Файл: Курс учебно-летной подготовки пилотов на самолете Ил-18 (КУЛП Ил-18 1966) утверждено начальником управления учебных заведений МГА 14 декабря 1966 г..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые два полета выполняются с использованием при взлете и посадке одновременно крыльевых и фюзе­ ляжных фар, третий полет—с использованием при взле­ те и посадке одной пары фар (крыльевых или фюзеляжных), четвертый полет—с использованием при посадке наземных посадочных прожекторов.

При выполнении полетов обращается внимание слу­ шателя на порядок выруливания со стоянки на линию исполнительного старта, подготовку к взлету, работу с картой обязательных проверок, на последовательность действий при взлете, на отрыв самолета от земли и пе­ ревод его в набор высоты, на высоту выключения фар, использование показаний приборов при взлете, в набо­ ре высоты и дальнейшем полете.

Внимание слушателя обращается на особенности пи­ лотирования самолета ночью, на важность сохранения заданных скоростей и высот полета, кренов при разво­ ротах, на правильное построение прямоугольного мар­ шрута, на использование при этом радиотехнических средств аэродрома и световых ориентиров, на осмотри­ тельность в полете, грамотные решения при возможных затруднениях в полете, на взаимодействие членов эки­ пажа.

При заходе на посадку инструкторобучает слуша­ теля своевременному выпуску шасси и закрылков, кон­ тролю за их выпуском и умению правильно распреде­ лять внимание при этом, своевременному выполнению третьего и четвертого разворотов, выдерживанию глис­ сады снижения по ПСП-48 и визуально, выдержива­ нию соответствующих скоростей при планировании пос­ ле четвертого разворота, умению определять наличие сноса и вести борьбу с ним на всех участках прямо­ угольного маршрута, особенно при снижении; правиль­

80

ному выбору точки начала выравнивания в зависимос­ ти от скорости ветра, своевременному включению фар и исправлению возможных ошибок в расчете, правильно­ му профилю посадки, своевременной подаче команд.

После каждого полета инструктор дает указания слу­ шателю по выполнению отдельных элементов полета, анализирует при этом причины возникших ошибок; при необходимости показывает отдельные элементы техники пилотирования.

Условия выполнения. Во время вывозных полетов ночью слушатель должен усвоить: руление, взлет, пост­ роение прямоугольного маршрута, расчет и заход на посадку, а также выдерживание заданных скоростей и высот полета, сохранение заданных кренов при разво­ ротах. Слушатель в процессе полетов должен справлять­ ся с возможными осложнениями полета и обеспечивать безопасность полета.

Все элементы полета по прямоугольному маршруту слушатель должен отработать на оценку не ниже «4».

У п р а ж н е н и е 2. Вывозные полеты по выполне­ нию захода и расчета на посадку по системам СП-50, ОСП, РСП, «Путь», «Свод».

Цель. Научить слушателя выполнять заход и расчет на посадку по курсо-глнссадной группе СП-50 в ночных условиях, ознакомить с техникой выполнения захода и расчета на посадку по РСП, ОСП, «Путь», «Свод».

Количество полетов — 2 (с тремя уходами на вто­ рой круг визуально и под шторками).

Время — 1 час. 00 мин.

Порядок выполнения. Слушатель находится на ле­ вом счденьи, инструктор — на правом. Полеты выпол­ няются в облаках или под шторками при метеоусло­ виях, соответствующих минимуму погоды № 2.

81


Первые два полета выполняются по СП-50 со сни­ жением под шторками до высоты 100 м с последующим переходом на визуальный полет. Слушатель в этом по­ лете отрабатывает технику выполнения захода и рас­ чета на посадку по СП-50 в ночных условиях.

Слушатель производит полет в соответствии со схе­ мой захода на посадку по СП-50 для данного аэрод­ рома.

На высоте 100 м в установившемся режиме набора высоты, выключив фары, бортмеханик по указанию ин­ структора закрывает шторки стекла фонаря пилотской кабины (левую половину).

