ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
тарею. Обычно все аккумуляторы, составляю щие кислотную батарею, имеют одинаковое напряжение, равное в среднем 2 в, а также и равную емкость.
Последовательное соединение аккумулято ров в батарею увеличивает напряжение бата реи, делая его равным сумме напряжений всех элементов соединения. Емкость соедине ния в данном случае остается равной емкости любого его элемента в отдельности. Такой же результат получается и при последователь ном соединении нескольких батарей аккумуля торов (рис. 9, а).
Иное положение возникает, когда две или больше аккумуляторных батарей соединены между собой параллельно (рис. 9, б). Такое
соединение допустимо только |
для батарей |
с одинаковым напряжением. |
Параллельное |
соединение нескольких одинаковых батарей не изменяет их общего напряжения по сравнению с напряжением каждой батареи в отдельности, но изменяет емкость всего соединения, делая ее равной сумме емкостей всех подсоединен ных батарей.
Параллельное соединение батарей на авто мобиле производят в тех случаях, когда тре буется создать источник тока большой емко сти, не увеличивая при этом его вес и габа риты до размеров, затрудняющих его транс портировку и обслуживание.
Емкость аккумуляторной батареи гаранти руется (ГОСТ 959—51) после четырех циклов
зарядок |
при удельном |
весе электролита |
1,285 + |
0,005 и средней температуре +30°. Для |
|
батарей |
с активной массой, |
изготовленной из |
37
Рис. 9. Соединения аккумуляторных батарей:
а — последовательное; 6 — параллельное.
свинцового порошка или сепараторами из ма териалов, комбинированных со стекловолок ном 100%-ной емкости гарантируется на деся том цикле разрядки — зарядки.
При стартерном режиме разрядки емкость аккумуляторной батареи гарантируется на ше стом цикле зарядки — разрядки при темпера туре 30 + 2° и на восьмом цикле при темпе ратуре — 18 + 2 °.
ТИПЫ СТАРТЕРНЫХ КИСЛОТНЫХ БАТАРЕЙ И ИХ МАРКИРОВКА
Заводами Советского Союза выпускаются стартерные кислотные батареи различных ти пов, отличающихся между собой как по емко сти, так и по напряжению (табл. 6).
На одном из межэлементных соединений аккумуляторной батареи нанесено сокращен ное обозначение, характеризующее ее электри ческие показатели, материал моноблока и се параторов. Примером такого обозначения мо гут служить следующие маркировки:
З-СТ-70 ПМСЗ ГОСТ 959—51; 6-СТ-54 ЭМ ГОСТ 959—51.
Первые цифры каждой маркировки «3» или «6» обозначают количество элементов в акку муляторной батарее.
Буквы «СТ» указывают, что аккумулятор ная батарея стартерного типа. Цифры «70», «54» указывают расчетную емкость аккумуля торной батареи в ампер-часах, гарантирован ную заводом-изготовителем (табл. 6).
Последние буквы или обозначения харак-
39
Таблица 6
Технические данные некоторых типов аккумуляторных батарей
|
|
К |
|
s |
|
|
|
|
С |
|
с |
S |
|
|
|
<я |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
£ |
|
Типы батарей |
|
а> |
|
о а> |
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
и их наиме |
Марки автомобилей |
х |
|
£ |
s . |
|
Л |
|
|||||
нование |
|
|
|
-0 о х |
||
|
я |
45 |
х mж |
|||
|
|
X |
О) |
«<0*4 |
||
|
|
|
|
к о к |
||
|
|
S |
S |
а .« |
о. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
о |
|
л 2 |
2. |
|
|
|
X |
X |
|||
З-СТ-60 |
„Москвич“-401 |
6 |
|
6,0 |
||
З-СТ-70 |
ГАЗ-51, ГАЗ-63 |
6 |
|
7,0 |
||
|
(2 батареи) |
|
|
|
|
|
З-СТ-84 |
ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 |
6 |
|
8,4 |
||
|
(2 батареи) |
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-158 (4 батареи) |
|
|
|
|
|
«в Л |
|
7 |
|
о а. |
<3 |
|
|
о |
К |
О |
|
|1 |
e e |
д* |
fr |
К |
|
|
2 |
щz о к |
X |
а. |
|
я |
|
U и а |
а . |
Стартерный ток
Минимальная Емкость, а-ч, длительность при началь разрядки,мин., ной темпера при начальной туре электро температуре лита
электролита
30±2° —18+2° 30±2° — 18±2°
60 |
180 |
5,5 |
2,25 |
16,5 |
6,7 |
70 |
210 |
5,5 |
2,25 |
19,2 |
7,8 |
84 |
250 |
5,5 |
2,25 |
22,8 |
9,3 |
З-СТ-98 |
Урал ЗИЛ-355М |
6 |
9,8 |
98 |
295 5,5 |
2,25 27,0 11,0 |
|
(2 батареи) |
|
|
|
|
|
3-СТ-135 |
ЗИЛ-110, ЛАЗ-695Б |
6 |
13,5 |
135 |
405 |
5,5 |
2,25 |
37,1 |
15,1 |
|
(2 батареи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ-127 (4 батареи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
6-СТ-54 |
ГАЗ-69, М-21 .Волга* |
12 |
5,4 |
54 |
160 |
5,5 |
2,25 |
14,6 |
6,0 |
6-СТ-68 |
ГАЗ-12, ГАЗ-13, |
12 |
6,8 |
68 |
205 |
5,5 |
2,25 |
13,7 |
7.6 |
|
ЗИЛ-111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6-СТ-42 |
„Москвич“-402, |
12 |
4,2 |
42 |
126 |
5,5 |
2,25 |
11,5 |
4.7 |
|
»Москвич“-407 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6-СТМ-128 |
ЯАЗ-210 (4 батареи) |
12 |
11,2* |
112 |
360 |
5,0 |
2,0 |
30 |
|
|
МАЗ-200 (2 батареи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрядный ток указан при 20-часовом режиме разрядки.
