ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Eme7
специальная
о тн о си те л ь н о сти
| | з- механики мы зйаем, что движение тела можно об наружить только в том случае, если в различные мо менты времени отмечать его положение в пространстве относительно других тел. Поставленные опыты показали, что если бы, например, поезд двигался плавно с постоян ной скоростью, то определить его движение, не выгляды вая из вагона, было бы невозможно, так как все механи ческие явления протекают в нем так же, как и в покоя
щемся вагоне.
С этой точки зрения покой и движение относительны. Действительно, для наблюдателя, находящегося в ваго-' не, все расположенные в нем предметы неподвижны. В то же время внешний наблюдатель отметит, что эти предметы движутся вместе с вагоном. Таким образом, одни и те же тела можно считать и неподвижными и дви жущимися в зависимости от того, где находится наблю датель.
Но существует ли тогда абсолютное движение и аб солютный покой? Или иначе — существует ли такое по ложение наблюдателя, чтобы можно было однозначно утверждать: «Одно тело движется, а другое покоится»? Ответ на этот вопрос не предрешается основными поло жениями классической механики, то есть можно, оста ваясь в рамках трех законов И. Ньютона, ответить и по ложительно и отрицательно. Ньютон ответил положи тельно. Он считал, что существуют абсолютные движение и покой. А для того, чтобы разделить все тела на движу щиеся и неподвижные, наблюдатель должен быть не подвижен относительно абсолютного пространства. От носительное же движение всегда может быть сведено к абсолютному.
Это положение Ньютона было включено в систему классической механики и почти двести лет оставалось незыблемым. Лишь в 1905 году оно рухнуло под напором
32
специальной теории относительности Л. Эйнштейна, про возгласившей существование лишь относительных дви жения и покоя.
Существование только относительного движения при водит к необходимости рассматривать физические явле ния по отношению к каким-либо телам. Эти тела и часы, по которым отмечается время физического явления, на зываются системой отсчета. Расстояние от этих тел до точки пространства задается тремя числами подобно то му, как положение электрической лампочки в комнате определяется расстоянием от пола и двух смежных друг к другу стен. Эти три числа называются координатами тела.
Механические явления
Предположим, что мы изучили некоторое физическое явление в одной системе отсчета. Будет ли оно протекать точно так же, в любых других системах отсчета или толь ко в избранных, специальных?
Для механики ответ уже ясен из примера с равномер но движущимся поездом. То есть только в избранных системах отсчета механические явления протекают со вершенно одинаковым образом. Эти специальные систе мы отсчета примечательны тем, что в них справедлив за кон инерции, и поэтому они называются инерциальными. Законы Ньютона, описывающие механические явления, не должны, таким образом, зависеть от выбора инер циальной системы отсчета, а уравнения движения, представляющие собой математическую запись законов механики, не должны менять своего вида при переходе от одной инерциальной системы к другой, или, как гово рят, быть инвариантными. В механике этот переход со-
3—2570 |
33 |
стоит в преобразовании координат одной инерциальной системы в координаты другой. Эти преобразования назы ваются преобразованиями Галилея. Важно понять, что инвариантность уравнений Ньютона относительно этих преобразований и независимость механического явления от выбора инерциальной системы отсчета являются тож дественными понятиями.
Представление классической механики об абсолют ном пространстве и отсутствии ограничения на скорость передачи взаимодействия приводило к представлению и об абсолютном времени. Так как время абсолютно, то в различных инерциальных системах оно течет совершен но одинаково, и два события, одновременные в одной системе, будут всегда одновременны и в любых других инерциальных системах. Поэтому время при преобразо вании Галилея не менялось.
Так как почти все явления, известные физикам на протяжении развития науки, были механическими, то считалось, что любое физическое явление может быть сведено к механическому, и поэтому любое физическое явление должно протекать совершенно одинаково во всех инерциальных системах отсчета, которые можно перевести друг в друга преобразованием Галилея.
Это требование ковариантности уравнений, описы вающих любой физический процесс относительно преоб разований Галилея, называется принципом относитель ности Галилея.