Дальнейший полет слушатель выполняет под штор­ ками или в облаках, набирает по прямой высоту 200 м, выполняет первый разворо! с последующим построе­ нием прямоугольного маршрута, производит заход и расчет на посадку.

Заход на посадку осуществляется по курсо-глиссад- вой группе системы СП-50.

Полет по СП-50 выполняется таким же образом, по той же схеме, что и в дневных условиях. В этих поле­ тах инструктор вновь обращает внимание слушателя на порядок входа в равноситнальную зону курсового ра­ диомаяка с учетом скорости полета, на-пилотирование в зоне курса по ПСГ1-48 с учетом направления и скоро­ сти ветра, на последовательность входа в зону глиссады и снижения с использованием ПСП-48, на выдержива­ ние скоростей полета, особенно вертикальной скорости снижения.

Шторки открывает бортмеханик по команде инструк­ тора на высоте 100 м, он же включает внутренние фары по команде слушателя. Полет ниже зоны глиссады не­ допустим.

82

Один из полетов выполняется по РСП. Перед взле­ том нужно предупредить руководителя полетов о необ­ ходимости захода на РСП, чтобы последний мог подго­ товиться к заходу самолета на посадку.

Слушатель после получения разрешения на полет по РСП выполняет взлет и набирает высоту. Бортмеханик на высоте 100 м в установившемся режиме набора вы­ соты по команде слушателя выключает фары, а по команде инструктора закрывает шторками стекла каби­ ны левого пилота. Оба радиокомпаса и ПСГ1-48 должны быть выключены (или переведены на другой канал и диапазон частот).

Выполнение всех разворотов, в том числе и первого, выдерживание курса при полете на прямых между раз­ воротами слушатель производит по команде диспетче­ ра РСП, осуществляющего заход самолета по РСП. Слушатель должен в полете точно и своевременно вы­ полнять указания диспетчера РСП.

Убедиться в надежности и точности захода по систе­ ме РСП.

Инструктор обращает особое внимание слушателя:

на снижение в створе приводных радиостанций с постоянной вертикальной скоростью снижения, рассчи­ танной штурманом;

—-на недопустимость пролета приводных радиостан­ ций на высотах ниже, чем предусмотрено схемой;

на выдерживание скоростей, соответствующих данному режиму полета;

на своевременность, координацию и плавность

движений рулями управления при довороте самолета. Шторки открывает бортмеханик по команде инструк­

тора на высоте 100 м, после этого слушатель переходит на визуальный полет.

83


При заходе на посадку ночью фары выпускаются после входа самолета в глиссаду и включаются до про­ лета ближней приводной радиостанции на высоте 100 м- При неточном выходе на ВПП, требующем доворота са­ молета более чем на 15°, слушатель обязан немедленно уйти на второй круг и выполнить повторный заход с ис­ правлением допущенной ошибки.

Инструктор подробно анализирует ошибки слушате­ ля, причины и порядок исправления их, при необходи­ мости повторяет заход, добиваясь отработки всех эле­ ментов техники пилотирования.

Все заходы по СП-50, РСП и ОСП экипаж контроли­ рует по самолетному радиолокатору, если его работа не мешает РСП.

Условия выполнения. Слушатель должен уметь вы­ полнять заход и расчет на посадку в ночных условиях в соответствии с инструкцией по производству полетов на данном аэродроме, а также уметь правильно проби­ вать облачность в сложных метеоусловиях по системам СП-оО, РСП, ОСП, «Путь», «Свод» ночью, производить точный расчет на посадку и посадку, обеспечивая на всех этапах полета безопасность, уметь грамотно ис­ пользовать радиотехнические и радиолокационные сред­ ства.

У п р а ж н е н и е 3. Контрольные полеты по прямо­ угольному маршруту-

Цель. Определить готовность слушателя к выполне­ нию самостоятельных полетов в ночных условиях на са­ молете.

Количество полетов — 2.

