Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бот; они заранее продумывают и решают ©оп­ росы, связанные с обеспечением машины эк­ сплуатационными материалами, всегда име­ ют при себе исправный инструмент, соблюда­ ют технологическую последовательность и порядок ‘выполнения работ в 'соответствии с технологическими нартами и .схемами. Ма­ шинисты стремятся 'сократить количество про­ ходов автогрейдера за счет применения до­ полнительного рабочего оборудования и уста­ новки отвала под рациональными углами, ра­ ботают на повышенных скоростях движения автогрейдера, умело используют тяговую мощ­ ность, добиваясь при этом уменьшения уси­ лий на зарезание и перемещение -грунта, со­ кращают время на повороты и обходы сты­ ков между участками, соблюдают все .правила технической эксплуатации автогрейдеров и правила техники безопасности.

Работа машинистов-автогрейдеров является ответственной и находится в центре внимания строительства земляного -сооружения, так как от качества и -сроков выполнения грейдерных работ -зависят -сроки окончания -и качество в-с-его земляного -сооружения.

В процессе производства земляных работ автогрейдера-ми осуществляется контроль за их качеством, который заключается в система­ тическом -наблюдении за работами -с провер­ кой 'Соответствия выполняемых работ проект­ ной документации и -соблюдения требований СНиП. Технический контроль за качеством ра-бот осуществляет непосредственно строи­ тельная организация в лице мастера— про­ изводителя работ иа да-н-н-ом участке. Если а-втогрейдеры работают бригадой, -состоящей из нескольких машин то контроль за каче-ст-

52

вам грейдерных ‘работ осуществляет также бригадир комплексной бригады. Вое указания бригадира о производстве работ строго вы­ полняются машинистами автогрейдеров, вхо­ дящими /в .состав бригады.

П.ри .приемке земляных работ .по ‘устройст­ ву выемок и насыпей проверяют: расположе­ ние трассы сооружения в плане; отметки бро­ вок, дна и ¡поперечные размеры канав и дру­ гих водоотводных устройств; крутизну отко­ сов; правильность расположения и оформле­ ния резервов, берм, нагорных канав и т. д.

При планировочных работах проверяют правильность установления ¡отметок и уклонов оплапирован.ной поверхности.

6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОГРЕЙДЕРОВ

Успешное ¡выполнение земляных работ возможно только .при полной технической ис­ правности автогрейдеров. Поддержание ма­ шин ¡в технически исправном состоянии — не­ отъемлемая обязанность машинистов автогрейдеров, ¡которые должны для этого хороню знать все ¡правила технической эксплуатации и ремонта автогрейдеров.

Эксплуатация ¡автогрейдеров ¡протекает ¡в тяжелых ¡производственных условиях — под от­ крыты*! небом, в непосредственном ¡соприкос­ новении с ¡грунтом, гравием, щебнем, со зна­ чительными динамическими нагрузками. При этом возможна ¡некоторая деформация дета­ лей, увеличение зазоров в сочленениях,ухуд­ шение смазки трущихся поверхностей, нару­ шение регулировки ¡механизмов и т. л.

Боли ¡машинист автогрейдеров своевремен­ но не ¡предупредит возможность возникнове­ ния дефектов и ¡не устранит их в начальной


стадии, то увеличится Их .опасность, что мо­ жет ¡привести к поломке деталей и узлов ма­ шины, а следовательно, и к вынужденному простою автогрейдеров в ремонте. Поэтому машинисты аитогрейдеров ¡обязаны контроли­ ровать работу всех механизмов, регулярно выполнять все виды технического обслужи­ вания, а ¡при обнаружении дефектов немед­ ленно устранять их.

Для ¡поддержания автотрейдеров ¡в техни­ чески исправном состоянии разработана си­ стема планово-предупредительного ремонта машин (ППР). Эта система предусматривает проведение технического обслуживания и ре­ монта ¡машин ¡после ¡отработки ими установ­ ленного ¡количества машино-часов. Выполне­ ние технического обслуживания и ремонта машин проводится ¡строго по плану, который составляет инженерно-технический персонал строительного участка и доводит до сведения каждого машиниста ¡автогрейдера. Система ППР предусматривает обязательное принуди­ тельное выполнение технического обслужи­ вания и ¡постановку ¡машин в ремонт по по­ требности в зависимости от их технического состояния. Системой ППР предусмотрено

выполнение

¡следующих

¡видов ¡работ:

еже­

сменное обслуживание

(ЕО), техническое об­

служивание № 1

и 2

(ТО-1 и ТО-2), текущий

ремонт

(Т),

¡средний ¡ремонт (С)

и капиталь­

ный ремонт (К).

 

 

 

 

 

 

Ежесменное

обслуживание

выполняют

машинисты

авт-огрейдеров

'регулярно

перед

началом

работы,

¡во

¡время

перерывов

и

¡после

окончания

 

¡работы

машины.

При

ежесменном

обслуживании

автолрейдер

очищают ют грязи и пыли,

¡проверяют наруж­

54


ным осмотрам состояние узлов и 'комплект­ ность машины, подтягивают наружные ослаб­ ленные крепления, проверяют и устраняют течи топлива, масла и воды, производят пол­ ную заправку двигателя и гидросистемы, про­ веряют рулевое управление, тормозную систему и освещение, проверяют работу двигателя и показания приборов. О всех замеченных не­ исправностях, которые машинист не в состо­ янии лично устранить, он докладывает меха­ нику участка.

