Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тарею. Обычно все аккумуляторы, составляю­ щие кислотную батарею, имеют одинаковое напряжение, равное в среднем 2 в, а также и равную емкость.

Последовательное соединение аккумулято­ ров в батарею увеличивает напряжение бата­ реи, делая его равным сумме напряжений всех элементов соединения. Емкость соедине­ ния в данном случае остается равной емкости любого его элемента в отдельности. Такой же результат получается и при последователь­ ном соединении нескольких батарей аккумуля­ торов (рис. 9, а).

Иное положение возникает, когда две или больше аккумуляторных батарей соединены между собой параллельно (рис. 9, б). Такое

соединение допустимо только

для батарей

с одинаковым напряжением.

Параллельное

соединение нескольких одинаковых батарей не изменяет их общего напряжения по сравнению с напряжением каждой батареи в отдельности, но изменяет емкость всего соединения, делая ее равной сумме емкостей всех подсоединен­ ных батарей.

Параллельное соединение батарей на авто­ мобиле производят в тех случаях, когда тре­ буется создать источник тока большой емко­ сти, не увеличивая при этом его вес и габа­ риты до размеров, затрудняющих его транс­ портировку и обслуживание.

Емкость аккумуляторной батареи гаранти­ руется (ГОСТ 959—51) после четырех циклов

зарядок

при удельном

весе электролита

1,285 +

0,005 и средней температуре +30°. Для

батарей

с активной массой,

изготовленной из

37

Рис. 9. Соединения аккумуляторных батарей:

а — последовательное; 6 — параллельное.

свинцового порошка или сепараторами из ма­ териалов, комбинированных со стекловолок­ ном 100%-ной емкости гарантируется на деся­ том цикле разрядки — зарядки.

При стартерном режиме разрядки емкость аккумуляторной батареи гарантируется на ше­ стом цикле зарядки — разрядки при темпера­ туре 30 + 2° и на восьмом цикле при темпе­ ратуре — 18 + 2 °.

ТИПЫ СТАРТЕРНЫХ КИСЛОТНЫХ БАТАРЕЙ И ИХ МАРКИРОВКА

Заводами Советского Союза выпускаются стартерные кислотные батареи различных ти­ пов, отличающихся между собой как по емко­ сти, так и по напряжению (табл. 6).

На одном из межэлементных соединений аккумуляторной батареи нанесено сокращен­ ное обозначение, характеризующее ее электри­ ческие показатели, материал моноблока и се­ параторов. Примером такого обозначения мо­ гут служить следующие маркировки:

З-СТ-70 ПМСЗ ГОСТ 959—51; 6-СТ-54 ЭМ ГОСТ 959—51.

Первые цифры каждой маркировки «3» или «6» обозначают количество элементов в акку­ муляторной батарее.

Буквы «СТ» указывают, что аккумулятор­ ная батарея стартерного типа. Цифры «70», «54» указывают расчетную емкость аккумуля­ торной батареи в ампер-часах, гарантирован­ ную заводом-изготовителем (табл. 6).

Последние буквы или обозначения харак-

39



Таблица 6

Технические данные некоторых типов аккумуляторных батарей

 

 

К

 

s

 

 

 

 

С

 

с

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

£

 

Типы батарей

 

а>

 

о а>

 

 

о

 

 

 

 

и их наиме­

Марки автомобилей

х

 

£

s .

Л

 

нование

 

 

 

-0 о х

 

я

45

х mж

 

 

X

О)

«<0*4

 

 

 

 

к о к

 

 

S

S

а .«

о.

 

 

 

 

 

 

 

о

 

л 2

2.

 

 

X

X

З-СТ-60

„Москвич“-401

6

 

6,0

З-СТ-70

ГАЗ-51, ГАЗ-63

6

 

7,0

 

(2 батареи)

 

 

 

 

 

З-СТ-84

ЗИЛ-164, ЗИЛ-157

6

 

8,4

 

(2 батареи)

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-158 (4 батареи)

 

 

 

 

 

«в Л

 

7

 

о а.

<3

 

о

К

О

|1

e e

д*

fr­

К

 

2

щz о к

X

а.

я

U и а

а .

Стартерный ток

Минимальная Емкость, а-ч, длительность при началь­ разрядки,мин., ной темпера­ при начальной туре электро­ температуре лита

электролита

30±2° —18+2° 30±2° 18±2°

60

180

5,5

2,25

16,5

6,7

70

210

5,5

2,25

19,2

7,8

84

250

5,5

2,25

22,8

9,3

З-СТ-98

Урал ЗИЛ-355М

6

9,8

98

295 5,5

2,25 27,0 11,0

 

(2 батареи)

 

 

 

 

 

3-СТ-135

ЗИЛ-110, ЛАЗ-695Б

6

13,5

135

405

5,5

2,25

37,1

15,1

 

(2 батареи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-127 (4 батареи)

 

 

 

 

 

 

 

 

6-СТ-54

ГАЗ-69, М-21 .Волга*

12

5,4

54

160

5,5

2,25

14,6

6,0

6-СТ-68

ГАЗ-12, ГАЗ-13,

12

6,8

68

205

5,5

2,25

13,7

7.6

 

ЗИЛ-111

 

 

 

 

 

 

 

 

6-СТ-42

„Москвич“-402,

12

4,2

42

126

5,5

2,25

11,5

4.7

 

»Москвич“-407

 

 

 

 

 

 

 

 

6-СТМ-128

ЯАЗ-210 (4 батареи)

12

11,2*

112

360

5,0

2,0

30

 

 

МАЗ-200 (2 батареи)

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрядный ток указан при 20-часовом режиме разрядки.