Время — 00 час. 24 мин.

Порядок выполнения. Контрольный полет—зачет при­ нимает лицо командного состава отряда (эскадрильи)

84

после доклада инструктора о готовности слушателя к са­ мостоятельному вылету в ночных условиях. Проверяю­ щий в этих полетах должен убедиться в умении слуша­ теля выполнять полет, правильно исправлять допущен­ ные ошибки в технике пилотирования, своевременно и грамотно принимать решения в сложившейся обстанов­ ке полета, четко управлять экипажем в ночных усло­ виях, уметь использовать световое оборудование само­ лета.

Условия выполнения. Зачетное упражнение считает­ ся выполненным, если слушатель все элементы полета выполнит на оценку не ниже 4.

У п р а ж н е н и е 4. Самостоятельные полеты по пря­ моугольному маршруту.

Цель. Отработать в самостоятельных полетах ночью все элементы техники пилотирования по прямоугольно­ му маршруту.

Количество полетов — 3. Время — 00 час. 36 мин.

Порядок выполнения. Прохождению слушателем са­ мостоятельной летной тренировки должна предшество­ вать предварительная подготовка с розыгрышем ночно­ го полета по прямоугольному маршруту, разбором воз­ можных в полете ошибок и методов их исправления.

Самостоятельные полеты должны выполняться толь­ ко в визуальных условиях при горизонтальной видимо­ сти не менее 5 км, высоте нижней кромки облачности не менее 500 м, боковом ветре не более 8 м/сек под утлом

90° к ВПП.

При выполнении самостоятельных полетов слуша­ тель, пилотирующий самолет, находится на левом пилот­ ском сиденьи, второй слушатель, находясь на правом сиденьи, выполняет функции второго пилота и обеспе­


чивает радиосвязь под контролем пилотирующего слу­ шателя. Бортмеханик-инструктор, штурман-инструктор, бортрадист-инструктор находятся на своих рабочих мес­ тах. Все полеты выполняются с использованием при взлете и посадке одновременно внешних и внутренних фар. Инструктор во время самостоятельных полетов слушателей своей группы находится на стартовом ко­ мандном пункте и внимательно следит за выполнением каждого полета как визуально, так и по докладам с борта о местонахождении самолета.

Условия выполнения. Слушатель должен выполнять все элементы полета по прямоугольному маршруту с оценкой не ниже 4.

У п р а ж н е н и е 5. Маршрутный полет.

Цель. Научить слушателя выполнять полет по мар­ шруту в ночных условиях с использованием радиотех­ нических и радиолокационных средств.

Количество полетов— 1. Время — 1 час. 30 мин.

Порядок выполнения. Слушатель находится на ле­ вом сиденьи, инструктор — на правом. Для высококаче­ ственного выполнения упражнения штурманом под ру­ ководством инструктора должна быть проведена пред­ полетная подготовка, где, кроме расчетов по данным ветра и состояния навигационного плана полета по трассе, проверяются знания особенностей полета ночью на больших высотах, порядка применения средств ра­ дионавигации и радиолокации, знание маршрута и рай­ она полета, запасных аэродромов, обеспечивающих при­ ем самолетов ночью, средств ЗОС. Особенности радио­ локационного контроля по маршруту полета и схем пробивания облачности.

86

Перед вылетом обязательно изучается метеообстановка по маршруту полета по синоптическим картам и картам барической топографии.

О-собое внимание при этом обращается на

наличие

на высотах полета опасных метеоявлений, на

высоту

расположения тропопаузы и ее наклон, на фактическую и прогнозируемую погоду в пункте посадки. Слушатель готовится к выруливанию в соответствии с контрольной картой.

С разрешения СКП (КДП) выруливает на старт, производит взлет и набор высоты, выводит самолет на линию заданного пути, следует по маршруту на указан­ ной высоте эшелона.

Во время всего полета по маршруту слушатель ру­ ководит обеспечением экипажа самолета двусторон­ ней связью с АДС и РДС.