Техническое обслуживание № 1 и 2 прово­ дят на строительной площадке и выполняют бригадой по техническому обслуживанию подвижной мастерской при участии машини­ ста автогрейдера. При техническом обслужи­ вании выполняют все операции ежесменного обслуживания и, кроме того, проводят внут­ ренний осмотр крапления узлов и механизмов, устраняют вышедшие из строя детали меха­ низмов, подшинидки, уплотнительные кольца, производят замену бракованных ¡трубопрово­ дов гидросистемы, выполняют все необходи­ мые регулировочные работы по ¡двигателю, механизмам управления рабочим оборудова­ нием, рулевому управлению и тормозам.

При текущем ремонте устраняют отдель­ ные неисправности ;в узлах и агрегатах, воз­ никшие ¡в ¡процесс^ работы машины и ¡пре­ пятствующие ее нормальной эксплуатации. Текущий ремонт машины осуществляют путем замены или 'ремонта деталей (¡кроме базис­ ных) со снятием или без снятия агрегатов и узлов с машины. При текущем ремонте до­ пускается замена агрегатов и узлов, требую­ щих капитального ремонта, новыми или за­ ранее отрем онтировайными.

55

При среднем ремонте производят частич­ ную разборку автогрейдера и его механизмов для устранения ¡неисправностей, и одновре­ менно производят капитальный ремонт неко­ торых агрегатов и механизмов. Работы по среднему и ,капитальному ремонту осущест­ вляют в специализированных ремонтных ма­ стерских силами и средствами этой 'мастер­ ской.

Капитальный ремонт машины 'выполняют в том случае, если комиссия установила не­ возможность дальнейшей эксплуатации автогрейдера. При капитальном ремонте произво­ дят полную разборку машины на узлы и де­ тали, ремонтируют «х и собирают машину из новых или отремонтированных деталей и уз­ лов. Вое агрегаты перед сборкой испытывают. После капитального ремонта ¡машинисты тща­ тельно испытывают ¡машину в производствен­ ных условиях, после чего ее допускают к эк­ сплуатации. *

При планировании технического обслужи­ вания и ремонта автатрейдеров за основу при­ нимают нормативное межремонтное время, установленное инструкцией, и ¡планируемое время работы машин.

Особое внимание проведению технического обслуживания уделяют ¡машинисты автотрейдеров ¡при переходе ¡к осенне-зимней эксплуа­ тации, так как этот период года отличается неблагоприятными особенностями в эксплуа­ тации машин: затрудняется запуск двигателей внутреннего сгорания, наблюдается повышен­ ный износ деталей, увеличивается расход эк­ сплуатационных ¡материалов, возникает опас­ ность замерзания воды в ^системе охлаждения,

56


ухудшается работа гидравлических систем уп­ равления и т. д.

Чтобы хорошо 'Подготовить автогрейдеры к осенне-зимней эксплуатации, машинисты тща­ тельно проводят очередное техническое обслу­ живание, при этом удаляют накипь из систе­ мы охлаждения, промывают топливные баки, фильтрыочистки топлива, систему смазки, картер коробки передач и т. д. Все заправоч­ ные масляные емкости заливают зимней смаз­ кой, утепляют двигатель и кабину, перезаря­ жают аккумуляторы, регулируют двигатель применительно к условиям зимней эксплуа­ тации.

Для периода зимней эксплуатации автогрейдеров существуют особые правила, кото­ рые ¡необходимо знать машинисту автогрейдера. Большое значение для поддержания ма­ шины в исправном состоянии имеет своевре­ менная и качественная смазка деталей и уз­ лов автогрейдера. Смазка деталей снижает потери мощности двигателя на преодоление трения между трущимися деталями машины, удаляет продукты износа и абразив с поверх­ ности трущихся деталей, охлаждает поверх­ ности трения, предохраняет детали от корро­ зии и уменьшает их изнашивание, амортизи­ рует ударные нагрузки в сочленениях и уз­ лах машины.

Машинисты автогрейдерав должны хоро­ шо разбираться в маслах и смазках, уметьв производственных условиях простейшими спо­ собами определять качество масел и смазок и устанавливать некоторые их свойства; об­ наружить присутствие воды и кислоты в мас­ ле; обнаружить механические примеси и уста­ новить степень загрязненности масла.

57

Машинисты автагрейдерсив должны также знать назначение масел и смазок и их заме­ нителей и периодичность смазки узлов и де­ талей автотрейдеров. Для этого имеются раз­ работанные карты смазки автогрейдеров, на которых указаны: места смазки, количество мест смазки; периодичность смазки в часах; сорт и наименование смазочного материала для летней и зимней 'эксплуатации. К каждой карте смазки прилагается схема смазки авто­ грейдера. На рис. 20 ¡показана схема смазки автогрейдера марки Д-446, а в табл. 3 приве­ дена форма части карты смазки.

ь 5 ю

в

12

Рис. 20. Схема смазки автогрейдера модели Д-446

Во время работы на автогрейдерах в уз­ лах и механизмах могут возникнуть неис­ правности эксплуатационного характера. Ра­ ботать на машине даже при незначительных ее неисправностях запрещается, поэтому в случае каких-либо неполадок машинист обя­ зан немедленно остановить, тщательно осмо­ треть машину и по возможности устранить неисправность. Для этого машинисты должны хорошо знать не только устройство и работу

58