Файл: Елинсон А.А. Транспортерщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо следить, чтобы лента при дви­ жении соприкасалась со всеми роликовыми опорами. От недостаточной смазки, сильного загрязнения, изнбса подшипника и от плохой балансировки роликовые опоры могут оста­ навливаться. Остановившиеся роликовые опо­ ры тормозят движение ленты, ускоряют ее износ и препятствуют плавному прохождению места сшивки, что создает толчки, разбрасы­ вание зерна, увеличивает расход электро­ энергии. При остановке на роликовой опоре может образоваться сквозное отверстие. Ро­ ликовая опора теряет цилиндричность. Поэто­ му она подлежит замене.

Для предупреждения остановки роликовых опор систематически смазывают подшипники, а роликовые опоры, которые плохо вращают­ ся или издают шум, ремонтируют или заменя­ ют новыми.

По дши пни ки .

Валы, оси барабанов и

роликов транспортеров монтируют

главным

образом на шарикоподшипниках (подшипники

качения) и реже

на подшипниках

скольже­

ния. Корпуса подшипников устанавливают строго соосно.

В большинстве случаев шарикоподшипники выходят из строя в результате износа сепара­ тора, выкрашивания рабочих поверхностей подшипников, шариков, появления трещины на одном из колец или же ослабления втулки. Признак износа подшипника — появление ха­ рактерного дребезжащего шума. При силь­ ном нагреве корпуса подшипника сепаратор может дать трещину. Основные признаки, по которым определяют износ подшипника,— это ненормальный шум', радиальный зазор и

42

вибрация вала. Эксплуатация старых изно­ шенных подшипников категорически запре­ щается.

При загрязнении подшипника или при отсутствии смазки возникает глухой прерывис­ тый шум. При этом подшипник быстро нагре­ вается. Если температура работающего под­ шипника превышает 50—60°, транспортер следует остановить, осмотреть подшипник и, ес­ ли необходимо, заменить его. Для нормальной и продолжительной работы подшипник защи­ щают от пыли, грязи и влаги. Для этого при­ меняют уплотнения из войлочных колец, же­ лобков и различных лабиринтов. Если на подшипнике качения замечены трещины, от­ слаивание металла на рабочих поверхностях, глубокие следы коррозии или поврежден се­ паратор, то такой подшипник необходимо за­ менить.

Смазка трущихся поверхностей транспорте­ ров уменьшает трение между поверхностями сопряженных деталей и снижает их износ. Смазка охлаждает трущиеся поверхности и удаляет продукты износа. В некоторых слу­ чаях смазку применяют для защиты деталей транспортеров от коррозии, уплотнения зазо­ ров в подшипниках и т. д.

Смазочное масло должно иметь достаточ­ ную вязкость, чтобы при данной нагрузке и числе оборотов образовался такой слой смаз­ ки, который разделял бы друг от друга тру­ щиеся поверхности. Чем больше нагрузка и меньше число оборотов, тем! больше вязкость смазочного масла. Масло не должно содер­ жать кислот, влаги и каких-либо механиче­ ских примесей.

43


Обслуживание ременных передач. Ременные передачи бывают с плоскими и клиновыми ремнями. По сравнению с зубчатыми ремен­ ные передачи имеют достоинства: просты по устройству и уходу, плавно и бесшумно рабо­ тают, возможно проскальзывание ремня при перегрузках, малочувствительны к сырости. К. п. д. ременных передач выше, чем к. п. д. зубчатых передач.

Для нормальной работы ременной передачи необходимо: строго параллельное расположе­ ние валов, горизонтальность передачи и сов­ падение вертикальных плоскостей, проведен­ ных через середины шкивов, тщательная обточка и балансировка шкивов и перпендику­

лярное

их

расположение

по отношению к

валу.

 

 

 

При их

П л о с к о р е м е н н ы е п е ре д а чи .

работе

надо

постоянно

следить

за тем,

чтобы приводные ремни были натянуты.

