ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Проверку уровня электролита в камерах про изводят стеклянной трубочкой длиной 100— 150 мм с внутренним диаметром 3—5 мм
Рис. |
12. Автоматическая |
установка |
уровня |
||||
электролита в |
аккумуляторе при его запол |
||||||
|
|
|
нении: |
|
|
|
|
1 — вывинчивается |
пробка заливной |
горловины; |
2 — |
||||
пробка |
плотно |
насаживается |
на |
штуцер |
крышки; |
||
3 — пополняется |
уровень электролита (уровень |
в за |
ливной горловине не должен доходить до верхнего края на 20 мм); 4 — снятая со штуцера пробка за винчивается в заливную горловину.
71
(рис. 11). На трубочке должны быть нанесе ны метки, расположенные от ее нижнего края на 10 и 15 мм. При опускании трубки в заливное отверстие камеры до упора ее в хлорвиниловый щиток она заполняется элек тролитом в соответствии с его уровнем в ка мере. Закрыв верхнее отверстие трубки боль шим пальцем и вынув ее, по уровню электро лита в трубке можно определить уровень элек тролита в аккумуляторе.
В аккумуляторных батареях З-СТ-60, 3-СТ-135, 6-СТ-54 и 6-СТ-68, устанавливаемых на легковых автомобилях, уровень электроли та устанавливается автоматически с помощью специального устройства, находящегося в кры шке каждого аккумулятора. Заливные отвер стия крышек аккумуляторов таких батарей выполнены в виде удлиненных колодцев
(рис. 12). Нижний край их расположен на |
|
высоте 12 мм от поверхности пластин. Рядом |
|
с заливным отверстием в |
крышках сделаны |
вентиляционные отверстия |
с наружными ци |
линдрическими выступами — штуцерами. Пе ред пополнением уровня электролита пробки вывинчивают из заливных отверстий и плотно насаживают на цилиндрические выступы вен тиляционных отверстий (для этого в пробках сделаны специальные углубления). Затем в заливные отверстия аккумуляторов заливают дистиллированную воду так, чтобы уровень ее в колодце был ниже его верхнего края на 15— 20 мм. После снятия пробок с выступов венти ляционных отверстий уровень устанавливается автоматически. Пробки завинчивают в гнезда.
После заливки воды желательно, чтобы
72
двигатель поработал на средних оборотах в течение 30 мин. Этим будет обеспечена подза рядка аккумуляторной батареи и хорошее пе ремешивание воды с электролитом.
Доливать электролит в аккумуляторы при испарении воды запрещается. Долив электро лита допускается только тогда, когда точно известно, что понижение его уровня произош ло за счет утечки.
При замере удельного веса электролита ареометром (для определения степени заря женное™ аккумуляторной батареи) одновре менно замеряют температуру электролита (для определения величины температурной поправки к показаниям ареометра). При по тере аккумуляторной батареей 25% емкости в зимнее и 50% емкости в летнее время следует снять ее с автомобиля и отправить на заряд ную станцию для подзарядки. В случае по вреждения мастики и крышек камер батарею следует направить в аккумуляторную мастер скую для исправления.
С е з о н н о е о б с л у ж и в а н и е (СО) производят при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации ав томобиля.
При переходе к осенне-зимнему сезону экс плуатации при СО необходимо утеплить бата рею. Для этого обкладывают войлоком или другими теплоизоляционными материалами стенки батареи и делают из этих материалов подстилку под моноблок. Верхнюю часть ба тареи не следует укрывать плотно, так как это может привести к закупорке вентиляцион ных отверстий. Следует учитывать, что попа
73
дание влаги на теплоизоляционное покрытие может привести к короткому замыканию.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации утепление аккумуляторной ба тареи следует снять.
УСТРОЙСТВО ЩЕЛОЧНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ЗХЗ-СЖН-70
На ряде выпускаемых автомобилей ГАЗ-51 устанавливаются стартерные щелочные желе-
Рис. 13. Щелочная |
аккумуляторная батарея |
||
|
3 X |
З-СЖН-70: |
|
1 — щелочной |
аккумулятор; |
2 — межэлементное |
|
соединение; 3 — межсекционные |
соединения; 4 — |
||
секция |
аккумуляторной |
батареи. |
зоникелевые аккумуляторные батареи 3 X 3 - СЖН-70 (рис. 13) взамен кислотных акку муляторных батарей 2ХЗ-СТ-70. Батарея состоит из трех самостоятельных секций 4. В каждой секции имеются три аккумулятора
74
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Рис. 14. Щелочной аккумулятор СЖН-70: |
|
||||
1 — сосуд; 2 — пробка; 3 — вентиляционное |
отверстие; |
4 — |
||||
борн; 5 — эбонитовые шайбы; 6 — мостик |
полублока; |
7 — |
||||
резиновый сальник; |
8 — желобчатые изоляторы; 9 — цап |
|||||
фа; |
/0 — листовой изолятор; |
//—отрицательная пластина; |
||||
/2 — горизонтальное |
ребро |
отрицательной |
пластины; |
|||
13 |
горизонтальное |
ребро |
положительной |
пластины; |
||
|
И — эбонитовые |
палочки-изоляторы. |
|
|
75
/, соединенных между собой последовательно; э.д.с. одного аккумулятора достигает 1,38 в, что при последовательном соединении 9 акку муляторов (3 секции по три аккумулятора) создает э.д.с. всей батареи в среднем равной 12 в. Общий вес батареи З Х З-СЖН-70 дости-' гает 80 кг. Трехсекционное устройство бата реи упрощает переноску и установку батареи на автомобиле.