теризуют материал |
моноблока («Э» — эбонит, |
|||
«П» — пластмасса) |
и материал |
сепараторов |
||
(«Д» — дерево, «ДС» — дерево в |
комбинации |
|||
со стекловолокном, |
«Р» — мипор, |
«М» — ми- |
||
пласт, |
«МС» — мипласт |
в комбинации со |
||
стекловолокном). |
|
|
|
|
В |
конце маркировки |
указывается номер |
ГОСТ.
Примером для расшифровки может слу жить аккумуляторная батарея с маркировкой 3-СТ-70-ПМСЗ ГОСТ 959—51. Эта батарея стартерного типа, состоит из трех последова тельно соединенных элементов, гарантирован ной емкости в 70 а-ч. Моноблок изготовлен из асфальто-пековой массы с сепараторами из мипласта в комбинации со стекловолокном. Батарея сухозаряженная (обозначается бук вой «3»).
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВЫХ КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Подготовка новой аккумуляторной бата реи к работе начинается с приготовления элек тролита, предназначенного для заполнения аккумуляторов.
Удельный вес электролита должен быть подобран в соответствии с климатическим районом, где предстоит работать аккумуля торной батарее, и материалом сепараторов.
Аккумулятор, предназначенный для залив ки электролитом, должен быть очищен от пыли. Перед заливкой следует отвинтить проб ки заливных отверстий и вынуть из гнезд рези новые уплотнительные диски. Если в крышках
42
аккумуляторов имеются обособленные венти ляционные отверстия, то из них удаляют винипластовые трубочки, установленные на за- воде-изготовителе. Винипластовые трубочки предохраняют аккумуляторы от загрязнения при хранении и транспортировке.
Электролит тонкой струей заливают до тре буемого уровня через заливные отверстия в крышках аккумуляторов. Температура элект ролита не должна превышать 25°, так как со прикосновение электролита с пластинами при заполнении аккумуляторов вызывает химиче скую реакцию, дополнительно повышающую его температуру. Уровень электролита в каж дом аккумуляторе должен быть на 15 мм вы ше верхних кромок пластин или защитной хлорвиниловой прокладки. В залитом состоя нии незаряженные батареи отстаиваются в те чение 4—6 час., а сухозаряженные — 3 час.
За время отстоя первоначальный уровень электролита уменьшается за счет насыщения им пластин. После отстоя электролит попол няют до требуемого уровня и устанавливают батарею на зарядку. Положительный штырь аккумуляторной батареи присоединяют к по ложительному, а отрицательный — к отрица тельному зажиму зарядного агрегата. Зарядку аккумуляторной батареи следует контролиро вать амперметром, включенным последова тельно в цепь зарядки. Величина зарядного тока должна регулироваться в соответствии с данными табл. 7 в зависимости от типа за ряжаемой аккумуляторной батареи.
Зарядку аккумуляторных батарей произво дят только первой ступенью зарядного то
43
ка. Первым признаком окончания зарядки ба тареи является бурное газовыделение («кипе ние») электролита. Определение конца заряд ки аккумуляторной батареи нельзя определять только по «кипению» электролита, так как оно может возникнуть при чрезмерной силе заряд ного тока в случаях неисправности батареи.
Таблица 7
Величина тока зарядки различных типов аккумуляторных свинцовых батарей
Тип батареи
|
Зарядный ток, а |
|||
“ |
о д) |
Ж “ |
|
|
т и |
• |
|
Нормальная |
|
незаДляряженных |
|
сухоДля* заряжен- |
ных |
|
|
зарядка |
|||
|
|
|
|
для батарей |
|
|
|
|
всех типов |
1|1 |
|
|
|
|
З-СТ-60 ............................. |
3,5 |
5,0 |
5,0 |
З-СТ-70 ............................. |
5,0 |
6,5 |
6,5 |
З-СТ-84 ............................ |
6,0 |
8,0 |
8,0 |
З-СТ-98 ............................ |
6,5 |
9,0 |
10,0 |
3 - С Т - 1 3 5 ............................ |
7,5 |
12,5 |
10,0 |
6-СТ-54 ........................ |
3,5 |
5,0 |
5,0 |
6-СТ-68 ........................ |
4,5 |
6,0 |
6,0 |
6-СТ-42 ........................ |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
6 - С Т - 1 2 8 ............................. |
7,0 |
11,0 |
11,0 |
Конец зарядки определяется по величине удельного веса электролита и по напряже нию аккумулятора. Напряжение в конце за рядки, замеренное на штырях каждого акку мулятора, должно быть равно 2,75 в, а вели чина удельного веса электролита может повы ситься до 1,25— 1,31. * Если эти показатели не дают изменения на протяжении 3 час. после
* См. табл. 2.
44