Слишком тугое натяжение

ремня может

быть .следствием неправильной

сшивки кон­

цов, а также усадки ремня от действия атмос­ ферных осадков. Сильное натяжение - ремня может вызвать нагрев подшипников электро­ двигателя и ведомого вала, а также увеличе­ ние расхода электроэнергии. При продолжи­ тельном воздействии солнечных лучей при­ водной ремень может вытянуться и перестать нормально работать. Поэтому электродвига­ тели устанавливают на салазки, которые по­ зволяют натягивать ремень без пережи­ вания.

Приводной ремень не должен соскальзывать (местами или по всей длине) со шкива. Со­ скальзывание указывает на перекос ремня

44

при сшивании кондов или на неправильный монтаж привода (перекос валов, шкивов, рас­ положение шкивов не в одной плоскости). Ес­ ли приводной ремень буксует, значит, он сла­ бо натянут. В этом случае ремень надо пере­ шить.

Приводные ремни необходимо предохранять от сырости, излишнего тепла и попадания на них смазочных масел, от которых особенно портятся применяемые прорезиненные ремни без обкладок.

Нередко требуется определить длину ленты в рулоне. Обмер путем раскатки рулона за­ нимает много времени, да и не всегда возмо­ жен в условиях производства.

С достаточной точностью длину можно оп­ ределить по формуле:

L = 3 п (R -f- г) м,

где п — количество витков в рулоне;

R — радиус большой окружности рулона

вм;

г— радиус отверстия внутри рулона в м.

Клин ор е м е н н а я п е р е д а ч а состоит из нескольких бесконечных ремней трапецеи­ дальной формы (с углом клина 40°), натяну­ тых между двумя шкивами. Преимущества клиноременной передачи перед плоскоре­

менной: большое

передаточное отношение

(і=1

:7-М : 10); минимальное расстояние меж­

ду

осями валов;

меньшее предваритель­

ное натяжение и поэтому меньшее давление на валы и подшипники; заклинивание ремня в канавке шкива, что создает хорошее сцеп­ ление поверхности канавок шкива с ремнем и увеличивает тяговую способность последнего.

45


Так как рабочими плоскостями ремня яв­ ляются боковые стороны, то наружная сто­ рона клиновых ремней не должна выступать над канавками, а внутренняя не должна ка­ саться дна канавок. В первом случае ремни будут быстро изнашиваться, а во втором про­ скальзывать.

В некоторых случаях (что необходимо под­ твердить расчетом) в клиноременной переда­ че больший шкив изготавливают с плоским ободом, как при плоскоременной передаче.

Клиновые ремни водонепроницаемы и мо­ гут работать ів сырых помещениях. При об­ рыве одного ремня машина до плановой ос­ тановки может продолжать работать на ос­ тавшихся ремнях. Недостатки клиноременных передач: применение только в индивидуаль­ ных приводах от электродвигателей, установ­ ленных на салазках; сложность замены от­ дельных ремней, так как ремни должны быть тщательно подобраны по сечению и по длине с ранее установленными ремнями; более ко­ роткий срок службы.

Расстояние между осями валов зависит от размеров изготовляемых ремней и колеблется от 300 до 6000 мм. В таблице 5 приведены размеры клиновых ремней.

Шкивы для клиновых ремней должны иметь канавки строго одинаковых размеров, иначе ремни, неодинаково углубляясь, будут иметь разные нагрузки, что приведет к неравномер­ ному и преждевременному их износу.

При первоначальной установке клиновых ремней натяжение должно быть слабым из-за хорошего сцепления ремней со шкивом. После 100 ч непрерывной работы ремни вытягива-

46

Т а б л и ц а 5

Размеры клиновых ремней в мм (по ГОСТ 1284—57)

Обозначение стандартных сечений

Показатели

О

1 А 1 Б

В

г

д

Е

 

Размер большой сто­

 

 

 

 

 

 

 

роны трапеции се­

10

13

17

22

32

38

50

чения ремня . . .