Аккумулятор батарейной секции (рис. 14) состоит из стального сварного сосуда /, внут ри которого расположены положительные и от рицательные пластины 11, изоляторы 14, пре дохраняющие пластины от короткого замыка ния и щелочной электролит. На внешних сто ронах двух противоположных вертикальных стенок сосуда расположены по две цапфы 9, предназначенные для крепления аккумулятора в гнездах продольных деревянных планок ак кумуляторной секции (рис. 15).
Положительные и отрицательные пластины состоят из стальных П-образных рамок, внут ри которых в горизонтальном положении рас положены ламели (пакеты), наполненные ак тивной массой. Края ламелей приварены к вертикальным ребрам рамки, а в местах гори зонтального соприкосновения они соединены между собой в замок (рис. 16).
Ламели (рис. 16) имеют форму продолго ватых коробочек, изготовленных из стальной ленты и наполненных активной массой.
Толщина ленты 0,1 мм. В вертикальных стенках ламелей имеется большое количество отверстий (до 240 отверстий на 1 см2), откры вающих доступ электролита к активной массе.
76
Активная масса положительной пластины в за ряженном состоянии представляет собой смесь гидрата окиси никеля с графитом. Добавление 25% графита улучшает электропроводность активной массы. Активная масса отрицатель ных пластин состоит из чистого железного по-
Рис. 15. Батарейная секция)
/ — обручи; 2 — борны аккумуляторов; 3 — наконечни ки; 4 — деревянные планки; 5 — шип аккумулятора; в —- винты для крепления наконечников.
рошка. Ламели положительных пластин нике лированы, чем предотвращается попадание железа с ламели в состав ее активной массы. Положительные пластины отличаются несколь ко большей толщиной (1,7— 1,8 мм) по сравне нию с отрицательными (1,63— 1,75 мм). Отрица1ельные и положительные пластины объе
77
динены в отдельные полублоки (рис. 14). В по ложительном полублоке объединяются 12 пла стин, а в отрицательном — 13 пластин. Для этой цели горизонтальное ребро рамки пла стины 12, 13, называемое контактной пласти ной (рис. 14), приварено к мостику 6 с токоотводом — борном 4. Борны каждого блока
Рис. 16. Ламель железоникелевого аккумулятора:
/ — активная масса; 2 — корпус ламели; 3 — схема соеди нения ламелей между собой в замок.
пластин выведены через отверстия в крышке корпуса наружу. От крышки каждый борн изолируется двумя эбонитовыми шайбами 5 и резиновым сальником 7, одновременно уп лотняющим места их выводов. Разноименные пластины аккумулятора изолированы друг от друга вертикально установленными эбонито выми палочками 14 и винипластовыми желоб чатыми изоляторами 8, одетыми на боковые ребра положительных пластин. От стенок
78
сосуда пластины изолированы листовым вини пластом 10.
Блоки пластин не опираются на днище со суда, а подвешены к крышке при помощи бор ное. В средней части крышек сосудов имеются отверстия для заливки электролита. Отвер стия крышек закрываются резиновыми проб ками 2, в центре которых имеются вентиляци онные отверстия 3. На крышке у отрицатель ного борна выштамповано обозначение «—» и тип аккумулятора, а у положительного бор на знак « + » и клеймо завода-изготовителя.
Батарейная секция (рис. 15) собирается из трех аккумуляторов. Секционные рамки вы полнены из четырех деревянных планок 4 с металлическими наконечниками 3, укреплен ными винтами к двум металлическим обру чам /. Обручи скрепляют конструкцию бата рейной секции и верхняя часть их служит руч ками для переноса секции. В каждой дере вянной планке имеются по три отверстия 5, куда вводятся при сборке цапфы сосудов ак кумуляторов. На цапфы одеваются эбонито вые втулки, изолирующие сосуды от планок.
Такое |
соединение |
облегчает осмотр, |
очистку |
и замену аккумуляторов. |
батарее |
||
В |
щелочной |
аккумуляторной |
|
3 X З-СЖН-70 сосуды выполнены из |
железа. |
Смежные аккумуляторы одной секции соеди нены между собой перемычками последова тельно (плюсовой борн первого аккумулятора с минусовым борном второго).
При соприкосновении их сосудов возника ет замкнутая электрическая цепь (короткое замыкание) этих аккумуляторов (рис. 17).
79