Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверку уровня электролита в камерах про­ изводят стеклянной трубочкой длиной 100— 150 мм с внутренним диаметром 3—5 мм

Рис.

12. Автоматическая

установка

уровня

электролита в

аккумуляторе при его запол­

 

 

 

нении:

 

 

 

 

1 — вывинчивается

пробка заливной

горловины;

2

пробка

плотно

насаживается

на

штуцер

крышки;

3 — пополняется

уровень электролита (уровень

в за­

ливной горловине не должен доходить до верхнего края на 20 мм); 4 — снятая со штуцера пробка за­ винчивается в заливную горловину.

71

(рис. 11). На трубочке должны быть нанесе­ ны метки, расположенные от ее нижнего края на 10 и 15 мм. При опускании трубки в заливное отверстие камеры до упора ее в хлорвиниловый щиток она заполняется элек­ тролитом в соответствии с его уровнем в ка­ мере. Закрыв верхнее отверстие трубки боль­ шим пальцем и вынув ее, по уровню электро­ лита в трубке можно определить уровень элек­ тролита в аккумуляторе.

В аккумуляторных батареях З-СТ-60, 3-СТ-135, 6-СТ-54 и 6-СТ-68, устанавливаемых на легковых автомобилях, уровень электроли­ та устанавливается автоматически с помощью специального устройства, находящегося в кры­ шке каждого аккумулятора. Заливные отвер­ стия крышек аккумуляторов таких батарей выполнены в виде удлиненных колодцев

(рис. 12). Нижний край их расположен на

высоте 12 мм от поверхности пластин. Рядом

с заливным отверстием в

крышках сделаны

вентиляционные отверстия

с наружными ци­

линдрическими выступами — штуцерами. Пе­ ред пополнением уровня электролита пробки вывинчивают из заливных отверстий и плотно насаживают на цилиндрические выступы вен­ тиляционных отверстий (для этого в пробках сделаны специальные углубления). Затем в заливные отверстия аккумуляторов заливают дистиллированную воду так, чтобы уровень ее в колодце был ниже его верхнего края на 15— 20 мм. После снятия пробок с выступов венти­ ляционных отверстий уровень устанавливается автоматически. Пробки завинчивают в гнезда.

После заливки воды желательно, чтобы

72


двигатель поработал на средних оборотах в течение 30 мин. Этим будет обеспечена подза­ рядка аккумуляторной батареи и хорошее пе­ ремешивание воды с электролитом.

Доливать электролит в аккумуляторы при испарении воды запрещается. Долив электро­ лита допускается только тогда, когда точно известно, что понижение его уровня произош­ ло за счет утечки.

При замере удельного веса электролита ареометром (для определения степени заря­ женное™ аккумуляторной батареи) одновре­ менно замеряют температуру электролита (для определения величины температурной поправки к показаниям ареометра). При по­ тере аккумуляторной батареей 25% емкости в зимнее и 50% емкости в летнее время следует снять ее с автомобиля и отправить на заряд­ ную станцию для подзарядки. В случае по­ вреждения мастики и крышек камер батарею следует направить в аккумуляторную мастер­ скую для исправления.

С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е (СО) производят при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации ав­ томобиля.

При переходе к осенне-зимнему сезону экс­ плуатации при СО необходимо утеплить бата­ рею. Для этого обкладывают войлоком или другими теплоизоляционными материалами стенки батареи и делают из этих материалов подстилку под моноблок. Верхнюю часть ба­ тареи не следует укрывать плотно, так как это может привести к закупорке вентиляцион­ ных отверстий. Следует учитывать, что попа­

73

дание влаги на теплоизоляционное покрытие может привести к короткому замыканию.

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации утепление аккумуляторной ба­ тареи следует снять.

УСТРОЙСТВО ЩЕЛОЧНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ЗХЗ-СЖН-70

На ряде выпускаемых автомобилей ГАЗ-51 устанавливаются стартерные щелочные желе-

Рис. 13. Щелочная

аккумуляторная батарея

 

3 X

З-СЖН-70:

1 — щелочной

аккумулятор;

2 — межэлементное

соединение; 3 — межсекционные

соединения; 4 —

секция

аккумуляторной

батареи.

зоникелевые аккумуляторные батареи 3 X 3 - СЖН-70 (рис. 13) взамен кислотных акку­ муляторных батарей 2ХЗ-СТ-70. Батарея состоит из трех самостоятельных секций 4. В каждой секции имеются три аккумулятора

74


 

 

 

10

 

 

 

 

Рис. 14. Щелочной аккумулятор СЖН-70:

 

1 — сосуд; 2 — пробка; 3 — вентиляционное

отверстие;

4 —

борн; 5 — эбонитовые шайбы; 6 — мостик

полублока;

7 —

резиновый сальник;

8 — желобчатые изоляторы; 9 — цап­

фа;

/0 — листовой изолятор;

//—отрицательная пластина;

/2 — горизонтальное

ребро

отрицательной

пластины;

13

горизонтальное

ребро

положительной

пластины;

 

И — эбонитовые

палочки-изоляторы.