Вместе со штурманом слушатель осуществляет само­ летовождение в ночных условиях как визуально, так и с использованием радиотехнических и радиолокацион­ ных средств по трассе полета, выдерживает путевую скорость самолета с расчетом прибытия в пункт назна­ чения по расписанию. В пункте посадки производит за­ ход и расчет на посадку по СП-50, РСП, ОСП, «Путь».

Инструктор обращает внимание слушателя на все особенности выполнения ночного маршрутного полета, на затруднительность ориентировки, важность комп­ лексного использования радиосредств и радиолокаторов, как самолетных, так и наземных, на влияние ночного эффекта на работу радиокомпасов, на взаимодействие всех членов экипажа и т. д.

В полете по маршруту на борту самолета может на­ ходиться вся летная группа. В этом случае слушатели, свободные от пилотирования самолета, должны зани-

*7


маться подготовкой к выполнению полета в порядке очередности. Каждый инструктор дает своим слушате­ лям конкретные задания и контролирует их выполнение.

Условия выполнения. Упражнение считается выпол­ ненным, если слушатель выполняет все положенные функции перед вылетом и в процессе всего полета, в том числе при заходе и посадке по СП-50, РСП, ОСП, «Путь» и «Свод».

У п р а ж н е н и е 6. Полеты с правого сиденья с ис­ пользованием радиотехнических средств.

Цель. Научить слушателя выполнять полет с право­ го сиденья с использованием радиотехнических средств в ночных условиях. Обучить слушателя правильно вы­ полнять полет ночью по прямоугольному маршруту, производить нормальный взлет с правого сиденья, на­ бор высоты, расчет на посадку и посадку, выполнять взлет и посадку со всеми включенными фарами.

Количество полетов — 2 (с одним уходом на второй круг визуально).

Время — 00 час. 36 мин.

Порядок выполнения. Слушатель находится на пра­ вом сиденьи, инструктор — на левом.

Полеты выполняются визуально или 'в облаках при метеоусловиях, соответствующих минимуму погоды аэродрома и инструктора.

Первый заход выполняется с уходом на второй круг с высоты 100 м с последующим заходом на посадку.

Инструктор выруливает на линию исполнительного старта и останавливает самолет. Связь осуществляет слушатель. После остановки самолета на ВПП инст­ руктор приказывает слушателю взять управление тор-

88

мозами самолета «на себя», т. е. полностью нажать тормозные педали с правой стороны, одновременно от­ пустив педали с левой стороны. Убедившись, что слу­ шатель переключил тормоза «на себя», инструктор вы­ ключает управление передней установкой шасси.

Разрешение на взлет запрашивает инструктор, Слу­ шатель выполняет взлет с правого сиденья.

Крыльевые фары включает бортрадист по команде слушателя перед взлетом, а также включает их и убирает по команде слушателя или инструктора. В процес­ се всего полета инструктор обращает внимание слуша­ теля на особенности выполнения полета с правого си­ денья. После входа в глиссаду бортрадист по команде слушателя выпускает крыльевые фары, а также вклю­ чает их на высоте 100 м. Посадку производит слуша­ тель. В процессе пробега на скорости 130 км/час, а если необходимо и более, инструктор дает команду: «Беру управление на себя», включает управление пе­ редней установки шасси и заканчивает пробег с после­ дующим заруливанием на линию исполнительного старта.

Условия выполнения. Слушатель должен уметь вы­ полнять взлет, набор высоты, построение прямоуголь­ ного маршрута, расчет и посадку с правого сиденья, а также выполнять уход на второй круг. Все полеты вы­ полняются с использованием радиотехнических средств.

ЗАДАЧА ВОСЬМАЯ

Экзаменационные полеты

У п р а ж н е н и е 1а. Наземная подготовка к экзаме­ национным полетам —• 1 час.

Цель. Дать задание и проверить готовность слуша­ телей к экзаменационным полетам.

Ь9