правила технической эксплуатации и схему электрооборудования.
22.К каждому конвейеру необходимо иметь комплект инструмента для производства ремонта и других работ,
связанных с уходом за конвейером.
23.Имевшие место в процессе эксплуатации непо ладки, производившийся ремонт, случаи замены деталей
следует заносить в книгу ремонта и своевременно сооб щать об этом заводу-изготовителю.
48