 

 

75

/, соединенных между собой последовательно; э.д.с. одного аккумулятора достигает 1,38 в, что при последовательном соединении 9 акку­ муляторов (3 секции по три аккумулятора) создает э.д.с. всей батареи в среднем равной 12 в. Общий вес батареи З Х З-СЖН-70 дости-' гает 80 кг. Трехсекционное устройство бата­ реи упрощает переноску и установку батареи на автомобиле.

Аккумулятор батарейной секции (рис. 14) состоит из стального сварного сосуда /, внут­ ри которого расположены положительные и от­ рицательные пластины 11, изоляторы 14, пре­ дохраняющие пластины от короткого замыка­ ния и щелочной электролит. На внешних сто­ ронах двух противоположных вертикальных стенок сосуда расположены по две цапфы 9, предназначенные для крепления аккумулятора в гнездах продольных деревянных планок ак­ кумуляторной секции (рис. 15).

Положительные и отрицательные пластины состоят из стальных П-образных рамок, внут­ ри которых в горизонтальном положении рас­ положены ламели (пакеты), наполненные ак­ тивной массой. Края ламелей приварены к вертикальным ребрам рамки, а в местах гори­ зонтального соприкосновения они соединены между собой в замок (рис. 16).

Ламели (рис. 16) имеют форму продолго­ ватых коробочек, изготовленных из стальной ленты и наполненных активной массой.

Толщина ленты 0,1 мм. В вертикальных стенках ламелей имеется большое количество отверстий (до 240 отверстий на 1 см2), откры­ вающих доступ электролита к активной массе.

76


Активная масса положительной пластины в за ­ ряженном состоянии представляет собой смесь гидрата окиси никеля с графитом. Добавление 25% графита улучшает электропроводность активной массы. Активная масса отрицатель­ ных пластин состоит из чистого железного по-

Рис. 15. Батарейная секция)

/ — обручи; 2 — борны аккумуляторов; 3 — наконечни­ ки; 4 — деревянные планки; 5 — шип аккумулятора; в —- винты для крепления наконечников.

рошка. Ламели положительных пластин нике­ лированы, чем предотвращается попадание железа с ламели в состав ее активной массы. Положительные пластины отличаются несколь­ ко большей толщиной (1,7— 1,8 мм) по сравне­ нию с отрицательными (1,63— 1,75 мм). Отрица1ельные и положительные пластины объе­

77

динены в отдельные полублоки (рис. 14). В по­ ложительном полублоке объединяются 12 пла­ стин, а в отрицательном — 13 пластин. Для этой цели горизонтальное ребро рамки пла­ стины 12, 13, называемое контактной пласти­ ной (рис. 14), приварено к мостику 6 с токоотводом — борном 4. Борны каждого блока

Рис. 16. Ламель железоникелевого аккумулятора:

/ — активная масса; 2 — корпус ламели; 3 — схема соеди­ нения ламелей между собой в замок.

пластин выведены через отверстия в крышке корпуса наружу. От крышки каждый борн изолируется двумя эбонитовыми шайбами 5 и резиновым сальником 7, одновременно уп­ лотняющим места их выводов. Разноименные пластины аккумулятора изолированы друг от друга вертикально установленными эбонито­ выми палочками 14 и винипластовыми желоб­ чатыми изоляторами 8, одетыми на боковые ребра положительных пластин. От стенок

78

сосуда пластины изолированы листовым вини­ пластом 10.

Блоки пластин не опираются на днище со­ суда, а подвешены к крышке при помощи бор­ ное. В средней части крышек сосудов имеются отверстия для заливки электролита. Отвер­ стия крышек закрываются резиновыми проб­ ками 2, в центре которых имеются вентиляци­ онные отверстия 3. На крышке у отрицатель­ ного борна выштамповано обозначение «—» и тип аккумулятора, а у положительного бор­ на знак « + » и клеймо завода-изготовителя.

Батарейная секция (рис. 15) собирается из трех аккумуляторов. Секционные рамки вы­ полнены из четырех деревянных планок 4 с металлическими наконечниками 3, укреплен­ ными винтами к двум металлическим обру­ чам /. Обручи скрепляют конструкцию бата­ рейной секции и верхняя часть их служит руч­ ками для переноса секции. В каждой дере­ вянной планке имеются по три отверстия 5, куда вводятся при сборке цапфы сосудов ак­ кумуляторов. На цапфы одеваются эбонито­ вые втулки, изолирующие сосуды от планок.

Такое

соединение

облегчает осмотр,

очистку

и замену аккумуляторов.

батарее

В

щелочной

аккумуляторной

3 X З-СЖН-70 сосуды выполнены из

железа.

Смежные аккумуляторы одной секции соеди­ нены между собой перемычками последова­ тельно (плюсовой борн первого аккумулятора с минусовым борном второго).

При соприкосновении их сосудов возника­ ет замкнутая электрическая цепь (короткое замыкание) этих аккумуляторов (рис. 17).

79