теризуют материал

моноблока («Э» — эбонит,

«П» — пластмасса)

и материал

сепараторов

(«Д» — дерево, «ДС» — дерево в

комбинации

со стекловолокном,

«Р» — мипор,

«М» — ми-

пласт,

«МС» — мипласт

в комбинации со

стекловолокном).

 

 

 

В

конце маркировки

указывается номер

ГОСТ.

Примером для расшифровки может слу­ жить аккумуляторная батарея с маркировкой 3-СТ-70-ПМСЗ ГОСТ 959—51. Эта батарея стартерного типа, состоит из трех последова­ тельно соединенных элементов, гарантирован­ ной емкости в 70 а-ч. Моноблок изготовлен из асфальто-пековой массы с сепараторами из мипласта в комбинации со стекловолокном. Батарея сухозаряженная (обозначается бук­ вой «3»).

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВЫХ КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Подготовка новой аккумуляторной бата­ реи к работе начинается с приготовления элек­ тролита, предназначенного для заполнения аккумуляторов.

Удельный вес электролита должен быть подобран в соответствии с климатическим районом, где предстоит работать аккумуля­ торной батарее, и материалом сепараторов.

Аккумулятор, предназначенный для залив­ ки электролитом, должен быть очищен от пыли. Перед заливкой следует отвинтить проб­ ки заливных отверстий и вынуть из гнезд рези­ новые уплотнительные диски. Если в крышках

42

аккумуляторов имеются обособленные венти­ ляционные отверстия, то из них удаляют винипластовые трубочки, установленные на за- воде-изготовителе. Винипластовые трубочки предохраняют аккумуляторы от загрязнения при хранении и транспортировке.

Электролит тонкой струей заливают до тре­ буемого уровня через заливные отверстия в крышках аккумуляторов. Температура элект­ ролита не должна превышать 25°, так как со­ прикосновение электролита с пластинами при заполнении аккумуляторов вызывает химиче­ скую реакцию, дополнительно повышающую его температуру. Уровень электролита в каж­ дом аккумуляторе должен быть на 15 мм вы­ ше верхних кромок пластин или защитной хлорвиниловой прокладки. В залитом состоя­ нии незаряженные батареи отстаиваются в те­ чение 4—6 час., а сухозаряженные — 3 час.

За время отстоя первоначальный уровень электролита уменьшается за счет насыщения им пластин. После отстоя электролит попол­ няют до требуемого уровня и устанавливают батарею на зарядку. Положительный штырь аккумуляторной батареи присоединяют к по­ ложительному, а отрицательный — к отрица­ тельному зажиму зарядного агрегата. Зарядку аккумуляторной батареи следует контролиро­ вать амперметром, включенным последова­ тельно в цепь зарядки. Величина зарядного тока должна регулироваться в соответствии с данными табл. 7 в зависимости от типа за ­ ряжаемой аккумуляторной батареи.

Зарядку аккумуляторных батарей произво­ дят только первой ступенью зарядного то­

43


ка. Первым признаком окончания зарядки ба­ тареи является бурное газовыделение («кипе­ ние») электролита. Определение конца заряд­ ки аккумуляторной батареи нельзя определять только по «кипению» электролита, так как оно может возникнуть при чрезмерной силе заряд­ ного тока в случаях неисправности батареи.

Таблица 7

Величина тока зарядки различных типов аккумуляторных свинцовых батарей

Тип батареи

 

Зарядный ток, а

о д)

Ж “

 

 

т и

 

Нормальная

незаДляряженных

 

сухоДля* заряжен-

ных

 

зарядка

 

 

 

 

для батарей

 

 

 

 

всех типов

1|1

 

 

 

 

З-СТ-60 .............................

3,5

5,0

5,0

З-СТ-70 .............................

5,0

6,5

6,5

З-СТ-84 ............................

6,0

8,0

8,0

З-СТ-98 ............................

6,5

9,0

10,0

3 - С Т - 1 3 5 ............................

7,5

12,5

10,0

6-СТ-54 ........................

3,5

5,0

5,0

6-СТ-68 ........................

4,5

6,0

6,0

6-СТ-42 ........................

3,0

4,0

4,0

6 - С Т - 1 2 8 .............................

7,0

11,0

11,0

Конец зарядки определяется по величине удельного веса электролита и по напряже­ нию аккумулятора. Напряжение в конце за­ рядки, замеренное на штырях каждого акку­ мулятора, должно быть равно 2,75 в, а вели­ чина удельного веса электролита может повы­ ситься до 1,25— 1,31. * Если эти показатели не дают изменения на протяжении 3 час. после

* См. табл. 2.

44