Электромагнитные явления
Учитывая, что для объяснения распространения элек тромагнитных волн был введен эфир, мы можем выбрать его за систему отсчета. Если теперь потребовать выпол
34
нения принципа относительности Галилея в электроди намике и перейти с помощью преобразования Галилея к другой системе отсчета, движущейся равномерно и пря молинейно относительно эфира, то уравнения Максвелла меняют свой вид. Это означает, что электромагнитные явления должны протекать неодинаково в разных инер циальных системах. Поэтому можно было бы выбрать одну абсолютную систему отсчета, связанную с эфиром, и рассматривать механические и электромагнитные яв ления только относительно его.
Согласно классической механике, скорость света в инерциальной системе, движущейся относительно эфира, равнялась бы сумме скорости света в эфире и скорости этой инерциальной системы относительно эфира. То есть скорость света должна бы быть различной в разных инер циальных системах. Используя это, можно было бы оп тическими методами определить движение земли относи тельно абсолютной системы отсчета — эфира. Но опыт, поставленный в 1881 году А. Майкельсоном, дал отрица тельный результат.
Принцип относительности Галилея не вызывал со мнений. Тогда возникло подозрение, что недавно написан ные уравнения Максвелла неправильны. Однако все по пытки исправить их и записать таким образом, чтобы они выглядели одинаково во всех инерциальных систе мах, которые можно перевести друг в друга преобразо ванием Галилея, потерпели неудачу.
С другой стороны, были найдены другие преобразо вания. Они не меняли уравнений Максвелла. Эти преоб разования, которые затрагивали и время, позже были названы преобразованиями Лоренца. Подчеркнем, что они были введены Лоренцем, чтобы спасти классическую механику и существование абсолютной системы отсчета.
Истинный же смысл этих преобразований |
был разъяс |
3* |
35 |
нен А. Эйнштейном на основе совершенно новых пред ставлений.
Таким образом, сложилась следующая ситуация: классическая механика правильно описывала механиче ские явления, и во всех инерциальных системах эти яв ления протекали одинаково; причем считалось, что пере ход от одной инерциальной системы к другой должен осуществляться с помощью преобразований Галилея. С другой стороны, электромагнитные явления правильно описываются уравнениями Максвелла, но эти уравнения имеют разный вид в различных инерциальных системах отсчета, связанных преобразованиями Галилея. Преоб разования же Лоренца не меняют уравнений Максвелла, но нарушают уравнения Ньютона.
Постулат Эйнштейна
Выход из этой запутанной ситуации был найден А. Эйнштейном в 1905 году. Его специальная теория от носительности коренным образом изменила представле ния классической механики о пространстве и времени, обобщила классическую механику на случай движения с большими скоростями и выявила глубокую связь меж ду массой и энергией.
Экспериментальным основанием специальной теории относительности служат два опыта: опыт Майкельсона и наблюдение за двойными звездами.
Из этих опытов Эйнштейн сделал два важных выво да. Первый заключается в том, что из невозможности обнаружить движение относительно эфира, то есть отно сительно абсолютной системы отсчета, следует сущест вование только относительных движений, и эфир стано вится просто излишним, так как он нигде не проявляется.
36
Представлению об абсолютном движении и покое при шел, таким образом, конец. Второй вывод Эйнштейн взял в качестве постулата при построении теории относитель ности. Этот постулат гласит: скорость света постоянна в любой инерциальной системе отсчета.
Что же дает нам этот постулат и поможет ли он нам разобраться в трудной ситуации, обрисованной выше?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим непо движный источник света в покоящейся относительно на блюдателя инерциальной системе. Световые лучи, иду щие во всех направлениях от него, в некоторый момент времени достигают сферической поверхности некоторого радиуса. Сферическая поверхность, конечно, не реаль ная, а воображаемая. Согласно постулату, такой же результат получится во второй инерциальной системе, движущейся относительно первой. Условие, чтобы сфери ческая поверхность, достигаемая световыми лучами в покоящейся инерциальной системе, оставалась ею же в любой другой инерциальной системе, является просто переформулировкой постулата. Но вопрос о преобразо ваниях, то есть о связи инерциальных систем отсчета между собой, свелся, таким образом, к вопросу о преоб разованиях, которые сферическую поверхность в одной инерциальной системе переводят в такую же поверхность в другой. Такие преобразования легко можно найти, и они оказываются преобразованиями Лоренца.
Следовательно, истинными преобразованиями от од ной инерциальной системы отсчета к другой являются преобразования Лоренца, а не Галилея.