Высота сечения рем­

6

8

10,5

13,5

19

23,5

30

ня ..........................

ются и требуют дополнительного натяжения. Необходимо помнить, что часто и сильно на­ тягивать клиновые ремни не рекомендуется, так как это ведет к их преждевременному из­ носу. Клиновые ремни из-за заклинивания лучше работают со слабой натяжкой. Ремни периодически (во время остановок) следует очищать сухой тряпкой от пыли и грязи и не допускать попадания на них минерального масла. Кроме того (во время декадных оста­ новок), все приводные ремни осматривают и ремонтируют.

Аспирация стационарных транспортеров.

В обязанности транспортерщика входит об­ служивание аспирационного оборудования. Необходимо следить за тем, чтобы воздухо­ проводы были герметичны и не имели повреж­ дений, чтобы не было подсоса наружного воз­ духа.

Воздухопроводы от пыли очищают в уста­ новленные сроки только при выключенном вентиляторе через герметически закрываемые люки, расположенные на горизонтальных участках на расстоянии до 4 л один от дру­ гого.

47


Крышки люков должны легко открываться и плотно закрываться. Наиболее часто (не реже одного раза в смену) очищают от пыли воздухопроводы диаметром до 200 мм. Воз­ духопроводы необходимо очищать, надевая лротивопылѳвые индивидуальные респира­ торы.

Высоко расположенные воздухопроводы следует очищать ею специальных площадок или с переносных лестниц.

Пыль с наружной поверхности воздухопро­ водов удаляют щеткой с длинной ручкой или пылесосом. Нельзя открывать крышки люков в воздухопроводах, примыкающих к вентиля­ торам, и просовывать в них руки.

Между воздухопроводом и всасывающим патрубком вентилятора необходимо устано­ вить мягкую прокладку из плотной ткани, что уменьшает вибрацию и улучшает условия труда.

Рабочее колесо вентилятора должно быть хорошо отбалансировано. При соединении ва­ ла вентилятора о валом электродвигателя гиб­ кой муфтой необходимо, чтобы оси их совпа­ дали, иначе возникает биение вала и вибрация. Болты, крепящие вентилятор, должны быть хорошо затянуты.

Обслуживание электрооборудования. Так как электрооборудование обслуживает элект­ ромонтер, то тра-нспортерщик должен знать только основные условия нормальной эксплуа­ тации электрооборудования.

Электрооборудование применяют в закры­ том обдуваемом исполнении. Вся электропро­ водка должна иметь исправную изоляцию. Вентиляционные окна и каналы электродви­

48

гателя надо содержать в чистоте и системати­ чески удалять пыль продуванием.

При работе электродвигателей наблюдают за показаниями амперметра и вольтметра на щите.

Для пуска передвижных транспортеров при­ меняются ручные масляные и реверсивные пускатели или магнитные пускатели в защи­ щенном исполнении, с тепловой защитой и без нее. Запрещается применять рубильники от­ крытого типа, в том числе и снабженные за­ щитными кожухами. Рубильники должны быть только в пыленепроницаемом исполне­ нии.

При эксплуатации передвижных транспор­ теров допускается использовать электрические рубильники, выполненные в закрытом кожухе с ручками из диэлектрического материала. Необходимо следить, чтобы дверцы кожуха рубильника были сблокированы с включаю­ щим приспособлением так, чтобы их нельзя было снять или открыть, не выключив элект­ рического тока, и чтобы ток нельзя было включить, не поставив на место и не закрыв плотно Дверцы.

Шланговый электрический провод для пи­ тания электродвигателя передвижного транс­ портера подключают к силовой электриче­ ской сети (у рубильника) только при помощи штепсельного соединения. Четвертая жила шлангового провода служит для зануления корпусов электродвигателей.

Контактные поверхности токоведущих час­ тей: розеток, вилок, пусковых устройств долж­ ны быть чистыми и плотно прижаты одна к другой. Для транспортеров, расположенных в

4 Заказ 5017

49