37
Одновременность
Насколько сильно специальная теория относительно сти изменяет сложившиеся ранее представления, можно судить на примере понятия одновременности. Классиче ская механика считала, что два явления, одновременные в одной инерциальной системе, будут всегда одновремен ны и в другой. Чтобы разобраться, как будет обстоять дело в специальной теории относительности, возьмем, на пример, стержень некоторой длины с электрическими лампочками на концах и будем наблюдать приход сиг налов в центр стержня. Пусть стержень движется отно сительно нас равномерно и прямолинейно слева направо. С точки зрения наблюдателя, движущегося вместе со стержнем, приход световых сигналов происходит одно временно. Но с точки зрения наблюдателя, относительно которого стержень движется с постоянной скоростью, световые сигналы от электрических лампочек на концах стержня, согласно постулату, идут с одной и той же ско ростью. И так как стержень движется, то световой сигнал от правой лампочки придет в его центр раньше, чем от левой.
Таким образом, события, заключающиеся в приходе световых сигналов и одновременные в одной инерциаль ной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой. Это означает, что одновременность имеет смысл только по отношению к определенной системе отсчета, то есть относительна. Следовательно, в разных инерциаль ных системах время течет неодинаково.
Более детальный анализ, связанный с изучением по ведения часов и тел, показывает, что часы в движущейся относительно наблюдателя инерциальной системе отсче та идут тем медленнее, а размеры тел сокращаются в
38
направлении движения тем больше, чем больше скорость этой системы отсчета.
Релятивистская механика
Уравнения Максвелла заведомо, как мы уже знаем, не изменяются при преобразовании Лоренца. Требование перехода от одной инерциальной системы к другой при помощи преобразований Лоренца приводит к тому, что уравнения Ньютона меняют свой вид. Это означает, что механические явления протекают неодинаково в различ ных инерциальных системах отсчета, что находится в противоречии с опытом.
Следовательно, неверны уравнения Ньютона, прове ренные почти 200-летним развитием физики? Да, невер ны. А согласие с опытом? Оказывается, дело в том, что в нашей практической жизни мы встречаемся с такими движениями тел, скорость которых чрезвычайно мала по сравнению со скоростью света. В этом случае преобра зования Лоренца переходят в преобразования Галилея.
Возьмем такой пример. Скорость ракеты, выводящей спутник на орбиту вокруг земли, приблизительно в тридцать тысяч раз меньше скорости света, хотя мы счи таем скорость ракеты громадной. Движения же всех тел на земле происходят с куда меньшей скоростью относи тельно друг друга. Поэтому законы Ньютона для тел, движущихся с малыми скоростями, справедливы с высо кой степенью точности.
Однако с открытием элементарных частиц число объ ектов, могущих двигаться со скоростями, близкими к скорости света, непрерывно возрастает. Для таких объ ектов и справедлива релятивистская механика, представ ляющая собой обобщение законов Ньютона. Каково же
39
наиболее существенное изменение уравнений реляти вистской механики по сравнению с уравнениями Нью тона? Прежде всего, зависимость в релятивистской механике массы тел от их скорости. Эта зависимость та кова, что при малых скоростях движения или для покоя щегося тела масса, фигурирующая в релятивистской механике, совпадает с массой, входящей в классические уравнения Ньютона, и является постоянной. Ее называ ют массой покоя.
По мере увеличения скорости движения увеличивает ся и масса тела. При стремлении скорости тела к скоро сти света масса стремится к бесконечности. Увеличение массы означает, что для увеличения скорости нужно при лагать силы, зависящие от данной скорости тела. Чем больше масса, тем большую силу нужно приложить. Ес ли масса тела стремится к бесконечности, то для увели чения скорости нужно прилагать силу, стремящуюся к бесконечности. Бесконечных же сил нет. Поэтому ни од но тело, имеющее массу покоя, не может двигаться со скоростью света. Отсюда можно сделать заключение, что если бы свет состоял из частиц, то масса покоя этих ча стиц должна была быть равна нулю, и если какое-то тело имеет нулевую массу покоя, то оно должно двигать ся со скоростью света.
Мы знаем из классической механики, что кинетиче ская энергия покоящегося тела равна нулю. Это же спра ведливо и для кинетической энергии в релятивистской механике. Они близки при малых скоростях движения, но с увеличением скорости тела кинетическая энергия в релятивистской механике гораздо большая, чем в клас сической, и выражается формулой
Екни = ( т —ш0) • с2,
где то — масса покоя,
40